Дмитрий Медведев дал министерствам и ведомствам два дня на разработку перечня экономических санкций против Турции

«ИНВЕСТПРОЕКТЫ МОГУТ БЫТЬ ЗАМОРОЖЕНЫ ИЛИ ПРОСТО СВЕРНУТЫ»

Об экономическом ответе на действия Турции, сбившей Су-24, впервые завел вчера речь на заседании правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Упомянув о разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным в Екатеринбурге, он дал министерствам и ведомствам два дня на разработку перечня санкций, сославшись на закон «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 года.

При этом он тут же перечислил арсенал экономического оружия в распоряжении правительства: «Это и приостановление реализации программ экономического сотрудничества, и ограничения по финансовым операциям, по внешнеторговым сделкам, и изменения по ввозным и вывозным пошлинам, меры воздействия на туристическую сферу, на перевозки, включая перемещение воздушных и водных судов, и на гуманитарные контакты, и, наконец, на использование рабочей силы», — перечислил вице-премьер.

Отдельно он остановился на особенно чувствительном для Татарстана вопросе инвестиций — напомним, за последние пять лет турки вложили в республику $2 млрд., что составляет четверть от общего объема. Немало проектов в настоящее время в стадии разработки, о чем «БИЗНЕС Online» подробно писал.

Здесь, по словам Медведева, будет применен «такой же порядок»: «Эти договоры, эти инвестпроекты могут быть заморожены или просто свернуты». Правда, он сделал витиеватую оговорку: речь идет об «инвестиционных проектах, сотрудничество по которым с Турцией определялось высоким уровнем доверия с этим государством». Можно предположить, что в первую очередь это намек на газопровод «Турецкий поток» и строительство АЭС «Аккую», но теоретически под определения вполне себе попадают и проекты в Татарстане, в особенности те, которые пользуются налоговыми льготами в ОЭЗ «Алабуга». По меньшей мере об одобрении новых турецких проектов в минэкономики РФ на фоне такой риторики можно забыть.

Весь набор санкций против Турции, по словам премьера, будет сведен в единый нормативный акт — указ президента и принятое на его основании постановление правительства. «В этих документах речь пойдет о введении ограничений и запретов на деятельность экономических структур Турции на территории России, ограничении и запрете поставок продукции, включая продовольственные товары, на выполнение работ и оказание услуг турецкими компаниями и других ограничительных мерах», — еще раз конкретизировал Медведев направления для «креатива» со стороны подчиненных.

Путин заявил, что ждет извинений от турецкого руководства. С турецкой стороны немедленно последовала реакция — извинений не будет

Важно отметить, что, в отличие от продуктовых контрсанкций против стран Запада, которые формально вводились сроком на год, в данном случае никаких ограничений по времени нет. «Срок будет зависеть и от международной ситуации, вопросов обеспечения безопасности и, наконец, просто от отношений с Турцией» — уточнил премьер. То, чего ждет от президента Турции Реджепа Эрдогана российская сторона, в этот же день обозначил Путин: «До сих пор мы не слышим ни внятных извинений с высшего военно-политического уровня Турции, ни предложений по возмещению вреда и ущерба, ни обещания наказать преступников за содеянное преступление», — сказал он в Кремле на церемонии вручения ему верительных грамот послами иностранных государств. С турецкой стороны немедленно последовала реакция — извинений не будет.

Выступая на брифинге по итогам совещания, министр экономики РФ Алексей Улюкаев попытался смягчить эффект от грозных заявлений: «Конечно же, возникают определенные риски для туристической отрасли, для тех же авиаперевозчиков, для компаний, которые работают в области экспортно-импортной деятельности. Мы тщательно проанализируем все эти позиции и только на основе этого анализа будем давать предложения. В том случае, если эти предложения все-таки будут даны и будут сопровождаться рисками для российских товаропроизводителей продуктов и услуг, мы будем думать над тем, каким образом компенсировать данные потери», — осторожно заметил он.

КАМАЗ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ КАРДАННОГО ВАЛА?

Санкции еще не введены и даже не разработаны, а проблемы у турецкого бизнеса и тех, кто с ним связан, уже начались. Связаны они с тем, что таможня неофициально включила «красный свет» для турецких товаров.

Среди пострадавших, к примеру, ООО «Тирсан», принадлежащее турецкой компании Tirsan Kardan Sanayi ve Ticaret A.Ş. Четыре года назад компания зашла в КИП «Мастер» в рамках соглашения о развитии татарстано-турецких отношений. Буквально в январе «Тирсан» вложился в расширение мощностей в 2,5 раза и теперь способен выпускать до 100 тыс. карданных валов тяжелых серий в год. Кроме того, компания запустила в начале этого года автоматизированную покрасочную линию под весь объем сборки.

