МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК НАСТОЯЛ НА СВОЕМ: ПРОИЗВОДИТЕЛИ СУВЕНИРОВ С БАШНЕЙ СЮЮМБИКЕ И МЕЧЕТЬЮ КУЛ-ШАРИФ БУДУТ ЕМУ ПЛАТИТЬ. НО ЧИСТО СИМВОЛИЧЕСКИ. ЧАСТЬ 6-Я

Резонансный спор между музеем-заповедником "Казанский Кремль" и предпринимателями Татарстана можно считать завершенным. В  четверг кабмин РТ окончательно утвердил условия, на которых производители сувениров смогут использовать изображения кремля, заплатив символические 30 рублей в год. О том, почему было принято именно такое решение и о правовых нюансах спора между музеем-заповедником и палатой ремесел газете «БИЗНЕС Online» рассказал Григорий Бусарев – генеральный директор авторского агентства "Артпатент".

Напомним, что инициатива музея-заповедника "Казанский Кремль" о взимании платы с предпринимателей, вызвала жаркую дискуссию. Предприниматели не хотели отчислять музею-заповеднику сборы в размере 5 - 10% от стоимости товара за изображение национальных архитектурных памятников, входящих в комплекс Казанского кремля. Спор разрешился только тогда, когда музей-заповедник пошел на снижение платы за использование изображений кремля. Ставка платежа за использование изображения и наименования одного объекта до конца 2010 года устанавливается в размере 30 рублей без учета НДС и расходов, связанных с юридическим оформлением договоров (без ограничения объема использования).

КОМПРОМИСС НАЙДЕН

- Григорий Глебович, расскажите об итогах переговоров с палатой ремесел и другими предпринимателями. Как мы понимаем, найден компромисс?

- Хотелось бы подчеркнуть, что музей-заповедник "Казанский Кремль" с самого начала работы над регистрацией символов и заключением договоров с производителями действовал строго в рамках своих полномочий и действующего законодательства. Музей настаивал на соблюдении закона и со стороны организаций, фирм, физических лиц, активно использовавших в своей коммерческой деятельности кремлевскую символику. О каком компромиссе здесь идет речь? Сейчас мы полностью удовлетворены принятыми решениями, получившими согласование и одобрение на уровне правительства республики. Можно констатировать, что все вопросы, связанные с правомерностью регистрации товарных знаков и выстраиванием отношений с пользователями изображений и наименований Казанского кремля решены. Мы приступили к активному внедрению договорной системы. И, прежде чем рассказать о деталях, все же следует сделать акцент на тех сложностях понимания в обществе действующего закона, которым руководствуется музей-заповедник "Казанский Кремль". Собственно, незнание его и породило различные прения по этому вопросу.

Когда мы в индивидуальном порядке доносим каждому предпринимателю, на каких законных основаниях строятся требования музея, почему правообладателем данных товарных знаков является и может быть только музей-заповедник "Казанский Кремль", всё недопонимание тут же исчезает.

Поэтому давайте вернемся к закону. Итак, права музея как государственного учреждения, обладающего, подчеркнем, специальными полномочиями разрешать или запрещать коммерческое использование изображений музейных объектов закреплены двумя законами. Во-первых, основами законодательства о культуре от 1992 года, согласно которым музей, как учреждение культуры, наделен исключительным правом предоставлять подобные разрешения на договорной основе за плату. Во-вторых, законом о музеях и музейных фондах РФ, вступившим в силу в 1996 году, согласно которому производство продукции и товаров с использованием изображений музейных предметов, коллекций, зданий, включая их название, осуществляется с разрешения дирекций музеев. И самое главное – речь идет только о коммерческом использовании. Законодательно права музея-заповедника "Казанский Кремль" закреплены и действуют уже 18 лет! Что мы и стремимся донести до всех предпринимателей.

Теперь о товарных знаках музея. Давайте подытожим. Их регистрация была осуществлена в полном соответствии с требованиями закона и с целью более эффективной реализации своих прав музеем. Как для целей выстраивания лицензионной системы договоров, так для целей более эффективной судебной защиты, поскольку ответственность за нарушение прав на товарные знаки в данном случае гораздо серьезней.

"ПОЧЕМУ ВЫ ЗАБЫЛИ О ЗАКОНЕ?"

