ТАИФ торопится оспорить первенство «Татнефти», наращивая сеть своих АЗС перед запуском производства бензина на ТАНЕКО. Вслед за «Татнефтепродуктом» Альберт Шигабутдинов нацелился на покупку сети «Автодорстрой» из 66 заправок. До последнего времени она входила в сферу влияния одного из крупных бизнесменов Закамья Альберта Мустафина, который, по некоторым данным, после смерти сына в 2014 году переписал активы на брата и перестал появляться в России.
Альберт Шигабутдинов нацелился на покупку сети «Автодорстрой» из 66 заправок |
ТАИФ ПОШЕЛ ПОКУПАТЬ СЕТИ АЗС ПО СПИСКУ
ФАС России одобрила ходатайство ООО «Телеком-Менеджмент» — дочернего предприятия группы «ТАИФ» — о покупке 99,9% сети автозаправок «Автодорстрой», о чем стало известно накануне. Как сообщается на сайте ООО «Автодорстрой», в активе компании 51 АЗС в Татарстане и Самарской области, а также собственная нефтебаза объемом 20 тыс. куб. метров. Но, возможно, это слегка устаревшие сведения, по данным сайта benzin-price.ru, сеть насчитывает 66 заправок: 59 в Татарстане и 7 в Самарской области. По республике сеть распределена довольно равномерно: есть заправки и в Казани, и в Челнах, и в Нижнекамске, и в Альметьевске, и в Заинске, и в Елабуге, и в Чистополе, и на федеральных трассах. По количеству АЗС это третий игрок в Татарстане — впереди ТАИФ и «Татнефть», на четвертом месте «Лукойл» с 43 заправками.
Владельцем «Автодорстроя», одной из крупнейших сетей АЗС в РТ, исторически относившейся к группе известного закамского предпринимателя Альберта Мустафина, сегодня значится коммерческий директор компании Алексей Пятницын. Сам он комментировать сделку «БИЗНЕС Online» пока отказался, воздержались от пояснений и в ГК «ТАИФ».
Сделка, если она, конечно, состоится, станет не первым подобным приобретением для ТАИФа за последний год. Как писал «БИЗНЕС Online», ТАИФ в прошлом году консолидировал 86% акций крупнейшего топливного заправщика ХК «Татнефтепродукт» и планирует довести долю до 100%.
Эксперты тогда полагали, что покупку «Татнефтепродукта» можно рассматривать как сигнал к монополизации рынка и пролог к будущей схватке с «Татнефтью», которая в наступившем году начнет выпускать на ТАНЕКО свой бензин, а значит, сократит его закупки у ТАИФ-НК.
Между тем до покупки ТНП ситуация была парадоксальной. Собственная сеть единственного производителя автомобильного топлива в Татарстане ТАИФ-НК сейчас, если верить benzin-price.ru, насчитывает 37 АЗС. При этом в 2014 году компания произвела 517 тыс. т автомобильных бензинов. «Татнефть», у которой своего бензина пока нет, имеет 165 заправочных станций только в республике и 555 — по всей стране.
Развивать сеть и всю необходимую инфраструктуру и дорого, и не особо легко — лучшие земельные участки давно заняты. Поэтому поглощение ТНП, где у него уже было 36,8%, для ТАИФа было фактически безальтернативным вариантом. После покупки ТНП к сети ТАИФ-НК добавились 175 заправок, в том числе 148 — в Татарстане. Вполне логично, что империи Шигабутдиновых понадобилась еще одна заправочная сеть. Следующей, по всей вероятности, и станет «Автодорстрой».
Альберт Мустафин (справа) переписал активы на брата и перестал появляться в России |
«ДАУНШИФТЕР» МУСТАФИН ВЫЧЕРКНУЛ СВОЕ ИМЯ ОТОВСЮДУ
Ранее на «Автодорстрой» облизывался не только ТАИФ. В 2012 году компания заключила джобберское соглашение с «Башнефтью» — оно подразумевает обязательства по продаже ГСМ по договорам и от имени нефтеперерабатывающей компании. Сообщалось, что за 3 года «Автодорстрой» планировал реконструировать 8 АЗС, а за период действия соглашения вывески должны были сменить 33 заправочные станции. В то время «Башнефтью» управляла еще АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Согласно договору, за пользование товарным знаком «Башнефть» предполагалась ежегодная выплата фиксированной суммы. На тот момент она составляла 150 тыс. рублей в год с одной АЗС. Скидка в 10% по условиям «Башнефти» полагалась, если количество АЗС в сети будет больше 20. Действие договора заканчивалось лишь в 2017 году. Поэтому никто и не сомневался, что покупателем лакомого актива станет именно «Башнефть», а компания Евтушенкова не скрывала своих планов по расширению розничной сети с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах. Однако с тех пор у «Башнефти», как известно, поменялся собственник (после кратковременного домашнего ареста Евтушенкова компания вернулась в федеральную собственность), а ТАИФ оказался проворнее.
Исторически ООО «Автодорстрой» входит в структуру группы ТЭА «Ресурс-холдинг», основанной Альбертом Мустафиным. До недавних пор один из крупнейших бизнесменов Закамья Мустафин зарегистрировал порядка 60 компаний. Но вот что интересно: сейчас среди учредителей ни одной из них он уже не числится. По данным системы «Контур-Фокус», Мустафин продал свои доли, в основном 100-процентные, в двух третях предприятий, а последняя треть либо ликвидирована, либо организации прекратили деятельность в результате слияния. Сам холдинг между тем остался под руководством брата Рушада Мустафина, бывшего директора «Казанских электросетей».