Теперь эти инвестиции под угрозой. Начальник отдела продаж компании Дамир Адыев рассказал «БИЗНЕС Online», что производство в КИП «Мастер» фактически является сборочным, все компоненты идут из турецкого города Маниса. «У нас в Челнах только покрасочная линия и оборудование, производство автокомпонентов еще не локализовано», — объясняет он.

Под угрозой турецкие инвестиции и поставки. Среди пострадавших, к примеру, ООО «Тирсан», выпускающее карданные валы в КИП «Мастер»

При этом уже почти неделю у «Тирсана» стоят на границе две фуры, еще две вышли из Маниса вчера и, видимо, тоже дойдут только до таможни. В среднем компания получает по фуре в неделю, каждая привозит компонентов под сборку примерно 500 карданных валов. «Цифры усредненные, бывает, выходит по две машины одновременно, как сейчас, что-то есть на складах, кроме того, мы заранее получаем план КАМАЗа и под него делаем заказ. Часть компонентов складируется», — пояснил Адыев.

На КАМАЗ предприятие поставляет примерно 2,5 тыс. карданных валов в месяц. По словам Адыева, на них ездит весь новый модельный ряд автогиганта, начиная с флагманской модели — магистрального тягача «КАМАЗ-5490». Складского запаса компании на удовлетворение потребностей КАМАЗа хватит на две недели — до середины декабря. При этом нужно учитывать, что продукция «Тирсана» идет также в Калугу на Volvo, на УралАЗ и на ЛиАЗ для автобусов.

«Судорожно ищем варианты, но надежда пока только на то, что таможня отпустит наши машины», — резюмировал начальник отдела продаж.

О том, что атмосфера накалена и на самом КАМАЗе, говорит тот факт, что компания закрылась от комментариев на эту тему наглухо. Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев жестко заявил «БИЗНЕС Online», что на сегодня автогигант никаких проблем по поставкам не испытывает и больше на этот счет ни слова сказано не будет.

Еще один контрагент КАМАЗа в Челнах — «Колуман Рус». Это не поставщик, но клиент автогиганта. Турецкий Koluman Holding A.S. зашел в Челны едва-едва, открытие производства пришлось на эту осень с планом закупать у КАМАЗа по 100 шасси в год и делать из них коммунальную спецтехнику. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор по продажам ООО «Колуман Рус» Али Йалчын, компания заняла пока выжидательную позицию и верит в скорое разрешение проблем. «Мы временно приостановили свои поставки из Турции, пока на неделю, — сообщил Йалчын. — Хотим посмотреть, как будут развиваться события. Я не думаю, что ситуация затянется и будет какой-то прямой запрет на поставки. Может быть, позже, но мы все равно получим свои запчасти, на нашу работу эта пауза не влияет. Политики России и Турции должны решить эту проблему между собой, а нам остается только ждать».

Представитель еще одного контрагента КАМАЗа Али Йалчын рассказал, что компания заняла пока выжидательную позицию и верит в скорое разрешение проблем


«Я ВЧЕРА ПЕРЕГОВОРИЛ С ПОСОЛЬСТВОМ, ТАМ УВЕРЕНЫ, ЧТО ВСЕ ЭТО ВРЕМЕННО»

В целом по Закамью в случае прекращения экономических отношений России с Турцией под удар может попасть несколько промышленных компаний. Среди таковых, как уже было сказано, в основном резиденты ОЭЗ «Алабуга»: завод, специализирующийся на деревообработке, «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», штамповочное производство турецкой компании «Джошкуноз» по выпуску кузовных деталей для расположенного рядом автомобильного завода Ford-Sollers, АО «Аутомотив Гласс Альянс Рус» по производству автомобильного стекла. Телефоны приемных всех перечисленных заводов молчат.

Кроме того, холдинг «Кастамону» сейчас ведет застройку элитного микрорайона Sunrise City в Набережных Челнах. Руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Санрайс Капитал» Абдулхак Кесе убежден, что политика не должна помешать бизнесу между двумя странами. По крайней мере, на строительстве жилого комплекса турецко-российский кризис, по его мнению, никак не отразится. «Наши клиенты последние два дня интересуются, будем ли мы достраивать Sunrise City. Мы, разумеется, эту работу закончим, как и обещали. Стройка не останавливается. У нас все стройматериалы российские, поэтому в данном смысле тоже проблем нет», — заявил Кесе.

