«БРАТЬЯМ-МУСУЛЬМАНАМ» СЛЕДУЕТ ПОКИНУТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ АРЕНУ 

«Братья-мусульмане» показали явную некомпетентность в решении оперативных вопросов управления государством. Сейчас в Египте доказывать обратное – значит стать посмешищем, попасть в центр внимания популярных юмористических шоу. Если по-нашему – в КВН. Но разочарование вызвали не только «Братья» как политическая сила, но также и сама идея участия религиозных организаций в политике. Не сказать, что от нее с самого начала было в единодушном восторге египетское общество, скорее, оно было настроено терпимо, но сейчас настроение переменилось. Если обобщать слова многих и многих спикеров, то общее мнение таково: «Братьям-мусульманам» следует покинуть политическую арену и вернуться в мечети.

Поскольку вероятность такого развития событий стремится к нулю (добровольно власть никто не отдаст), то у «Братьев» остается один вариант: и дальше надеяться на поддержку «близких по духу», прежде всего, конечно, довольно восприимчивых к агитации в мечетях религиозных египтян из беднейших слоев населения. Это жители ветхих кварталов Каира и сельчане в провинциях. Лояльность остального электората потеряна безвозвратно.

В ЕГИПТЕ ОФИЦИАЛЬНО РАЗРЕШЕНА РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА 

Предчувствуя непростую борьбу на парламентских выборах, которые перенесены на осень, «братская» коалиция в Консультационном совете (Верхней палате парламента АРЕ) протащила поправки в избирательное законодательство. В понедельник, 2 апреля, была принята норма, разрешающая религиозную агитацию в период выборных кампаний. Очевидно, что таким образом правящая партия готовится действовать наверняка, делая ставку на свой главный аргумент – религию, поскольку других средств убедить народ в своей компетентности и способности находить оптимальные решения у нее уже не осталось. Понятно, что «БМ» будут педалировать тему ислама изо всех сил. Можно ожидать лозунгов типа «Кто здесь настоящие мусульмане – голосуем за своих «Братьев», «Будь с нами, и ты получишь награду от Аллаха».

110.jpg
 

Время покажет, утрирую я или нет, но представляется, что «Братья» окончательно сделали ставку на бедный и необразованный электорат, как наиболее подверженный прямой пропаганде и манипуляции.

Большая часть образованных мусульман воспринимает идею смешения политики и религии негативно. Я задала одному интеллигентному египтянину вопрос о том, какие чувства у него вызывают политико-религиозные лозунги, и получила ответ: «Я чувствую брезгливость… Есть во всей этой возне что-то, глубоко противоречащее принципам ислама, – это стяжательство, жажда власти. Удивляюсь, что это очевидно не для всех».

ПОПРАВКА ОСЛОЖНИТ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОПРОСЫ 

Должно быть, 80% египетского населения, социальный уровень которых можно определить как «бедность» (а также нахождение за ее чертой), не всегда разделяют это мнение. Поддержка у «БМ» все-таки большая, и в борьбе за электорат все средства хороши. Даже такое вот внесение поправок «под себя». Ведь никто в здравом уме не ожидает в процессе использования этих поправок какого-либо плюрализма. Просто невозможно себе представить развернутый на высотном здании лозунг «Христианство – вот путь к процветанию Египта!».

Авторитетное египетское издание «Аль-Ахрам» цитирует либерального лидера Мохаммеда Анвара Аль-Садата: «Поправка увеличит состояние политической напряженности и осложнит религиозные вопросы, и это в то время, когда мы должны объединиться. Она не пойдет на пользу исламистам, поскольку провальный менеджмент «Братьев-мусульман» и подобных им организаций очевиден».

Словно в подтверждение этих слов в новостях мелькает картинка: комиссия парламента за работой – обсуждаются пути получения финансовой подпитки. Египет катастрофически нуждается в деньгах. Предложение заимствовать у ЕС отклоняется исламистским большинством по целому ряду политических, экономических и даже религиозных причин. Один из аргументов – ссуда сродни ростовщичеству, запрещенному шариатом.

Anwar-Esmat-Sadat440.jpg
Мохаммед Анвар Аль-Садат

ШАРИАТ ПРОПИСАЛИ, НО НЕ СКАЗАЛИ, В КАКОЙ ДОЗЕ ЕГО ПРИНИМАТЬ 

Проблема, конечно, не в следовании нормам шариата при государственном управлении. Проблема в том, что ни у кого в Египте сейчас нет четкого видения отношений религии и государства. Оба лагеря – исламисты и либералы – размахивают лозунгами, построенными на отрицании политики друг друга. Однако ни тот, ни другой лагерь не проделал серьезной работы по созданию системного документа, содержащего юридически сформулированные ответы на три вопроса: «Что такое шариат?», «Что такое государство?», «Как они соотносятся друг с другом?» Ответы на эти три вопроса дали бы ключ к пониманию того, каким будет государственное устройство Египта. Какова будет сфера юрисдикции государства и религии? Какие будут области наложения? Механизм принятия законов и шариатской экспертизы? Грубо говоря, шариат в законодательстве можно как-то «дозировать». Но пока никто из исламистов внятно не высказался на тему того, какой будет эта «доза» и как все это будет работать.

ЭТИ МОДЕЛИ И НУЖНО ВЫСТАВЛЯТЬ НА РЕФЕРЕНДУМ 

Таким же образом ведут себя гражданские партии, которые, в общем-то, верят в правильность принципов шариата, но возражают против того, чтобы эти принципы были источниками законодательства. Альтернативы определению роли религии в жизни государства они так и не предложили. А было бы весьма полезно и наглядно для египетского общества, если бы кто-то взял на себя труд по созданию двух моделей законодательства, допустим, по принципу полного следования исламский нормам и частичного. Эти модели и нужно выставлять на референдум, а не некую туманную конституционную декларацию, где про шариат написано в двух словах. А это, простите, почти то же самое, что писать на заборе.

Мало просто добавить в документ какую-то формулировку, мол, теперь источником права является шариат, нужно после этого прописать все процедуры, стандарты, механики и так далее. Этого пока не произошло и в ближайшее время вряд ли случится – слишком емкая работа, а политики пока заняты борьбой за власть. Так что утверждения, что в Египте шариат стал основой закона, преждевременны. И судя по общественному настроению, не расположенному к исламистам, вряд ли это когда-либо грозит Египту.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции