На закрытом совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева
было принято решение: российские министерства должны представить
соображения на тему, какие расходы пустить под нож

БЮДЖЕТ-2016 НАЧНУТ РЕЗАТЬ, ЕЩЕ НЕ ОТКУПОРИВ

Реалистичность бюджета-2016 вызывала серьезные сомнения у всех, кто знаком с азами арифметики. Так и вышло: как сообщают СМИ со ссылками на неофициальные источники, до конца этой недели российские министерства должны представить соображения на тему, какие расходы пустить под нож. Соответствующее решение было принято еще в декабре на закрытом совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. «Есть протокол совещания у Дмитрия Анатольевича. В соответствии с ним ведомства до 15 января должны дать предложения по отзыву доведенных им лимитов бюджетных обязательств на 10 процентов...» — сказал один из источников Reuters. По его словам, сокращение расходов на 10% не коснется так называемых публично-нормативных обязательств, зарплат бюджетникам и денежного довольствия военнослужащим и сэкономит бюджету около 700 млрд. рублей. Если предложений от того или иного ведомства не поступит в срок, минфин сделает «кровопускание» сам.

Откуда растут ноги у этого решения, понятно: среднегодовая цена российской нефти Urals (в эти дни она торгуется с символическим дисконтом 10 - 30 центов к североморской Brent) в бюджете заложена на уровне $50 за баррель, а среднегодовой курс доллара — 63,3 рубля. Иначе говоря, бочка черного золота должна стоить 3165 рублей, то есть при цене $32 за баррель доллар должен стоить порядка 99 рублей — только тогда бюджет сведет концы с концами без сокращений.

Конечно, теоретически власти могут девальвировать рубль, но для экономики — за исключением экспортно ориентированных предприятий — такой курс нацвалюты может стать последней соломинкой, переломившей спину и без того нагруженного верблюда. Остается «резать, не дожидаясь перитонита». Тем более что в 2015 году правительство тоже практиковало сокращение бюджетных лимитов на те же 10%. Вот только тогда из-за повышенной индексации пенсий, дополнительных вливаний в пенсионный фонд, мер по поддержке сельхозпроизводителей общий объем расходов практически не уменьшился. Теперь о подобных излишествах никто и не заикается, тем более что планируемый секвестр может покрыть лишь часть потенциальных нефтяных потерь.

«Запланированный сейчас секвестр бюджета — это где-то 700 миллиардов рублей. А потери, если среднегодовая цена будет 35 долларов за баррель, оцениваются во вдвое большую сумму, то есть где-то 1,5 триллиона, может, 2, — сказал «БИЗНЕС Online» руководитель научно-исследовательского центра «Неокономика» Олег Григорьев. — Секвестр дает 700 миллиардов, в бюджете было заложена 500 миллиардов рублей внутреннего фонда. Его предполагали использовать в июле-августе к парламентским выборам, чтобы подкормить пенсионеров, бюджетников и так далее. Сейчас этот внутренний резерв тоже тает, можно сказать, что его нет».

Пожелание-требование Владимира Путина к бюджетному дефициту не более 3% также может оказаться не выполненным. «В принципе, было сказано, что допустимый дефицит — 3 процента, но это говорилось, когда разрабатывался этот бюджет. Скорее всего, при переработке бюджета допустимый дефицит смогут увеличить до 4 - 4,5 процентов к ВВП. Пока в этом году есть резервный фонд, есть какая-то возможность туда-сюда гибкость проявлять. А вот когда эти деньги кончатся, то даже если цена нефти будет 50 долларов за баррель, вот тогда начнутся настоящие проблемы», — говорит Григорьев.

Очередное падение цен на нефть усугубляет и без того достаточно острый финансовый кризис в России, подтверждает известный трейдер и независимый биржевой аналитик Степан Демура. «Наша банковская система, по сути, банкрот, она «ложится» буквально на глазах. Средняя цена нефти по году будет, скорее всего, на уровне 35 - 40 долларов за баррель. Это приведет к необходимости сокращать расходы российского бюджета в этом году и не один раз. Война, знаете ли, дорогое удовольствие», — сказал он нашему изданию.