Турецкие девелоперы не ожидают проблем и в дальнейшем, даже если ситуация обострится. «Я вчера переговорил с посольством, они говорят, что все наладится и все это временное. Все происходящее там называют ошибкой и считают, что Путин и Эрдоган договорятся. Наверняка они встретятся, эта встреча внесет какую-то ясность. У нас 15 лет отношения между Россией и Турцией были очень хорошими, и не только отношения, а настоящая дружба была. И я думаю, что эти отношения никто и ничто испортить не сможет», — уверен руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Санрайс Капитал».

Атаку на российский самолет он считает заранее продуманной акцией третьей стороны. Сам Кесе, кстати, уже 20 лет живет в России и женат на сибирячке. «У меня жена сейчас живет в Иркутске, она тоже переживает и все время спрашивает, что мы теперь будем делать, предлагает даже ехать в другую страну. Нет, говорю, это наша родина — мы останемся здесь», — сказал он.

На строительстве жилого комплекса Sunrise City в Набережных Челнах турецко-российский кризис никак не отразится, уверяют представители застройщика


«КАК БУДТО ТОЛЬКО ЧТО УЗНАЛИ, ЧТО ЗА ЧЕЛОВЕК ЭРДОГАН»

Владелец компании TIS (Елабуга) Толга Акынджы тоже крайне негативно оценивает нарастающее экономическое противостояние. У компании Акынджы российская прописка, но она крепко связана с Турцией поставкой комплектующих, необходимых для производства сидений в кабины «КАМАЗа». Его фуры тоже встали на границе, что, по мнению Акынджы, может создать угрозу остановки конвейера автогиганта.

«Наверное, Турция больше зависит от России, чем Россия от Турции», — рассуждает он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и все же предлагает задуматься о последствиях. «Такие санкции в международном понимании всегда касаются двух сторон, если кто-то устанавливает санкции, он получает ответ, — предупреждает Акынджы. — Мне кажется, политики не имеют права эмоционально принимать решения, которые касаются потом миллионов людей — и здесь, в России, и там, в Турции».

При этом он крайне критически оценивает действия руководства своей страны: «Удивляет, что политики поднимают многое так, как будто только что узнали об этом — что за человек Эрдоган, какие и с кем у него связи, чем он занимается, как покупает нефть у «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.). Все это слишком эмоционально, и, конечно, со стороны Турции должны быть и извинения, и компенсация, и обсуждение, почему это случилось».

В конечном счете бизнесмен убежден, что разрыв экономических отношений обернется большими потерями как для Турции, так и для России и Татарстана в частности. «Обидно, что между народом Турции и народом России никаких проблем нет, все, что происходит, касается грязной политики. Это грязная игра, в которой мы ни при чем, но страдаем из-за нее. Все мое окружение в Турции очень жалеет о том, что происходит. Большинство думает о том, что не должно было случиться такое», — горько резюмирует бизнесмен.

«ЕСЛИ ТУРЦИЮ ОТМЕНЯТ, МЫ БУДЕМ ПЛАКАТЬ»

Помимо непосредственно турецкого бизнеса от санкций могут пострадать отечественные предприниматели, активно с ним сотрудничающие. Хозяйка салона Аntalia Резеда Валиахметова, торгующая турецкими нарядами, призналась, что если Турцию для россиян закроют, то всем продавцам одежды придется переключаться на китайских производителей, а это однозначный удар по качеству. Тех, кто «сидел на Турции», по оценке Валиахметовой, около 80% от общего числа продавцов одежды.

«Нам очень нужны Турция и Стамбул. И если вдруг отменят полеты, мы будем плакать. Обычные люди тоже будут страдать. Теряя Турцию, мы потеряем очень хорошее качество, их текстиль по материалам, качеству, шитью, расцветкам и ассортименту в идеальном состоянии. Мы в Турцию, после того как доллар подскочил, и так стали реже ездить. Но даже если торговцы и не закупались в самой Турции, они покупали турецкий товар в Москве на торговых базах. И все турецкие фабрики имели прямые договоры с московскими предприятиями и складами. Так что это будет катастрофа. А китайский товар шьют подпольно в московских подвалах, даже на ощупь можно сразу определить, откуда товар — из московского подвала или из Турции», — рассказала Валиахметова.

Другие предприниматели, опрошенные «БИЗНЕС Online», указывают на то, что период, отведенный для выстраивания стратегии импортозамещения, не прошел для них зря. «Обувь из Турции мы не поставляем, с 2014 года компания реализует стратегию импортозамещения, мы наращиваем производственные мощности в России, переходим на российских поставщиков, — похвасталась «БИЗНЕС Online» заместитель директора по связям с общественностью компании «Обувь России» Наталья Паули.

