«МОДНЫЕ РЕАЛИТИ-ШОУ — ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ «ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ»

...И вижу я иные племена
Тут за морем... Их жажда кровь, война,
И, хвастая знаменами свободы,
Хоть завтра же они скуют народы,
Во имя равенства все станет под одно,
Во имя братства всем они наложат цепи,
Взамен лесов и нив все выжженные степи,
И просвещение штыками решено
И будет управлять с разбойничьей отвагой,
Нахальный генерал бессмысленною шпагой.
Чем это кончится? Возьмет ли верх палач
И рабства уровень по нас промчится вскачь,
Иль мир поднимется из хаоса и муки
При свете разума, при ясности науки?
Как это знать? Над пашнею стою,
Как сеятель, и голову мою
Готов сложить без сожаленья;
Но что же мой последний миг
Он будет ли тяжелый крик
Иль мир спокойного прозренья?..

Н. П. Огарев. 1858

Каждой эпохе соответствуют свое мышление, уровень сознания, набор ценностей. Рассогласование между динамикой жизни и уровнем сознания приводит общество к состоянию, когда людьми начинают управлять стереотипы, а не сама реальность, место идеологии занимает механизм манипулирования сознанием. Вслед за этим появляются бредовые идеи не только у населения, которое начинает увлекаться астрологией, оккультизмом, экстрасенсами и магией, но и у интеллигенции, а также у политиков. Это выражается в мании величия, поиске врагов, мессианских устремлениях. На следующей стадии или параллельно в обществе начинают доминировать иллюзии, как то: вера в чудесное спасение страны, возвеличивание своего народа, не подкрепленное никакими фактами, мечты о восстановлении монархии и так далее. Это симптомы нездоровых настроений.

На почве иллюзий могут возникнуть галлюцинации, состоящие из правдоподобных картин. Если отдельным людям мерещатся несуществующие голоса и события, НЛО, паранормальные явления, то на уровне информационного пространства это выражается в демонстрации фантастических сюжетов, выдаваемых за реальные отношения. Модные реалити-шоу — одно из проявлений этих «галлюцинаций». При этом их «рационализация», правдоподобие вгоняют сознание в мир фантастических идей. Манипуляция словами воспринимается как настоящая жизнь и подменяет реальные интересы человека. В обществе торжествуют символы, которые сами по себе ничего не значат, но становятся знаковыми для разжигания человеческих страстей. Мы видим совершенно неудержимое стремление накопить эти символы: роскошные дома, где никто не живет, модную одежду на один раз, дорогой автомобиль в то время, как в гараже уже стоит пара неплохих машин. Пустыми символами могут стать военные победы и награды, хотя сами боевые действия не приносят стране никаких выгод. Символы могут превратиться в иллюзии, как, например, мнимая победа русских на Куликовом поле или какие-то святые мощи, якобы исцеляющие от глупости. В таком обществе торжествуют накопительство ради самого накопительства или же ради публикации в списке журнала Forbes, погоня за рейтингом, пресс-конференции ради поддержания собственного престижа. Такое состояние — это иллюзия, как бы стабильно она не выглядело на бумаге. Россия, похоже, пытается пройти все стадии патологии общественного сознания, пока кто-то трезвый не скажет: «А король-то голый!»

Состояние общества от застоя плавно переходит на стадию проедания советского прошлого в сфере технологий, переключения на обычную добычу сырья, и если ограничится импорт станков и новых технологий из-за курса рубля, то скоро начнется деиндустриализация экономики, а дальше останется стадия натурального хозяйства. Главная проблема в отсутствии политической воли в стране. Есть имитация такой воли, но нет системы принятия и исполнения государственных решений. Поведение руководителей страны ситуативное, подверженное случайным факторам с непредсказуемыми результатами.

Мышление не может оставаться прежним, когда меняется жизнь в мире. Сегодня знания успевают устаревать, пока дети учатся в школе. Выпускники школ приходят с устаревшими знаниями в вузы, где профессура ностальгирует о советском прошлом. Имея десятки вполне сносных университетов, Российскую академию наук, отраслевые институты, страна оказывается в плену иллюзорных идей. Просто поразительно,насколько отсутствие идеологии может расстроить сознание высокообразованного общества. Патриотизм не может быть идеологией, он годится для мобилизации населения на борьбу с врагом только на период военного времени.