Нефть марки Brent

«ВСЕ ВЕСЕЛЬЕ НАЧНЕТСЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ГОДА»

Впрочем, по мнению Демуры, январский обвал нефтяных цен надолго не затянется. «Котировки провалятся куда-нибудь на 28 долларов за баррель, потом будет отскок. Все веселье начнется во второй половине года. В ближайшее же время падение цен ниже 30 долларов за баррель и их сохранение на этом уровне на квартал-два вряд ли возможно. Напомним, согласно декабрьскому прогнозу Демуры, «остаток 2016 года нефтяной рынок будет падать, может спокойно уйти даже и на 12 долларов за баррель к концу года».

Далеко не все эксперты разделяют это мнение, но январь пока подтверждает выводы трейдера. После праздников за дело сразу взялись «медведи»: всю неделю с 4 по 11 января нефть только падала — баррель Brent за это время просел с $36,7 до $31,6 . Сегодня утром североморская бочка и вовсе достигла 12-летнего минимума, опустившись до отметки $30,65. Причины все те же — китайский «локомотив» жмет на тормоза, а рынок нефти затоварен под горлышко. Добавим сюда панику из-за девальвации юаня на нестабильных фондовых биржах КНР, которая на прошлой неделе перекинулась за океан. За четыре дня американский индекс Dow Jones индикатор потерял более 5%, что стало рекордным 4-дневным падением за все время наблюдений за индексами Нью-Йоркской биржи с 1897 года. Сегодня волнения китайских инвесторов улеглись — индекс Shanghai Composite к концу торгов вырос на 0,2%, что сразу благотворно сказалось на нефти, которая из красной зоны наконец-то выбралась в зеленую. Но в остатке мы имеем почти минус $5 от барреля Brent, да и кто поручится, что завтра или уже через несколько часов все не повторится?

.
С 4 по 11 декабря нефть только падала — баррель Brent за это время просел с $36,7 до $31,6

ЭКСТРЕННЫЙ САММИТ ОПЕК ПЛАНИРУЮТ НА МАРТ

Сегодня же последовала и реакция на январские события со стороны ОПЕК. Глава картеля, министр нефти Нигерии Эммануэль Ибе Качикву заявил о необходимости собрать в начале марта чрезвычайный саммит организации. По его словам, главные цели встречи — пересмотреть ценовую политику и при необходимости изменить стратегию картеля. «Нынешние цены диктуют необходимость встречи. Мы говорили, что если цена на нефть достигнет 35 долларов за баррель, мы будем рассматривать возможность проведения внеочередного заседания», — сказал Качикву, отметив, что с призывом провести внеочередную встречу к нему обратились «некоторые члены ОПЕК».

К слову, обратиться к нигерийцу могла практически любая из стран ОПЕК. Большинство участников картеля ранее поступили аналогично России и приняли бюджеты с заложенной в них завышенной ценой нефти. Федеральный бюджет ОАЭ запланирован с нулевым дефицитом и прогнозной ценой нефти около $50 за баррель. Теперь он будет пересмотрен (впрочем, часть эмиратов, в первую очередь Дубай, имеют ненефтяной профицит бюджетов, так что ОАЭ, видимо, не понадобится серьезная правка расходной части). Бахрейн и Оман обсуждают кратный рост бюджетного дефицита на 2016 год при сокращении госрасходов на 5 - 10% — причем Бахрейн, переживающий кризис на рынке недвижимости, объявил о грядущей налоговой реформе с увеличением корпоративных отчислений. Аналогичное решение уже приняла Малайзия, чей бюджет рассчитан из цены $48 за баррель, — там повышены подоходный налог (с 26% до 28%) и налоги на прибыль. Пересмотр самого малайзийского бюджета начнется в январе.

От серьезных перерасчетов пока отказываются Катар, Ангола и Нигерия, хотя бюджет Анголы на 2016 год рассчитан из цены $48 за баррель, а Нигерии — около $45. В Алжире проект сокращения бюджета в начале января вызвал конфликт между правительством и парламентом. Пока что молчит на эту тему другая потенциально конфликтная точка — Венесуэла, где с конца 2015 года сторонники президента Николаса Мадуро утратили парламентское большинство.

