Информационные технологии сегодня возводятся в ранг государственной политики. И ни у кого уже не возникает вопрос: а нужна ли автоматизация производства или система технической безопасности? Сможем ли мы догнать Запад, на чем можно сэкономить миллиарды и как будет развиваться IT-рынок корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал  генеральный директор ЗАО «Форт Диалог» Владимир Нитенко.

ПРЕДПРИЯТИЯ ОЩУЩАЮТ ФИЗИЧЕСКУЮ УГРОЗУ

- Владимир Борисович, восстановился ли IT-рынок после кризиса?

-Разные сегменты неодинаково чувствуют себя после кризиса. Могу сказать о своих ощущениях: IT-рынок восстановился в сфере услуг, но не вернул свои позиции в сфере продаж оборудования. В рублевом выражении в этом году рынок в целом выйдет на докризисный уровень. Но, в общем, это означает некоторый спад, потому что значительную часть рынка составляет импортное оборудование. Сегодня доллар на 20% стоит дороже, чем в 2008  году. Отсюда и 20% спад  в сфере продаж оборудования. Но по сегментам это происходит неравномерно. В частном секторе был больший провал, но он компенсируется за счет госзакупок. В целом динамика восстановления хорошая, ничего ужасного не произошло. В кризис многие занимались тем, чем надо - «топтали» свои затраты, то есть пересматривали расходы, модели. Поэтому, я считаю, кризис пошел на пользу отрасли.

- Как выглядит сегодня структура IT-рынка в России? Сильно ли мы отстаем от Запада, Европы?

-Мы, безусловно, отстаем. Так как стартовали позже и в советские времена шли медленными темпами. Но что касается последних 10 лет, то видно, что российский IT-рынок развивается быстрее, чем в целом в мире. На Западе достаточно большой пласт давних инвестиций, которые сейчас стареют. Это означает, что мы догоняем. Что касается структуры, то на первом этапе становления рынка все увлекались закупками оборудования. Компьютер в начале 90-х годов считался панацеей. Но кризис подвел здесь черту. И теперь всем очевидно, что мало купить компьютеры, нужны технологии, инновации. И в этом главный структурный сдвиг. В 2009 году многие из тех компаний, кто серьезно занимается системной интеграцией, отметили рост, в то время как рынок в целом упал. Объяснение этому простое -  кризис был дан для того, чтобы повысить внутреннюю эффективность, заставить эффективно работать то, что было закуплено. 

- Были прогнозы, что в этом году одним из наиболее быстрорастущих сегментов IT-рынка станут системы информационной безопасности. Так ли это?

-У нас этот сегмент вырос больше других, но потому что мы только в прошлом году сделали центр компетенций по системам информационной безопасности. Надежды на 152 закон о защите персональных данных оправдались частично. Мы видим большой интерес к рынку безопасности. Но рынок систем технической безопасности растет быстрее (это системы видеонаблюдения, контроль доступа и другое). Это означает, что пока предприятия ощущают главным образом физическую угрозу. Но что касается систем информационной безопасности, то закон повлиял на государственных и муниципальных чиновников. И это добрый знак, что они стремятся его выполнять. В промышленности реакция пока сдержанная. Но это до поры до времени. Все помнят «волну» с лицензионным программным обеспечением. Будет контроль выполнения закона, изменится и ситуация с системами информационной безопасности.

- Сейчас у всех на слуху аутсорсинг. А зачем компаниям нужен IT-аутсорсинг и популярен ли он среди ваших клиентов?

- Перед кризисом было четко видно, что предприятия движутся  в этом направлении. Важно выработать политику в этом направлении, то есть решить нужен ли в целом аутсорсинг. Вот «Татнефть», например, такое решение приняла лет 5-7 назад – перевела материально-техническое обеспечение производства на аутсорсинг. Компания выстроила целую систему отношений с консигнаторами, в число которых мы вошли как внешние IT-поставщики. Выгода для предприятия в том, что становится меньше складов, значит, снижаются затраты. У «Татнефти» экономия составила миллиарды рублей. То же самое произошло на «КАМАЗе».  Но далеко не всегда аутсорсинг может привести к сокращению именно прямых затрат.

