Все началось с трех взрывов в Сен-Дени возле стадиона Stade de France. Там проходил товарищеский матч Франция — Германия

ФРАНЦУЗЫ ХОРОМ ПЕЛИ «МАРСЕЛЬЕЗУ», ПОКИДАЯ ТРИБУНЫ

Самая крупная террористическая атака за всю историю Франции минувшей ночью потрясла Париж. Все началось с нападения на непримечательный ресторан Petit Cambodge («Маленькая Камбоджа») и на находящийся в здании напротив бар Le Carillon («Ле Карильон»). Они расположены в X округе Парижа — это самый центр французской столицы на правом берегу Сены, неподалеку отсюда площадь Республики и знаменитый канал Сен-Мартен. Жертвами теракта стали как минимум два десятка человек. Нападение производилось из проезжающего мимо автомобиля в 21:20 по местному времени. От стрельбы пострадали как посетители заведений, так и проходившие мимо пешеходы.

А уже через полчаса мировые информагентства сообщили о нападении на театр Bataclan, расположенный в XI округе Парижа. Этот театр был открыт еще в 1865 году и является одной из достопримечательностей города. В этот вечер там выступала калифорнийская рок-группа Eagles of Death Metal и собралось много молодежи — в зале находились 1,5 тыс. зрителей. Кто-то из них успел покинуть здание, когда ворвались террористы, но в заложниках оказались около 100 человек. Примерно в 2:30 ночи по московскому времени полиция начала штурм концертного зала. Как выяснилось, захват осуществили четыре террориста. Один из них был сразу же убит во время перестрелки.

Очевидцы писали в соцсетях, что к театру подъезжают машины скорой помощи, слышны сирены. При этом власти Франции попросили журналистов не вести прямой эфир с места захвата заложников. Штурм продолжался 15 - 20 минут. В результате еще двое террористов погибли. По предварительным данным, они взорвали себя внутри концертного зала, приведя в действие взрывное устройство, расположенное у них на поясе. Полицейский спецназ принял решение о начале штурма после того, как связался с одним из захватчиков. «Он очень быстро дал понять, что они не хотят переговоров, они вооружены, на них взрывчатка», — сообщали журналисты с места событий. Но один террорист все же был задержан — он сразу же заявил силовикам, что является членом террористической группировки «Исламское государство», запрещенной на территории России. По последним данным, в театре было убито более сотни человек.

При этом параллельно в непосредственной близости от стадиона Stade de France, где проходил товарищеский матч между командами Франции и действующими чемпионами мира по футболу из Германии, произошел еще один взрыв возле бара. Stade de France открылся в пригороде Парижа в 1998 году специально к чемпионату мира и вмещает 80 тыс. зрителей. Известно, что стадион примет открытие и финал чемпионата Европы по футболу в 2016 году. В это время на стадионе находились десятки тысяч зрителей, за матчем также наблюдали с трибун президент Франции Франсуа Олланд, главы МИД Франции и Германии Лоран Фабиус и Франк-Вальтер Штайнмайер. Хотя футбольный матч не прервали, зрителей начали эвакуировать с трибун уже во время игры, объясняя это как «пожарную тревогу». Мир облетела видеозапись, как французы хором поют «Марсельезу», покидая трибуны. Позже стало известно, что в результате взрыва возле бара погибли шесть человек — три из них террористы-смертники. Вполне возможно, что они направлялись к стадиону Stade de France, но не успели осуществить задуманное.

ИГИЛ: «ЭТО ВЕНДЕТТА ЗА СИРИЮ. 11 СЕНТЯБРЯ ФРАНЦИИ...»

Олланд, покинув стадион, отправился к концертному залу, где полиция уже завершила штурм и подсчитывала жертв атаки. К этому времени в Париже остановили работу метрополитена, погасла подсветка Эйфелевой башни. Президент Франции ввел режим чрезвычайного положения на территории всей страны и закрыл границы. Об этом он сообщил в экстренном телеобращении к нации, которое, несмотря на позднее время, в прямом эфире посмотрели миллионы жителей Франции. Президент предупредил — некоторые объекты будут закрыты, движение транспорта может быть запрещено, будут проведены обыски по всему столичному региону, по всей стране введен режим ЧС (впервые с 1944 года). «Мы должны убедиться, что никто не сможет попасть на территорию страны, чтобы совершить теракты, и что те, кто мог совершить эти преступления, не могли покинуть страну», — сказал Олланд, добавив, что власти мобилизуют все силы, в том числе усиливают присутствие военных, чтобы нейтрализовать террористов и обеспечить безопасность граждан.

Террористы действовали, как сообщает телеканал iTele, разбившись на группы, причем захватчики заложников в концертном зале сначала устроили стрельбу в других районах Парижа. «Трое — на Stade de France, они взорвали себя, еще трое — в зале Bataclan: одного убили правоохранители, двое взорвали себя. Еще один взорвал себя на бульваре Ленуар в 11-м округе недалеко от Bataclan», — сообщил корреспондент телеканала. По его информации, террористы были молодыми людьми и говорили по-французски. Он сообщил, что нападавшие разбились на две группы: «Мужчины, которые сначала устроили стрельбу, потом ворвались в Bataclan».

Другая группа действовала у Stade de France. Через несколько часов после атаки на Париж террористическая группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за теракты. «Это вендетта за Сирию. Это 11 сентября Франции», — заявили в своем обращении боевики. Теракты в Париже, скорее всего, являются местью за ликвидацию палача «Исламского государства» Джихади Джона, пишут британские СМИ. «Скоординированные и сложные теракты в Париже, по всей видимости, являются прямым ответом на удар по известному боевику Мохаммеду Эмвази, известному как Джихади Джон», — сообщил ITV News источник из антитеррористической сферы. О предполагаемом убийстве Джона представители Пентагона объявили в пятницу.

Одним из первых мировых лидеров, выразивших соболезнования Франции, стал президент РФ Владимир Путин. Еще когда в Москве было 2 часа ночи, его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что президент России глубоко соболезнует в связи с серией чудовищных терактов в Париже, передает слова поддержки и солидарности своему коллеге Франсуа Олланду и всему французскому народу. Спустя несколько часов Путин напишет в телеграмме Олланду: «Трагедия в Париже стала очередным свидетельством варварской сущности терроризма, который бросает вызов цивилизации».

В Twitter и Facebook пользователи в знак поддержки французам активно репостят рисунок «Мир Парижу»

В соцсетях помимо хештегов #Paris, #ParisAttacks, #paris #bataclan, #paris #periscope появился тег #PrayForParis («молимся за Париж»), с каждой минутой его применяют все больше пользователей, чтобы выразить соболезнования и поддержку родным и близким погибших и всему французскому народу. В Twitter и Facebook пользователи в знак поддержки французам активно репостят рисунок «Мир Парижу» (Peace for Paris). На картинке изображены символ мира пацифик и заключенная в него Эйфелева башня. Во многих городах по всему миру подсветили известные архитектурные объекты синим, белым и красным — цветами французского флага. В микроблоге была запущена акция поддержки — каждый желающий пользователь может зайти на специальный ресурс и «раскрасить» свой юзерпик в цвета французского флага.

Здания по всему миру окрасились в цвета французского флага

«УДАР НАНЕСЕН ПО ПОДБРЮШЬЮ «БЕЛОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Известный писатель и политик Эдуард Лимонов, в свое время живший в столице Франции, в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что считает произошедшее этой ночью в Париже элементом противостояния цивилизаций и предрекает появление в Европе авторитарных режимов ради спасения Старого Света.

— Эдуард Вениаминович, почему удар террористов на этот раз был нанесен именно по Франции? Когда-то вы жили в Париже и можете, наверное, судить, чем он так раздражает исламских боевиков...

— Да, в эмиграции, до возвращения в Россию я жил некоторое время во Франции, но это было в совершенно других исторических условиях. Все было совершенно иное. А то, что мы видим сейчас, — это скорее противостояние цивилизаций. Те, кто организовал прошлой ночью в Париже теракты, руководствовались банальной примитивной ненавистью к «белой цивилизации». Это чувство ненависти сходно с тем, какое испытывали когда-то к Римской империи покоренные народы. То, что случилось во Франции, — это даже не теракт с целью произвести ужас на обывателей, а военная операция. Боевая диверсионная операция, которая должна распространить панику далеко за пределы Франции.

— То есть под ударом — не только Франция?

— Сейчас все изменилось: идет колоссальная война. Война, театром которой является уже не только Ближний Восток. Теперь это достаточно легко выплеснулось в Европу, никто этому особенно не смог помешать. И даже уничтожить террористов французская полиция не смогла. Сейчас пишут о восьми уничтоженных, но семеро из них взорвали себя сами, лишь у одного не сработал пояс шахида, и он был застрелен полицейским. Эта война началась еще тогда, когда в Египте взорвали российский самолет, но она была менее артистична и менее заметна для западного мира. А теперь удар нанесен по подбрюшью «белой цивилизации».


— Но «белая цивилизация», если говорить о цвете кожи, выходит далеко за пределы Европы...

— Называя ее белой, я не вкладываю сюда какой-то этнический смысл: просто эта та цивилизация, которая возникла на руинах Римской империи, граждане которой всегда мыслили и продолжают мыслить в категориях «Мы» и «Они». А «Они» — это все мы. Не только арабский Восток, но и желтолицая Япония, и обе Кореи (несмотря на то, что они друг друга ненавидят), и Россия, и все, кто живет по иным стандартам. И, конечно, это очень плохо кончится для обеих сторон.

— А каковы ваши прогнозы: чем это может кончиться?

— Я всем говорю: надо приготовиться к тому, что будут совершенно глобальные изменения. Ужесточится сама Европа: я, ей богу, предсказываю появление на европейской карте совершенно авторитарных режимов полуфашистского, полурасистского типа. Почему? Потому что иначе не выжить. С одной стороны, нашествие мигрантов, с другой — ожесточенный и бесчеловечный враг в виде ИГИЛ. Если раньше мы имели дело с террористами, которые скрывали свои преступления, то теперь мы имеем дело с террористами, которые пиарят свои преступления, показывают их, хвастаются ими. Вообще, надо было еще при первых отрезанных головах нанести ответный жестокий удар, от которого бы у террористов волосы повыпадали от ужаса. Потому что они только это понимают. Сейчас все джихадисты ликуют: они считают, что нанесли очень успешный и мощный удар по Европе. Действительно, ИГИЛ каждый день теряет на фронте сотни своих сторонников, а здесь потери пока ограничиваются 8 смертниками, что в соотношении с числом жертв с французской стороны выглядит, конечно, впечатляюще.

ШАНС САРКОЗИ?

Первая реакция жителей французской столицы была незамедлительной — через несколько часов после атаки террористов стало известно, что на севере Франции близ города Кале горит лагерь беженцев из стран Африки и Ближнего Востока. Там живут около 6 тыс. переселенцев. Огонь быстро удалось потушить, но, по всей видимости, это только первый тревожный звонок. Американская частная разведывательно-аналитическая компания Strategic Forecasting (Stratfor) в своем прогнозе рассказала о возможных внутренних и внешнеполитических последствиях террористических атак в Париже. «Теракты во Франции — это шокирующее, но вместе с тем и не совсем неожиданное событие — многие жители Франции и других европейских стран отправлялись в Сирию, чтобы пополнить ряды экстремистов, — приводит данные Stratfor РИА «Новости». — Нападения на редакцию журнала Charlie Hebdo показали, что существует перманентная угроза террористических атак внутри Европы и сейчас важно определить истоки терактов: являются они «домашними» или нападавшие обучались и получали помощь из-за рубежа».

«Приток беженцев в Европу из таких стран, как Сирия, повышает вероятность проникновения представителей джихадистских группировок в миграционный поток с целью организации терактов на территории Европы, — пишет Stratfor. — Несомненно, парижские теракты будут иметь и политические последствия. Через пять дней единственный авианосец Франции «Шарль де Голль» должен отправиться в Персидский залив для борьбы с «Исламским государством» в Ираке и Сирии, с конца сентября там также совершает авианалеты французская боевая авиация».

«С политической точки зрения теракты являются напоминанием о давних этнических противоречиях внутри Франции», — отмечается в материале Stratfor. В последние месяцы все внимание в этом вопросе было сфокусировано на соседней Германии — большое количество мигрантов прибывали в страну с юга и востока, и лишь немногие из них отправляются дальше, во Францию. Париж не принимал особого участия и в разрешении миграционного кризиса, пусть и представители Франции присутствовали на встречах, посвященных этому вопросу, и в целом поддерживали идею Германии о распределении беженцев по всей Европе.

«Неожиданным произошедшее можно считать в том смысле, что громыхнуло именно в центре Парижа, который считался безопасным, полиция его давно «зачистила», считалось, что здесь такое произойти не может. — рассказал «БИЗНЕС Online» доктор исторических наук, профессор КНИТУ-КАИ, специалист по современной истории Франции Дмитрий Шмелев. — С другой стороны, количество мигрантов в стране продолжает расти. Последний раз я был в Париже в июне — арабского населения так много, что даже удивляешься, ведь ты приехал в европейскую столицу. В некотором смысле нынешний президент Олланд пожинает плоды той политики, которую вели в этом вопросе французские социалисты на протяжении десятилетий, ориентируясь на гуманистические ценности. Теперь в 2017 году на президентских выборах получил хороший шанс победить Николя Саркози, при всей неоднозначности отношения французов к этой фигуре. Наверняка активизируются и националисты во главе с Марин Ле Пен».

Что касается предстоящих действий властей, то сначала надо понять, как произошедшее будет квалифицировано, говорит Шмелев. «Если как покушение на президента Олланда, все-таки один из взрывов прозвучал рядом со Stade de France, где он находился, тогда это преступление против республики. Это одно. Если «месть за Сирию» от радикалов — то другое. Скорее всего, ограничатся какими-то точечными облавами, депортациями и прочее, вряд ли политика в отношении мигрантов изменится на 180 градусов», — считает собеседник нашей газеты.

«У НАС НА УЛИЦАХ НЕТ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Корреспондент Sports.ru Владислав Воронин накануне в Париже был на матче Франция — Германия: «В десятом часу утра я был неподалеку от концертного зала, где произошли самые страшные события. С тех пор сижу в отеле и жду выезда в аэропорт, желания выходить на улицу нет. Людей там очень мало. Это логично, потому что власти попросили людей сидеть дома. Закрыты школы, библиотеки и ярмарки, спортивные мероприятия отменены. Город сейчас в тишине, местные жители, с которыми я общался, очень хмурые, никто не улыбается». Власти просят сохранять спокойствие, рассказывает Воронин, но это формальные заявления, вряд ли они кого-то могут успокоить. «В районах, где не было нападения, скопления полицейских нет, на людей не хотят давить дополнительно. А горячие точки, где были террористические атаки, огорожены. Туда пройти нельзя. Воздушное пространство сейчас не закрыто, только ужесточается досмотр. Улететь из Франции можно, сложно пересечь сухопутную границу — на поездах или на машине. А авиасообщение, в принципе, работает в штатном режиме», — сообщил нашей газете репортер Sports.ru.

Уроженка России Любовь Рисс несколько лет живет в пригороде Парижа. «Сегодня во Франции очень грустно, несмотря на хорошую погоду, наступил серый, мрачный день, — рассказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Очень неприятный день, в душе какая-то пустота. Мы все думаем о том, что нас будет ждать дальше. СМИ говорят, что это террористы объявили войну Франции из-за событий, происходящих в Сирии. Каждый телеканал говорит только о вчерашних терактах, отменены развлекательные программы, нет никакой рекламы».

Париж погрузился в траур

По словам госпожи Рисс, в стране объявлен трехдневный траур. Полиция рекомендовала гражданам Парижа не выходить из домов без крайней надобности. «Помимо ликвидированных семи камикадзе были и другие, поэтому, пока идет следствие, нам рекомендовали принять меры предосторожности, — беспокоится собеседник нашей газеты. — У нас, несмотря на то что мы живем в 8 километрах от Парижа, в спальном районе, на улицах нет ни одного человека. Закрыты библиотеки, бассейн, музыкальная консерватория — все места массового пребывания людей. Работают только магазины». Под давлением тревоги горожане отменяют встречи и поездки, отказываются от мероприятий с детьми. «Я слышала, что в Париже в туристических местах никого нет, Эйфелева башня закрыта для туристов. Кажется, с туризмом теперь будут проблемы во Франции, особенно в Париже. Одна из американских авиакомпаний закрыла свои вылеты в Париж до выяснения ситуации, это еще один сигнал», — говорит женщина.

Судя по всему, на длительное время столица Франции перестанет быть одним из самых привлекательных туристических мест Европы. «Вообще, Париж в тройке самых посещаемых европейских столиц, — сообщил «БИЗНЕС Online» президент ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов. — Безусловно, вся эта ситуация в Европе, теракты отобьют желание у туристов посещать его. Думаю, что люди решат туда все же не ездить на рождественские, новогодние даты, а именно на них приходился туристический пик». Так что, вероятнее всего, произошедшие события обнулят количество туристов, желающих посмотреть Францию, в целом Европа достаточно просядет с турпотоком на эти даты, считает наш собеседник: «Внутри Европы все границы свободные, любой преступник, совершив теракт в одном месте, спокойно пересечет границу и повторит это на территории другого государства».