Руслан Халимдаров
В отношении экс-начальника полиции Казани Руслана Халимдарова за считанные дни до освобождения из-под стражи было возбуждено новое уголовное дело

«ОН САМ ПОПРОСИЛ, ЧТОБЫ ЕГО ПЕРЕВЕЛИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО РАССМОТРЕНИЯ»

Пятеро подсудимых по громкому «делу ОБНОН» освобождены накануне из СИЗО. Основание — истечение сроков содержания под стражей. Однако обращает на себя внимание то, что до этого непримиримый следственный комитет РФ не стал настаивать на продлении заключения. В ночь с 1 на 2 октября на свободу вышли начальник ОБНОН МВД по РТ Андрей Алексеев, начальники ОБНОН по Казани Дмитрий Андриенко и Яков Кононенко, а также старший оперуполномоченный отдела Марат Садыхов и старший оперуполномоченный отдела «К» МВД Наиля Сафиуллина. Других мер пресечения в отношении подсудимых принято не было, следователи даже не стали настаивать на подписке о невыезде, как будто внезапно убедились в том, что бывшие силовики не станут мешать ходу расследования или пытаться скрыться от правосудия. Это тем более странно, ведь еще три месяца назад именно по настоятельной просьбе следствия Верховный суд РТ принял решение продлить срок их содержания под стражей. Что же изменилось за это время?

Парадоксально, но главный фигурант уголовного дела, которого следователи позиционируют как «организатора», при этом на свободу не вышел. Пока с его сослуживцев снимали наручники, бывшего начальника полиции Казани Руслана Халимдарова, напротив, этапировали из родного Татарстана в Москву. Его адвокат Всеволод Добрынин рассказал «БИЗНЕС Online», что в отношении его подзащитного буквально за два дня до освобождения было возбуждено новое уголовное дело. «Тот факт, что он был этапирован в Москву, никак не связан с основным уголовным делом, — уточнил Добрынин. — Это совсем другая история, о которой я сейчас не буду говорить. 29 октября было возбуждено еще одно уголовное дело, причем, на мой взгляд, возбуждено незаконно».

Адвокат полагает, что дело было возбуждено преждевременно и с одной целью — удержать Халимдарова под стражей. «Поэтому его освободили и вновь задержали, после чего этапировали» — добавил Добрынин. Причины нового преследования и основания для возбуждения уголовного дела адвокат раскрыть отказался, лишь добавил, что сейчас в отношении его подзащитного «пресс идет конкретный».

Андрей Алексеев
Начальник ОБНОН МВД по РТ Андрей Алексеев

«Я могу ошибаться, но, насколько мне известно, он сам попросил, чтобы его перевели в Москву для проведения объективного рассмотрения, — изложил свою версию «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Не исключено, что с той же аргументацией на переводе настаивало следственное управление».

Между тем просьба Халимдарова, если она имела место, выглядит странно, поскольку ранее «родные стены» сотрудникам ОБНОН, угодившим в жернова уголовного преследования, всегда приносили удачу. В местных судах после громкого задержания их под аплодисменты коллег выпускали из-под стражи, а в какой-то момент им даже удалось признать незаконным постановление о возбуждении уголовного дела. Все поменялось, как только следственный комитет России решил изъять дело из производства местных сыщиков и командировать в Казань собственную следственную группу. Спустя несколько месяцев Басманный суд Москвы отстранил от должности всех фигурантов, вскоре они были заново арестованы.

Начальник пресс-службы МВД по РТ Ирина Нижельская отказалась комментировать «БИЗНЕС Online» освобождение офицеров МВД. «С того момента, как они становятся подследственными и обвиняемыми, МВД больше не дает комментариев. Мы не сторона судебного процесса или уголовного дела, на это есть следователи или адвокаты», — заключила Нижельская.

Марат Садыхов
Старший оперуполномоченный отдела ОБНОН Марат Садыхов

В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ ХАЛИМДАРОВА?

О том, с чем связано новое уголовное дело в отношении Халимдарова, можно только догадываться. Например, не исключено, что бывшего начальника полиции Казани не выпустили из СИЗО из-за истории Сумбата Оганова. 26 августа Верховный суд России принял решение о пересмотре приговора суда Набережных Челнов. Об этом ходатайствовал лично заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров. Оганова осудили еще в 2005 году в автограде по делу о наркотиках. Согласившись с позицией Кехлерова, Верховный суд РФ фактически признал — уголовное дело было сфальсифицировано, а Оганов, выходит, 10 лет провел за решеткой за преступления, которые не совершал.

