Сегодня на севере Египта потерпел крушение российский самолет, выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Это крупнейшая авиационная катастрофа в истории Египта. На борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, в том числе 17 детей. Пока идет разбор обломков, но вероятность, что кто-то уцелел, крайне мала. Между тем самолеты авиакомпании «Когалымавия», которая судилась с КМПО и возила туристов в Египет из Казани, уже не раз попадали в ЧП. Завтра в стране объявлен траур.
Сегодня в центральной части Синайского полуострова Египта потерпел крушение лайнер Airbus-321 «Когалымавиа», который выполнял рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург |
КАТАСТРОФА НА СЕВЕРЕ СИНАЯ
Сегодня в 10:00 по московскому времени все мировые новостные агентства сообщили о том, что в центральной части Синайского полуострова Египта потерпел крушение гражданский самолет, ведутся поиски места падения (для этого по тревоге была поднята египетская военная авиация). Вскоре выяснилось, что исчезнувший с радаров лайнер Airbus-321 принадлежал российской авиакомпании «Когалымавиа» и выполнял рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург. Он вылетел из Египта в 6:21 по московскому времени и пропал с экранов радаров через 23 минуты (заставляет задуматься то, что информация о крушении была обнародована только спустя три часа). Буквально в 7:14 мск — менее чем через полчаса после взлета — экипаж воздушного судна должен был выйти на связь с диспетчерскими службами Ларнаки (Республика Кипр). Однако этого не произошло.
На борту находились 217 пассажиров (среди них 17 детей) и 7 членов экипажа. Борт должен был приземлиться в Северной столице в 12:10. По данным посольства РФ в Египте, большинство пассажиров были жителями Карелии (позже представители египетских властей сообщили, что на борту также находились трое граждан Украины и один гражданин Беларуси).
Это крупнейшая авиационная катастрофа в истории Египта (предыдущая авиакатастрофа произошла в 2004 году — в Красное море близ побережья Шарм-эль-Шейха упал авиалайнер, следовавший в Париж, все 148 человек на борту погибли). Узнав о случившемся, премьер-министр Египта Шериф Исмаил срочно прервал свою рабочую поездку в Исмаилию. Правительство Египта провело экстренное совещание, на котором сформировало специальную комиссию. Уже известно, что в момент пропажи с экранов радара самолет находился приблизительно в 60 км от города Нахль, расположенного на территории Северного Синая, который является наиболее горячей точкой на карте страны. Агентство ТАСС сообщает, что вооруженные силы Египта совместно с МВД уже около двух лет проводят там антитеррористические операции. На севере полуострова действует режим ЧП и комендантский час. Лайнер исчез с радаров примерно в 50 км от Израиля и 120 км от территории Сектора Газа.
На территории Синайского полуострова действует группировка «Вилайят Синай», которая присягнула на верность запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» в 2014 году. Но представители службы безопасности Египта заявляют: никаких признаков того, что российский самолет был сбит, нет.
«ПЕРЕД МОИМИ ГЛАЗАМИ СЕЙЧАС ТРАГИЧЕСКАЯ СЦЕНА — МНОГИЕ ПОГИБЛИ В КРЕСЛАХ, ПРИСТЕГНУТЫМИ РЕМНЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ...»
Между тем до 11 часов так и не было ясно — разбился лайнер или попросту исчез с радаров из-за технической неисправности. Поэтому мировые СМИ заявляли об «исчезновении с радаров», а не о крушении. Так дипломатично ситуацию прокомментировала и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она сообщила на своей странице Facebook, что сотрудники посольства России в Египте «ведут работу для выяснения ситуации о пропаже с экранов радаров российского самолета».
А ближе к 12:00 по московскому времени информагентства говорили о случившемся уже с конкретикой, ссылаясь на сообщение египетского правительства: «Российский самолет разбился на севере Синайского полуострова, ВВС Египта обнаружили обломки самолета в гористой местности». По предварительным данным, хвостовая часть лайнера загорелась, а носовая врезалась в скалу. На место крушения было отправлено 45 машин скорой помощи для эвакуации раненых и погибших. Спасатели сообщили, что из-под обломков разбившегося российского самолета были слышны голоса. Агентство Rauters сообщило: «Там могут быть выжившие». К слову, по статистике службы ACRO, фиксирующей все авиакатастрофы, с 1940 по 2008 год в результате крушения 15 463 самолетов погибли 118 934 человека. Мировой опыт авиакатастроф огромный, но при этом 157 человек остались живы, даже упав с высоты в 10 километров. Существуют даже рекомендации, что нужно делать, чтобы увеличить шанс на выживание, если вы падаете с высоты без парашюта.
