От культуры взаимодействия к спасению культуры
На современном этапе развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности, является культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества. В начале ХХI столетия в отношениях бизнеса и власти в российских регионах произошли существенные изменения. Они были обоснованы начавшейся политикой усиления роли государства в экономической жизни России и последовавшим за ней изменением потенциала региональной власти, возросшей политизацией бизнеса, а также появлением на региональном пространстве новых влиятельных лиц и компаний. Наиболее важным сдвигом в сфере взаимодействия институтов государственной власти и бизнеса, который произошёл за последние несколько лет, следует признать почти полный уход проблематики «бизнес и власть» на региональный и местный уровень. Региональные средства массовой информации уделяют значительно больше места теме «бизнес и власть», чем СМИ федеральные. Более того, информируя читателя о федеральных мероприятиях, местные издания главным образом пишут о делах в своем регионе.Соответственно, всё более значимой темой взаимодействия бизнеса и власти становятся, наряду с общими (региональными) правилами отношений названных двух сторон, также и конкретные совместные инвестиционные и социальные проекты. К их числу, в первую очередь, относятся проекты сохранения объектов культурно-исторического наследия.
На протяжении веков неизменной оставалась мысль о необходимости защитить необыкновенные произведения искусства и культуры, сохранить их для будущих поколений. Это желание затруднялось отчасти влиянием природных катаклизмов, отчасти влиянием человеческого фактора. В настоящее время в связи с несовершенством законодательства практически остановлен процесс привлечения частных инвестиций для целей сохранения объектов культурного наследия посредством их приватизации, а также путем передачи их в аренду, доверительное управление или по концессионному соглашению. Отсутствие необходимых законодательных и нормативных актов отрицательно сказывается, в первую очередь, на положении самих памятников истории и культуры, которые в отсутствие финансирования их сохранения и содержания находятся в большинстве своем в плачевном состоянии. По существу, неопределенность собственника каждого конкретного объекта культурного наследия, несущего бремя его содержания и ответственность за его сохранение, приведет в скором времени к утрате многих объектов, являющихся историческим и культурным достоянием народов Российской Федерации.
В этой связи особого внимания, как на теоретическом, так и на практическом уровне заслуживают проблемы формирования гражданского общества, эффективного государства и социально ответственного бизнеса, а так же взаимоотношения власти, бизнеса и общества.
Во многих странах мира отношения между властью, бизнесом и обществом являются мощным источником развития экономических систем и решения социальных проблем. Бизнес готов принимать на себя социальные обязательства, но хотел бы перейти к сотрудничеству, базирующемуся не на разовых личных договоренностях, а на четко структурированной и прозрачной системе стимулов и поощрений. Следует отметить, что слабо налажены механизмы партнерской реализации социальных и благотворительных программ бизнеса. За редким исключением идея объединения ресурсов разных секторов для развития местных сообществ пока не получила широкого практического воплощения. Лишь наиболее крупные кампании на практике пытаются заниматься стратегическим планированием благотворительности, стремясь увязать благотворительные программы с долгосрочными планами развития компании.
Успешный опыт современной России
В России за последние десять лет накоплен отдельный положительный опыт бизнес-программ по сохранению и развитию культурно-исторического достояния страны, при этом следует отметить особое значение исторической преемственности в этой деятельности современных бизнесменов-коллекционеров по сохранению и пропаганде культурного наследия России. Например, в 2004 году был учрежден Частный благотворительный Фонд Михаила Прохорова. Главная цель Фонда – системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ. Фонд работает как творческая лаборатория по созданию новых культурных технологий, как школа по воспитанию нового поколения творческих и инициативных людей - российского креативного класса, как уникальная площадка социокультурного эксперимента, совмещая в себе несколько важнейших функций: просветительскую, образовательную и благотворительную. Фонд проводит открытые грантовые конкурсы, разрабатывает и реализует собственные проекты, а также выделяет внеконкурсное финансирование на поддержку уникальных культурных инициатив. Фонд осуществляет деятельность по трем направлениям: наука, образование, просвещение; спорт и здоровье; современное искусство.
