Сегодня в Казани в закрытом режиме стартовал судебный процесс над «оружейником» и «финансистом» террористической группы «Чистопольский джамаат» Ильдаром Вафиным. Только на присяжных и надеются родственники Вафина, которые убеждены в его невиновности, несмотря на обилие предъявленных следственным комитетом обвинений. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», в их числе — производство оружия, посягательство на жизнь экс-начальника центра противодействия экстремизму МВД и сбыт поддельных денег.
Ильдар Вафин обвиняется в принадлежности к террористической группе «Чистопольский джамаат» и участии в целой серии преступлений террористического характера |
«ЕГО НАЧАЛИ ПОСТОЯННО ПРЕССОВАТЬ. СКАЗАЛИ В МЕЧЕТЬ ХОДИТЬ, ПЕРЕДАВАТЬ РАЗГОВОРЫ»
Сегодня в Верховном суде РТ прошли предварительные слушания по уголовному делу Ильдара Вафина, обвиняемого в принадлежности к террористической группе «Чистопольский джамаат» и участии в целой серии преступлений террористического характера. Дело в отношении уроженца Чистополя возбудил следственный комитет РФ по РТ по списку нарушенных статей УК РФ. В этом букете — незаконное приобретение и сбыт оружия, мошенничество в особо крупном размере, изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег, незаконное изготовление оружия, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.
По версии следствия, Вафин начал преступную карьеру в начале нулевых в ОПГ «Татаринские», прославившейся в 2010 году покушением на руководителя подразделения центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) МВД по РТ в Чистополе. С 2005 по 2009 год он входил в состав террористической группировки «Чистопольский джамаат», лидером которой был Раис Мингалеев, позднее ставший известным в роли «главного муджахеда Татарстана». Группа Мингалеева «Муджахеды Татарстана» совершила ряд терактов на территории РТ в 2012 - 2013 годах, в числе которых покушения в июле 2012 года на муфтия духовного управления мусульман РТ Илдуса Файзова, убийство руководителя учебного отдела данного управления Валиуллы Якупова и обстрел «Нижнекамскфтехима» самодельными ракетами.
Подсудимый подал ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных.
«А на кого ему надеяться, как не на простых людей?» — ответила на просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» прокомментировать это решение сестра Вафина в коридоре суда.
На процесс пришли сразу несколько родственников подсудимого. Но их не пустили: заседание прошло в закрытом режиме. Впрочем, следующие заседания обещали проводить уже в открытом режиме. Сестра подсудимого и мужчина, назвавшийся Фанисом, убеждены в том, что Вафин не виновен. По словам Фаниса, подсудимый приходится ему зятем. Он утверждает, что в последние несколько лет Вафина активно прессовали спецслужбы.
«В «Джамаате» он не состоял, у него трое маленьких детей, какой «Джамаат»? Он работал на «газончике» (грузовой автомобиль «ГАЗ» — прим. ред.), навоз продавал, — рассказал «БИЗНЕС Online» Фанис. — Но его начали постоянно прессовать, сказали в мечеть ходить, сказали: «Будешь нам передавать разговоры».
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Фанис часто спохватывается и, быстро проговорив: «Потом мне плохо будет за то, что я с вами общался», — замолкает, но потом вновь начинает рассказывать. Собеседник «БИЗНЕС Online» под сомнение ставит эпизод с трактором, который взорвался в январе 2014 года. По сообщениям прокуратуры РТ, в сентябре 2013 года Мингалеев передал знакомому Шайдуллину для дальнейшего хранения самодельное взрывное устройство (СВУ). В свою очередь, тот предложил Вафину перенести и совместно спрятать его в надежном месте, что они и сделали, укрыв его на участке местности, расположенном рядом с ГСК «Металлург» в Челнах. 30 января 2014 года на СВУ подорвался трактор «Беларусь-1021», который убирал на территории ветки деревьев. Машина получила механические повреждения на сумму 744,7 тыс. рублей.
«Как так, трактор взорвался, а потерпевших нет? — удивляется Фанис. — Я там все (село — прим. ред.) обошел: говорят, такого не было...»
«Он детей в садик отвез, ему мешок на голову — и забрали, — описывает собеседник «БИЗНЕС Online» сцену задержания Вафина. — Ему много обвинений предъявили, я все и не помню. Год уже в СИЗО сидит».
На процесс пришли сразу несколько родственников подсудимого, но их не пустили: заседание прошло в закрытом режиме |
«ОРУЖЕЙНИК» И «ФИНАНСИСТ» «ЧИСТОПОЛЬСКОГО ДЖАМААТА»
Вафин был задержан 16 февраля 2015 года во время операции, проведенной УФСБ и МВД в Нижнекамске. 17 февраля по решению суда в отношении него была избрана мера пресечения — заключение под стражу. Еще через месяц следственный комитет РФ по РТ возбудил в отношении заключенного уголовное дело по ст. 222 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия»).
По версии следствия, в числе добытого им оружия: 3 автомата модели АКМ калибра 7,62 мм, 1 пистолет, переделанный самодельным способом из пневматического пистолета модели MP-654K, пригодный для производства выстрелов пистолетными патронами калибра 9 мм, 2 самодельных стреляющих устройства, изготовленных с использованием промышленного оборудования, пригодных для стрельбы выстрелами ВОГ-25, 5 ручных гранат, 344 военных патрона калибра 9 мм, 7 пистолетных патронов калибра 9 мм, 5 выстрелов ВОГ-25 с осколочной гранатой к 40 мм подствольному гранатомету ГП-25, снаряженных составом A-IX-1 (на основе гексогена, является мощным бризантным взрывчатым веществом), 1 тротиловая шашка. Все это «богатство» якобы поступило в арсенал «Чистопольского джамаата».