Причины такого, как теперь модно говорить, дауншифтинга, судя по всему, не связаны непосредственно с бизнесом. Многие предприятия из группы Мустафина стабильно попадали в Топ-300 компаний Татарстана, и часто они имели отношение к империи другой известной персоны республики — Ильшата Фардиева. Так, ОАО «СВСЭСС» (в Топ-300 «БИЗНЕС Online» компания поднялась со 120-го до 104-го места за 2 года, с 2012 по 2014) — один из основных генподрядчиков Сетевой компании, которая строит подстанции и ЛЭП в Татарстане и за его пределами. Примерно тем же заняты еще две компании из холдинга Мустафина — «Энергостройсервис» и «Татэнергострой». Связь двух империй прослеживалась и через «Челны-Бройлер», 16,6% в которой принадлежали Мустафину через его ООО «Мегаполис», от которого он, опять же, избавился. В 2014 году новичком рейтинга стало еще одно подразделение «Ресурс-холдинга» — ТЭФ «Каматранссервис» (254-е место). Эта компания, в прошлом одно из структурных подразделений Генерирующей компании, специализируется на транспортных услугах.
Кроме того, в рейтинг входили некоторые из многочисленных нижнекамских активов Мустафина, например, завод ЖБИ «Камэнергостройпром», построенный еще в 1960-е годы. Сегодня он контролируется Рушадом Мустафиным через два ООО — «Континент ЛТД» и «Монолит ЛТД». Поставщиком завода ЖБИ всегда был еще один актив Мустафина — Нижнекамский гравийно-сортировочный завод. В прошлом году Мустафин инициировал строительство в Заинске завода по производству погружных вентильных двигателей, договорившись об этом с лукойловской нефтяной компанией «Ритэк». Собственно же сеть АЗС «Автодорстрой» к концу 2015 года сильно сдала в рейтинге «БИЗНЕС Online» Топ-300, переместившись с 49-го места в 2014-м году на 60-е. Выручка «Автодорстроя» за 2014 год составила 5,6 млрд. рублей, показав за год падение на 2,9%, чистая прибыль — 5 млн. рублей.
Из своих источников «БИЗНЕС Online» известно, что Мустафин женат второй раз, сейчас он на постоянной основе живет в Германии. Его отъезд туда на ПМЖ сопровождался устойчивыми слухами о том, что Мустафин якобы находится в федеральном розыске, но подтверждения они не нашли. Татарстанский олигарх и прежде бывал на большой родине лишь наездами, а после гибели в автокатастрофе его сына в 2014 году Мустафин практически перестал посещать страну.
66 заправок «Автодорстроя» можно оценить в 4 млрд. рублей |
«ОКУПИТЬ АЗС ЗА 10 ЛЕТ — УЖЕ ХОРОШО»
Участники рынка считают, что покупка ТАИФом «Автодорстроя» мало повлияет на общую сложившуюся ситуацию на топливном рынке, где, следует признать, играют сегодня не только «Татнефть» и ТАИФ — всего в Татарстане 843 заправки.
«У нас так много уже заправок, что 50 АЗС кардинально ничего не изменят, — полагает гендиректор топливной компании «Транзит Сити» Ирек Валиев. — То, что подобная покупка ТАИФа ведет к монополизации, — это факт. Но это скорее локальная, а не тотальная монополизация. У нас в Татарстане несколько сотен независимых АЗС, так что ничем эта сделка не грозит».
Глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов высоко оценил перспективы сделки для ТАИФа. «Автодорстрой» — это хорошие заправки, крупная сеть, по всей республике АЗС удачно распределены. Так что это замечательная покупка, особенно если учесть, что речь идет о производителе нефтепродуктов, которому нужно осуществлять продажу через розницу. Теперь розница у них есть», — констатировал Сулейманов.
Более того, глава ассоциации предположил, что, возможно, потенциальных покупателей было больше, не исключая из их числа как «Башнефть», так и «Татнефть». «Но если говорить о «Башнефти», там все так неопределенно... Они сами пока не поймут, какая они структура — государственная или негосударственная. То ли их кому-то продадут, то ли они так и останутся», — пояснил Сулейманов слабые позиции партнера «Автодорстроя».
Что же до самой сети АЗС, то возможными причинами продажи эксперт назвал снижающуюся доходность АЗС. «Еще 10 лет назад можно было построить заправку и окупить ее за 5 - 7 лет. А сегодня за 10 лет окупить АЗС — уже хорошо. Это если не иметь своего завода, скважин и нефти. Если построить сегодня обычную заправку в проходном месте, нужно порядка 60 - 70 миллионов рублей. А можно и за 150 миллионов построить фешенебельную с магазином», — примерно прикинул разброс цен на АЗС Сулейманов.
От оценки стоимости сделки эксперт воздержался. Но, если взять за основу приведенные выше цифры, только 66 заправок, можно оценить в 4 млрд. рублей. Однако получение разрешения ФАС — это все-таки еще не сделка, так что запасемся терпением.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.