Наиболее реалистично подошли к делу власти Саудовской Аравии. В прошлом году они, размахнувшись, заложили в главный финансовый документ страны цену нефти $100 за баррель, что вылилось в дефицит более 13% ВВП. Бюджет-2016 предполагает среднегодовую цену $29 за бочку, его дефицит должен ограничиться 2,2% ВВП, но при этом сокращаются не менее 15% расходов. Предусмотрительно поступил и главный антагонист саудитов — Иран. Бюджетный год в стране начинается 21 марта, но первые утечки в СМИ говорят о том, что баланс рассчитан исходя из $35 за баррель. Впрочем, те же источники говорят о дефиците в 2,2% ВВП и росте перечислений из национального фонда развития (трансферты из него составляют до 25% расходов бюджетной системы страны).

.
Команде Наиля Маганова придется ужаться, что неизбежно скажется на смежниках и поставщиках «Татнефти»

«ТАТНЕФТЬ» ОТДАСТ ПОЛОЖЕННОЕ?

Но вернемся к родным пенатам и зададим волнующие всех татарстанцев вопросы: что будет с бюджетом республики — он сформирован из расчета $60 за баррель — после федерального секвестра? Будут ли приняты аналогичные меры, и если да, то насколько масштабным станет сокращение расходов? К сожалению, в минфине РТ отвечать на эти вопросы не стали, сославшись на отсутствие официальной информации из Москвы.

Впрочем, меньше месяца назад с тем же посылом к республиканским министрам обратился глава минфина РФ Антон Силуанов, побывавший на итоговой коллегии финансовых ведомств Татарстана. Он поинтересовался, есть ли в республики стресс- сценарии с нефтью ниже $40 в основе, и получил ответ от Рустама Минниханова: «С компанией «Татнефть» отработали стрессовую ситуацию, конечно, придется серьезно резать инвестпрограммы. Так как являемся акционерами, можем просить наших нефтяников, но у нас есть прогнозные цифры, меньше которых они платить не могут», — сообщил президент РТ.

Статистика прошлого года вроде бы подтверждает заявление Минниханова. Если в 2014 году «Татнефть» перечислила в бюджет Татарстана 23 млрд. рублей налога на прибыль, то за 9 месяцев 2015-го весь уплаченный компанией налог на прибыль (всего 20%, из которых 18% идут в местную казну, 2% — в центр) составил ту же сумму. Так что двукратное падение долларовой цены нефти рублевых отчислений никоим образом не уменьшило. Другое дело, что в инвестициях и развитии команде Наиля Маганова при таких раскладах придется ужаться, что неизбежно скажется на смежниках и поставщиках «Татнефти», а это весьма солидная часть экономики республики.

«50 - 60 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ ВОЗМОЖНЫ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ ВОЙНЫ МЕЖДУ ИРАНОМ И САУДОВСКОЙ АРАВИЕЙ»

Александр Виноградов — ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:

— Среднегодовые цифры в 50 или 60 долларов за баррель я вижу только при одном условии — яростной, кровопролитной войны между Ираном и Саудовской Аравией. Все альтернативные варианты такую среднегодовую цену никоим образом не дадут. Соответственно, наш бюджет исполнен в базовых показателях не будет, поскольку вероятность этой войны я рассматриваю как достаточно низкую. Необходимо будет покрывать увеличившийся в этой ситуации дефицит. Покрываться это будет либо на федеральном уровне за счет девальвации рубля со всеми вытекающими последствиями, либо Татарстану как-то получится выбить из центра дополнительное финансовое вспомоществование. В чем я опять-таки сильно сомневаюсь, потому что уровень регионального долга РТ и так достаточно высок. Кроме того, вам в 2013 году и так продлевали, структурировали долг. Возможно, будут проведены какие-то попытки занять деньги на внутреннем рынке, но я сильно сомневаюсь, что это получится. С этим сейчас на внутреннем рынке туго. Так что, скорее всего, будет применен «древний казачий способ» — секвестр. А каким он будет, насколько будет секвестирован бюджет — вопрос открытый.

«СОКРАЩЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СНИЗИТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ И СУБСИДИЙ»

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Федеральный бюджет сейчас пересматривается с секвестром на 10 процентов. Это и есть реакция на реальную ситуацию. Что касается Татарстана, то напрямую мы от цены на нефть не зависим, потому что та часть, которая зависит от цены на нефть, прямиком попадает в федеральный бюджет. Другое дело, что сокращение федерального бюджета, безусловно, снизит возможность получения трансфертов и субсидий, которые были предусмотрены ранее. Вот это, естественно, нас затронет. Потому что это затронет очень много статей бюджета, связанных с субсидиями по различным программам финансирования. Опосредованная связь здесь есть, так что я думаю, что бюджет республики тоже будет корректироваться с учетом ситуации. Свои бюджеты будут пересматривать все субъекты без исключения. Федеральное министерство финансов прямо сказало: если субъекты не пересмотрят бюджеты в сторону сокращения на 10 процентов, то они сами урежут все свои трансферты, субсидии и так далее.

Достаточно ли сокращения татарстанского бюджета на 10 процентов? Трудно сказать. Как видите, прошлый год оказался таким, что у нас были потери бюджета по одним статьям, но налог на прибыль существенно вырос, и мы собрали на 20 процентов выше запланированного. А налог на прибыль — главный показатель от экономики. Если нам в этом году удастся расширить машиностроительную линейку, увеличить экспорт по нефтехимии, то мы окажемся в выигрыше. Там курсовая разница играет нам в плюс. Посмотрим. В принципе, положение серьезнее, чем предполагалось, когда бюджет составлялся. И федеральный, и любого ее субъекта.

«БУДУТ ИСКАТЬ ДОХОДЫ ВЗАМЕН НЕФТЯНЫХ И ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ»

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Мы уже сейчас видим, что цена за баррель нефти подошла к 35 долларам. Дальнейшее снижение возможно за планку меньше 30 долларов, выстраиваются крайние точки падения — это 20 или 25 долларов за баррель. Дальше не пойдет, потому что не выдержат ни бюджеты, ни финансы отдельных добывающих компаний. Это предел, игры на понижение здесь заканчиваются. Что касается бюджета, то действительно, бюджет завязан на нефть, и мы далеко ушли от той проектной планки, которая была в него заложена. Сейчас мы видим заявления по пересмотру позиций и российского, и татарстанского бюджета. А бюджет можно пересматривать по двум позициям: либо мы находим компенсацию в части доходов бюджета, либо мы начинаем снижать расходную часть. Я думаю, корректировка пойдет по двум этим позициям одновременно. Будут искать дополнительные доходы взамен тех, которые мы недополучаем от нефти. И где-то будут искать возможности оптимизации расходной части. Хотя здесь сложнее, потому что бюджет носит в основном социальный характер. Государство взяло на себя определенные финансовые обязательства, и пересматривать их, особенно социальные обязательства, весьма сложно. И России, и Татарстану.

С точки зрения доходов мы сейчас видим, что бюджет формируется прежде всего за счет налогов. И здесь резервы просматриваются. Мы сейчас видим попытки сделать доходы в части налогов на имущество. Есть попытки пересмотреть взаимоотношения с бизнесом. Какая-то определенная линия на оптимизацию налогов в регионах будет осуществлена. И соответственно расходы. Было уменьшение бюджетных расходов в минувшем году, будет оно и в следующем. За исключением тех позиций, где экономика не приветствуется, — это образовательные услуги и так далее. А в остальных частях бюджетных услуг будет видна оптимизация. Наш, местный, татарстанский бюджет, думаю, будет сокращаться с оглядкой на сокращение федерального бюджета. Исходя из того, как это будет осуществлено в России в целом. Больше, наверное, нет, а приближаться к планке российской оптимизации мы будем иметь моральное право.