«Мы, по всей видимости, будем ходатайствовать о вызове Халимдарова в суд, — объясняла «БИЗНЕС Online» Раушания Камалова, адвокат Оганова. — Ведь он был в числе тех оперативников, которые вели дело моего подзащитного — проводили задержание, оформляли протоколы. Оганов и его родственники на протяжении 10 лет жаловались на фальсификацию уголовного дела. И все безрезультатно».

По словам Камаловой, новые обстоятельства в деле Оганова, позволяющие говорить о фальсификации, всплыли параллельно с расследованием «дела ОБНОН». На этот раз жалобы Оганова были тщательно проанализированы прокуратурой, а его доводы проверил следственный комитет. Вскоре Оганов будет этапирован в мензелинский следственный изолятор, а его дело снова рассмотрит суд Набережных Челнов. Материалы дела уже отправлены в автоград, но дата предварительного слушания еще не назначена.

Дмитрий Андриенко
Начальник ОБНОН по Казани Дмитрий Андриенко

«НАЛИЧИЕ СЕКРЕТНОГО ДОКУМЕНТА НЕ ДОЛЖНО НАРУШАТЬ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА»

То, что большинство фигурантов отпущены домой, — это позитивный для них сигнал, но он вовсе не означает, что уголовное преследование забуксовало. Напомним, Верховный суд РТ пока лишь вернул материалы в прокуратуру, попросил снять с них незаконный гриф «совершенно секретно».

«Мы обжаловали засекречивание части уголовного дела, поскольку считаем, что содержащиеся в нем документы были засекречены незаконно, и суд принял решение вернуть дело в прокуратуру для устранения этих нарушений, — напомнил Добрынин. — В соответствии с законом лицо имеет право быть судимо тем судом, которым положено, в данном случае районным судом, а не Верховным. В противном случае это ограничивает права подзащитного».

Другие адвокаты занимают выжидательную позицию. «Нам сейчас в первую очередь нужно посмотреть, что будут делать органы предварительного следствия, — объяснила «БИЗНЕС Online» Амира Марданова, адвокат Андриенко. — Ждем, что следователи устранят нарушения, допущенные при составлении обвинительного заключения, чтобы мы могли рассматривать дело законным способом в законном порядке».

Как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Галиев, следствие пока не закончило свою работу, материалы дела еще не вернулись в прокуратуру. Сейчас они находятся в Москве, где над устранением нарушений, выявленных Верховным судом РТ, работают сотрудники следственного комитета России. Ожидается, что по истечении месяца дело будет возвращено в суд, однако следователи могут по своему усмотрению и продлить работу.

ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ «ВОЙНА КОМПРОМАТОВ»?

Напомним, в августе 2014 года стало известно, что Халимдаров и трое других фигурантов «дела ОБНОН» взяты под стражу. Арест стал возможным после того, как в феврале 2013 года дело передали в разработку центрального аппарата следственного комитета РФ. Тогда Халимдарова и его коллег временно отстранили от исполнения обязанностей.

Об окончании следствия 25 июня 2014 года рапортовал лично пресс-секретарь следственного комитета Владимир Маркин. В зависимости от роли каждого офицеры МВД обвиняются в нарушении требований четырех статей Уголовного кодекса РФ — 286 («Превышение должностных полномочий»), 228 («Незаконный оборот наркотиков»), 294 («Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»). Кононенко обвиняется в совершении кражи (ст. 158 УК РФ).

По версии следствия, в 2013 году Халимдаров, Алексеев, Садыхов, Андриенко и Кононенко для искусственного улучшения показателей своей работы потребовали от ранее судимого жителя Казани Олега Кучаева подбросить наркотики его знакомому. Когда мужчина предупредил своего знакомого о намерениях соучастников, сотрудники полиции подбросили в его жилище, а также в квартиру другого его товарища наркотические средства и принудили их к самооговору в преступлениях, которые ими не совершались. После того как ранее судимый житель Казани был задержан по уголовному делу, находящемуся в производстве сотрудников регионального управления наркоконтроля, обвиняемые, опасаясь разоблачения своих преступных планов, постарались изъять это дело из их производства и передать его в органы МВД. Для этого они якобы принудили задержанного написать не соответствующую действительности явку с повинной в совершении общеуголовного преступления, а также направлять необоснованные жалобы на действия следователей ФСКН, принуждали его к даче ложных показаний.

Олег Кучаев
Олег Кучаев: «Мы так не договаривались!»

В ходе расследования следователи выявили еще один аналогичный преступный эпизод, якобы совершенный в 2009 году. Тогда Андриенко и Сафиуллин, являясь сотрудниками ОРЧ-4 МВД по РТ, «действуя из карьеристских побуждений», по версии следствия, совершили подброс наркотических средств еще одному жителю Казани, незаконно применив к нему спецсредства и физическую силу.