Поводом для задержания стали свидетельские показания пособника террористической группы «Муджахеды Татарстана» Марата Алиева, соратника самопровозглашенного «главного муджахеда Татарстана» Мингалеева. По данным ФСБ по РТ, Алиев совместно с Вафиным с 2007 по 2008 год осуществлял снабжение группы «Муджахеды Татарстана» оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами. В январе 2015 года Алиев дал следователям признательные показания. Он рассказал о том, как с Вафиным принимал участие в мошенничестве при сбыте черного металла в Димитровграде Ульяновской области в 2008 году. Предполагается, что именно этот эпизод в деле Вафина следователи квалифицировали как «мошенничество в особо крупном размере». В 2007-м и 2008-м напарники организовали доставку оружия, боеприпасов и других средств террора из Республики Дагестан членам «Чистопольского джамаата». Из показаний Алиева также следует, что одновременно с оружием он с Вафиным наладил сбыт поддельных денег на территории Татарстана для финансирования «Джамаата». Фальшивки Вафин приобретал также в Дагестане.
Отметим, самого Алиева Московский окружной военный суд на днях признал виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205.1 («Содействие террористической деятельности»), ч. 3 ст. 222 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов»), ч. 1 ст. 186 («Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»), ч. 4 ст. 159 («Мошенничество»). Участника «Чистопольского джамаата» приговорили к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Группа Мингалеева «Муджахеды Татарстана» совершила ряд терактов на территории Татарстана в 2012 - 2013 годах |
УЧАСТНИК ПОКУШЕНИЯ НА ЖИЗНЬ ЭКС-СОТРУДНИКА ЦПЭ МВД
В декабре 2015 года следственный комитет РФ по РТ предъявил Вафину новое обвинение по ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»). По версии следствия, он был одним из участников покушения на жизнь экс-сотрудника центра по противодействию экстремизму МВД по РТ в Чистополе. Инцидент произошел 11 ноября на улице Энгельса возле пятиэтажного жилого дома, в котором проживает начальник отделения ЦПЭ. Силовик приехал с работы на служебном автомобиле «ВАЗ-2109» пообедать, оставил автомобиль под окнами своей квартиры, а через 40 минут услышал хлопок. Выглянув в окно, он увидел, что из-под машины идет дым. Осматривая автомобиль, он обнаружил лежащий под ним на земле обрезок трубы и рассыпанное порошкообразное вещество — взрывчатая смесь не воспламенилась.
Известно, что при участии ЦПЭ в Чистополе была разоблачена ячейка подпольной экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения»), целью которой является создание на территории России так называемого великого исламского халифата. Организация запрещена в России с 2003 года по решению Верховного суда РФ.
Упомянутый процесс не первый в жизни Вафина. Он уже отмечен двумя судимостями. 26 марта 2002 года Вафин был осужден Чистопольским судом РТ за нарушение требований п. «а», «в» ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное группой лиц») на 3 года условно. 14 ноября 2014 года Набережночелнинский суд приговорил его за историю с трактором к 2 годам и 3 месяцам лишения свободы условно за нарушение ч. 2 ст. 222 («Приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия») и ч. 2 ст. 168 УК РФ («Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере»). С марта 2015 года Вафин содержится в казанском СИЗО-1.
Итогом заседания стало удовлетворение ходатайства подсудимого. Как сообщила «БИЗНЕС Online» консультант пресс-службы Верховного суда РТ Елена Коваль, на следующем заседании, которое пройдет 18 марта, будут отобраны присяжные. Эта процедура также будет проведена в закрытом режиме.
6 И 11 ЛЕТ ТЮРЬМЫ ДЛЯ ПОСОБНИКОВ ТЕРРОРИСТАМ
Нынешний судебный процесс — это не единственный пример привлечения к ответственности пособников террористов, орудовавших на территории Татарстана. В декабре 2014 года Чистопольский городской суд признал 22-летнего Даниила Мухлисова виновным по статье «Пособничество террористической деятельности». Суд установил, что с сентября по ноябрь 2013 года Мухлисов оказывал содействие в осуществлении террористической деятельности руководителю организованной группы «Джамаат» Мингалееву и другим ее участникам. Целью «Джамаата» было объявлено ведение силовых методов борьбы (джихада) путем совершения террористических актов на территории Татарстана, установление радикальной формы ислама в России. Так, Мухлисов определял место для закладки взрывного устройства, время и способ совершения преступлений, а также осуществлял наблюдение за объектами террористических атак. Согласившись с мнением гособвинителя, судья приговорил Мухлисова к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Ранее еще один участник группы «Джамаат» 36-летний Раис Шайдуллин получил 11 лет колонии за помощь террористам. Верховный суд РТ признал его виновным в содействии и участии в террористической деятельности, перевозке самодельных взрывных устройств, повреждении чужого имущества по неосторожности.
За несколько дней до этого приговор Верховного суда РТ настиг 36-летнего Раиса Шайдуллина, подельника Вафина. Он признан виновным в содействии и участии в террористической деятельности, перевозке самодельных взрывных устройств, повреждении чужого имущества по неосторожности. Судом установлено, что в 2013 году Шайдуллин, как и Мухлисов, стал участником «Джамаата». Подсудимый на протяжении длительного времени оказывал содействие в осуществлении террористической деятельности руководителю «Джамаата» и помогал ему скрываться от правоохранительных органов, подыскивая для него жилье. Кроме того, обвиняемый, действуя в составе организованной группы, принимал участие в перевозке и хранении самодельных взрывных устройств, изготовленных ее участниками.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.