Широко разрекламированный телесериал «Ак чәчәкләр», показанный на ТНВ, так и не стал прорывным для канала
Широко разрекламированный телесериал «Ак чәчәкләр», показанный на ТНВ, так и не стал прорывным для канала (фото: кадр из сериала)

ТНВ В КАЗАНИ ОПЕРЕЖАЕТ ТОЛЬКО «СТС LOVE», «Ю» И «МИР»

Согласно телевизионным рейтингам, которые оказались в распоряжении «БИЗНЕС Online», телесериал «Ак чәчәкләр», на который возлагало большие надежды ТНВ, так и не стал прорывным для канала. Согласно данным TNS Gallup Media (исследование ТV-рейтинга по Казани), за ноябрь по среднему рейтингу сериал попал лишь на 7-е место среди всех передач канала, и так не слишком популярного в крупных городах Татарстана, а по показателю «Доля телесмотрения» и вовсе выпал из десятки, расположившись на 11-м месте.

И это несмотря на то, что изначально проект рассматривался как флагманский, способный вызвать большой интерес у аудитории. Неслучайно каждую из 10 серий мыла показывали аж три раза в день. Более того, ноябрь в частности и осень в целом у ТНВ получилась, мягко говоря, неудачной. Стоило начаться новому телевизионному сезону, который всегда стартует по окончании летних каникул, как у телеканала началось заметное снижение ключевого показателя — доля телесмотрения.

Нажмите, чтобы увеличить

Напомним, что анализ популярности телевизионных программ проводится по двум основным показателям — рейтинг и доля. Рейтинг рассчитывается от общего количества потенциальных телезрителей, а доля — от числа всех тех, у кого был включен телевизор в данный момент. В сентябре 2014 года у ТНВ доля в Казани была 1,44%, а в первый осенний месяц 2015 года — почти в три раза меньше — 0,52%, в октябре — более чем двукратное снижение — 0,6% против 1,4%, а по ноябрю вновь практически трехкратное — было 1,48%, стало 0,58%.

Получается, что телеканал, в который республика вкачала только в 2014 году 444 млн. рублей (в 2015 году, по нашим данным, не меньше), вызывает все меньше интереса у зрителей. В Казани ТНВ в ноябре 2015 года по рейтингам смог обойти только три телеканала: «СТС Love», «Ю» и «Мир». Отметим, что новый проект «Татмедиа» ТРК «Казань» в исследование TNS включен не был.

Доля ТНВ в Казани в ноябре 2015 года (нажмите, чтобы увеличить)

«ЭТО ДАЖЕ НЕ СФОТОГРАФИРОВАННЫЙ ТЕАТР, А СФОТОГРАФИРОВАННОЕ РАДИО»

Что же до «Ак чәчәкләр» («Белых цветов»), то последние не без пафоса были представлены — сначала в сентябре в рамках фестиваля мусульманского кино, а затем уже в конце октября, перед самой телепремьерой, на специально созванной для этого пресс-конференции. Бюджет проекта составил 6 млн. рублей, которые были выделены из средств программы по государственной поддержке языков народов Республики Татарстан по линии минобразования РТ.

На кинофестивале экранизацию книги Абдурахмана Абсалямова продемонстрировали в качестве полнометражной трехчасовой картины. Московский кинокритик Максим Семенов, не зная о планах создателей, сразу разглядел в ней образчик российского мыла среднего пошиба: «Кадр здесь обычно играет подчиненную роль, а проезды камерой и монтаж уступают место бесконечным восьмеркам — сперва посмотрели на первого говорящего, потом — на второго, потом — опять на первого; вместо изображения — бесконечные разговоры, вместо действия — обсуждение действий. Часто это даже не сфотографированный театр, а сфотографированное радио. И «Белые цветы» не исключение...»

Создатели фильма искренне гордились своим произведением и устроили проекту широкую промо-кампанию
Создатели фильма искренне гордились своим произведением и устроили проекту широкую промокампанию

Создатели фильма, однако, искренне гордились своим произведением и устроили проекту широкую промокампанию. «Показ фильма прошел в большинстве районов республики, — рассказывала чуть позже главный продюсер канала «ТНВ» и главный вдохновитель проекта Миляуша Айтуганова. — И в первую очередь мы выбирали те города, где есть театры, в которых играют актеры, задействованные в сериале. И поэтому показ был в Атнинском театре, в Альметьевском, в Набережных Челнах, в Нижнекамске, ну а потом в близлежащих районах. Заявки пошли почти со всего Татарстана. В Казани фильм демонстрировали четыре раза, и в филармонии показ всегда проходил с аншлагом».

Остается предположить, что на сериал зрителя уже не хватило. И это при том, что на национальный кинопродукт в любом его виде спрос в республике есть, причем это касается не только сельских районов. Сама же Айтуганова справедливо говорила о дополнительных показах «Белых цветов» на фестивале мусульманского кино по причине повышенного ажиотажа. «Впервые вижу, что нашему зрителю нужен свой художественный фильм!» — это слова народного артиста РСФСР Азгара Шакирова, который сыграл в сериале главную роль профессора Тагирова. А можно вспомнить столпотворение в кинотеатре «Мир» на показе татарской короткометражки «Айсылу».

Но на рейтингах ТНВ все это никоим образом не сказалось...

Нажмите, чтобы увеличить

ПОПУЛЯРНОСТЬ В РАМКАХ ПОГРЕШНОСТИ

Премьера телефильма на ТНВ состоялась в понедельник, 9 ноября, примечательно, что первую серию зрители увидели уже в 12:00, ее повторили в 17:20 и 22:00. Однако в стартовый день показа «Белые цветы» прошли в эфире практически незамеченными публикой. Рейтинг первой серии в полдень составил 0,42% (при доле в 3,75%) — это еще приличные цифры, но все же обеденное время не может служить показателем. Основные выводы можно и нужно делать на основе данных по прайм-тайму, то есть вечеру рабочего дня. Так, в его начале (в 17:20, сразу после выпуска новостей на татарском языке) цифры у сериала — 0,15% рейтинга и 0,6% доли. Правда, у передач, которые были в эфире до сериала и после него, вовсе нули. В период с 22:00 по 22:45 показатели в Казани в первый день показа «Ак чәчәкләр» были близки к математической погрешности — 0,01% рейтинга и 0,03% доли.

Самые высокие показатели и цифры сериал «Белые цветы» показывал в дневное время, когда и конкуренция ниже, и людей у экранов ТV значительно меньше. Так, наиболее успешной с точки зрения зрительского интереса оказалась вторая серия, показанная во вторник 10 ноября. В 12 часов доля составила 6,38%, а рейтинг был 0,83%. При этом весь блок передач с 11:30 до 13:30 на канале набрал относительно привычных нулей приличные цифры — это традиционная ситуация для телеканала, его хорошо смотрят именно в этот промежуточный слот. Так, рекламная передача «Социаль белем алифбасы», которая пошла в эфир сразу после «Белых цветов», оказалась самой рейтинговой передачей дня (7,44% — доля, 1,05% — рейтинг). В итоге вторая серия попала в общеканальный топ по показателю и заняла в нем третье место, впереди оказались лишь «Новости Татарстан в субботу вечером» (11,47%) и «Год литературы в России-2015. Рыцари вечности» (9,68%).

Нажмите, чтобы увеличить

Больше ни одна серия в топ попасть не смогла, по совокупному рейтингу весь телесериал занял лишь 11-е место в ноябре, пропустив как программы на русском, так и на татарском языке. Средняя доля телесмотрения составила 2,02%, а рейтинг — 0,5%. Профиль аудитории не сильно отличается от характерного для ТНВ рисунка. Согласно данным TNS Gallup Media, 75% зрителей — это люди старше 50 лет.

В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ — 4%, А В АЗНАКАЕВО — 73%?

Любопытно в этой связи, что в приемной замгендиректора телерадиокомпании «Новый Век», главного продюсера ТV Айтугановой, которой был отправлен запрос «БИЗНЕС Online», сообщили, что ответов на вопросы о рейтингах сериала «Белые цветы» не будет.

Однако на ТНВ есть традиция объяснять низкие показатели татароязычных передач тем, что их в основном смотрят в районах республики. Но при этом аналитической передаче «Атналык күзәтү» на татарском языке этот фактор не мешает получать традиционно высокие цифры рейтинга.

Еще весной на сайте «Реальное время», владельцем которого являются телекомпания «ТНВ» (подконтрольная, в свою очередь, ТАИФу) и ее гендиректор Ильшат Аминов, вышла статья с заголовком «ТНВ нашел свое ядро в районах». Основой материала послужили результаты подготовленного ЦАИР по заказу самого ТНВ исследования медиапредпочтений жителей Татарстана.

Ильшат Аминов и Миляуша Айтуганова (фото: <a href=
Ильшат Аминов и Миляуша Айтуганова сняли сериал «Белые цветы» на средства программы господдержки языков народов Татарстана (фото: elitat.ru)

Если верить результатам, ТНВ в республике слегка уступает лишь большой тройке — Первому, «России» и НТВ. Но даже из этих цифр выходило, что в крупных городах республики ТНВ практически не смотрят: в Казани, Нижнекамске и Лениногорске аудитория канала не превышает 8 - 9%, в Елабуге — 6%, а в Альметьевске — и вовсе 4%. Зато в районах люди будто с другой планеты: в Арском районе ТНВ якобы смотрят 78,8%, Сабинском, Сармановском — 77,5%, Азнакаевском — 73,4%.

В декабре все на том же ресурсе опубликовано сразу два материала о колоссальных достижениях. Сначала все та же Айтуганова в подробном интервью говорит о «грамотной маркетинговой политике» в отношении «Белых цветов», а также о зрительских толпах, требующих нового показа сериала: «Зрители просят, многие не успели посмотреть во время первого показа». А затем «Реальное время» рассказало об очередном исследовании ЦАИР, согласно которому ТНВ занимает 5-е место по популярности в республике, слегка пропустив вперед ТНТ/СТС.

Глядя на реальные рейтинги в столице, где живет треть населения Татарстана, в эти цифры верится с трудом. Но, по всей видимости, пока этого достаточно, чтобы удовлетворить тех, кто платит и заказывает музыку, — руководство ТАИФа, «Татмедиа» и казанский Кремль. Впрочем, по некоторым признакам в условиях кризиса и бюджетного секвестра об отдаче на вложенный рубль могут напомнить и ТНВ. Тем более что именно расходы регионов на медиа в последние годы — в зоне критики федерального центра. В рейтинге ОНФ «по тратам регионов на собственный PR» Татарстан в 2015 году занял 5-е место в стране.

==table841==