В кризис некоторые предприятия обрабатывающей промышленности отказались от внешних контрактов и перешли на самообслуживание. И, тем не менее, считаю аутсорсинг перспективным направлением. Всё, что делает наша компания – поставка, подбор оборудования, установка, наладка - это фактически IT-аутсорсинг. Но сейчас под этим сегментом понимают обслуживание оборудования, проектирование, эксплуатацию и администрирование технического и программного обеспечения.

- Одной из главных проблем вашей сферы раньше назывались нехватка кадров, которые бы готовились в области информационных технологий, и незнание английского языка. Насколько остро стоят эти вопросы сегодня?

-Это огромная проблема, которая существовала всегда из-за разрыва между вузовскими программами и реальными потребностями промышленности. И пока у высшей школы не будет хорошей материально-технической базы, вопрос подготовки кадров будет стоять остро. Количество выпускников в Набережных Челнах достаточно, но качество подготовки зачастую не соответствует нашим требованиям. Раньше существовала система распределения, когда хорошо подготовленные кадры направлялись в провинцию. В городе пока практически нет системы подготовки именно IT-специалистов, поэтому приходится доучивать у себя. Что касается английского языка, то здесь прогресс налицо - ребята сами стали интересоваться иностранными языками, повысилось и качество преподавания. Эта проблема не столь серьезна, и пока не мешает нам уверенно развивать экспорт. Вопрос ведь не в массовом незнании иностранного языка, а в том, что не хватает послов западной культуры менеджмента, которые могли бы связать западный бизнес и наших разработчиков. Непонятная ситуация и с оплатой труда в таких IT-компаниях с 1 января. Преференции созданы только тем, кто работает на экспорт, а как же внутренний рынок? Если нам нужны инновации, модернизации, надо развивать внутренний спрос. Если с 1 января вырастет фонд оплаты труда, возможно, что некоторые компании попытаются перевести бизнес в Белоруссию, например…

- Недавно в исполкоме Челнах прошла встреча с представителями Минсвязи РФ и РТ по поводу создания  IT-парка в Челнах. В свое время здание вычислительного центра КАМАЗа так и не было достроено. Как вы оцениваете перспективу открытия такого парка в Челнах?

- Я бы сказал, что городу и всему индустриальному Закамью нужен не просто IT-парк, а парк высоких технологий. Тогда возможно удастся связать нефтехимию и машиностроение. Недавно в «Эксперте» прочитал такую мысль, что «на тех предприятиях, где есть госучастие, надо понуждать к инновациям, а других стимулировать».   Но с понуждением сложно, ведь у инноваций должен быть заказчик.  В стране нужны инновационные центры, только одному предприятию, например, КАМАЗу не потянуть  затраты на НИОКР. Нужен симбиоз.

ТЯЖЕЛЫЕ НА ПОДЪЕМ

- Как менялся деловой климат в Челнах в вашей сфере при разных мэрах?

- Климат, конечно, менялся. Например, Рашид Хамадеев был человеком старой формации, для которого информационные технологии ценностью не являлись. А вот Ильдар Халиков – энтузиаст IT-отрасли. И его отношение сказывалось на внимании остальных к информационным технологиям. Но по большому счету, мэр – это проводник государственной политики, поэтому один человек сильно повлиять на отрасль не может.

-Какие отрасли, предприятия  в городе  самые продвинутые в вопросах информационных технологий? Самыми «тяжелыми на подъем» оставались местные чиновники. Есть ли перемены?

- Еще до кризиса в сфере государственного и муниципального управления началось движение – эти заказчики были главными на IT-рынке. По итогам 2007 года госзаказы составляли половину всего рынка, другую часть делили промышленность и частные заказчики. Усилия государства и муниципалитета сегодня велики: создается электронное правительство. Среди наших заказчиков есть исполком, и я могу сказать, что степень внутренней информатизации здесь достаточно высока. Но Для того чтобы чиновники не мыслили жизни без информационных технологий, надо чтобы технологии их работы были построены так, чтобы по-другому они уже не могли работать. Сейчас в государственных органах бурно идет автоматизация внутренних процессов – это и есть первый этап работы электронного правительства. Например, близка к 100% степень информатизации Пенсионного фонда, Налоговой инспекции, ГИБДД движется в этом направлении. Но для того, чтобы плоды этой автоматизации почувствовало население, следующим этапом должно стать  упрощение взаимоотношений населения и власти посредством информационных технологий. Но мне кажется, что пока такой четкой концепции нет.

Среди предприятий активно информационными технологиями занимаются лидеры рынка в своей отрасли – КАМАЗ, КБК, РАССТАЛ, РИАТ и другие. Современные компании тратят на IT от 2% до 10% своего оборота.

- То есть ваши клиенты – в основном, крупные компании?

- Пожалуй, да. И здесь действует правило Парето: на 20% клиентов приходится 80%  нашей выручки. «Форт Диалог» создавался выходцами с «КАМАЗа», поэтому львиная доля заказчиков – из отрасли машиностроения. Также много клиентов из нефтехимии, нефтедобычи, транспортировки, подтягивается энергетика. Работаем и с госсектором, но здесь мы хотели бы прирастить свою долю.

САМ СЕБЕ КОНКУРЕНТ

-Ваша компания открылась 20 лет назад как совместное российско-американское предприятие. Известно, что вы открывали его вместе с Александром  Таркаевым? А кто является владельцами ЗАО «Форт Диалог» сегодня?

- Для нашего американского партнера инвестиции в IT не были профильными. Он пришел в страну, чтобы улучшить советско-американские отношения, и считаю, что реально этому способствовал. Но потом он отошел от дел и вышел из компании. Сейчас «Форт Диалогом» владеют частные, не иностранные лица, в том числе наследники Александра Таркаева. С Александром Никитичем мы были очень дружны. Познакомились с ним на КАМАЗе в 1986-87 годах. Вместе с ним  занимались вопросами качества подготовки кадров – начали сотрудничать с КГУ, разработали совместную программу подготовки студентов с Вычислительным центром, которым он руководил. Мы вместе владели предприятием «Форт Диалог» до последнего времени…

-Расскажите о структуре своей компании: в частности Полифорте, Форт-консалтинге…

-Сначала «Форт Диалог» был единой компанией. Но в середине 90-х годов мы поняли, что это является ограничителем для развития, и пошли по пути специализации - трансформировались в холдинг. «Форт Диалог» позиционирует себя как системный интегратор и поставщик оборудования и услуг для автоматизации. «Полифорт», делает то же самое, но на рынке цифрового полиграфического оборудования (кстати, компания - самая крупная в Поволжье в своей области), а в «Форт консалтинге» работают специалисты в области корпоративных информационных систем. Все предприятия холдинга интегрированы, имеют общую систему управления, но каждое работает на своем сегменте, не конкурируя между собой.

- Кого вы считаете своими основными конкурентами?

- Себя самих (смеется). Конкурентов надо любить, ведь они помогают стать лучше. На рынке Татарстана это три основных - ICL, АБАК и МЭЛТ. У каждого из нас свои сильные стороны. Из федеральных игроков в республике, и в частности в Татнефти, сильные позиции у Energy Consulting.

-Каковы  показатели развития вашей компании? Вы говорили, что не собираетесь расширять филиальную сеть, чтобы не нарушить логистику. Вы не пересмотрели свое решение?

-Относительно прошлого года рост в этом году составил 30% в среднем по компании. В этом году в рублях выйдем на докризисные показатели. По услугам в области системной интеграции ожидаем прирост в 1,5 раза (относительно 2008 года), в области технической, информационной безопасности – в 2-2,5 раза. Рынок изменился, и теперь мы планируем открывать новые филиалы, но это не быстрая экспансия. Раньше 99% деятельности было сосредоточено на территории филиалов. В этом году 25-30% объем работ будет осуществляться за территорией действия филиалов. Сейчас экспансия идет не по территориальному принципу, а через центры принятия решений. В Чувашии, например, большинство предприятий входит в финансово-промышленные группы, в которых центр принятия решений находится за пределами республики. По этой же причине мы как системные интеграторы сейчас работаем без создания отделений, выполняя проекты для Транснефти от Новороссийска до Дальнего Востока. А вот в полиграфии другая ситуация - здесь сильна доля региональных компаний, поэтому есть планы расширения филиальной сети «Полифорта».

- Расскажите, пожалуйста, о себе.

-Родился 25 мая 1949 года в Нальчике. Окончил Уральский политехнический институт, физико-технический факультет. Всю жизнь работал не по специальности, а в области информационных технологий. Сначала – в Ангарске, а в 1976 году приехал на «КАМАЗ», где работал в отделении АСУ, управлении организации производства. А с 1989 года  являюсь генеральным директором «Форт Диалог». Женат. Трое сыновей.

- Раньше в интервью вы говорили, что всё время посвящаете работе. Сейчас на хобби время остается? 

-Стараюсь отдыхать по возможности больше. Занимаюсь плаванием, рыбалкой, люблю путешествия. Еще я болельщик футбола!

Светлана Шадрина

Визитная карточка  компании

ЗАО «Форт Диалог»
Одна из крупнейших российских региональных компаний, работающих в сфере системной интеграции.

Сферы деятельности: проектирование и создание инфраструктурных решений; проектирование и создание инженерных систем зданий и сооружений; консалтинговые услуги в области информационных технологий и организации управленческих процессов; создание корпоративных информационных систем (ERP, CRM, и т.д.); внедрение систем автоматизации процессов подготовки производства (САПР, PDM/PLM); построение Центров обработки данных; поставка компьютеров и оргтехники; сервисное обслуживание технических и программных средств.

Дата образования:  март 1989 г.

Сегодня компания «Форт Диалог» имеет филиалы в Казани, Уфе, Чебоксарах, Йошкар Оле. Структурное подразделение компании «Форт Диалог» -  ПОЛИФОРТ – имеет сеть в Казани, Ижевске, Самаре, Уфе.
Финансовый оборот в первый год работы равнялся 1 млн. долл., в 2003 г. - 16 млн. долл.

Крупные клиенты: ОАО "Татнефть", АНК "Башнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Уфаоргсинтез", АО "Салават нефтеоргсинтез", ОАО "ТАИФ", Уфимский государственный нефтяной технический университет", ОАО "КАМАЗ", ОАО "Северсталь-Авто", ОАО "Научно-производственный комплекс "ЭЛАРА", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "ПРОМТРАКТОР", ОАО "ГРАН", ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", ОАО "Мегафон", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ЗАО "СМАРТС", Министерство экономики РТ, Торгово-промышленная палата РТ, Министерство юстиции РБ, МВД РБ, ГУП ИНХП РБ, Министерство связи ЧР, Министерство финансов ЧР, УФНС России по Республике Марий Эл, Администрация президента Марий Эл, Администрация города Набережные Челны, Акционерный банк "Девон-Кредит", ОАО "АКИБАНК", ОАО "АК БАРС БАНК", ООО "РОСГОССТРАХ-АККОРД", "Страховой дом ВСК" ОАО "Военно-страховая компания"                                           

 

Визитная карточка руководителя

Владимир Борисович Нитенко - генеральный директор ЗАО «Форт Диалог»

Дата и место рождения:  25 мая 1949 г., г. Нальчик.
Образование: Уральский политехнический институт, физико-технический факультет
Этапы карьеры: работа в области информационных технологий в Ангарске, с 1976 года – работа на «КАМАЗе» - отделение АСУ (главный конструктор), управление организации производства «КАМАЗ» (начальник управления). С 1989 года и по настоящее время - генеральный директор ЗАО «Форт Диалог».
Женат. Трое сыновей
Увлечения
: плавание, рыбалка, путешествия, футбол