«В ОРКЕСТРЕ Я ВЫПОЛНЯЮ ФУНКЦИИ НЕ ТОЛЬКО ДИРИЖЕРА, НО И МЕНЕДЖЕРА»

Будучи ужасно прагматичным человеком, я уверен: если что-то не приносит удовольствия и пользы, лучше вообще за это не браться. В оркестре я выполняю функции не только дирижера, но и менеджера, который обязан думать о посещаемости и окупаемости, ведь важнейшей составляющей работы любого концертирующего коллектива является прибыль, и ничего с этим не поделаешь. Тут очень важно понимать, что лояльных потребителей, заинтересованных и разбирающихся в классической музыке, нужно готовить с раннего детства. Поэтому многочисленные проекты ГСО РТ, направленные на взаимодействие с молодой аудиторией, можно считать стратегическими инвестициями: чем больше внимания мы уделим детям сегодня, тем более подкованной и благодарной будет наша аудитория через пять, десять, пятнадцать лет.

 

В раннем возрасте всем делают прививки от различных заболеваний, и мне кажется, музыканты должны работать с детской публикой по такому же принципу. Сейчас у людей очень много агрессии, злобы, непонимания по отношению к миру и друг к другу, главная причина этого — банальное отсутствие культуры. Почувствовав прекрасное, получив эмоциональный заряд, который потом сопровождает их всю жизнь, дети прививаются от дурновкусия и неэтичного поведения. Кроме того, концерты носят важную образовательную функцию: маленькие посетители ГСО уже понимают, что такое оркестр, что происходит на сцене, что представляет собой концертный зал, где он находится и как там нужно себя вести. К сожалению, такой подкованностью может похвалиться не любой наш взрослый слушатель.

Михаил Мосенков
Михаил Мосенков

«УРОКИ МУЗЫКИ С ОРКЕСТРОМ»

В 2012 году мы запустили образовательный некоммерческий проект «Уроки музыки с оркестром» — на сегодняшний день через него прошло более 12 тыс. учеников казанских общеобразовательных школ. Мы ориентируемся на пятые-шестые классы: это именно тот возраст, когда еще не поздно, но уже не рано начинать осмысленное знакомство с классической музыкой. Примерно раз в месяц оркестр устраивает открытую дневную репетицию, куда школьники приезжают на специальных автобусах, предоставленных управлением образования Казани. Мой помощник, второй дирижер ГСО РТ Михаил Мосенков читает им самые настоящие лекции о содержании произведений, которые звучат на концерте, и правилах поведения культурных людей в культурных местах.

Самые смелые слушатели могут во время мероприятия выйти на сцену, поиграть на ударных или даже продирижировать оркестром — кому как повезет. Часто дети несерьезно относятся к школьным урокам музыки: хулиганят, что-нибудь рисуют, выполняют домашнюю работу по предметам, которые считают более важными, или вообще прогуливают занятия. У нас они тоже не всегда ведут себя идеально, и подчас в зале бывает довольно шумно, но звучание инструментов рано или поздно завоевывает внимание даже самого невоспитанного хулигана. Живой звук — это энергетика, которую дети воспринимают очень чутко. Учителя водят школьников в зоопарки и картинные галереи, в исторические музеи и драматические театры, и из этого образовательного контекста нельзя вычеркивать музыкальный аспект. Последний концерт «Уроков музыки с оркестром» в сезоне 2014 - 2015 состоялся 13 мая, и в этот день я лично наблюдал за входом в ГБКЗ — на встречи ходят толпы детей, без всякого преувеличения.

С недавнего времени в рамках этого цикла начал функционировать еще один проект: «Дети — детям». Ранее я уже рассказывал о молодежном симфоническом оркестре Татарстана — готовом сыгранном коллективе, который, несмотря на юный возраст участников, успел выступить за границей, выиграть престижный музыкальный конкурс и побывать с гастролями в нескольких городах России. Любой оркестр развивается только в ходе регулярной концертной деятельности; понимая это, мы решили помочь молодым музыкантам и передать в их распоряжение цикл «Уроки музыки с оркестром». Теперь Мосенков будет объяснять юным слушателям музыкальные тонкости, иллюстрируя рассказ игрой МОТ — хочется верить, что школьники, видя, как здорово их ровесники управляются с музыкальными инструментами, отнесутся к нашим встречам с еще большим интересом. Кроме того, для нас очень важен факт преемственности: мы не просто сделали продукт, который полежал и испортился, но с нуля создали дееспособный детский коллектив и теперь запускаем его в собственное большое плавание. К каждому концерту (всего на следующий сезон запланировано не менее 10 выступлений) ребята будут готовить новую программу, за каждое выступление оркестр будет получать гонорар. Деньги пойдут на развитие коллектива — оплату проезда на фестивали, покупку инструментов, форму и т. д.

Артём Варгафтик
Артем Варгафтик

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА ОТ А ДО Я» и «ИСЦЕЛЕНИЕ МУЗЫКОЙ»

Я давно знаком с Артемом Варгафтиком — невероятно эрудированным музыкальным критиком, просветителем в области классической музыки и телеведущим, который известен многим зрителям по передачам «Партитуры не горят» и «Оркестровая яма» на канале «Культура». Проект «Музыкальная азбука от А до Я» для самых маленьких слушателей мы делали еще в Москве, а когда я переехал в Казань, то привез его с собой — здесь цикл идет уже пять лет. Четыре раза в сезон (то есть примерно раз в два месяца) Варгафтик прилетает в Казань и рассказывает о самых важных музыкальных терминах, жанрах и фамилиях. Б — это барабан и «Болеро», С — это Скрябин, Сальери и симфония, М — марш, менуэт и Мусоргский и так далее. После объяснения слово предоставляется оркестру, который играет то, о чем только что рассказывал ведущий. Кстати, Артем прекрасно знаком с татарской композиторской школой и в каждом концерте цикла обязательно упоминает национальных авторов и важные для понимания музыкальной культуры татарского народа музыкальные произведения. Приятно, что «Азбука» — это абонементный концерт, на который дети ходят вместе с родителями.

Еще один важный аспект взаимодействия оркестра с молодой аудиторией — регулярная благотворительная деятельность. У нас давняя связь с детским хосписом и фондом им. Анжелы Вавиловой, и ежемесячно небольшие ансамбли — струнные и духовые — выезжают к тяжелобольным детям и играют прямо в палатах или холлах лечебных учреждений. Помимо терапии такие пациенты остро нуждаются в эмоциональной подпитке, которую и обеспечивает классическая музыка. Музыка универсальна — хорошие произведения, даже если они крайне печальны, все равно поднимают жизненный тонус и побуждают ум и тело к борьбе с болезнью, а плохие мы стараемся не исполнять. Об этом всегда сложно говорить, но, поверьте, для оркестра такие встречи имеют огромное значение: дети, которые не могут посетить концерт, которые подчас не могут покинуть даже собственную больничную палату, — это, может быть, самые заинтересованные в музыке слушатели.

Я отдаю себе отчет в том, что деятельность ГСО РТ по популяризации классической музыки среди детей — это капля в море. У меня нет цели окультурить все молодое население Казани, более того, это совершенно нереальная задача. Но я уверен, что заботиться об образовании и благополучии детей нужно планомерно и круглогодично, и хочу, чтобы 1 июня было лишь формальным поводом для подобных разговоров, а не единственной датой проведения показательных мероприятий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции