Альберт Шигабутдинов
Альберт Шигабутдинов нацелился на покупку сети «Автодорстрой» из 66 заправок

ТАИФ ПОШЕЛ ПОКУПАТЬ СЕТИ АЗС ПО СПИСКУ

ФАС России одобрила ходатайство ООО «Телеком-Менеджмент» — дочернего предприятия группы «ТАИФ» — о покупке 99,9% сети автозаправок «Автодорстрой», о чем стало известно накануне. Как сообщается на сайте ООО «Автодорстрой», в активе компании 51 АЗС в Татарстане и Самарской области, а также собственная нефтебаза объемом 20 тыс. куб. метров. Но, возможно, это слегка устаревшие сведения, по данным сайта benzin-price.ru, сеть насчитывает 66 заправок: 59 в Татарстане и 7 в Самарской области. По республике сеть распределена довольно равномерно: есть заправки и в Казани, и в Челнах, и в Нижнекамске, и в Альметьевске, и в Заинске, и в Елабуге, и в Чистополе, и на федеральных трассах. По количеству АЗС это третий игрок в Татарстане — впереди ТАИФ и «Татнефть», на четвертом месте «Лукойл» с 43 заправками.

Владельцем «Автодорстроя», одной из крупнейших сетей АЗС в РТ, исторически относившейся к группе известного закамского предпринимателя Альберта Мустафина, сегодня значится коммерческий директор компании Алексей Пятницын. Сам он комментировать сделку «БИЗНЕС Online» пока отказался, воздержались от пояснений и в ГК «ТАИФ».

Сделка, если она, конечно, состоится, станет не первым подобным приобретением для ТАИФа за последний год. Как писал «БИЗНЕС Online», ТАИФ в прошлом году консолидировал 86% акций крупнейшего топливного заправщика ХК «Татнефтепродукт» и планирует довести долю до 100%.

Эксперты тогда полагали, что покупку «Татнефтепродукта» можно рассматривать как сигнал к монополизации рынка и пролог к будущей схватке с «Татнефтью», которая в наступившем году начнет выпускать на ТАНЕКО свой бензин, а значит, сократит его закупки у ТАИФ-НК.

Между тем до покупки ТНП ситуация была парадоксальной. Собственная сеть единственного производителя автомобильного топлива в Татарстане ТАИФ-НК сейчас, если верить benzin-price.ru, насчитывает 37 АЗС. При этом в 2014 году компания произвела 517 тыс. т автомобильных бензинов. «Татнефть», у которой своего бензина пока нет, имеет 165 заправочных станций только в республике и 555 — по всей стране.

Развивать сеть и всю необходимую инфраструктуру и дорого, и не особо легко — лучшие земельные участки давно заняты. Поэтому поглощение ТНП, где у него уже было 36,8%, для ТАИФа было фактически безальтернативным вариантом. После покупки ТНП к сети ТАИФ-НК добавились 175 заправок, в том числе 148 — в Татарстане. Вполне логично, что империи Шигабутдиновых понадобилась еще одна заправочная сеть. Следующей, по всей вероятности, и станет «Автодорстрой».

Альберт Мустафин (справа)
Альберт Мустафин (справа) переписал активы на брата и перестал появляться в России

«ДАУНШИФТЕР» МУСТАФИН ВЫЧЕРКНУЛ СВОЕ ИМЯ ОТОВСЮДУ

Ранее на «Автодорстрой» облизывался не только ТАИФ. В 2012 году компания заключила джобберское соглашение с «Башнефтью» — оно подразумевает обязательства по продаже ГСМ по договорам и от имени нефтеперерабатывающей компании. Сообщалось, что за 3 года «Автодорстрой» планировал реконструировать 8 АЗС, а за период действия соглашения вывески должны были сменить 33 заправочные станции. В то время «Башнефтью» управляла еще АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Согласно договору, за пользование товарным знаком «Башнефть» предполагалась ежегодная выплата фиксированной суммы. На тот момент она составляла 150 тыс. рублей в год с одной АЗС. Скидка в 10% по условиям «Башнефти» полагалась, если количество АЗС в сети будет больше 20. Действие договора заканчивалось лишь в 2017 году. Поэтому никто и не сомневался, что покупателем лакомого актива станет именно «Башнефть», а компания Евтушенкова не скрывала своих планов по расширению розничной сети с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах. Однако с тех пор у «Башнефти», как известно, поменялся собственник (после кратковременного домашнего ареста Евтушенкова компания вернулась в федеральную собственность), а ТАИФ оказался проворнее.

Исторически ООО «Автодорстрой» входит в структуру группы ТЭА «Ресурс-холдинг», основанной Альбертом Мустафиным. До недавних пор один из крупнейших бизнесменов Закамья Мустафин зарегистрировал порядка 60 компаний. Но вот что интересно: сейчас среди учредителей ни одной из них он уже не числится. По данным системы «Контур-Фокус», Мустафин продал свои доли, в основном 100-процентные, в двух третях предприятий, а последняя треть либо ликвидирована, либо организации прекратили деятельность в результате слияния. Сам холдинг между тем остался под руководством брата Рушада Мустафина, бывшего директора «Казанских электросетей».

Причины такого, как теперь модно говорить, дауншифтинга, судя по всему, не связаны непосредственно с бизнесом. Многие предприятия из группы Мустафина стабильно попадали в Топ-300 компаний Татарстана, и часто они имели отношение к империи другой известной персоны республики — Ильшата Фардиева. Так, ОАО «СВСЭСС» (в Топ-300 «БИЗНЕС Online» компания поднялась со 120-го до 104-го места за 2 года, с 2012 по 2014) — один из основных генподрядчиков Сетевой компании, которая строит подстанции и ЛЭП в Татарстане и за его пределами. Примерно тем же заняты еще две компании из холдинга Мустафина — «Энергостройсервис» и «Татэнергострой». Связь двух империй прослеживалась и через «Челны-Бройлер», 16,6% в которой принадлежали Мустафину через его ООО «Мегаполис», от которого он, опять же, избавился. В 2014 году новичком рейтинга стало еще одно подразделение «Ресурс-холдинга» — ТЭФ «Каматранссервис» (254-е место). Эта компания, в прошлом одно из структурных подразделений Генерирующей компании, специализируется на транспортных услугах.

Кроме того, в рейтинг входили некоторые из многочисленных нижнекамских активов Мустафина, например, завод ЖБИ «Камэнергостройпром», построенный еще в 1960-е годы. Сегодня он контролируется Рушадом Мустафиным через два ООО — «Континент ЛТД» и «Монолит ЛТД». Поставщиком завода ЖБИ всегда был еще один актив Мустафина — Нижнекамский гравийно-сортировочный завод. В прошлом году Мустафин инициировал строительство в Заинске завода по производству погружных вентильных двигателей, договорившись об этом с лукойловской нефтяной компанией «Ритэк». Собственно же сеть АЗС «Автодорстрой» к концу 2015 года сильно сдала в рейтинге «БИЗНЕС Online» Топ-300, переместившись с 49-го места в 2014-м году на 60-е. Выручка «Автодорстроя» за 2014 год составила 5,6 млрд. рублей, показав за год падение на 2,9%, чистая прибыль — 5 млн. рублей.

Из своих источников «БИЗНЕС Online» известно, что Мустафин женат второй раз, сейчас он на постоянной основе живет в Германии. Его отъезд туда на ПМЖ сопровождался устойчивыми слухами о том, что Мустафин якобы находится в федеральном розыске, но подтверждения они не нашли. Татарстанский олигарх и прежде бывал на большой родине лишь наездами, а после гибели в автокатастрофе его сына в 2014 году Мустафин практически перестал посещать страну.

.
66 заправок «Автодорстроя» можно оценить в 4 млрд. рублей

«ОКУПИТЬ АЗС ЗА 10 ЛЕТ — УЖЕ ХОРОШО»

Участники рынка считают, что покупка ТАИФом «Автодорстроя» мало повлияет на общую сложившуюся ситуацию на топливном рынке, где, следует признать, играют сегодня не только «Татнефть» и ТАИФ — всего в Татарстане 843 заправки.

«У нас так много уже заправок, что 50 АЗС кардинально ничего не изменят, — полагает гендиректор топливной компании «Транзит Сити» Ирек Валиев. — То, что подобная покупка ТАИФа ведет к монополизации, — это факт. Но это скорее локальная, а не тотальная монополизация. У нас в Татарстане несколько сотен независимых АЗС, так что ничем эта сделка не грозит».

Глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов высоко оценил перспективы сделки для ТАИФа. «Автодорстрой» — это хорошие заправки, крупная сеть, по всей республике АЗС удачно распределены. Так что это замечательная покупка, особенно если учесть, что речь идет о производителе нефтепродуктов, которому нужно осуществлять продажу через розницу. Теперь розница у них есть», — констатировал Сулейманов.

Более того, глава ассоциации предположил, что, возможно, потенциальных покупателей было больше, не исключая из их числа как «Башнефть», так и «Татнефть». «Но если говорить о «Башнефти», там все так неопределенно... Они сами пока не поймут, какая они структура — государственная или негосударственная. То ли их кому-то продадут, то ли они так и останутся», — пояснил Сулейманов слабые позиции партнера «Автодорстроя».

Что же до самой сети АЗС, то возможными причинами продажи эксперт назвал снижающуюся доходность АЗС. «Еще 10 лет назад можно было построить заправку и окупить ее за 5 - 7 лет. А сегодня за 10 лет окупить АЗС — уже хорошо. Это если не иметь своего завода, скважин и нефти. Если построить сегодня обычную заправку в проходном месте, нужно порядка 60 - 70 миллионов рублей. А можно и за 150 миллионов построить фешенебельную с магазином», — примерно прикинул разброс цен на АЗС Сулейманов.

От оценки стоимости сделки эксперт воздержался. Но, если взять за основу приведенные выше цифры, только 66 заправок, можно оценить в 4 млрд. рублей. Однако получение разрешения ФАС — это все-таки еще не сделка, так что запасемся терпением.