ДЕНЬ ЗНАНИЙ В ЯНВАРЕ: КВЕСТ ВМЕСТО УРОКОВ

В понедельник состоялось открытие лицея-интерната информационных технологий при университете Иннополиса. Мероприятие, надо сказать, вышло не самым представительным, хотя в самом городе планы «лицеистов» считают очень амбициозными и перспективными. Тем не менее на торжественной школьной линейке присутствовали министр образования РТ Энгель Фаттахов, гендиректор ОЭЗ «Иннополис» Игорь Носов и другие официальные лица, а вот министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов не смог посетить Иннополис, да и из всех масс-медиа своих представителей прислали только два государственных СМИ. Исправить этот недочет решил «БИЗНЕС Online», корреспондент которого приехала посмотреть на новых жителей-учеников Иннополиса.

На въезде в город за последние несколько недель ничего не изменилось: та же пропускная система, строящиеся таунхаусы по левую руку, чуть дальше — за зданием технопарка им. Попова — еще один строящийся технопарк. В городе тихо. И, кажется, холоднее, чем в Казани. Но впечатления пустоты Иннополис не произвел: здесь активно ездят автомобили, гуляют мамы с детьми, студенты, суетится рабочий персонал. Мы проезжаем жилой квартал, за которым находятся школа, детский сад и, собственно, новый IT-лицей.

Альма-матер юных «айтишников» обосновалась в трехэтажном протяженном здании. Общая его площадь — 13 тыс. кв. м: если учесть, что пока тут 101 ученик, выходит по 130 «квадратов» на школяра. Учебное заведение состоит из трех блоков: А, Б и В — спортивный, учебный и жилой. Как рассказала газете директор лицея-интерната информационных технологий Надежда Сулимова (ранее трудилась начальником отдела развития общего образования и профориентационной работы департамента довузовского, общего и педагогического образования КФУ — прим. ред.), спортивный блок уже работает, и там проходят уроки физкультуры.

В холле аппетитные запахи из лицеевской столовой смешиваются с еще не выветрившимися запахами стройматериалов (кстати, для учеников обучение, проживание и питание не стоят ни копейки — за все платит министерство образования РТ). Полноценных уроков в понедельник у детей не было: утром для них прозвенел колокольчик, что обычно случается 1 сентября, затем классный час провел мэр Иннополиса Егор Иванов, а на послеобеденное время был запланирован игровой квест — этим Сулимова объяснила загадочные воздушные шары, прикованные цепочками к перилам лестниц.

Здание лицея

70 МЛН. И 6 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО

Еще немного цифр. Как сообщил «БИЗНЕС Online» замминистра образования РТ Ильдар Мухаметов, в строительство здания лицея-интерната было инвестировано 569 млн. рублей из российского бюджета. Как уже говорилось, пока был отобран 101 ребенок для обучения с третьей четверти, с 7 по 10 классы. При этом осенью количество учеников должно увеличиться еще на 150 - 170 человек.

Суть же нового образовательного учреждения проста: обучаться здесь будут одаренные дети со всей республики. Обучение бесплатное, но набираются в лицейские классы дети на конкурсной основе (заметим, конкуренция была не хуже вузовской — 6 человек на место). Начиная с 8-го класса для учеников вводится преподавание на английском языке. А 10 - 11 классы будут проходить обучение по информационно-технологическому профилю с соответствующими профильными предметами, а также с широким спектром факультативов, курсов по выбору и прочего дополнительного образования. К обучению привлекается профессорско-преподавательский состав университета Иннополиса.

Сулимова рассказала нам, что главное отличие лицея от школы — ориентация на одаренных детей, разумеется, с IT-уклоном. «Основной акцент в преподавании мы будем делать на таких предметах, как математика, информатика, физика. Дети будут заниматься разными направлениями деятельности: проектная в области физико-математических, инженерных дисциплин, подготовка к олимпиадам, разные курсы, связанные с использованием IT в различных областях, — сообщила она и пояснила, как «жюри» определяло степень одаренности детей. — Конечно, это сложно. Дети проходили тестирование по математике и русскому языку, собеседование и презентовали портфолио. В портфолио дети представляли результаты участия в каких-то конкурсах, олимпиадах. Кто-то уже даже являлся резидентом казанского IT-парка, кто-то получал гранты».

