Награждение победителей конкурса «Каймак» среди производителей молочной продукции прошло сегодня в республиканском министерстве сельского хозяйства и продовольствия
Награждение победителей конкурса «Каймак» среди производителей молочной продукции прошло сегодня в министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ

ПОЛУЧАТЕЛЬ 20 МЛН. ВЫШЕЛ ИЗ ТЕНИ «КОЛБАСНЫМ ОКТОБЕРФЕРСТОМ» И КОНКУРСОМ «КАЙМАК»

Награждение победителей конкурса «Каймак» среди производителей молочной продукции прошло сегодня в республиканском министерстве сельского хозяйства и продовольствия. За столом, где были разложены изготовленные в Елабуге «Казанские пряники», расселись 12 финалистов. Желающих было больше, заверили организаторы, но преодолеть планку качества высшей пробы удалось не всем. Конкурс стал вторым за 2015 год мероприятием «Национальной торговой марки РТ» (НТМ), в которую с подачи президента РТ Рустама Минниханова в декабре 2014 года бюджет влил 20 млн. рублей. Ранее в агропромпарке провели «колбасный Октоберферст».

Награждали вице-премьер — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов и генеральный директор ГУП «Национальная торговая марка Республики Татарстан» Илсур Сафиуллин. Предваряя награждение, Ахметов, загадочно улыбаясь, заметил: производство молока — это «философия татарской деревни».

«Задача — настроиться вернуть себе статус субъекта номер один по производству молока в Российской Федерации, — в несколько мечтательно-назидательном тоне начал министр. — Молоко, его производство — это не только бизнес для Татарстана, это философия татарстанской деревни в том числе. Несмотря на то, что выгодно или невыгодно — бизнес состоятельный или не очень, все равно мы поддерживаем наши сельхозпредприятия, население в деревнях, чтобы они занимались молочным производством. Потому что это семья, трудовое воспитание, здоровый нрав на селе, в семье, причем это доказывается самой жизнью».

Татарстан, по мнению Ахметова, должен иметь свой особый знак качества по молоку, и конкурсы НТМ тому способствуют. Первым стал «Казылык», вторым — «Каймак». Но вице-премьер несколько огорченно обмолвился, что ожидал большего количества участников по молочному направлению. «Надо более активно, более амбициозно проверять качество молочной продукции. Тот, кто владеет нашей торговой национальной маркой, падать по качеству не имеет права», — обвел он взглядом торжественно сияющих финалистов. Как бы повышая статус происходящего, министр поделился мнением, что национальная идея, о которой вчера говорил президент РФ Владимир Путин, заключается в том числе и в производстве качественных, безопасных продуктов. А что? Призыв есть свой продукт вполне патриотичен и в духе татарстанских властей.

Посмотрев бодрый фильм о развитии молочного производства в Татарстане, перешли собственно к награждению. Однако, к удивлению присутствующих, оно началось не с чествования мастеров сбивания масла и пастеризации молока. Первыми к «наградной» трибуне поочередно выходили члены жюри конкурса: народная артистка РТ и РСФСР Венера Ганеева, представители Роспотребнадзора по РТ, Госалкогольинспекции, республиканского минпромторга и других. Когда с раздачей «благодарственнописьменных слонов» от Ахметова было покончено, дошло дело и до победителей конкурса.

Ильсур Сафиуллин
Ильсур Сафиуллин: «Некоторые испугались участвовать. Значит, они не уверены в качестве своей продукции»

Продукты дюжины финалистов оценивалась в следующих категориях: молоко, сметана, масло, кисломолочная продукция, творог и сыры. Отдельно вручался диплом «За высокие вкусовые качества». Жюри высоко оценило продукцию Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината, молочного комбината «Касымовский» (Высокогорский район), ООО «Натуральный продукт» (Арский район), ИП КФХ «Гайнуллин» (Заинск), ООО «Нурлат-Сэте», «Экокорпорации» (Тукаевский район) и др. Самое большое количество дипломов — 28 — предсказуемо получил «молочный монстр» республики — ООО УК «Просто молоко».