Еще один пример, Фонд некоммерческих программ «Династия» был создан в 2002 году Дмитрием Борисовичем Зиминым, почетным президентом компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). Поиск и поддержка талантов, их идей и проектов в области естественных и общественных наук — так видит свою задачу фонд «Династия». Приоритетные направления деятельности Фонда — развитие фундаментальной науки и образования в России, создание условий для работы ученых на родине, популяризация науки и просвещение. «Династия» — первый в России нового времени семейный фонд. Его работой управляет Совет Фонда, который принимает решения по ключевым вопросам стратегии развития и определяет приоритеты деятельности. «Династия» ведет 20 программ и проектов в области поддержки и популяризации науки, развития образования и просвещения. Среди основных — программы поддержки молодых физиков и математиков, поддержки учителей, поддержки одаренных школьников и подготовки будущих ученых, фестивали популярной науки, публичные лекции ученых с мировых именем и др.
Широкую известность приобрел и культурно-исторический фонд «Связь времен», который был учрежден в 2004 году российским промышленником и предпринимателем Виктором Феликсовичем Вексельбергом. Основной задачей фонда стало возвращение культурно-исторических ценностей, вывезенных из России в ХХ веке. Знаковыми национальными реликвиями являются, безусловно, изделия великого российского ювелира Петра Карловича Фаберже. Крупнейшая в мире частная коллекция его работ была приобретена Виктором Вексельбергом в Америке и ввезена фондом «Связь времен» в Россию. Руководством фонда было принято решение об организации постоянно действующей экспозиции — музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Для этого фонд приступил к реставрации здания Шуваловского дворца на набережной Фонтанки. Также культурно-исторический фонд «Связь времен» планирует создать сеть музеев частных коллекций в России.
Подобного рода частные музеи в России уже существуют. В 2011 году в Москве был открыт первый частный музей русской иконы. Его основатель – Михаил Юрьевич Абрамов, московский бизнесмен-строитель, меценат. Коллекционированием икон М.Ю.Абрамов занялся относительно недавно, в начале 2000-х. Собиратель очень скоро осознал свою особую миссию, которая заключалась не в создании очередной домашней коллекции, как правило, почти недоступной даже для специалистов, а в открытии подлинно художественного музея, который соответствовал бы требованиям, отличающим государственные хранилища памятников древнерусского искусства. Поэтому его формирование, основанное на научном подходе к сохранению, реставрации, экспонированию и изучению иконописи, почти сразу вышло за границы обычного частного собрания. Надо признать, что идея Михаила Абрамова создать Музей русской иконы, который по его воле должен стать не временным собранием редкостей, а настоящим хранилищем произведений древнерусского искусства, воскрешает одну из самых замечательных отечественных традиций меценатства, когда-то послуживших художественному открытию русской иконы. В Москве сейчас существуют несколько отличных коллекций русской иконы, и большинство из них были доступны публике в виде выставок — например произведения древнерусского искусства, собранные Виктором Бондаренко или Михаилом Елизаветиным. Были выставки частных собраний в Третьяковке и в ГМИИ имени Пушкина, на них показывали иконы в том числе и из собрания Михаила Абрамова. Но музей — это совсем другое дело. Именно поэтому Музей русской иконы, который теоретически с 2006 года уже был доступен в помещении бизнес-центра "Верейская плаза", настоящим музеем не был. Музей — это не просто систематизированная коллекция, развешенная в согласии с некой идеей по стенам, но еще и социальная институция с определенными целями и задачами. Музей должен постоянно держать высокое, "музейное" качество экспозиций и выставок — и в то же время привлекать школьников, не страдающих избытком высокой духовности и интересом к культуре.
Продолжение следует
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.