- Почему же вопрос о плате за кремль возник только сейчас?

- Это один из наиболее часто задаваемых вопросов в последнее время: почему, если закон существует с 1992 года, то мы только сейчас о нем вспомнили? Просто именно сегодня и закон и, самое главное, практика дают возможность музею реально защитить свои права. И давайте все же поставим вопрос по-другому, в ответ тем, кто его задает: почему вы забыли о законе? Ведь незнание закона не освобождает от ответственности.

Здесь все так же как с повсеместным нарушением авторских прав. Огромное количество нарушений закона об авторском праве связано именно с нежеланием изучать, да и просто знать закон. Вроде бы все знают о его существовании. Но фотографии, выложенные в Интернете, почему-то до сих пор являются в сознании большинства "общественным достоянием". Знаете, какое самое распространенное объяснение в суде? "Оно же было доступно и … все так делают!". Хотя при этом все понимают, что у каждого изображения есть свой собственник и его права. Вы скажите таков менталитет? К сожалению, да, в том, что касается отношения к закону. Плюс массовость нарушений, как снежный ком, порождает сознание того, что это допустимо. Вот именно с этим отношением и предстояло работать в первую очередь.

В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЙ – В СУД

- Как вы можете прокомментировать претензии прокуратуры РТ о том, что музей заповедник "Казанский Кремль" зарегистрировал товарный знак  с нарушением Гражданского кодекса РФ?

- Давайте сразу уточним. Регистрация товарных знаков в патентном ведомстве РФ происходит не явочным порядком, как бытует мнение, а с прохождением одной из самых строгих в мире государственных экспертиз заявок. Роспатент, прежде чем зарегистрировать товарный знак, проводит тщательную экспертизу на охраноспособность, патентную чистоту и на соответствие тем критериям, на которые ссылается прокуратура. Мы получили соответствующие запросы по всем поданным заявкам и, в первую очередь, с требованием подтвердить полномочия музея на регистрацию изображений вверенных ему объектов культурного наследия. По каждому из требований музей-заповедник "Казанский Кремль" предоставил все необходимые документы, получив положительное решение по всем поданным заявкам.

Кроме того, на сегодня министерство юстиции РТ в своем официальном письме от 13.07.2010 г. также подтвердило что, цитирую: "регистрация на имя ГБУ "Музей-заповедник "Казанский Кремль" товарных знаков с использованием наименований и изображений Казанского Кремля произведена в установленном законом порядке. Требования, предъявляемые к порядку заключения лицензионных договоров, соблюдаются. В случае незаконного использования изображений и наименований объектов культурного наследия Казанского Кремля без согласия правообладателя считается целесообразным оспаривание таких действий в судебном порядке".

РОСТ ЦЕНЫ ИЗ-ЗА КРЕМЛЯ

- Изучали ли вы ситуацию в других субъектах РФ? Где еще берут плату за использование изображений кремля и национальных памятников? Почему, если уж вы ссылаетесь на законы, Петербург и Москва не берут денег с предпринимателей за изображение кремля и Петропавловской крепости?

- Практика Московского кремля и Петропавловской крепости только набирает обороты. Своя практика имеется в Третьяковской галерее и Эрмитаже. В других регионах РФ есть даже первые судебные дела. Например, государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в 2009 году через суд взыскал более 100 тысяч рублей с индивидуального предпринимателя за неправомерное использование изображений музейных предметов. Кстати, на сайте Лувра вы можете посмотреть, каков механизм получения лицензии на право коммерческого использования изображений, находящихся в ведении музея. И у нас в Казани были случаи, когда музеи обращались к нам в связи с тем, что их экспонаты фотографировались и без договора использовались третьими лицами.

В России эта практика набирает обороты независимо от деятельности Казанского кремля. В других странах она складывалась сотни лет, у нас - всего 18. Закон всегда следует за практикой, часто от нее немного отставая. Но закон есть закон, вопрос только в его понимании и принятии. Когда внедрив систему договорных отношений на правовой основе музей будет работать не с единичными предпринимателями, а с их большим количеством, придет и осознание того, что это правильно.

ЗА КРЕМЛЬ – 30 РУБЛЕЙ В ГОД

- С какими предпринимателями у вас отрегулированы отношения? Сколько соглашений уже заключено?

