ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИКЕ СЧИТАЕТ, ЧТО БЕЗ ИННОВАЦИЙ ТАТАРСТАН И РОССИЯ ИДУТ В ТУПИК

В Госсовете РТ идут приготовления ко второму чтению проекта закона "Об инновационной деятельности в РТ". Депутаты продолжают вносить в него все новые и новые поправки (их уже около 40), спорят, что считать инновациями и как им поспособствовать. Предполагается, что закон может быть принят до конца апреля. Своими размышлениями по поводу законопроекта и инноваций в целом сегодня поделился с журналистами председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев.

ЗАЧЕМ ЛЕТАЛИ В КОСМОС?

Председатель комитета начал издалека, с инноваций еще советских времен. Правда, тогда они именовались иначе – "научно-технический прогресс", "интенсивный путь развития", "политика ускорения". Денег в науку в СССР, напомнил Марат Галеев, вкладывалось много, но с коммерциализаций идей было туго.

"Мы запустили первый спутник Земли. Первый человек в космосе… Но кто скажет, что от этого стал человек жить лучше?" - задал он риторический вопрос. И сам же ответил, приведя в пример программу США по освоению Луны. Ее плодами стали не только научные выкладки, а такие обыденные прикладные вещи, как материалы для пломбирования зубов и строительства.

Россия, считает Галеев, так и не стала родиной по-настоящему прорывных продуктов мирового уровня. Открыли радио- и сотовую связь, но до создания традиционного радио или мобильников дело не довели. "Даже в знаменитой 21-й "Волге", - говорит Галеев, -применялись запчасти от "Форда". Передняя подвеска легендарной "Победы" скопирована с "Мерседеса". А техника на экспорт из СССР поставлялась не потому, что она была конкурентоспособна, а потому что Советский Союз навязывал ее "братьям по идеологии".

НА ГРАНИ ИСЧЕРПАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

"Страна так и не смогла перейти на интенсивный путь развития на основе технического прогресса, эта задача осталась нерешенной", - считает Галеев. Сейчас, по его словам, Россия исчерпывает возможности дальнейшего развития на прежней технической и ресурсной базе, и, говоря словами президента РФ Дмитрия Медведева, без инноваций "заходит в тупик".

- В условиях кризиса мировые компании, корпорации увеличили расходы на создание заделов на посткризисный период именно на базе инновационных технологий, чтобы после кризиса выйти с более эффективной продукцией, - сказал Галеев. 

В России картина иная – экономика (по большей части - сырьевая) замерла в ожидании роста спроса на сырье и последующего роста цен. В Татарстане инновации, увы, пока также неразрывно связаны с доведением до совершенства процессов переработки сырья. Снова в пример были приведены проекты Казаньоргсинтеза, завода по производству удобрений в Менделеевске, Нижнекамскнефтихима, ТАНЕКО… Впрочем, появляются и новые "ростки" в виде проекта по строительству в Казани нанотехнологического центра, создания крупных научных центров – Казанского университета и КГТУ им. Туполева.

"А может быть, ну их, эти инновации? – поинтересовались журналисты. Ведь есть же немало сырьевых стран, которые и без них нашли свое место в мировой экономике, никто же не слышал, например, об арабских сотовых телефонах". Галеев ответил, что наша страна имеет очень большую территорию, к тому же, "в традициях России всегда было стремление к интеллектуализации".

- Сырье исчерпаемо, в легкодоступных местах мы уже чувствуем "дно". Что будем делать потом? Если мы хотим сохраниться, то уже сейчас остро необходимо переводиться на инновационный путь. Люди на земном шаре будут жить и дальше, но мы же не хотим, чтобы это было без нас, - философски заключил Галеев.

Наталья Голобурдова

Справка
Доля инновационной продукции в валовом продукте в России пока сильно отстает от уровня развитых стран: 5 % - в РФ против 40 - 60% - в развитых странах. На научно-исследовательские, конструкторские работы во всех секторах экономики Россия тратит 1% от ВВП. Доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте - 3%. Доля затрат российских компаний на проведение исследовательских работ – 6%. Для сравнения: в Японии – 75%, США - 70%, в Европе - до 65%.