В торговом центре XL есть отдел «Модный размер», в котором функционируют 40 магазинов по продаже одежды, из них 32 - 33 арендатора 80% всего текстиля привозили из Турции

Не столь оптимистичен в оценках последствий русско-турецкого экономического конфликта директор «Грин Хилл Реалти» (бренд «Модный размер») Леонид Рахимов. «В торговом центре XL есть отдел «Модный размер», в котором функционируют 40 магазинов по продаже одежды, из них 32 - 33 арендатора 80 процентов всего текстиля привозили из Турции, — подсчитал Рахимов. — Если карго перекроют, то турецких товаров больше не будет. Есть попытки заменить турецкую продукцию индийской, китайской, но это не так просто, потому что качество и посадка другие. Китайцы очень хорошо шьют одежду, но они шьют на американский рынок. Если удастся получить качество, которое они дают Америке, будет здорово».

Директор по внешним коммуникациям компании «Ашан Россия» Мария Курносова поддерживает владельца бренда одежды. «В зависимости от категории доля турецкой продукции варьируется, к примеру, в сегменте охлажденной рыбы 90 процентов сибаса и дорады приобретается в Турции, — указывает Курносова. — Среди овощей и фруктов наиболее высокая доля лимонов — 90 процентов. Поставщиков по овощам и фруктам можно заменить на марокканских, израильских и китайских, однако могут возникнуть трудности с оперативностью. Сегодня отмечается резкое снижение предложений на турецкую продукцию».

В бакалее магазинов сети представлены турецкая курага, инжир, халва, жевательный мармелад, несколько артикулов печенья. Вместе с тем доля этих продуктов незначительная, ассортимент, кроме инжира, может быть безболезненно заменен продукцией поставщиков из Узбекистана, Таджикистана и Китая, полагает Курносова. «В настоящее время «Ашан» изучает возможности замены турецких поставщиков, однако до официального объявления санкций никаких активных действий предприниматься не будет», — отметила она.

Некоторые предприниматели Татарстана спокойнее относятся к грядущим переменам. «Станки, которые мы приобрели, были турецкого производства, — признала начальник отдела сбыта завода по производству пластиковых окон «Русь» Елена Тагирова. — Но эмбарго ударит по нашему бизнесу незначительно. Мы готовы заменить турецкие комплектующие на российские аналоги. Для этого потребуется пара недель. И хотелось бы увидеть поддержку властей в решении этой ситуации».

Председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ Татьяна Федорова предлагает присмотреться к ситуации с двух сторон. «Очень много трикотажного полотна, сырья, тканей мы завозим из Турции, наверное, процентов 20 от всего рынка, в основном это женская одежда, которой мы не так много выпускаем, — говорит Федорова. — У нас в республике она единично шьется, а в основном завозится оттуда. Но здесь, в принципе, мы можем ничего не потерять — киргизы быстро перекроют этот рынок, цены у них могут быть ниже турецких».

Татьяна Федорова предлагает присмотреться к ситуации по завозу тканей с двух сторон: «В принципе, мы можем ничего не потерять — киргизы быстро перекроют этот рынок, цены у них могут быть ниже турецких»»

Гораздо больше беспокойства у собеседницы «БИЗНЕС Online» вызывает закупка сырья — трикотажного полотна, тканей, красителей. «В Татарстане практически все швейные предприятия работают на турецком полотне, — отметила Федорова. — И на школьную форму тоже очень часто покупают у них вискозное полотно. В Татарстане вообще нет текстильных предприятий. Камвольные предприятия есть в Брянской области, в Беларуси, в Тюменской области, но ассортимент очень слабый, они только-только встают на ноги. Ведь необходимо еще конкурентоспособное оборудование. Первое время они потребности не покроют, но переключатся на Китай, на Пакистан, еще куда-то. Рынок не терпит пустоты. Вопрос только в том, какой будет стоимость. Турция всегда отличалась средней стабильной ценой, а как будет дальше — трудно сказать. Процентов на 10 - 15 цены вырастут — это я минимум беру».

Наконец, безусловно, наиболее серьезный удар будет нанесен по туристическому рынку. Напомним, сейчас, по настоятельной рекомендации Ростуризма, продажа туров в Турцию приостановлена. Как мы уже писали, по оценке президента туристической ассоциации РТ Рамиля Мифтахова, если санкции не будут сняты во время высокого сезона, который начинается во второй половине апреля, с туристического рынка Казани и Татарстана уйдет более половины агентств.

Впрочем, для того чтобы оценить все последствия российско-турецкой экономической войны, нужно дождаться «списка Медведева», который, по всей видимости, не заставит себя долго ждать.