Россия может восстановить прежние позиции в отдельных секторах. Так, военно-техническая мысль пытается отыграть потерянные годы, торгуя оружием на внешних рынках. Гораздо хуже обстоит дело с общественным сознанием, которое упивается своей отсталостью. Место научных знаний заняли астрология, хиромантия, поиск пришельцев и установление контактов с потусторонним миром. Более того, торжествует лженаука. Появилось целое поколение шабашников на поле гуманитарных исследований. Они не просто «осваивают» деньги, но и дискредитируют репутацию гуманитариев.

«За время моей долгой работы с Минтимером Шариповичем
нас много раз пытались столкнуть»

«Я НИКОГДА НЕ ЛЕБЕЗИЛ, НО И НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ»

Невежество — лучшая в мире наука:
она дается без труда и не печалит душу.

Джордано Бруно

Развитие гуманитарных наук тормозится рядом причин. Конечно, сегодня престиж гуманитариев в целом предельно низок. Основная часть вины за это лежит на самих гуманитариях. Среди причин падения их престижа можно назвать ангажированность ученых; мутацию ученых в шабашников; отсутствие ясных задач у государства и критериев эффективности расходования бюджетных средств.

Разоблачение околонаучных работ в истории — позитивный тренд, но сами критики порой грешат той же болезнью. В последнее время под видом новейших методов исследования предлагаются сомнительные концепции, на что выбиваются весьма солидные гранты. Приведем пример. В прессе время от времени разгорается дискуссия по поводу использования генетики в исторических исследованиях. На этот раз в центре внимания оказался Казанский университет, который весьма болезненно реагирует на любую критику в свой адрес. Не в моем стиле отвечать на различные комментарии, но одно замечание стоит внимания, поскольку оно касается не столько моей личности, сколько подходов к научным исследованиям в целом. Вернее, вопрос идет о добросовестности ученого.

В статье «Кого пугает исследование генофонда татар?» разъясняется смысл масштабного научного проекта по изучению генофонда (экзомов) коренного населения народов Урало-Поволжья, причем с акцентом на то, что он поддержан самим Минтимером Шаймиевым. Видимо, мнение столь авторитетной личности должно исключить любую критику в адрес проекта. Автор цитирует Шаймиева: «Наша задача — нести знания и тем, кто хочет знать, и тем даже, кто не хочет знать». Из статьи видно, что тот, кто не хочет знать, — это ваш покорный слуга. За время моей долгой работы с Минтимером Шариповичем нас много раз пытались столкнуть. И сегодня есть таковые. Я никогда не лебезил, но и никогда не использовал президента республики. А свое мнение отстаиваю независимо от мнений других авторитетов, хотя и прислушиваюсь к умным соображениям.

В статье пишут: «Хакимов известен своими крайне одиозными заявлениями об истории и происхождении татар, именуя средневековое население Золотой Орды татарским». Кем же мне называть татар, как не татарами? Русские называют себя русскими, и мы этому не удивляемся. Буквально на всех европейских картах территория Евразии называется исключительно Татарией (Tartaria) и никак иначе, а на картах, составленных Филиппом Бюашем (1789), есть даже Московская Татария. Не я придумал эту «одиозность». Почитайте тексты европейских, арабских, персидских, русских летописцев — везде речь идет о татарах. Согласен, что немалую часть Орды составляли славянские и финно-угорские племена, но государственный язык был татарским и только татарским. Кстати, нет ни одного документа на монгольском языке. Исследованием генофонда татар бесполезно заниматься без знания истории — как древней, так и средневековой. Генетические исследования без предварительной исторической проработки — пустое занятие.

В статье утверждается, что «этноним «татар» объединяет очень разнообразные этносы, разбросанные по России, — это казанские татары, мишари, кряшены, астраханские татары, крымские татары, сибирские татары». Любой этноним — это самоназвание этноса. При этом этнос не может объединять этносы, это логическая (или политическая?) ошибка. Татары — единый народ, а не «разнообразные этносы». Прежде чем начинать исследование, надо бы разобраться в таких вещах, как этноним, эпоним, политоним, а еще отделить этноним от названия династии. В генетических исследованиях легко оперируют именем «монгол», не объясняя, к чему это относится, к современному монгольскому этносу (халха-монголы) с преобладающей гаплогруппой «С» по Y-хромосоме или же к династии чингизидов, называвших себя «Домом Монгол»? Этнос и династия — разные вещи. Правящие дома не всегда по этнической принадлежности совпадали с аналогичным этнонимом.

Статья продолжает: «Исследование экзомов должно стать следующим большим и важным шагом в характеристике генофонда разных татарских этносов». Авторы проекта поставили задачу доказать, что казанские, астраханские, сибирские, крымские татары, мишари, кряшены — разные татарские этносы?! Замечательно. Мы вернулись к политике Столыпина-Сталина, и то, что не удалось царской охранке и НКВД, теперь сумеют сделать великие генетики. В работе «Генофонд Европы» Олег Балановский рассуждает о генофонде мишарей, которые несут следы «древнего балтского генофонда», только вот неясно, как он сумел отделить мишарей от казанских татар. По нашим исследованиям, порой даже те, кто себя называет мишарами или кого причисляют к таковым, на поверку оказываются из Заказанья, где, казалось бы, должны быть только казанские татары. Многие мишари сами не подозревают, что они мишари, многие из них всегда себя называли татарами и только татарами. Они из книг узнают, что они мишари, их ученые так назвали. Почему мишари Казани не должны быть казанскими татарами — это объяснить никто не сможет, точно так же далеко не все крещеные татары Казани отделяют себя от казанских татар. А татары Сибири настолько сильно перемешаны, что отделить казанских татар от сибирских, или бухарцев, или шейбанидов сможет только очень ангажированный псевдоученый, получивший хороший заказ.

Более того, в моем родном Атнинском районе есть целые деревни выходцев из Крыма, видимо, приехавших вместе с Гиреями. Такие деревни есть и в Актанышском районе. Так что казанских татар от крымских порой невозможно отделить ни по гаплогруппе, ни по языку. По крайней мере, я не нуждаюсь в переводчике, когда разговариваю с крымскими татарами. Руководители этого «Казанского проекта» уже заранее, до начала исследования, нашли существенные генетические различия в этнографических группах татарского народа, почему-то назвав их самостоятельными народами: «Как уже показано коллективом Балановского, генофонды этих народов чрезвычайно отличаются друг от друга по профилям гаплогруппы Y-хромосомы», — таков их вердикт. Игра с разнообразными «татарскими этносами» не достойна серьезных ученых.

Меня в статье представили как ретрограда, поскольку, мол, Институт истории им. Марджани обсуждает методы ДНК-анализа в закрытом режиме. Осторожность в этих вопросах объясняется излишней политизированностью темы, что видно по работам Анатолия Клесова, Балановского и других. Обычно специалисты геногеографии клянутся в приверженности комплексному подходу, но затем занимаются обычным тестированием населения и по своим таблицам делают поспешные, порой сенсационные выводы. Автор статьи прав в том, что мы избегаем излишней публичности, поскольку в науке не отработана до конца методология подключения генетических исследований к существующим историческим, археологическим, лингвистическим исследованиям. Но наши двери не закрыты для ученых и аккредитованных журналистов. Кстати, на круглый стол по этой тематике был приглашен Балановский, но, похоже, его не устроила наша компания.

«БЕЗ ЗНАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НАРОДА ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЯТСЯ БЕССМЫСЛЕННЫМИ»

Науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные.

Лев Ландау

Плохо, когда «ученые» выводы делают раньше, чем проведено исследование, или же работают на политический заказ, знают археологию и не знают историю, знают генетику, но игнорируют политическую историю.

Исторический анализ невозможно заменить даже обстоятельными генетическими исследованиями. Известный специалист Елена Балановская в одном из интервью утверждает: «На меня произвел впечатление проект «История башкирских родов», результаты которого публикуются в форме серии комплексных монографий, посвященных каждому отдельному клану, — я не знаю аналога такого добротного профессионального проекта в других регионах. Постепенно геногеографические исследования родовой структуры станут новым историческим источником при изучении этногенеза башкир». Открываем солидно изданную книгу «История башкирских родов. Гирей. Том 2. — Уфа, 2014». Знаменитый род Гиреев причислен к башкирам. Не исключаю, что из этого рода кто-то мог записаться в башкирское сословие или считать себя этническим башкиром — это его законное право, что следует уважать, но приписать всех Гиреев — казанских, астраханских, крымских — к башкирам выглядит откровенной политизацией. Ханы из рода Гиреев, лежащие в Казанском кремле или Бахчисарае, удивились бы, узнав, что они на самом деле были башкирами, а не татарами. Что такое приветствует Балановская в этом исследовании? Что ему нет аналога? Пожалуй, действительно аналога нет.

Ангажированность исследования видна и в работе Олега Балановского «Генофонд Европы». Он пишет: «Y-хромосомный генетический ландшафт не подтверждает ни булгарскую, ни золотоордынскую версии этногенеза казанских татар, а вместо этого подчеркивает мощный североевропейский генетический субстрат в их генофонде». Генетики протестировали татар и тут же предложили новый взгляд на этногенез татар — североевропейский. Что бы это значило?! Новое открытие? Или просто неграмотность? Сталин разработал целую политику гонений на татар, депортировав крымских татар в Азию и запретив постановлением ЦК КПСС от 1944 года изучение Золотой Орды и татарских ханств, затем целый сонм ученых изобретал булгарскую теорию происхождения татар вместо золотоордынской версии. Прошло время, и сталинская затея провалилась, а вот генетики с ходу без исторических выкладок определили, кто такие татары — они не булгары и не ордынцы, а североевропейцы. Такой абракадабры еще не приходилось слышать.

Если взглянуть на таблицы распределения гаплогрупп по Y-хромосоме, опубликованные в работах Балановских и на специализированных сайтах, то окажется, что среди азиатских народов встречаются типичные для Европы гаплогруппы R1a и R1b. Они присутствуют в изрядной доле и у алтайцев, и уйгуров, и киргизов, и узбеков. Алтайцы и уйгуры Синьцзяна от Европы располагаются довольно-таки далеко, но являются носителями так называемых европейских гаплогрупп. По этим таблицам киргизы окажутся более «русскими», чем сами русские, они типичные «североевропейцы». Тогда в чем смысл определения татар как «североевропейцев»? Генетические фантазии о происхождения татар не могут подменить исторического анализа. И только чрезвычайная ангажированность может привести к исключению Золотой Орды из этногенеза татар. Этим и раньше занимались, и сегодня кое-кто продолжает заниматься, но татары были, есть и останутся татарами. А тема Золотой Орды еще преподнесет немало сюрпризов, при этом могут рухнуть выводы очень многих ученых. Объективную историю России невозможно написать без Орды и без татар как государствообразующего народа этой империи.

На этногенез решительным образом влияет не генетика и даже не культурные традиции, а политическая история. Доминирование того или иного народа вело к образованию союза племен и государств, а вместе с тем к трансформации этнонима в политоним с последующим созданием общей культуры. Не менее важным фактом в этногенезе было превращение эпонима в этноним. Название вновь образовавшихся племен часто исходило из имени прародителя (эпоним), нередко целые народы получали самоназвание по имени вождя. Так появился этноним «ногайцы» по имени бека Ногая или этноним «узбеки» по имени Узбек-хана. Политика всегда доминирует в вопросах появления новых этнонимов или превращения этнонима в политоним. На название государства могло влиять доминирование конкретного клана, например династии «Монголов».

Без знания политической истории народа генетические исследования становятся абсолютно бессмысленными или превращаются в орудие политических интриг, в лучшем случае оказываются шабашкой. Возможно, они имеют смысл в медицине. При всей масштабности предыдущих исследований Балановского его выводы, пригодные для историков, оказались более чем скудными. Впрочем, мы с интересом будем ждать результатов столь нового проекта. Согласен, полное секвенирование экзомов — крайне дорогостоящее мероприятие, о чем можно только мечтать. Этих денег хватило бы для написания истории всех населенных пунктов Татарстана и татарских деревень России. Остается только пожелать успехов «Казанскому проекту».

Перед началом зимы Насреддина спросили:
Что ты припас на зиму?
Сильный озноб и дрожь.