Замгендиректора по производству последнего Андрею Андрееву пришлось несколько раз — по разным номинациям — выходить к министру, и каждый раз он возвращался на место с целой пачкой достаточно тяжелых, оформленных в деревянные рамки под стеклом, дипломов. Наконец, их на столе перед ним скопилось так много, что он, не на шутку волнуясь, прокричал кому-то из помощников: «Вы там не уходите, мне ведь их еще до машины донести нужно!» Потом он добавил, размышляя про себя: «Коробку бы какую принесли, что ли...»

В ОЧЕРЕДИ ЗА ЗНАКОМ — ВОДКА, УТКА И СЕМЕЧКИ

Главный закоперщик этого конкурса Сафиуллин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что его просто переполняют эмоции. По словам гендиректора НТМ, участники конкурса тоже волновались, ведь некоторым пришлось преодолеть свою боязнь прямого общения с покупателем: раньше это общение происходило удаленно — через продавцов, через торговые сети.

Говоря об итогах конкурса, он заметил, что организаторы были удивлены тем высоким качеством, которым обладали продукты, ранее находившиеся, так сказать, в тени. Сафиуллин сказал, что ощутит «чувство удовлетворенности», если даст этим товаропроизводителям некий «путь продвижения». По его словам, «Национальная торговая марка», которой маркируются такие продукты, не будет зацикливаться только на молоке. Гендиректор НТМ намекнул на «Татспиртпром». «Татарстанская водка незаслуженно была в загоне, хотя они и вышли сегодня на первое место по производству в России. А сегодня мы ведем разговор о том, чтобы некоторым маркам водки присвоить знак «Национальной торговой марки», — заявил Сафиуллин.

На подходе — другие виды продуктов. Но с оговоркой — тем, у кого качество будет ниже требований «Национальной торговой марки», это звание не будет присваиваться. Таким образом, покупателям будет подан сигнал о том, что маркированная этим знаком продукция самая лучшая по качеству. Именно поэтому Сафиуллин считает, что лучше всего идеологию НТМ выражает русская пословица «Назвался груздем — полезай в кузов».

Фатих Сибагатуллин
Фатих Сибагатуллин

«Некоторые испугались участвовать. Значит, они не уверены в качестве своей продукции. А те, кто участвовал, уверены. Сегодня здесь присутствуют «грузди». Они «полезли в кузов», они «назвались груздями», и им можно верить!», — отметил гендиректор НТМ.

Судя по всему, количество таких «груздей» в республике будет стремительно увеличиваться. Мероприятие в минсельхозпроме еще не успело закончиться, как в зале появился еще один адепт НТМ, который вывалил на стол несколько десятков пакетиков с жареными семечками «Ак Барс», отмеченными этой торговой маркой. Как выяснилось, фасуют их в Ютазах — по соглашению с хоккейным клубом «Ак Барс». Ахметов и Сафиуллин, чудесным образом оказавшиеся рядом с семечками, взяли в руки по пакетику и с интересом стали их рассматривать. Присутствовавший на мероприятии депутат Госдумы РТ Фатих Сибагатуллин тоже проявил интерес к продукту. Занеся руку над кучей зелено-красных пакетиков, он серьезно задумался о чем-то, а потом решительно взял сразу два.

ПЕРВАЯ ПРОДУКЦИЯ НТМ: ПЯТЬ БРЕНДОВ ЗАРЕГИСТРИРУЮТ К СЕНТЯБРЮ

С декабря 2014 года по октябрь 2015 года НТМ произвела на свет первый брендовый «продукт» в виде пяти национальных торговых марок (ТМ): «Национальная торговая марка», «Свой продукт», «Честный продукт», «Юмарт» («Щедрый»), «Намус» («Совестливый»).

Как рассказал Сафиуллин в интервью «БИЗНЕС Online», на данный момент бренды находятся на регистрации. И с учетом сложившейся практики (около 11 месяцев) они могут получить путевку в жизнь в сентябре 2016 года. Однако это не помешало уже с начала года предложить покупателям первые товары, на которых гордо красуется значок «НТМ» — в национальных зелено-бело-красных цветах и с зеленым листочком, символизирующим, видимо, натуральность продуктов. «На чистоту их (брендыприм. ред.) уже проверяли. Под такими названиями заявок больше нет. Мы свои бренды уже зафиксировали, надеюсь, что они так же за нами и останутся», — объяснил Сафиуллин.

«ГЛАВНОЕ — ОБЪЯСНИТЬ ПОКУПАТЕЛЯМ ПРЕИМУЩЕСТВО ТОВАРОВ С ЭТИМ ЗНАЧКОМ»

Товары с логотипом «НТМ» впервые легли на полки казанских магазинов в канун новогодних праздников. Пионером оказался ароматный «Казанский пряник», произведенный по иронии судьбы на Елабужском пищекомбинате. Директор данного предприятия Ярослав Пурий рассказал «БИЗНЕС Online», что продукт комбинат уже 40 лет производит по старым добрым советским ГОСТам.

«Этот пряник неоднократно завоевывал призовые места, производится по традиционным рецептурам», — сказал Пурий. Правда, специально для НТМ была разработана особая форма пряника — разумеется, круглая (Казань — от слова «казан»). Кроме того, кондитеры придумали для пряника особую съедобную глазурь: при помощи пищевого принтера на ней нанесены изображения мечети «Кул Шариф», Зиланта, башни Сююмбике и других достопримечательностей столицы. На данный момент комбинат заключил договоры на поставку своей продукции с торговыми сетями «Эдельвейс» и интернет-магазином сувениров Tatarmaster.ru.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» лично убедился, что продукция с маркой «НТМ» уже поступила на прилавки. В одном из магазинов «Эдельвейс» цена пряника немаленькая — 217 рублей за 600 граммов. Пока выпущена первая пробная партия пряников, но в ближайшем будущем планируется поставить производство на поток.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» лично убедился, что продукция с маркой НТМ уже поступила на прилавки. В одном из магазинов «Эдельвейс». Цена пряника немаленькая — 217 рублей за 600 граммов
Корреспондент «БИЗНЕС Online» лично убедился, что продукция с маркой «НТМ» уже поступила на прилавки магазинов

В торговой сети «Эдельвейс» пока не склонны делать какие-то прогнозы по поводу перспектив нового продукта. «Пока рано делать какие-то выводы, так как население ничего не знает об этом бренде. Предстоит большая работа по его продвижению, а главное — необходимо объяснить покупателям преимущество товаров с этим значком перед их конкурентами», — ответила пресс-секретарь компании Гульнара Постнова со ссылкой на коммерческого директора. Сдержан в эмоциях и сам глава пищекомбината Пурий.

«Сама идея очень хорошая и правильная, но, к сожалению, у меня не так много надежды, что она сработает, в России не осталось культуры ни в производстве, ни в бизнесе», — сетует он.

Также он признает, что с сетями договориться бывает непросто — под самыми разными предлогами они до сих пор берут с предпринимателей так называемые входные бонусы. Даже сам «Казанский пряник» удалось продвинуть в магазины, по сути, только благодаря личному участию главы НТМ Сафиуллина, признался Пурий. Но если инициатива экс-депутата и его авторитет помогут продавать татарстанские продукты, как говорится, и слава богу. В целом же директор пищекомбината уверен, что идея НТМ очень нужная и правильная. Необходимо дать понять покупателям, какая продукция действительно качественная, пусть она и будет стоить немного дороже.

«Если продукция натуральная, она должна стоить дороже, — заявляет Пурий. — Меня не надо обманывать — пусть молоко или колбаса стоят в 2 - 3 раза дороже. Хочу — куплю эту, хочу — другую. Но я должен знать, из чего эта колбаса сделана». Сам кондитер жалуется, что в его сфере до 60% серого рынка, так что честному производителю приходится очень сложно. «Это только официально признанная статистика — в пищевке полный бардак», — признает Пурий. Что до «Казанского пряника» — он гарантировал, что уж в них-то все натуральное. «Как-то так еврей говорил — не жалейте заварки!» — шутит директор пищекомбината.

«МЫ ДОЛЖНЫ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ТАКИЕ МАЯКИ ДАТЬ, ГДЕ ПРОВЕРЕННОЕ КАЧЕСТВО»

По итогам «колбасного Октоберферста» (конкурс «Казылык») и молочного «Каймака» НТМ ведет предметную работу — по сертификации их продукции под брендом «Национальной торговой марки». «К сожалению, нужно сказать, что у некоторых производителей качество оставляет желать лучшего. И в связи с этим предстоит долгая работа. Но она обоюдно полезная. Потому что они тоже со стороны увидели как покупатели, чего им не хватает, чтобы себя позиционировать как настоящий конкурентоспособный продукт», — рассказал «БИЗНЕС Online» Сафиуллин.

