Топ-10 автодилеров России по объему продаж новых легковых автомобилей опубликовал накануне специализированный журнал «АвтоБизнесРевю». Татарстанский ТТС впервые вышел на третью строчку по числу проданных машин, обогнав сразу двух московских конкурентов. Гендиректор компании Вячеслав Зубарев поделился с «БИЗНЕС Online» секретами успеха на падающем рынке.
ТТС ПОБИЛ ФЕДЕРАЛОВ ПО ПРОДАЖАМ
Челнинский «ТрансТехСервис» стал первым региональным холдингом, вошедшим в тройку ведущих автодилеров в стране, — такой неожиданной новостью порадовал журнал «АвтоБизнесРевю». В Топ-10 издания по количественному объему продаж ТТС поднялся на две позиции, продав 20,9 тыс. автомобилей за первое полугодие 2015 года, и таким образом обогнал федеральные сети автосалонов «Автомир» и «Дженсер».
Отметим, что ТТС, конечно, не смог обыграть погрузившийся в кризис авторынок, упав вместе со всеми. Спад продаж у татарстанского автодилера по итогам полугодия близок к среднему показателю по стране — 34% (в среднем по рынку — 36%, по данным ассоциации европейского бизнеса). Многие участники Топ-10 показали лучшую динамику, однако именно первая пятерка дилеров просела основательно. Так, «Автомир» ушел на четвертое место с падением на 52% (продано 16,8 тыс. автомобилей), а «Дженсер» снизил продажи на 45% (16,5 тыс. авто) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидерами по-прежнему остаются московские «Рольф» (-33%, 27,3 тыс. проданных автомобилей) и «Мэйджор» (-28%, 22,3 тыс.). В целом ведущая десятка автодилеров снизила свои совокупные продажи на треть, при этом на тройку лидеров сегодня приходится уже 9% рынка.
Учитывая, что издание представило рейтинг по итогам полугодия, добавим, что к концу сентября динамика продаж на авторынке России несколько улучшилась. По данным АЕБ, за январь-сентябрь в стране было реализовано 1,19 млн. легковых машин и LCV, что в сравнении с прошлым годом составляет спад продаж на 33%. По прогнозу АЕБ, к концу года разрыв с прошлогодним показателем снизится еще на 1%. Также аналитика показывает, что сократились продажи в первую очередь новых автомобилей — в этой категории и продвинулся ТТС. На сегодня доля автомобилей с пробегом в общих продажах по России составляет 20,6%, потеряв за 9 месяцев всего 1%.
Напомним, что в стане автопроизводителей дела сейчас складываются ахово. Так, в конце прошлой недели стало известно, что производство на обеих татарстанских площадках останавливает до следующего года Ford-Sollers: продажи бренда за 9 месяцев упали на 43,1% до 22,5 тыс. автомобилей. Розница LADA за тот же период снизилась на 28,3% до 203 тыс. машин. На фоне потрясений, преследующих поволжских игроков, успех ТТС выглядит особенно ободряюще.
Многие участники Топ-10 показали лучшую динамику, однако именно первая пятерка дилеров просела основательно |
«МЫ НЕ КРИЗИС ПРОХОДИМ, А ВХОДИМ В НОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ»
Глава ТТС Вячеслав Зубарев в интервью «БИЗНЕС Online» радость по поводу высокого положения своей компании в федеральном рейтинге выразил весьма сдержанно.
— Нашу позицию в рейтинге несколько омрачает тот факт, что происходит это не на фоне роста, а на фоне падения рынка. Всегда приятнее расти быстрее других, но мы просто упали меньше других. Неплохо, конечно: уже два года мы держались на четвертой-пятой строчках, но третьими не были ни разу, однако падение идет кошмарными темпами везде, и у нас в том числе. Наверное, мы активнее многих компаний занимались повышением эффективности, это помогло, но все равно мы с большим ущербом преодолеваем кризис. Вернее, даже не кризис проходим, а входим в новую экономическую ситуацию, потому что, я считаю, это не кратковременное явление, а долгосрочные обстоятельства.
— Что вы подразумеваете под «повышением эффективности»?