На вопрос, почему было решено открыть лицейские двери с третьей четверти, а значит, «выдернуть» детей из других учебных заведений и городов, Сулимова напомнила утренние слова министра образования Фаттахова. «Школа готова, учебные планы есть, педагоги есть, поэтому не было никаких причин нам не открыть эту школу в середине учебного года», — процитировала она вице-премьера.

Основная масса учеников приехала в интернат из различных уголков Татарстана, но здесь можно встретить и «переселенцев» из других точек России — Челябинска, Чувашии, Ульяновска, Москвы. Популяция мальчиков, конечно, преобладает, девочек — лишь чуть больше трети. Видимо, в лицее Иннополиса не стали наступать на грабли IT-лицея при КФУ, куда поначалу набрали только сильный пол, чем вызывали возмущение общественности.

Живут, кстати, дети пока в одном из кампусов университета. «Студенты университета там не проживают, и ученики лицея пока занимают два верхних этажа», — уточнила Сулимова. Когда учеников прибавится, они займут жилой блок здания лицея. Пока же, по словам менеджера по связям с общественностью АНО «Город Иннополис» Натальи Подкиной, было решено не эксплуатировать здания на полную катушку.

В заключение директор лицея продемонстрировала кабинет робототехники, где на столах разложены наборы LEGO и ноутбуки от компании ICL. Преподаватель увлекательного предмета Дмитрий Пехов рассказал, что среди поступивших в лицей учеников есть даже победители республиканских и российских олимпиад по робототехнике. «Один из учеников сегодня даже провел для своих одноклассников лекцию», — заметил Пехов.

«НАМ НЕ ХВАТАЕТ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ»

Мэр Иннополиса в беседе с «БИЗНЕС Online» признался, что открытие лицея значит очень много для города. «Это логическое звено и продолжение университета. Понятно, что основным краеугольным камнем и местом сбора энергии города является университет — это основные жители и сотрудники. Таким образом, цепочка создания высококвалифицированных кадров с сегодняшним запуском лицея усилится и дополнится. Кроме того, город приобрел 100, и даже больше (с учетом преподавателей) новых жителей, — улыбается Иванов. — В текущем масштабе Иннополиса это почти 15 процентов, что немало. Это прирост, который даст новый импульс и толчок городу».

Поинтересовались мы и тем, какие еще объекты появятся в городе в этом году. Иванов напомнил, что важной вехой в развитии города стало открытие супермаркета «Бахетле» накануне Нового года. Но помимо хлеба нужны и зрелища: «Нам не хватает индустрии развлечений. В этом году мы точно запустим бары, рестораны, дополнительные кафе, потому что сейчас, помимо двух столовых, в городе действует только одно кафе в университете. Пытаемся активно использовать инфраструктуру «Свияжских холмов» (газета «БИЗНЕС Online» подробно писала о реконцепции горнолыжного комплекса «Казань»), для чего запустили отдельный регулярный автобус», — поделился планами Иванов. По его словам, новая точка общепита появится в Иннополисе уже в первом полугодии, и рулить ей будет местный оператор.

Кроме того, сейчас рассматриваются варианты запуска в 2016 году небольшого кинотеатра. Что касается идеи крупного торгово-развлекательного комплекса, мэрия города ищет для нее инвесторов. «Мы всячески призываем инвесторов обратить внимание на этот проект», — сообщил мэр.

.
.

«ДЛЯ НАС ЭТО БУДЕТ ПОВОДОМ ДЛЯ ПАРТНЕРСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА»

«БИЗНЕС Online» опросил экспертов, педагогов о перспективах и необходимости создания в Татарстане IT-лицея.