Позже стало известно, что спасатели нашли тела более 100 пассажиров (среди них пять детей), а самолет развалился на две части. Ближе к 14:00 по московскому времени были найдены черные ящики. Через час египетские власти сообщили, что в результате крушения никто не выжил. «Перед моими глазами сейчас трагическая сцена. Многие погибли в креслах, пристегнутыми ремнями безопасности», — приводит слова представителя службы безопасности Египта, сообщившего печальную новость, агентство Reuters.
С каждой минутой выяснялись все новые детали трагедии. Так, местные информагентства сообщили, что российский самолет успел покинуть египетское воздушное пространство и пропал с экранов радаров в районе кипрской Ларнаки. Незадолго до исчезновения с радаров российский самолет запрашивал посадку в ближайшем аэропорту. Как сообщили источники в каирском международном аэропорту, лайнер находился на высоте более 9 тыс. м, когда командир корабля связался с диспетчерами и запросил посадку в связи с поломкой радиостанции. После этого связь пропала.
Глава египетской компаний по аэропортам Адель Махгуб заявил, что перед вылетом из Шарм-эль-Шейха разбившийся самолет прошел необходимую техническую проверку и какие-либо неисправности выявлены не были.
«Был произведен технической осмотр самолета, подтверждена его летная годность», — подчеркнул он. По словам Махгуба, в Шарм-эль-Шейх была направлена группа технических специалистов, которые должны собрать всю информацию о лайнере во время его стоянки в аэропорту, в том числе записи с камер видеонаблюдения по его подготовке к вылету, заправке топливом и так далее.
Очевидцы падения российского лайнера в горах рассказывают, что двигатель самолета горел перед тем, как он упал. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на новостной портал «Аль-Масри аль-Яум». «Видели горящий лайнер, предположительно, горел двигатель», — говорят местные жители. По их словам, территория, на которой оказались разбросаны обломки самолета и тела погибших, «занимает большое пространство в горной местности».
СМИ также пишут, что экипаж разбившегося лайнера несколько раз за неделю жаловался на проблемы с двигателем. Этот борт до трагедии несколько раз в течение недели обращался в техническую службу в связи с отказом при запуске двигателя.
«ПАССАЖИРЫ РЕАЛЬНО МОЛИЛИСЬ И КРИЧАЛИ — ВЕРОЯТНО, УПАЛ ИМЕННО ТОТ САМОЛЕТ, НА КОТОРОМ МЫ ЛЕТЕЛИ...»
Авиакомпания «Когалымавиа», в которой после авиакатастрофы будет проведена внеплановая проверка, была основана 17 мая 1993 года. Было выбрано несколько областей развития: чартерные и регулярные авиаперевозки, вертолетные работы, необходимые для нефтегазовой отрасли. Первые полеты авиакомпания осуществляла из Когалыма и Сургута в Санкт-Петербург, Москву, Волгоград, Сочи, Ростов-на-Дону, Уфу, Минеральные Воды и Краснодар. 1 мая 2012 года компания Kolavia произвела ребрендинг и получила новое название — Metrojet.
После изменений авиаперевозчик Metrojet стал выполнять рейсы по новым направлениям в популярные среди российских туристов страны: Египет, Турцию, Испанию, появился рейс в Баку. Самолеты компании летают в самые известные курортные города мира: Шарм-эль-Шейх, Барселону, Анталию, Ибицу, Бодрум, Хургаду, Даламан, Пальма де Майорку, Родос, Тревизо, Тиват, Варну, Ираклион, Бургас. «Когалымавиа» выполняла полеты в Шарм-эль-Шейх в том числе из международного аэропорта «Казань».
Потерпевший катастрофу самолет А320 совершил свой первый полет 18,5 лет назад. Об этом свидетельствуют данные интернет-портала Airfleets.net.
По данным портала, первый полет лайнера датирован 9 мая 1997 года. До «Когалымавиа» борт с серийным номером 663 принадлежал ливанской авиакомпании MEA, турецкой Onur Air и саудовской Saudi Arabian Airlines. Самолет вошел в парк «Когалымавиа» в апреле 2012 года с регистрационным кодом EI-ETJ.