— Честно говоря, это третье место для меня самого было неожиданностью, потому что главной целью на этот год мы ставили именно повышение эффективности — работу над прибыльностью. Мы не гнались за количеством продаж, потому что в новых рыночных реалиях, когда зарабатывать деньги становится гораздо сложнее, главное — это безубыточность компании. А тут я вдруг вижу, что мы стали третьими по количеству проданных машин. Объяснение только одно — нам удалось выстроить относительно эффективную модель. Во-первых, мы тщательно контролировали загрузку мощностей, а во-вторых, правильно подбирали партнеров. Вы же видите, марки автомобилей падают неравномерно.
Вячеслав Зубарев: «Всегда приятнее расти быстрее других, но мы просто упали меньше других» |
— Да, марки — это отдельный вопрос. Вы говорите, что не гнались за количеством, но именно по этому показателю обогнали в рейтинге ближайших конкурентов. При этом выручка у вас так и осталась поменьше, чем у них. Видимо, вы выиграли за счет бюджетного сегмента?
— Вы знаете, выручка может отражаться по-разному. Я тоже с удивлением увидел выручку некоторых компаний... Кто-то считает с НДС, кто-то — без. Мы считаем без НДС — по-моему, так все и должны считать. Но основным фактором, наверное, следует считать тот, что у нас средняя стоимость автомобиля пониже. У нас много продаж Renault, Hyundai, KIA, хотя и премиум-сегмент представлен. Курс не на объем продаж, а на безубыточную модель помогает нам избегать кассовых разрывов и, как следствие, позитивно сказывается на количестве. Мы не перегружены долгами в такой степени, как некоторые из наших коллег.
— Кроме разницы в продажах по сегментам аналитики обращают внимание на изменение структуры продаж — плохо продаются новые автомобили. Как изменилась структура продаж у вас?
— Доходность с продаж новых автомобилей в этом году балансирует около нуля, где-то они и убыточные, сегодня это не редкость для некоторых брендов. Но на сопутствующих услугах и сервисе какие-то деньги зарабатываются. В рейтинге они, конечно, не отражаются, теоретически лидер продаж может быть убыточной компанией. Это, конечно, долго длиться не может, он быстро покатится вниз, что, собственно, и происходило со многими лидерами. Поэтому третье место — хорошо, но важно, чтобы предприятие при этом не стало убыточным.
«ЕСЛИ БЫ ЗНАЛИ, НАВЕРНОЕ, ВОЗДЕРЖАЛИСЬ БЫ ОТ НЕКОТОРЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»
— Вы могли бы оценить, насколько упали продажи ТТС по 9 месяцам?
— Конкретных цифр не помню, но это около 28 процентов. Однозначно, мы снижаемся существенно меньше, чем рынок (падение рынка по итогам 9 месяцев составило 33%, по данным АЕБ — прим. ред.)
— В 2013 - 2014 годах вы открывали много новых салонов. Сегодня этот шаг оправдывается?
— Мы открыли порядка 20 салонов за два года. Безусловно, если бы знали, как обернется ситуация, от некоторых инвестиций, наверное, воздержались бы. Но ошибки в нашем бизнесе неизбежны, ведь нельзя предугадать, какой бренд как себя поведет. Однако я думаю, что количество наших ошибок в инвестировании значительно меньше, чем удач.
— Каков ваш прогноз на четвертый квартал года — по рынку и по продажам вашей компании?
— Думаю, четвертый квартал будет значительно, раза в два, хуже прошлого четвертого квартала. И на следующий год не жду каких-то улучшений. Что касается нашей компании, надеюсь, мы будем чувствовать себя чуть лучше рынка в целом. Предсказывать поведение рынка невозможно, слишком много факторов, но мы ориентируемся, что если рынок падает на 30 процентов, то мы должны падать на 20 процентов. Эти цифры я привожу только для примера. Для нас сегодня приоритет номер один — безубыточность, и только вторая задача — увеличение рыночной доли. Если какое-то направление дает нам объем продаж, но генерирует убытки, мы его закроем. От новых инвестиций мы не зарекаемся, не в наших правилах говорить «никогда», но если вложения будут, то только точечные, хорошо просчитанные.
— Планируете ли корректировать ценовую политику?
— Так не мы ее определяем, все идет от производителя. Что касается нашей компании, то мы, безусловно, будем стремиться к экономным предложениям для наших клиентов, чтобы удержать их. Мы понимаем, что проблемы с деньгами в последнее время обострились, но, повторюсь, наша роль вторична, наценку мы и так свели к минимуму, как, впрочем, и все продавцы автомобилей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.