Дело обернулось настоящей войной компроматов между МВД и Госнаркоконтролем. Адвокаты задержанных офицеров в декабре 2013 года обнародовали скандальное видео, на котором рецидивист Кучаев, на основании показаний которого были задержаны сотрудники МВД, рассказывает о методах работы Госнаркоконтроля. Сотрудники этого ведомства, по его словам, в борьбе за результативность искусственно создают и крышуют группировки, которые занимаются сбытом наркотиков в особо крупных размерах. Этот обнародованный компромат фактически подтвердил версию о том, что «дело ОБНОН» разворачивается на фоне негласной борьбы ведомств Артема Хохорина и Фаяза Шабаева.

54147.jpg
«Дело ОБНОН» разворачивалось на фоне негласной борьбы ведомств Артема Хохорина и Фаяза Шабаева (на фото)

Немаловажно, что параллельно следователи возбудили уголовное дело в отношении бывшего главного опера Госнаркоконтроля РТ Юрия Казакулова. Его задержание стало первым серьезным потрясением в войне компроматов для ведомства Шабаева. Расследование этого дела до сих пор покрыто завесой непроницаемой тайны. Так, уголовное дело в отношении Станислава Деткова, «карманного наркодилера» Казакулова, поступило в суд с грифом «совершенно секретно». Такие примеры в судопроизводстве встречаются крайне редко. Судья назначил Деткову наказание в виде 6 лет и 6 месяцев колонии строгого режима. Приговор довольно мягкий, если учесть, что максимальная санкция по инкриминируемой статье — 20 лет лишения свободы.

В настоящее время известно о трех инкриминируемых эпизодах противоправной деятельности Казакулова в части его сотрудничества с Детковым. По версии следствия, дважды из Санкт-Петербурга наркодилеры привозили в столицу Татарстана гашиш, о чем начальник оперативного отдела узнавал от Деткова, но не предпринимал никаких действий, доводя при этом дело до стадии оперативного наблюдения. На третий раз, в августе 2010 года, история повторилась — из Санкт-Петербурга снова привезли 20 кг гашиша. При этом Казакулов знал, что Детков получил 8 кг от общего объема и собирается сбывать наркотическое средство, считает следствие. Никаких мер он не предпринял. И даже когда были задержаны поставщики наркотиков из Северной столицы в Казань, Детков изначально не был привлечен к уголовной ответственности.

IMG_4909 (1).jpg
В настоящее время известно о трех инкриминируемых эпизодах противоправной деятельности Юрия Казакулова

По версии обвинения, за «крышу» наркодилеру приходилось рассчитываться. В частности, следствие полагает, что осенью 2012 года он передал Казакулову взятку в размере 500 тыс. рублей на парковке ТЦ «Новинка» в Ново-Савиновском районе Казани.

В ЧЬИ ВОРОТА СЫГРАЕТ РЕЦЕДИВИСТ КУЧАЕВ?

Любопытно, что расскажет суду Кучаев, когда судебное следствие возобновится. Долгое время он разоблачал сотрудников ОБНОН, но затем резко поменял показания. Это случилось после того, как рецидивист услышал, какой срок наказания просит назначить ему прокурор. «Мы так не договаривались!» — в сердцах прокричал Кучаев.

И уже спустя несколько месяцев, снова появившись на публике, «разоблачитель» рассказал совершенно иную историю: «В апреле 2013 года, после того как я направил жалобу в прокуратуру РТ на действия сотрудников УФСКН, в которой рассказал об их преступных действиях, меня в скором порядке перевели в московское СИЗО №5. Там меня продержали до декабря 2013 года. Меня лишили всех средств к существованию, говоря простым языком, меня душили, прессовали и пытали. Постоянные угрозы, давление и шантаж! В итоге я не выдержал и стал выполнять все требования и указания. Это началось осенью 2013 года. Первое, что от меня требовали, — отказаться от слов о преступной деятельности сотрудников УФСКН. Второе — оговорить сотрудников ОБНОН. Я был сломлен и подавлен и оговаривал сотрудников ОБНОН. Последние полтора года я находился под постоянным тотальным контролем сотрудников УФСКН...»

Но самое главное: Кучаев рассказал, что после того, как его осудили (суд назначил ему наказание в виде 12 лет и 8 месяцев лишения свободы в колонии особого режима), он написал заявление в ФСБ, получил защиту оперативников и адвоката, который теперь представляет его интересы. В своем заявлении в ФСБ он сообщил о том, как и почему он оговорил сотрудников ОБНОН, и раскрыл свое видение «подноготной работы» Госнаркоконтроля.

Интересно, какой же версии будет придерживаться Кучаев в Верховном суде? Ведь дело фактически развалится на глазах, если основной свидетель и ко всему прочему потерпевший повторит вышеизложенную историю.