ТТС ПОБИЛ ФЕДЕРАЛОВ ПО ПРОДАЖАМ

Челнинский «ТрансТехСервис» стал первым региональным холдингом, вошедшим в тройку ведущих автодилеров в стране, — такой неожиданной новостью порадовал журнал «АвтоБизнесРевю». В Топ-10 издания по количественному объему продаж ТТС поднялся на две позиции, продав 20,9 тыс. автомобилей за первое полугодие 2015 года, и таким образом обогнал федеральные сети автосалонов «Автомир» и «Дженсер».

Отметим, что ТТС, конечно, не смог обыграть погрузившийся в кризис авторынок, упав вместе со всеми. Спад продаж у татарстанского автодилера по итогам полугодия близок к среднему показателю по стране — 34% (в среднем по рынку — 36%, по данным ассоциации европейского бизнеса). Многие участники Топ-10 показали лучшую динамику, однако именно первая пятерка дилеров просела основательно. Так, «Автомир» ушел на четвертое место с падением на 52% (продано 16,8 тыс. автомобилей), а «Дженсер» снизил продажи на 45% (16,5 тыс. авто) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидерами по-прежнему остаются московские «Рольф» (-33%, 27,3 тыс. проданных автомобилей) и «Мэйджор» (-28%, 22,3 тыс.). В целом ведущая десятка автодилеров снизила свои совокупные продажи на треть, при этом на тройку лидеров сегодня приходится уже 9% рынка.

Учитывая, что издание представило рейтинг по итогам полугодия, добавим, что к концу сентября динамика продаж на авторынке России несколько улучшилась. По данным АЕБ, за январь-сентябрь в стране было реализовано 1,19 млн. легковых машин и LCV, что в сравнении с прошлым годом составляет спад продаж на 33%. По прогнозу АЕБ, к концу года разрыв с прошлогодним показателем снизится еще на 1%. Также аналитика показывает, что сократились продажи в первую очередь новых автомобилей — в этой категории и продвинулся ТТС. На сегодня доля автомобилей с пробегом в общих продажах по России составляет 20,6%, потеряв за 9 месяцев всего 1%.

Напомним, что в стане автопроизводителей дела сейчас складываются ахово. Так, в конце прошлой недели стало известно, что производство на обеих татарстанских площадках останавливает до следующего года Ford-Sollers: продажи бренда за 9 месяцев упали на 43,1% до 22,5 тыс. автомобилей. Розница LADA за тот же период снизилась на 28,3% до 203 тыс. машин. На фоне потрясений, преследующих поволжских игроков, успех ТТС выглядит особенно ободряюще.

Многие участники Топ-10 показали лучшую динамику, однако именно первая пятерка дилеров просела основательно

«МЫ НЕ КРИЗИС ПРОХОДИМ, А ВХОДИМ В НОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ»

Глава ТТС Вячеслав Зубарев в интервью «БИЗНЕС Online» радость по поводу высокого положения своей компании в федеральном рейтинге выразил весьма сдержанно.

— Нашу позицию в рейтинге несколько омрачает тот факт, что происходит это не на фоне роста, а на фоне падения рынка. Всегда приятнее расти быстрее других, но мы просто упали меньше других. Неплохо, конечно: уже два года мы держались на четвертой-пятой строчках, но третьими не были ни разу, однако падение идет кошмарными темпами везде, и у нас в том числе. Наверное, мы активнее многих компаний занимались повышением эффективности, это помогло, но все равно мы с большим ущербом преодолеваем кризис. Вернее, даже не кризис проходим, а входим в новую экономическую ситуацию, потому что, я считаю, это не кратковременное явление, а долгосрочные обстоятельства.

— Что вы подразумеваете под «повышением эффективности»?

— Честно говоря, это третье место для меня самого было неожиданностью, потому что главной целью на этот год мы ставили именно повышение эффективности — работу над прибыльностью. Мы не гнались за количеством продаж, потому что в новых рыночных реалиях, когда зарабатывать деньги становится гораздо сложнее, главное — это безубыточность компании. А тут я вдруг вижу, что мы стали третьими по количеству проданных машин. Объяснение только одно — нам удалось выстроить относительно эффективную модель. Во-первых, мы тщательно контролировали загрузку мощностей, а во-вторых, правильно подбирали партнеров. Вы же видите, марки автомобилей падают неравномерно.

