С ВИЗИТОМ ИЗ БЕЛГРАДА

По специальному приглашению в музей (помог, как я понимаю, наш известный поэт Айрат Бик-Булатов) приехала актриса из Белграда, из театра «Бошко Буха». Сам по себе факт, возможно, и не такой уж удивительный, если бы не тот репертуар, с которым Зорица Йованович к нам приехала. А она предложила казанцам моноспектакль по «Неточке Незвановой», неоконченному роману Федора Достоевского. И шел моноспектакль в течение часа с небольшим на русском языке. Сербка, играющая Достоевского в России на русском языке – это заслуживает и внимания, и уважения.

zorica01_11.jpg
 

Кто же такая Зорица Йованович? Как мы уже сказали,  ведущая актриса театра «Бошко Буха».  Она родилась в Белграде в 1941 году, в 1967 году окончила белградский факультет драматических искусств. Роли в театре самые разноплановые - Золушка и Пиноккио, Страшила в «Волшебнике из страны Оз», министр нежных чувств в «Голом короле», за эту роль актриса удостоена нескольких театральных премий и другие. Зорица много гастролирует с театром и одна. Снимается в кино, работала с Эмиром Кустурицей, снялась в его фильме «Жизнь как чудо». Работа с Кустурицей – это уже особый класс для актера. Но это не все, что можно сказать про Зорицу.

Зорица работает в редком сейчас направлении на театре – она делает моноспектакли. Для моноспектакля нужно не только мастерство, но и смелость. Играть спектакль без декораций, как это часто бывает, без партнеров, выйти один на один с публикой – это рискнут немногие. Моноспекткль – это все-таки высший пилотаж.

«Неоконченный роман великого писателя Федора  Достоевского «Неточка Незванова» я прочла, когда мне было лет 10-12. Именно это произведение открыло мне глаза на мир, у меня появилась мечта стать актрисой и сыграть эту героиню на сцене. Мечта осуществилась спустя много лет. Играя на сцене героиню Достоевского, я тем самым отдаю дань уважения писателю, гению, открывшему для нас мир человеческой души, указавшему жизненный путь через страдание, терпение, слезы, храбрость», - рассказывает Зорица.

Кстати, в ее репертуаре есть моноспектакль по «Бедным людям» Достоевского, он тоже идет на русском, и композиция по стихам Марины Цветаевой в переводе на сербский.

СЛЕЗА РЕБЕНКА

«Бывают такие минуты, когда все умственные и душевные силы, болезненно напрягаясь, как бы вдруг вспыхнут ярким пламенем сознания, и в это мгновение что-то пророческое снится потрясенной душе, как бы томящейся предчувствием будущего, предвкушающей его. И так хочется жить, так просится жить весь ваш состав, и, воспламеняясь самой горячей, самой слепой надеждой, сердце как будто вызывает будущее, со всей его тайной, со всей неизвестностью, хотя бы с бурями, с грозами, но только бы с жизнью. Моя минута именно такая», - эти слова Достоевского Зорица, которая не только играет спектакль, но и является его постановщиком, взяла эпиграфом к своей  «Неточке Незвановой». И пусть цитата длинная, она очень точно обозначает, о чем нам решила поведать актриса, ради чего мы сегодня собрались в зале.

Зорица по российским штампам – тюзовская актриса, травести. С такой фактурой о серьезных ролях только мечтать и мечтать. Но она сумела сложности своей фактуры перевести в несомненные достоинства. Когда она вышла перед зрителями – худенькая, ростом и фигурой с двенадцатилетнюю девочку – было трудно поверить, что она сможет держать внимание зала. И действительно, первые минуты, пока она «пристраивалась» к публике, ее было еле слышно,  и мелькнула предательская мысль: «Вот скукотень-то будет».

Но Зорица с ее трогательным обликом неожиданно и властно завладела вниманием зала. Ее легкий акцент не мешал, через небольшой промежуток времени на него уже просто не обращалось внимания. Перед нами был страдающий ребенок, наивный и верящий в чудо, разочаровывающийся и безнадежно одинокий. Не было ни декораций, ни даже минимального реквизита – только актриса с ее несильным голосом и ее удивительное умение вызывать сострадание. Ведь если публика не испытывает сострадания, какой же это Достоевский? Ради того, чтобы пробудить наши сердца, он и писал свои сочинения. И это очень хорошо почувствовала Зорица Йованович.

Она играла свой моноспектакль на таком обнаженном нерве, с таким темпераментом, все малейшие нюансы ее игры так полно передавались публике,  и возникало какое-то единое пространство сострадания, любви и прощения. Актриса, пользуясь гениальным текстом Достоевского, преподнесла нам урок человечности.  Увы, это так нечасто бывает в современном театре, увлеченном перформансом и разного рода «проектами».

Жаль только, что зал на «Неточке Незвановой» не был полным, хотя народу пришло много. Увы, в городе не было афиш. Могу предположить, что печатать их для музея Аксенова – дорогое удовольствие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции