Сегодняшнее аседание коллеги управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по РТ началось с небольшого казуса
Сегодняшнее заседание коллегии управления федеральной службы судебных приставов по РТ началось с небольшого казуса

КАФИЛЬ АМИРОВ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Сегодняшнее заседание коллеги управления федеральной службы судебных приставов (УФССП) по РТ началось с небольшого казуса. Сразу после исполнения российского и татарстанского гимнов встал сидевший в центре зала экс-прокурор РТ Кафиль Амиров. Нынешний советник председателя совета директоров ОАО «Связьинвестнефтехим» заявил о нарушении положения о государственных символах Российской Федерации: «Флаг Российской Федерации должен быть в центре, первым должен стоять флаг Республики Татарстан, а ваше ведомственное знамя — третьим».

Это знамя — знак большой личной гордости главного судебного пристава РТ Радика Ильясова, он всего два месяца назад получил его лично из рук главного судебного пристава РФ Артура Парфенчикова. Повод для гордости немалый — Татарстан стал 8-м регионом, которому было вручено собственное знамя. В результате на самой коллегии полотнище то ли намеренно, то ли случайно заняло центр зала, сразу за высокими гостями, среди которых помимо премьер-министра РТ Ильдара Халикова и начальника управления министерства юстиции РФ по РТ Виктора Демидова оказались председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров, председатель Конституционного суда РТ Фархат Хуснутдинов, председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов, а также руководитель управления федеральной налоговой службы по РТ Марат Сафиуллин.

Экс-прокурор РТ Кафиль Амиров
Экс-прокурор РТ Кафиль Амиров заявил о нарушении положения о государственных символах Российской Федерации

Ильясов оглянулся на держателей знамени и флага РФ. Они, в свою очередь, посмотрели друг на друга и молча поменялись местами. «Замечание принято и устранено», — заверил Амирова Ильясов. Экс-прокурор РТ, видимо, как и китайцы считающий, что символы и ритуалы — это самое главное в управлении Поднебесной, удовлетворенно сел. Несколько озадаченный главный судебный пристав РТ приступил к отчетному докладу.

По словам Ильясова, в бюджеты всех уровней было перечислено 2 млрд. 874 млн. рублей, это на 773 млн. рублей больше, чем в 2014 году. В бюджет РТ отчисления составили 1 млрд. 829 млн. рублей, рост — 663 миллиона

ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗ-ЗА ЗАГРУЖЕННОСТИ?

Из отчета главного судебного пристава РТ следовало, что тенденция роста поступлений исполнительных производств в его ведомство в ушедшем году продолжилась. «Всего в 2015 году было возбуждено 1 миллион 314 тысяч исполнительных производств, — заметил Ильясов. — Рост составил 10 тысяч, в значительной степени это обусловлено внедрением электронного документооборота в Госавтоинспекции. Количество поступивших постановлений от Госавтоинспекции составляет 51 процент от общего числа поступивших исполнительных документов».

Всего в 2015-м на исполнении у татарстанских приставов находилось 2 млн. 91 тыс. исполнительных производств. Это на 7,2% (140 тыс. производств) больше, чем в 2014 году. «В 2015 году окончено 1 миллион 165 тысяч исполнительных производств, из них фактически исполнено 781 тысяча, что на 30 тысяч меньше, чем в 2014 году, — признал главный пристав республики. — Общая сумма взысканных средств составила более 10 миллиардов рублей и более чем на 16,9 процента превысила результат 2014 года».

По словам Ильясова, в бюджеты всех уровней было перечислено 2 млрд. 874 млн. рублей, это на 773 млн. рублей больше успехов 2014 года. В бюджет РТ отчисления составили 1 млрд. 829 млн. рублей, рост — 663 миллиона.

За этим оптимистичным (прежде всего для казны) заявлением последовало неприятное признание. Оказалось, что в прошлом году главный показатель эффективности работы республиканской службы судебных приставов — исполнение судебных решений — составил 43,2% при установленном плане в 47,5%. Одним из оправданий невысокого показателя исполнения судебных решений докладчик назвал нагрузку на приставов-исполнителей: «На одного пристава-исполнителя приходится 4 150 (решений судов, подлежащих исполнению прим. ред.), это самое большое значение по Приволжскому федеральному округу и пятое — по России. Среднероссийский показатель — 2 939».

Еще одна причина неисполнения обязательств УФССП по РТ, по Ильясову, — это завышенный план. «Он превышает среднероссийский [план] и по ПФО на 4,6 процента», — заявил оратор.

В числе минусов работы службы оказалось и возросшее на 20% число жалоб на действия приставов.

«НЕ МОЖЕМ», «НЕ ЗНАЕМ», «НЕ ПОЛУЧИЛИ»

Очень строг был в отношении ведомства Ильясова заместитель прокурора РТ Марат Долгов. Один из руководителей надзорного ведомства, по сути, обвинил приставов в развязывании рук коллекторов, чья деятельность в последнее время вызывает очень серьезный резонанс по всей стране. «Любые упущения и недостатки в государственном механизме исполнения судебных решений вызывают к жизни альтернативные способы урегулирования способов обеспечения взысканий, носящие зачастую откровенно криминальный характер, — начал он. — Мы все видим, какие общественные баталии идут вокруг деятельности коллекторов, а всплеск их активности — это в немалой степени показатель неудовлетворенности участников экономической деятельности государственным обеспечением исполнения судебных решений».

Прокурор с сожалением констатировал, что сложно признать эффективной систему, гарантирующую исполнение даже не каждого второго судебного решения. «Если смотреть по суммам, подлежащим взысканию, взыскивается лишь около 17 процентов, и это один из лучших результатов в РФ, как сегодня прозвучало, — вздохнул заместитель прокурора РТ и снял часть вины с УФССП. — Причины сложившегося положения многочисленны, на большинство из них наша республиканская служба повлиять не в состоянии. Но особую тревогу вызывает у нас ежегодно растущее число выявленных прокурорами на местах нарушений законодательства об исполнительном производстве».

По данным Долгова, в сравнении с 2014 годом число нарушений приставов выросло на 27% и достигло 2 765. Всего по инициативе прокуратуры РТ было отменено 1 620 правовых актов УФССП, внесено 147 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 87 сотрудников ведомства Ильясова, к административной — 7 сотрудников, 1 был привлечен к уголовной ответственности. Немало неудобств прокуратуре доставляет исправление ошибок УФССП.

«За прошедший год в прокуратуру поступило 3 тысячи обращений граждан, неудовлетворенных деятельностью судебных приставов, — отметил Долгов. — Каждая пятая жалоба признана обоснованной и удовлетворена. Большинство обратившихся не удовлетворены сроками и полнотой исполнительных действий, особенно на начальном этапе».

Примечательно, что по сигналам от населения, поступающим в надзорное ведомство, недовольство населения вызывает не только сама суть работы приставов, но и невозможность нормального контакта с работниками ведомства. «Не дозвониться», «не можем попасть на прием», «не знаем, чем закончилось», «не получили ответ», — озвучил Долгов стандартный набор претензий населения к приставам. — Необходимо эту проблему решать, надо задуматься о создании кол-центра, продвигать онлайн-сервисы, но, к сожалению, это пропагандируется очень слабо».

«НАСТАЛА НЕОБХОДИМОСТЬ РЕЗКОГО УСИЛЕНИЯ КАРАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

Несмотря на удручающий характер положения, заместитель прокурора РТ все же видит резервы для повышения эффективности исполнения судебных решений. «Помимо различных средств системы ограничения совершенствования по инициативе судебных приставов мы видим, что настала необходимость резкого усиления карательной практики, — заявил Долгов. — В частности, привлечения к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ («Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» — прим. ред.). При существующем уровне исполнения эта статья фактически не работает, пора резко активизировать данную работу».

Кроме того, он призвал сотрудников службы судебных приставов набраться мужества, а в отдельных случаях звать на помощь прокуратуру: «Имеются сведения, что отдельные должностные лица органов государственной власти и муниципалитетов уклоняются от вызовов службы судебных приставов, отказываются от получения стандартных предупреждений об уголовной ответственности, без которых принятие процессуальных решений считается невозможным. Коллеги, не забывайте, вы федеральная служба, наделенная немаленькими полномочиями, и любой самый великий руководитель исполкома не наделен законным иммунитетом от совершения исполнительных действий. Не проявляйте беспомощности, требую о каждом подобном факте уведомлять соответствующего надзирающего прокурора, вызывайте прокуратуру и вручайте уведомление совместно. Повышайте авторитет своей службы».