Вячеслав Зубарев: «Всегда приятнее расти быстрее других, но мы просто упали меньше других»

— Да, марки — это отдельный вопрос. Вы говорите, что не гнались за количеством, но именно по этому показателю обогнали в рейтинге ближайших конкурентов. При этом выручка у вас так и осталась поменьше, чем у них. Видимо, вы выиграли за счет бюджетного сегмента?

— Вы знаете, выручка может отражаться по-разному. Я тоже с удивлением увидел выручку некоторых компаний... Кто-то считает с НДС, кто-то — без. Мы считаем без НДС — по-моему, так все и должны считать. Но основным фактором, наверное, следует считать тот, что у нас средняя стоимость автомобиля пониже. У нас много продаж Renault, Hyundai, KIA, хотя и премиум-сегмент представлен. Курс не на объем продаж, а на безубыточную модель помогает нам избегать кассовых разрывов и, как следствие, позитивно сказывается на количестве. Мы не перегружены долгами в такой степени, как некоторые из наших коллег.

— Кроме разницы в продажах по сегментам аналитики обращают внимание на изменение структуры продаж — плохо продаются новые автомобили. Как изменилась структура продаж у вас?

Доходность с продаж новых автомобилей в этом году балансирует около нуля, где-то они и убыточные, сегодня это не редкость для некоторых брендов. Но на сопутствующих услугах и сервисе какие-то деньги зарабатываются. В рейтинге они, конечно, не отражаются, теоретически лидер продаж может быть убыточной компанией. Это, конечно, долго длиться не может, он быстро покатится вниз, что, собственно, и происходило со многими лидерами. Поэтому третье место — хорошо, но важно, чтобы предприятие при этом не стало убыточным.

«ЕСЛИ БЫ ЗНАЛИ, НАВЕРНОЕ, ВОЗДЕРЖАЛИСЬ БЫ ОТ НЕКОТОРЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»

— Вы могли бы оценить, насколько упали продажи ТТС по 9 месяцам?

— Конкретных цифр не помню, но это около 28 процентов. Однозначно, мы снижаемся существенно меньше, чем рынок (падение рынка по итогам 9 месяцев составило 33%, по данным АЕБ — прим. ред.)

— В 2013 - 2014 годах вы открывали много новых салонов. Сегодня этот шаг оправдывается?

— Мы открыли порядка 20 салонов за два года. Безусловно, если бы знали, как обернется ситуация, от некоторых инвестиций, наверное, воздержались бы. Но ошибки в нашем бизнесе неизбежны, ведь нельзя предугадать, какой бренд как себя поведет. Однако я думаю, что количество наших ошибок в инвестировании значительно меньше, чем удач.

— Каков ваш прогноз на четвертый квартал года — по рынку и по продажам вашей компании?

— Думаю, четвертый квартал будет значительно, раза в два, хуже прошлого четвертого квартала. И на следующий год не жду каких-то улучшений. Что касается нашей компании, надеюсь, мы будем чувствовать себя чуть лучше рынка в целом. Предсказывать поведение рынка невозможно, слишком много факторов, но мы ориентируемся, что если рынок падает на 30 процентов, то мы должны падать на 20 процентов. Эти цифры я привожу только для примера. Для нас сегодня приоритет номер один — безубыточность, и только вторая задача — увеличение рыночной доли. Если какое-то направление дает нам объем продаж, но генерирует убытки, мы его закроем. От новых инвестиций мы не зарекаемся, не в наших правилах говорить «никогда», но если вложения будут, то только точечные, хорошо просчитанные.

Планируете ли корректировать ценовую политику?

— Так не мы ее определяем, все идет от производителя. Что касается нашей компании, то мы, безусловно, будем стремиться к экономным предложениям для наших клиентов, чтобы удержать их. Мы понимаем, что проблемы с деньгами в последнее время обострились, но, повторюсь, наша роль вторична, наценку мы и так свели к минимуму, как, впрочем, и все продавцы автомобилей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции