Шамиль Агеев
Шамиль Агеев

«В РОССИИ, КРОМЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА, ДЕЙСТВУЮТ БОЛЕЕ ПОЛУСОТНИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

— Шамиль Рахимович, вы считаете, что решение 21 поднятой ТПП системных проблемы действительно поспособствует улучшению делового климата в Татарстане?

— Прежде всего должен сказать, что наша Торговая палата озабочена состоянием делового климата. Хотя Татарстан — один из лидеров среди регионов России, мы считаем, что и у нас качество делового климата оставляет желать лучшего. Посмотрите: по-прежнему предприниматели сталкиваются со сложным доступом к финансовым ресурсам, хотя есть механизмы, которые можно было бы использовать. И даже все те большие работы по поддержке малого и среднего бизнеса, которые проводятся в республике, информационно закрыты для предпринимателей. Допустим, малый предприниматель хочет открыть свое дело в Лаишевском районе или в Бугульминском... Какое он может получить содействие? Нет этого! Слишком большой разброс организаций, которые занимаются поддержкой МСБ. Оказание помощи разбросано по министерству экономики, по инвестиционно-венчурному фонду и так далее. Не сведено все это. Поэтому одна из главных проблем — выстроить систему.

— Вы предлагаете даже создать единый интернет-портал, который будут наполнять ответственные за поддержку предпринимательства министерства и ведомства. Конечно, так намного эффективнее — все будет в одном месте...

— Да, тогда начинающий предприниматель сразу узнает, с какими трудностями он столкнется, на какую помощь и от кого может рассчитывать. Тот, кто занимается реальным производством, увидит, на какие промплощадки он может войти и какую поддержку может получить, допустим, какие преференции в начале своей работы. Если предприниматель решил заняться инновационным бизнесом, он тоже увидит, куда может обратиться. Существенно и то, что представители МСБ узнают, как надо действовать, если приходят всевозможные проверяющие...

— Болезненный вопрос!

— Как и налоги. Есть много решений о неналоговых платежах. В России, кроме Налогового кодекса, действуют более полусотни федеральных неналоговых платежей разного рода, а еще есть и региональные. Должна быть система. А пока получается так, что в любом случае любого предпринимателя можно запросто загнать в угол.

«ЗДЕСЬ РАБОТАЕТ ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ — УРВАТЬ ПРИБЫЛЬ, ОТ ЭТОГО НИКУДА НЕ ДЕНЕШЬСЯ»

— В нашу деловую газету бизнесмены тоже жалуются на налоги и не только...

— Приведу два примера. Приходит мне от Валерия Кандилова (руководитель территориального органа федеральной службы государственной статистики по РТприм. ред.) напоминание, что до 1 марта каждый предприниматель должен сдать статотчет. Если кто не сдаст — штраф до 150 тысяч рублей. Предприниматели, прошу прощения, матом ругаются на эти статотчеты. Говорят, мол, у меня только 5 человек работающих, я что, должен для заполнения статотчета еще одного человека держать?!. Или тут же мне приходит от министра экологии (Фарида Абдулганиеваприм. ред.) бумага: воздействуйте на предпринимателей, они в Татарстане должны сдать 125 тысяч экологических отчетов.

— 125 тысяч?!

— Из них в прошлом году сдали только две тысячи. Отчеты за 2015-й сдали только 303. А за каждый несданный отчет опять-таки штрафы идут. Как тут должен себя чувствовать индивидуальный предприниматель? Вот Торгово-промышленная палата и должна повернуть глаза власти на эти проблемы.

Я уж не затрагиваю такую проблему, что закон принимается, а нормативных актов под него нет. И в промежутке, пока они не появятся, предприниматели просто подвешены. И любой проверяющий может тебя ткнуть носом в это.

Еще один момент — ТОР, территория опережающего развития. Нам нужно весь Татарстан сделать территорией опережающего развития именно для тех, кто занимается реальным производством. Я еще раз подчеркиваю: реальным производством. Да, хорошо, кто торговлей занимается, различными услугами. Но нам нужно реальное производство. Потому что у нас почти нет своих товаров. И цена тех товаров, которые начинают производить, сразу подтягивается под западную. Посмотрите по всем продуктам питания...

— Да уж, взять, скажем, сыры...

— То есть здесь работает психология предпринимателя — урвать прибыль, от этого никуда не денешься, иначе бы этот человек и предпринимателем не был. И сдерживающих факторов нет.

Вообще, задача ТПП, я считаю, не отдельные вопросы вытаскивать, что кому-то там землю не выделили, у кого-то проблемы с подключением к электричеству. Да, такие вопросы есть, к нам обращаются, стараемся помочь. Но нам важны системные вопросы, системные проблемы — деловой климат. Мы должны повернуть всех глав именно на реальный сектор производства.

— Этому и посвящен ваш план по решению 21 системной проблемы...

— Это еще не все — кое-что мы в запаснике держим. Выделили основные моменты. Если их не решить, то и представить трудно, как через полгода будет себя чувствовать бизнес. Вот в «БИЗНЕС Online» был материал о том, что за январь задолженность по зарплате выросла на 23 процента. А как иначе, если половину января не работали? До черта разных праздников! И в феврале опять три дня отдыхаем, потом на 8 Марта аж четыре дня не работаем... При этом говорим, что надо повышать производительность труда. Наша республика предложила не переносить отдых, если праздник попадает на субботу-воскресенье, но Госдума не поддержала.

На недавно прошедшей ассамблее ТПП было больше полутора десятков выступлений предпринимателей с конкретными предложениями


«СТЯНУТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПОДДЕРЖКУ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

— Интересно, сами предприниматели участвовали в разработке системных вопросов по улучшению делового климата?

— Конечно! Мы на базе их предложений все и сделали, ничего сами не придумывали. Вот недавно на ассамблее ТПП было больше полутора десятков выступлений предпринимателей с конкретными предложениями. Так что на самом деле у нас еще много есть в загашниках.

Скажем, сегодня в Казани открылась сельхозвыставка, там представлены 206 сельхозпредприятий, хороший опыт по переработке. Нам сейчас надо заняться как раз переработкой сельхозпродукции. У нас до 30 процентов продукции, а иной раз и больше, теряется, когда нет нормальной переработки. Один из вопросов, который мы ставили, — развитие потребкооперации. В каждом районе должна быть потребкооперация. Так что мы считаем, что надо не критиковать, а давать конкретные предложения, чтобы органы власти повернулись к реальному сектору экономики не на словах, а на деле.

— А вы свои предложения...

— ...уже отправили президенту Татарстана Рустаму Минниханову¸ в министерство экономики, в министерство промышленности республики. Я уже встречался по этому вопросу с министром экономики РТ Артемом Здуновым, с министром промышленности Альбертом Каримовым, с руководителем инвестиционно-венчурного фонда РТ Айнуром Айдельдиновым... Наша задача — стараться поддержать тот темп, который республике задает президент Минниханов.

— Планы у вас большие. Но кто будет координировать их исполнение?

— Попытаемся вместе с министерством экономики. Там есть около 30 человек, которые занимаются МСБ, и в минпроме есть специалисты. Надо всем разложить задачи, чтобы все ими занимались. И другие ведомства тоже. Например, чтобы минземимущество РТ обратило внимание на проблему кадастровой стоимости. Сейчас есть позиция, что кадастровая стоимость правильная. Ну хорошо, тогда пусть государство покупает землю по этой кадастровой цене. В ряде случаев мы видим, как она расходится с рыночной в два, три, четыре раза...

Занимаемся сейчас и проблемами поддержки экспортоориентированных предприятий. Для того чтобы выпускать продукцию на экспорт, надо сначала проанализировать требования к ней. В какие страны она может пойти? В Европу, например, явно не пойдет. Если в Азию — на каких условиях? Сейчас постараемся провести цикл семинаров на эти темы. Надо расшевелить по всем направлениям и стянуть как можно больше органов власти в поддержку реального сектора экономики.

«СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ БАНКИ ЗАРАБОТАЛИ НА СПЕКУЛЯЦИИ ВАЛЮТОЙ, ОБРАТИТЬ НА ПОДДЕРЖКУ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

— А в других регионах России, Шамиль Рахимович, проводится работа, подобная вашей? Там предлагают какие-то меры по улучшению делового климата?

— Например, Белгород очень неплохо работает. Они добились от своего правительства льгот для предпринимателей по 22 видам бизнеса — то, что и мы сейчас предлагаем. По киосочникам — мэр Казани Ильсур Метшин не случайно заговорил, что смотреть надо на положительный опыт других городов.

— Но не на московский же опыт, где киоски ночью тайно снесли?!

— Нет, конечно. Но в ряде случаев Москву можно понять. Когда эти торговые павильоны за взятки на неположенных местах поставили, за взятки и документы оформили...

— 1 марта в Москве будет VII съезд членов Торгово-промышленной палаты России. Наверное, вы на съезде тоже расскажете о предложениях ТПП Татарстана?

— Мы уже российской палате отправили эти свои системные вопросы по улучшению делового климата. А еще раньше посылали антикризисные предложения премьеру Дмитрию Медведеву. Предлагали все средства, которые банки и госучреждения заработали на спекуляции валютой, обратить в доход бюджета на поддержку реального сектора экономики. Это предложение пока не прошло. Но Медведев среагировал на наше предложение продлить еще на три года «вмененку», увеличить размеры «упрощенки». Кое-что применяется, но нужны именно конкретные предложения с механизмом их воплощения. А нам чего не хватает — мы еще не можем предложить механизмы сразу. Тут нужна работа группы специалистов, а для этого нужны средства, значит, надо расширять членскую базу, а у нас предприниматель обращается к нам, только когда его кольнет. А когда у него все хорошо, витает в облаках...

Но мы все равно будем работать, и на этом 21 системном вопросе не остановимся. Это не одноразовая наша акция, а продолжение системной работы по улучшению делового климата.