Командир разбившегося лайнера Валерий Немов имел большой опыт полетов (он налетал более 12 тыс. часов, из них более 3 тыс. часов — на аналогичном разбившемуся типе воздушного судна), равно как и второй пилот. Весь экипаж судна был профессионально подготовлен. Об этом в эфире телеканала LifeNews сообщил представитель компании «Когалымавиа».
«Хороший у него опыт, давно летает, опытный командир. Сергей Трухачев — тоже опытный второй пилот, мы его рассматривали как кандидата на командира корабля. Могу сказать, что экипаж и бригада бортпроводников была полностью профессиональная и подготовленная», — сообщил представитель авиаперевозчика.
Тем временем в соцсетях активно обсуждают авиакомпанию «Когалымавиа» и техническое состояние самолетов, которые перевозят российских туристов в Египет. На форуме авиакомпании пишут: «Пересмотрела взгляды на жизнь. Мы зимой летали Metrojet («Когалымавиа» — прим. ред.) в Египет. И туда и обратно были очень тяжелые взлеты и посадки, на взлете один раз раздался очень громкий треск (вместе с запахом гари), который продолжался весь полет, стюарды-мальчики не показывали волнения, но сидели необычно напряженно и молча. При посадке и туда и обратно самолеты непривычно трясло, пассажиры реально молились и кричали. Вероятно, упал именно тот самолет, которым мы летели. Это ужасно! Да, и в одном из самолетов Metrojet один из иллюминаторов был заклеен скотчем».
Перед тем как самолет перестал передавать данные о параметрах полета, скорость лайнера резко упала с 748 км/ч до 172 км/ч. Об этом свидетельствую данные интернет-портала Flightradar24.com, с помощью которого можно в режиме реального времени следить за передвижением воздушных судов. По данным интернет-сервиса, самолет, следовавший рейсом 7K 9268 из аэропорта Шарм-эль-Шейха в аэропорт Пулково, взлетел в 03:51 по всемирному координированному времени UTC (6:51 мск). К 04:11 UTC (7:11 мск) самолет набрал высоту 33 тыс. 500 футов (10 210 метров) и скорость 404 узла (748 км/час). В 04:13 UTC (7:13 мск) скорость самолета неожиданно упала до 184 узлов (341 км/ч), а затем до 93 узлов (172 км/час), а высота — до 28 тыс. 375 футов (8 649 метров). На этом трек полета заканчивается — по всей вероятности, транспондер перестал передавать данные о параметрах полета.
На графике показана скорость движения самолета с момента взлета из аэропорта Шарм-эль-Шейха. Фиолетовая кривая указывает, как лайнер начинает стремительно терять высоту и скорость |
Это не первое ЧП с суднами «Когалымавиа». 24 января 2010 года в аэропорту Мешхед была произведена грубая посадка Ту-154М с подломом стоек шасси и отрывом хвостового оперения без человеческих жертв. Посадка производилась при погоде ниже минимума, первоначально борт планировал уйти на запасной аэродром Исфахан из-за погоды, но в связи с сильным недомоганием одного из пассажиров было принято решение о посадке. Около 40 человек тогда получили ранения. А 1 января 2011 года самолет Ту-154, выполняя рейс Сургут — Москва, сгорел в аэропорту Сургута. В процессе руления на взлетно-посадочной полосе в хвосте самолета произошло возгорание, что привело к возгоранию всего фюзеляжа и взрыву одного из топливных баков. Несмотря на своевременно проведенную эвакуацию, три человека погибли, около 40 получили травмы различной степени тяжести. Самолет сгорел в течение 10 минут.
Любопытно, что в 2010 году казанский завод КМПО вынужден был дойти до суда, чтобы вернуть деньги за аренду двигателей, которые использовала авиакомпания. Речь шла об аренде трех двигателей марки НK-8-2У, два из которых были произведены компанией ООО «РусАвиаКом», а один — КМПО. Двигатели этой марки используются в самолетах Ту-154. Авиакомпания «Когалымавиа» арендовала двигатели, принадлежащие КМПО, в течение года. Однако деньги по договору аренды выплатила далеко не все, причем частично — уже после подачи в суд искового заявления. Изначально долг авиакомпании перед КМПО оценивался в 3 млн. рублей, а после частичной выплаты уменьшился до 2 млн. рублей. Изучив материалы дела, судья полностью удовлетворил исковые требования КМПО.