Качество продукции иногда зависит даже от смены, в которой она выпускается на одном и том же предприятии. За тем, чтобы качество брендов НТМ не хромало, будут следить строго. По словам Сафиуллина, для контроля будут привлекаться лаборатории Госалкогольинспекции и другие — в зависимости от потребности. Если предприниматель совсем «испортился», то с его товаров снимут логотип «НТМ», а в СМИ раструбят об этом неприглядном факте. Это и будет тот кнут, который будет подстегивать производителей, что называется, отвечать за качество.

«Мы должны потребителям такие маяки дать, где проверенное качество продукции и услуг — они будут служить некими ориентирами, — считает Сафиуллин. — Жизнь так устроена в торговле, идет борьба и война брендов за покупателя, никуда мы от этого не денемся, и в этом тренде надо действовать». В числе плюсов значка «НТМ» Сафиуллин отмечает, что, объединившись под этой маркой, производители смогли бы проводить совместные рекламные акции, что сэкономило бы бюджеты на рекламу и повысило бы ее эффективность. Реклама самих брендов «НТМ», которую намерен развернуть в СМИ Сафиуллин, также будет работать в плюс компаниям, продающим продукцию с логотипом. Для продвижения татарстанских товаров в феврале Сафиуллин планирует провести региональные фестивали татарстанской продукции в Альметьевске, Челнах. Кроме того, летом в НТМ рассчитывают провести фестиваль еды в Казани.

Айдар Булатов: «Национальная торговая марка будет
подтверждать высокое качество продукции и использование только
проверенных поставщиков для приготовления конечной продукции для потребителя»

НТМ: СЕМЕЧКИ, УТКИ И ЦЕЛЫЙ РЕСТОРАН

Сертифицировать НТМ намерена не только товары, но и сферу услуг. Первой ласточкой должен стать ресторан «Туган авылым». Руководитель Bulatov Group Айдар Булатов, в чьем управлении находится ресторан, рассказал «БИЗНЕС Online», что его команда уже начала работу в этом направлении. «Национальная торговая марка» будет подтверждать высокое качество продукции и использование только проверенных поставщиков для приготовления конечной продукции для потребителя», — говорит он. Впрочем, Булатов провел параллель с другими видами сертификации, которых немало. «Наш ресторан «Туган авылым» получил статус «Халяль». Когда ты получаешь такой статус, то потребитель оценивает твою продукцию выше, чем в обычном заведении общественного питания, потому что она сделана по каким-либо стандартам, — считает Булатов. — Для национальной торговой марки самое главное — это определение критериев качества. Сейчас они как раз дорабатываются. А в дальнейшем важно им всегда соответствовать. Тогда, действительно, качество всех участников этой торговой марки будет работать на известность бренда и на его продвижение на рынке. Я считаю, что это положительный момент». Булатов добавил, что сейчас идет оформление документов и в пределах одного месяца ресторан может получить значок «НТМ».

По словам Сафиуллин, есть планы поработать с компанией «Челны-Бройлер». В то же время глава НТМ отмечает, что у него нет желания брать под свое крыло кого попало, так что отбор будет строгим, а проверки — серьезными.

Что касается стоимости сертификации, то для мелкого фермера она может показаться дороговатой. К примеру, владелец КФХ «Рамаевское» Фарид Хайрутдинов назвал «БИЗНЕС Online» сумму в 100 тыс. рублей. Но Сафиуллин заверил, что для фермеров на первых порах может быть сделана скидка. «Мы можем и бесплатно сделать сертификацию. Но потом, когда продажи пойдут, можем выставлять на прибыль», — сообщил он.

Глава КФХ «Рамаевское», с которым «БИЗНЕС Online» ранее делал подробное интервью, признался, что не ждет многого от НТМ. «Сейчас продажи идут, и мне это (логотип «НТМ»прим. ред.) сильно не надо. Но республике, как мне кажется, очень важно иметь «Национальную торговую марку», — считает фермер. Дело в том, что рамаевская утка сегодня продается от Сахалина до Калининграда, то есть значок «НТМ» на ней будет своего рода рекламным ходом для всего Татарстана. «Всю географию мы покрываем, наша продукция пользуется особым спросом, хотя может быть и дороже конкурентов», — не скромничает Хайрутдинов. В то же время фермер намерен получить логотип и войти в НТМ.