Тимербулат Самерханов — директор общеобразовательной школы-интерната «IT-лицей КФУ»:

— Я думаю, что это отлично, что такие образовательные организации появляются у нас в республике. Это показывает, что наша республика «впереди планеты всей» и в сфере IT, и в сфере образования. Для нас это будет лишним поводом для партнерства и, может быть, в какой-то степени соперничества наших образовательных организаций. В любом случае для успешности республики, для успешности наших лицеистов это очень хорошо. Я хочу пожелать лицею информационных технологий в Иннополисе удачи и самого светлого будущего! Думаю, со временем мы познакомимся с ними поближе, будем как-то взаимодействовать.

Сейчас у нас в IT-лицее КФУ 280 учащихся, среди них пока только 11 девушек. Казанских учащихся — меньше половины. Порядка 20 ребят и девушек приехали из-за пределов Татарстана, около 130 детей — из районов республики. Я думаю, что со временем количество юношей и девушек у нас сравняется. В нашем лицее преподаются навыки инженерные и навыки программирования, наша миссия — подготовка IT-элиты для Татарстана и для Российской Федерации. Но, кроме этого, у нас очень сильно развито изучение астрономии, физики, химии, математики. В прошлом году лицеист Игорь Никоноров стал бронзовым призером международной олимпиады по астрономии. Я считаю, что это колоссальный успех и ребят, которые у нас учатся, и наших учителей.

Есть ли какая-то логистическая проблема в том, что лицей Иннополиса находится за пределами крупного города? Для интерната, для такой организации учебного процесса это не так важно, как для обычной образовательной организации дневного типа.

.
.

«ЕСТЬ У НАС СПОРТИНТЕРНАТЫ — ТАК ПОЧЕМУ БЫ НЕ БЫТЬ IT-ЛИЦЕЯМ?»

Сергей Шубин — директор по развитию проектов кластера информационных технологий «Сколково»:

— Такие инструменты для внедрения инноваций и трансформации нашей индустрии в целом можно назвать полезными. Я имею в виду «Сколково», Иннополис и т. д. Как человек, отдавший всю жизнь IT-индустрии, я рад, когда фокусируются на IT-проектах. Не мы первые, не мы последние это придумали. Страны, которые это делали, достигли, как вы знаете, больших успехов.

Теперь ближе к вопросу. Конечно, прекрасно создавать инфраструктуру и помогать специалистам оседать в некоторых регионах. Естественно, это люди с семьями, поэтому полезно, когда дети видят, в какой среде работают родители, чем занимаются, они тогда тоже будут тянуться к этим вещам. Часто так бывает, что дети становятся последователями своих родителей.

И в «Сколково» будет своя школа, и в Иннополисе тоже сделали — это прекрасно. Что касается экономической целесообразности, то я считаю, что как раз IT-индустрия — это та индустрия, где все вложения окупаются. Можете сами посмотреть цифры и ответить на вопрос, стоило ли вкладываться. Для совсем скептиков хочу спросить: кто входит в десятку компаний с самой большой капитализацией?

Конечно, есть сторонники того, чтобы дети жили в семьях, скорее всего, так и должно быть. С другой стороны, наша страна географически огромна, к сожалению, количество неполных семей достаточно высоко. Кажется, цифры ужасающие. Тогда можно задаться вопросом: у этих деток из трудной половины нет шансов пробиться и создать себе нормальное будущее, если их бог чем-то одарил? Подобные лицеи-интернаты дают ответ на этот вопрос: у этой детворы есть шанс. Можно посмотреть по аналогии на наших выдающихся спортсменов. Наиболее звездные из них — выходцы из регионов, семей с низким достатком. Эти дети были изначально мотивированы на достижение результата. Так что у нас есть спортинтернаты, научные интернаты, так почему не может быть IT-лицея?

.
.

«МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ «ГОРОДА СОЛНЦА» ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ»

Анатолий Цирульников — академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор:

— Всякие глобальные проекты вызывают у меня с самого начала большие сомнения. Татарстан в этом смысле вызывает у меня большее доверие. Для меня очень существенно, кто это делает. К национальным республикам у меня доверия больше, потому что этнос связывает чиновников самого высокого ранга и обычного человека. Есть некая планка, ниже которой этот чиновник не опустится, когда он почувствует, что это грозит уже этносу. В российских реалиях опускаются до любой черты. Поэтому существенно, кто делает, какие люди.

Если переходить к теме одаренных детей, то тут есть два подхода. Первый: уже есть подобные опыты, например, школа-интернат им. Колмогорова, школы №2 и №444 в Москве, Новосибирская школа для одаренных детей, которую создал академик Лаврентьев. Это, конечно, давало возможности для развития ребят, и они поступали в лучшие вузы.

Второй момент. Когда вы создаете такое образовательное учреждение где-нибудь в регионе, а эта модель достаточно распространенная, она, как правило, вытягивает из сельской местности и малых городов талантливых ребят, но при этом как бы оголяет пространство. В этом есть некая опасность: создаете несколько точек, а остальное остается голым. Поэтому второй подход заключается в другой модели, которую мы опробовали в Якутии и некоторых других регионах. Суть ее не в отдельных центрах, а в системе концентрических кругов. Первый круг — это гимназии и лицеи. Второй виток — олимпиадное движение, то есть дети не переселяются, а учатся в своих школах, живут в своих домах, но активно участвуют в олимпиадах. Третий круг — это дистантное образование, то есть идет очно-заочная работа. Четвертая ветка — это индивидуальные образовательные программы для одаренных ребят. В Якутии мы делали это даже в кочевых школах. Кроме того, между этими кругами нет стены, они могут перемещаться, взаимодействовать, кооперироваться.

Такой ход также возможен, он не оголяет пространство. Мне эта спираль кажется перспективной, потому что она обращается ко многим ребятам, их жизненным условиям и вообще к жизни. А попытка всех свезти в одно место вызывает у меня много вопросов. Я понимаю, что были положительные опыты, но вообще вся эта модель построения «города Солнца» и центра для одаренных вызывает сомнение. Дай бог, чтобы получилось. Чтобы не думалось: а не прожект ли это очередной?

.
.

«ОЧЕНЬ ХОРОШО, ЧТО ТАКИЕ ТОЧКИ ФОРМИРУЮТСЯ В РЕГИОНАХ»

Роман Демьянчук — первый проректор по научной работе Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга:

— Для того чтобы рассуждать, надо понять, что там будет происходить. С другой стороны, российская система образования имеет давние традиции создания таких учебных учреждений, где дети были бы оторваны от родителей. И у нас в Санкт-Петербурге существовал Смольный институт в свое время, была необходимость — открыли Суворовское, Нахимовское училища. Сейчас создан 239-й президентский физмат-лицей. Интересна сама по себе система отбора талантливых детей. Идея сама по себе любопытна, хотя, конечно, ребенку без родителей бывает проблематично усваивать некоторые нормы, ценности, понятия — все то, что связано с культурой, всем тем, что родители в себе несут. Это побочный эффект создания подобных организаций.

Но это большой шанс в жизни для детей в регионах. Глубинка немного отстает в экономическом уровне развития и возможностях получения образования. Думаю, на должном уровне обучение в лицее организовать можно, все зависит от того, какой ресурс будет подтянут: не столько денежный, сколько образовательный. Татарстан — это регион, развивающийся достаточно бурно. Я был там в прошлом году, там серьезные веяния, связанные с модернизацией, инновациями, с развитием разных направлений. Даже в самом Казанском университете велики традиции, много известных людей там работало, много чего там начиналось в свое время. Что касается детей, то Бехтерев в свое время открывал там первую в России психологическую лабораторию. Поэтому регион достаточно благоприятен. То, что формируются такие точки в регионах, это очень хорошо. Если будет такая сеть, это будет замечательно.