Заказчиком сегодняшнего трагического рейса являлся российский туроператор «Бриско». Об этом в эфире телеканала «Россия 24» сообщила пресс-секретарь российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. «Заказчиком туристических рейсов «Когалымавиа» является туроператор «Бриско», и он обеспечивает основную загрузку этих рейсов. Мы уже выяснили, что на этом рейсе не было других туроператоров, во всяком случае, крупных, которые предлагают Египет. Значит, это в основном туристы «Бриско», — сообщила Тюрина.
Президент России объявил 1 ноября днем траура по погибшим в авиакатастрофе в Синае |
ДЕНЬ ТРАУРА И ЗАПРЕТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ «ПОСУДИН» СТАРШЕ 15 ЛЕТ
Завтрашний день, 1 ноября, в России объявлен днем траура. Президент уже выразил «самые глубокие соболезнования родственникам погибших». Владимир Путин поручил главе правительства Дмитрию Медведеву сформировать госкомиссию в связи с катастрофой в Египте. Министру транспорта Максиму Соколову Медведев, в свою очередь, поручил немедленно вылететь в Каир (кстати, по словам Соколова, лайнер имел все разрешения и сертификацию на полет), а руководителю МЧС Владимиру Пучкову — направить в Египет по согласованию с египетской стороной воздушные суда министерства для работы на месте катастрофы. Вслед за реакцией Путина следственный комитет России возбудил уголовное дело о «нарушении правил безопасности полетов». Сегодня российские следователи вылетают в Египет для участия в расследовании авиакатастрофы. Об этом сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. Генпрокуратура России также организовала проверку в связи с крушением самолета.
Вскоре последовала и первая реакция законодателей. Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев предложил запретить в России эксплуатацию самолетов старше 15 лет. «Соответствующий проект закона уже давно разработан, и после окончательных консультаций я готов внести его на рассмотрение палаты», — заявил он.
По словам депутата, «актуальность запрета на использование в России самолетов старше 15 лет снова возросла». «Сегодня средний возраст эксплуатирующихся в стране гражданских лайнеров составляет 21 год. На внутренних авиалиниях США, например, аналогичный показатель — 13 лет», — сказал Гутенев, отметив, что Россия имеет один из худших в мире рейтингов по безопасности полетов с общим уровнем происшествий почти в три раза выше среднего в мире. «Одна из причин — это то, что при старении отечественного авиапарка рынок заполняется самолетами иностранного производства, причем в целях экономии российские авиакомпании закупают или берут в лизинг авиалайнеры со значительными сроками эксплуатации», — добавил политик.
А лидер КПРФ Геннадий Зюганов не исключил возможности проведения парламентского расследования причин крушения лайнера. «С одной стороны, надо обязательно провести парламентское расследование. С другой стороны, надо принимать меры более широкого характера», — сказал он.
Государственный секретарь США Джон Керри выразил соболезнования России, находясь в Бишкеке. «Сегодня мы узнали о гибели российского самолета, который летел из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, — сказал он. — Детали авиакатастрофы пока неизвестны, но первоначальная информация говорит о том, что это большая трагедия для всех». Соболезнования также выразили президент Франции Франсуа Олланд, президенты Болгарии, Латвии и Азербайджана. А президент Беларуси Александр Лукашенко выразил соболезнования лично, позвонив Путину.
Джон Керри: «Детали авиакатастрофы пока неизвестны, но первоначальная информация говорит о том, что это большая трагедия для всех» |
Соболезнования семьям погибших также выразили футбольные клубы «Рубин», «ЦСКА» и «Локомотив». «Соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе в Египте. Большое горе», — говорится в сообщении, опубликованном в официальном аккаунте «Рубина» в Twitter. А игроки футбольного клуба «Зенит» в связи с крушением авиалайнера в Египте решили сегодня выйти на матч 14-го тура премьер-лиги в траурных повязках. «Сегодняшний матч на «Петровском» команда проведет в траурных повязках. Встреча начнется с минуты молчания», — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте клуба.
В обед также стало известно, что заместитель главы Пскова Александр Копылов и его супруга (она работала начальником отдела кадров в псковской гордуме) находились на борту разбившегося самолета. Об этом сообщил глава города Иван Цецерский.