Удивился Долгов и выросшей задолженности по алиментам. На 1 января 2016 года этот показатель составил 2,7 млрд. рублей, тогда как в прошлом году по данной статье объем задолженности составлял 2,5 млрд. рублей. «Количество возбужденных уголовных дел по статье 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» прим. ред.) остается неизменным, — отметил прокурор. — 1 087 дел в 2015 году, столько же — 2014-м. Таким образом, на одно уголовное дело приходится 2,5 миллиона рублей задолженности по алиментам. Это далеко не лучший результат по Российской Федерации. Прокуратура и суды по этому вопросу во всем идут навстречу, работу по привлечению злостных уклонистов к уголовной ответственности надо продолжать».

ХАЛИКОВ ПРИЗВАЛ НА ПОМОЩЬ ПРИСТАВАМ ВСЕ МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА

Халиков предупредил, что непростая работа и бóльшая по сравнению с коллегами из УФССП других субъектов РФ нагрузка не оправдание для неутешительных показателей. «У нас одна цель — четко и в срок исполнять исполнительные производства, которые есть на местах, — напомнил премьер-министр. — От эффективности вашей службы во многом зависит полнота поступлений средств в бюджеты всех уровней. Увеличение полноты собираемости налогов — одно из ключевых направлений. Для этого необходимо новые формы взаимодействия выработать».

Халиков предупредил, что республиканским приставам необходимо найти способы для повышения показателя исполнения судебных решений. В качестве примера успешной работы он указал на налоговое ведомство Марата Сафиуллина. «Я не на первой коллегии рекомендую руководителям брать для четкого исполнения опыт, который уже многие годы имеется в федеральной налоговой службе, — напомнил Халиков. — Совместно с министерством информатизации и связи РТ внедрите программный проект, который будет отслеживать любые факты нарушения процессуальных процедур. Чтобы в докладе (главного судебного пристава по РТ прим. ред.) звучала фраза «Все процедуры выполнены в срок и надлежащего качества». Абсолютно выполнимая задача! На уровне первого лица в федеральной налоговой службе России ежедневно выявляется отклонение, если какая-то налоговая служба на местах несвоевременно представила исковые решения».

В ответ Ильясов только покивал головой. Как и Долгов, Халиков призвал приставов усиливать работу по взысканию алиментов. «В 2015 году только 44 процента исполнительных производств окончено исполнением, — выразил недовольство премьер-министр РТ. — Активно в этом процессе необходимо применять уголовное преследование лиц, уклоняющихся от оплаты алиментных обязательств».

Заинтересовали Халикова и результаты взыскания задолженности за услуги ЖКХ. В 2015 году, по данным премьер-министра, окончено менее 50% дел данной категории. Ильдар Шафкатович обратился к Ильясову с просьбой разобраться и до конца дня предоставить справку об исполнении судебных решений по этому вопросу. «Необходимо максимально использовать все механизмы для взыскания долгов: аресты, запрет на выезд за пределы РФ, использование комплексов «Мобильный пристав», — призвал присутствующих в зале премьер-министр. — Они как раз дали эффект, как и технические средства, новые методики, которые позволяют улучшить работу судебных приставов. Будем продолжать их совместно внедрять, обращайтесь с такими просьбами».

«Сама постановка вопроса — 47,5 процента, это некое пороговое явление, оно принято только от безысходности, — вернулся Халиков к показателям эффективности работы приставов. — Конечно, все ждут не 47 и не 77 процентов, а всех 97 процентов, другого показателя, казалось бы, и быть не может. Но только старыми методиками при вашей нагрузке эту задачу не решить. Я призываю совместно — здесь присутствуют руководители федеральных органов власти, министерств и ведомств — искать и находить варианты решения совместных вопросов и задач, которые позволили бы снижать нагрузку на службу судебных приставов и повысить ее эффективность. Одновременно необходимо и на законодательном уровне, федеральном, внедрять как можно больше механизмов, которые обеспечивали бы упрощение работы службы судебных приставов».