Московские учредители музея советских игровых автоматов, вложив в Казань на первоначальном этапе около 5 млн. рублей и не получив должной отдачи, решили прекратить экспансию проекта в регионы
Московские учредители музея советских игровых автоматов, вложив в Казань на первоначальном этапе около 5 млн. рублей и не получив должной отдачи, решили прекратить экспансию проекта в регионы

«У НАС НЕТ НИКАКОЙ ПОДДЕРЖКИ, КРОМЕ СОБСТВЕННЫХ МОЗГОВ»

Музей советских игровых автоматов просуществовал в Казани около полутора лет. Как и предсказывали эксперты нашего издания, выжить новому культурному местечку оказалось непросто. По словам его управляющей Анны Законовой, похоже, казанцы, а может быть, и вообще жители регионов, не готовы тратить деньги на такой досуг, как поход в музей. Кроме того, была сделана одна стратегическая ошибка. «Возможно, нам нужно было открываться на улице Баумана, и это было единственным правильным решением», — говорит Законова. — Но в тот момент, когда мы искали помещение, свободных на центральной улице города не оказалось». Однако, по мнению управляющей музея, это также могло не принести успех. По ее данным, комфортно себя на этой улице ощущает «Лабиринт страха» — питерский филиал, у которого целостная грамотная политика по всей стране, и есть хорошая посещаемость даже при недешевых билетах. Остальные подобные заведения испытывают проблемы с постоянным потоком клиентов.

Надо отметить, что музей игровых автоматов — не казанский проект, а столичный. В Первопрестольной заведение работает около 8 лет, в Питере — 2 года, и вполне успешно. Однако, вложив в Казань на первоначальном этапе около 5 млн. рублей и не получив должной отдачи, московские учредители решили прекратить экспансию проекта в регионы, но при этом в Москве скорее всего в ближайшее время откроется вторая подобная площадка. В первых двух столицах туристов по сравнению с Казанью гораздо больше, а значит, и выручки — тоже. Несмотря на то, что сразу несколько музеев в Казани просили москвичей передать им игровое советское наследие, те отказались. В здании на улице Кремлевской останутся только два автомата: «Морской бой» и «Баскетбол».

Анна Законова

Однако намоленное культурное место пустым не останется. Работая управляющей, Законова стала замечать, что многие мероприятия, проводимые в музее, — мастер-классы, лектории, кинопоказы — собирают большую аудиторию. И она решила сделать свой «Дом культуры»: «Если аудитория музея — это школьники, семьи с детьми, туристы, то аудитория «Дома культуры», или по-другому «Дома на Кремлевской», совершенно другая. Это инициативные люди от 20 до 40 лет. Люди, которые готовы возвращаться в одно и то же место по несколько раз. Музей советских игровых автоматов — это все же такая история, куда пришел однажды, поностальгировал, и вряд ли вернешься еще раз. Мы хотим создать пространство для творческого диалога или просто для диалога между собой». По замыслу Законовой, для этого будут использовано все 427 кв. м помещения, в том числе и второй этаж. Планируются различные показы мод, лектории, кинопоказы, мастер-классы. Уже сейчас в рамках проекта ДК работает «Олдскул кафе» и магазин виниловых пластинок, 14 января был вечер памяти Дэвида Боуи, где можно было послушать его песни с винила и посмотреть фильм про музыканта, хотя официальное открытие нового креативного пространства намечено на первую неделю февраля.

«Поскольку мы не имеем никакой поддержки, кроме наших собственных мозгов, мы стараемся строить бизнес таким образом, чтобы к нам приходили люди достаточно созревшие, способные зарабатывать деньги самостоятельно», — говорит Законова. ДК будет состоять как из постоянных резидентов, так и из тех, кто захочет проводить свои мероприятия на нерегулярной основе. Вход будет платным, но далеко не на все мероприятия.

Нужно учесть, что это далеко не первое «креативное пространство», которое появляется в Казани за последнее время. Достаточно назвать центр современной культуры «Смена», «Угол» и другие более мелкие по форме заведения. Законова конкуренции не боится: «Если бы не было открытости со стороны аудитории, Казань не поддержала мировой да и всероссийский тренд на подобные заведения. Люди готовы искать для себя новые культурные события в городе, а тема креативного класса не так давно стала подниматься, о ней не так давно стали говорить и выделять этих людей как полноценный класс субъекта экономики. Возможно, сейчас пришло время опираться больше не на ресурсы, а на мозги».

Уже сейчас в рамках проекта «ДК» работает «Олдскул кафе» и магазин виниловых пластинок
Уже сейчас в рамках проекта ДК работает «Олдскул кафе» и магазин виниловых пластинок

«АКТ» ДОБРОВОЛЬНО ВЫЛЕЗАЕТ ИЗ «ТЕПЛИЧНЫХ УСЛОВИЙ»

Одним из «якорных», если так можно выразиться, резидентов ДК будет «Театр. Акт», который покидает свое насиженное место в Доме актера. Нужно отметить, что у этого частного творческого коллектива это не первая попытка закрепиться в самом сердце Казани. Несколько лет назад они появились как театр по адресу Баумана, 68. «Там все-таки было офисное помещение, в тех условиях сложно было сделать настоящий театр, — говорит один из его руководителей Родион Сабиров. — Мы там были просто как отдельный материк, а на Кремлевской у нас есть отдельное помещение, мы не вырваны из контекста, а являемся единым целым с ДК».

«Мы два с половиной года работали в Доме актера, делали там ремонт своими руками, чувствовали большую поддержку как со стороны Союза театральных деятелей, так и со стороны театра Камала, — поддерживает разговор супруга Родиона, еще один худрук «Театра. Акт» Ангелина Мигранова. — Там для нас действительно были созданы тепличные условия. Но каждый человек хочет немного полетать, хочет выпорхнуть из гнезда, где тепло и уютно. Хочется посмотреть большой мир».

По словам создателей театра, когда они открывались еще на улице Баумана в 2012 году, то хотели делать фотовыставки, открыть художественную студию, развивать множество направлений. Но так случилось, что с головой ушли в театральное искусство. «На Кремлевской вроде как помещение за нами, и мы можем сделать больше», — говорит Мигранова. В ДК будут развиваться сразу три направления: театральная студия, киноведение и пластика. В каждом направлении есть ответственные люди: лабораторией пластики будет заниматься Ильдар Алекбаев, у него есть уже своя команда, киноведение будет вести Наталья Самойлова, отучившаяся во ВГИКе, а театральная студия останется за Родионом и Ангелиной. «Простому человеку порой непросто окунуться в мир творчества, — говорит Сабиров. — Мы хотим предоставить такую возможность. К примеру, на танцы может прийти даже самый неповоротливый и большой человек, и ему там ему дадут понять и почувствовать, что танцевать можно при любых размерах».

«Акт» перенесет на новую площадку свои старые спектакли, переработав их под новое пространство. Кроме того, к выпуску готовится сразу несколько постановок по столь чтимому худруками «Театра. Акт» драматургу и режиссеру Ивану Вырыпаеву. В феврале зрителям покажут «Иллюзии» в апреле UFO, а потом приступят к непростой постановке «Невыносимых долгих объятий». Задача — делать спектакль не для элитарной группы ценителей творчества Вырыпаева, а сделать его пьесы доступными для более широкой аудитории.

«Мы занимаем немалые деньги для развития нашего проекта, — говорит Сабиров. — У нас знакомых меценатов нет. Естественно, очень сильно за все переживаем. И утро порой начинается с таких мыслей, зачем мы все это делаем. Иногда даже хочется немного сдаться. В любом здоровом организме когда-нибудь наступает перегруз. Но когда ты приходишь и видишь лица актеров и глаза и понимаешь, что они в тебя верят, все страхи отходят». «Меня мой мастер, когда я пришла в театральное училище, предупредил, что профессия актера неблагодарная и сложная, — вспоминает Мигранова. — И если ты можешь этим не заниматься, то не занимайся. А если ты не видишь свою жизнь без этого, то это уже здоровая потребность, и тогда можно рассчитывать на успех».

Ангелина Мигранова и Родион Сабиров
Ангелина Мигранова и Родион Сабиров

ЭТО БОЛЬШЕ УВЛЕЧЕНИЕ, ЧЕМ БИЗНЕС

Эксперты «БИЗНЕС Online» заявляют, что даже если новый проект станет популярным у публики, на большой коммерческий успех рассчитывать не придется.

Артем Силкин — директор музея-заповедника «Остров-град «Свияжск», соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город»:

— Я не вижу, что появление подобных креативных площадок в Казани носит массовый характер. Все подобные структуры должны как-то выживать. И если есть микротеатр с маленьким залом, коммерчески это не будет особо оправдано. Тут есть надежда привлечь аудиторию, которая будет приносить деньги еще и на других проектах, помимо спектаклей. Появление любых подобных креативных пространств я только приветствую, однако сейчас не самое лучшее время для осуществления таких проектов.

Я не думаю, что кто-то делит одну и ту же публику, в нашем случае стоит задача возрастить как можно больше этой аудитории, которая вовлечена в культурный процесс. Поэтому чем больше таких мест появится, тем аудитория будет разрастаться. У кого контент интересен, туда публика и пойдет. Я думаю, город у нас большой, места всем хватит. Хочется пожелать успеха ребятам: у всех подобных начинаний коммерческие перспективы стремятся к нулю. Это больше увлечение тех энтузиастов, кто этим занимается. Но тут, мне кажется, и не стоит вопрос о зарабатывании больших денег.

Нияз Игламов — театральный критик, завлит театра им. Камала:

— Мне кажется, у публики действительно есть потребность в появлении подобных творческих уголков. Что касается самого «Театра. Акт», то они уже не в первый раз отмечают свое новоселье. Они сначала были в театре на Булаке, потом на Баумана, потом в Доме актера. И переезды на них как на творческую единицу не влияют. Думаю, что своего зрителя ребята не растеряют и вполне могут приобрести новых.