«ВЕРСИЮ ТЕРАКТА Я БЫ ПОСТАВИЛ НА ПЕРВОЕ МЕСТО...»
Магомед Закаржаев — советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие»:
— Техническая служба аэропорта в данном случае работает по запросу экипажа, то есть оказывает помощь. А насколько я слышал, техническое обслуживание этого самолета осуществлялось техслужбой самой авиакомпании. То есть аэропорт только помогает, предоставляя какую-то технику, не более того.
Ну кто сейчас может сказать, что это были за проблемы и насколько они серьезны? Бывает масса причин, когда двигатель отказывает. И это может произойти от простейших причин, скажем, отошел/оторвался провод, заканчивая серьезными причинами, связанными с топливной аппаратурой или неполадками с компьютером, который руководит двигателем. Тут можно только гадать на кофейной гуще.
Окончательно решение о вылете всегда принимает командир экипажа. Он может отказаться от вылета, но для этого у него должны быть веские основания. Что касается неисправности, на каждом борту есть так называемый MEL (Minimum Equipment List — прим.ред.) — это перечень неисправностей, при которых разрешается осуществлять полет до базы либо до очередной формы. И перечень этих неисправностей расписан до мелочей, причем даже в сочетании. То есть когда у самолета несколько неисправностей. Так что командир руководствуется MEL при наличии каких-то неисправностей. Если нет в списке разрешенных для полета неисправностей, то они не имеют права вылетать.
Пора бы уже понять, что такого понятия, как старый самолет, нет. Пора уже забыть понятие «старый» и «новый». Судьба агрегатов меняются в течение эксплуатации самого самолета, в том числе и двигатели. Много расходных материалов, агрегатов, у которых ресурс меньше, чем ресурс самолета. То есть при налете определенных часов они проходят капремонт, замену и так далее.
К сожалению, я мало что знаю об авиакомпании «Когалымавиа». Знаю, что она есть, где она базировалась. Знаю, что это региональная авиакомпания, как авиакомпания «Татарстан» когда-то. И показатели у нее были примерно как показатели у «Татарстана» в лучшие годы.
Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:
— Насколько я понял по появившейся информации, речь шла не об этом самолете и не об этом двигателе, а в целом, что у этой авиакомпании была такая проблема. Здесь ничего удивительного нет, и даже если так, если у этого самолета была какая-то проблема с двигателем и даже если представить, что он отказал в воздухе, не должно было быть катастрофы, это не катастрофическая ситуация. Это инцидент, и у других компаний такое бывало, и, как правило, все долетают без особых проблем или садятся в ближайшем аэропорту. Отказ одновременно двух двигателей — такое бывает крайне редко, и, скорее всего, это исключено.
Конечно, окончательное решение о вылете принимает всегда командир экипажа. На основе анализа ситуации метеорологической, технического состояния самолета и так далее. Решение за командиром. И, я думаю, если бы уровень безопасности был не надлежащим, он бы не стал принимать решение о вылете.
Airbus-321 — надежный, хороший самолет, довольно хороший в коммерческом отношении, так как у него оптимальная вместимость, особенно для частных рейсов. А что касается «старого» самолета, такого понятия в авиации не существует. Есть исправный или неисправный, то есть он технически пригодный. А какого он года выпуска, абсолютно не имеет никакого значения. Самолеты, как правило, обслуживаются в технических центрах, которые просчитывают сертификацию у производителя и у контролирующих авиационных служб той страны, в которой они проходят обслуживание.
Что касается версии падения, то понятно, что первой кажется техническое состояние самолета. Версия, что его сбили зениткой, маловероятна, хотя ничего исключать нельзя. Но учитывая нашу операцию в Сирии, вполне возможно, что это теракт, который связан с ИГИЛ. Я эту версию не исключаю, более того я больше склоняюсь именно к ней. Тем более организовать, соорудить взрывчатый механизм в багажном отделении с помощью грузчиков, работающих в египетских аэропортах, не так сложно. Поэтому я бы поставил эту версию на первое место.
P.S. Пока материал готовился к публикации, мировые информационные агентства передали, что ответственность за крушение Airbus-321 взяла на себя группа, связанная с запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ. Официальные органы пока никак не прокомментировали это заявление.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 102
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.