- На данный момент музей заключил десятки соглашений. Это производители печатной продукции, продуктов питания, сферы обслуживания, рекламные агентства. В работе находятся множество заявок и обращений. По ним также ведется активная работа.

- На каких условиях музей-заповедник заключает соглашения с предпринимателями?

- Начну с туристических фирм. Те из них, что имеют договор с музеем-заповедником на право проведения экскурсий, в течение всего срока действия этого договора имеют право безвозмездного использования изображений Казанского кремля. На сегодняшний день речь идет о 38 компаниях. Остальные, кто использует данные изображения (это порядка 40 - 50 агентств) должны заключить с музеем-заповедником договор на общих началах. Договор со всеми предпринимателями заключается до конца текущего года, по истечении которого договоры должны продлеваться или перезаключаться.

- Не изменятся ли условия договора через год? Какова цена, которую теперь предприниматели будут платить за использование изображений кремля?

- На сегодняшний день по согласованию с кабинетом министров РТ размер платежа за использование изображений и наименований Казанского Кремля определен на минимальном, символическом уровне. Тем самым, музей подтверждает свой главный посыл – о соблюдении приоритета закона, необходимости выстраивания эффективной договорной системы. Ставка платежа для всех пользователей за использование изображения и наименования одного объекта установлена в размере 30 рублей без учета НДС и расходов, связанных с юридическим оформлением договоров (без ограничения объема использования). Данный льготный режим позволит, прежде всего, эффективно и широко внедрить упомянутую договорную систему не с единичными пользователями, а в массовом порядке и, тем самым, донести до широкого круга пользователей суть правовых отношений с музеем, взаимные права и обязанности и т.д. При этом, если ранее музей не инициировал каких-либо судебных разбирательств (нашумевшие дела в прошлом были возбуждены самим УФАС РТ), то уже при данных льготных условиях, в случае нарушения своих прав, музей-заповедник планирует активно прибегать к судебной защите.

 - Соглашения будут типовыми для всех предпринимателей? Цена, получается, одинакова для всех?

- В какой-то степени соглашения типовые, но есть и отличия. Мы же говорим о разных видах, объемах и сферах использования изображений Казанского кремля. Безусловно, в соглашении содержание прав и обязанностей туристических компаний будет отличаться от содержания прав и обязанностей производителей сувениров. А цена одинакова для всех. Она символическая, так называемая "однодолларовая" лицензия. У музея не было и нет задачи запретить использование изображений Казанского кремля. Была и остается другая задача - выстроить взаимоотношения. Мы говорим предпринимателям: "Пожалуйста, используйте изображение Казанского кремля, но, пожалуйста, согласуйте это с музеем- заповедником".

Надежда Замалиева
Фото Олега Тихонова

P.S. Завтра «БИЗНЕС Online» опубликует точку зрения ряда казанских предпринимателей, занятых в сувенирном бизнесе, чьи интересы непосредственно затронуло решение о введении платы в 30 рублей.

Справка

Авторское агентство "Артпатентъ"
Год основания: 2001
Количество штатных сотрудников: 12
В числе клиентов агентства: ОАО "ТАТСПИРТПРОМ", ОАО "КЗСК",  ОАО "ННПЗ", ФГУП КАПО  им. Горбунова, ОАО "Радиоприбор",  ЗАО "Заря", ОАО "Вамин", ЗАО ТК "ДОМО", ЗАО "Александр ЛТД", ООО ТД "Раифский Источник" и другие.

Бусарев Григорий Глебович
Год и место рождения: 17 апреля 1975 года, Казань
Образование: экономфак ТИСБИ, юрфак КГУ. В 2003 году аттестован в качестве патентного поверенного РФ. Член татарстанского отделения кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности, преподаватель программы MBA КГФЭУ.
Карьера: 1994 - ООО "Стройцентр", 1998 – ООО "Элби", с 2001 – "Артпатентъ".

Читайте также:

Нури Мустафаев: "Плата за казанский Кремль - начало конца сувенирной промышленности в Татарстане". Часть 1-я

Рамиль Хайрутдинов: "С вольницей нужно заканчивать". Часть 2-я

Турагентства не хотят платить за картинки с Казанским кремлем. Часть 3-я

Казанский Кремль уступил турагентствам. Часть 4-я 

За кремль на чак-чаке придется заплатить. Часть 5-я