К 4 годам лишения свободы в колонии общего режима приговорил суд Викторию Ларину (справа) — хозяйку микроавтобуса, на котором разбилась детская сборная РТ по карате

СУД В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ

Сегодня буквально за три часа было рассмотрено резонансное уголовное дело в отношении предпринимательницы Виктории Лариной — собственницы микроавтобуса, на котором детская сборная Татарстана по карате в мае разбилась в Нижегородской области. В результате аварии, напомним, погибли три человека. Это 12-летняя Эльвина Фаттахова, которая с детства занималась спортом, тренер и председатель федерации карате Татарстана Искандер Шагин и второй водитель Алексей Платонов. Еще 16 пострадавших были госпитализированы с тяжелыми травмами.

Некоторые подробности резонансного ДТП ранее «БИЗНЕС Online» раскрыл старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. По версии следствия, микроавтобус Mercedes ИП Ларина, занимающаяся пассажирскими перевозками на протяжении 6 лет, приобрела в марте 2014 года за 2,5 млн. рублей. То есть автомобиль на момент ДТП эксплуатировался всего лишь год. В мае 2015 года Ларина договорилась с президентом федерации карате РТ отвезти спортсменов на соревнования в Санкт-Петербург. Документально договор, по данным следствия, закреплен не был — Ларина договорилась с Шагиным устно на 70 тыс. рублей. Двум водителям автобуса предпринимательница заплатила по 7 тыс. рублей за перевозку тренеров, детей и их родителей в Северную столицу. Автобус выехал с территории ДЮСШ «Ак Буре» в Казани 20 мая после 20:30. Около 4 часов утра 21 мая водитель Эдуард Гатиятов, по версии следствия, на трассе М-7 «Волга» нарушил ПДД: был невнимательным к дорожной обстановке и другим участникам движения. Во время поездки он уснул — есть видео, как автобус вылетел на встречку, где столкнулся с грузовиком МАN.

Расследование пришло к следующим выводам: Ларина действовала с «прямым умыслом» и «корыстной целью вопреки нормам правил безопасности». По версии следствия, она должна была предвидеть трагические последствия. При этом обвиняемая, по мнению правоохранительных органов, не провела предрейсовые инструктажи с водителями, не обеспечила их медосвидетельствование и техосмотр автобуса. Кроме того, женщина не обеспечила наличие в автобусе детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.

Расследование пришло к следующим выводам: Ларина действовала с «прямым умыслом» и «корыстной целью вопреки нормам правил безопасности»

Назначенное на сегодня предварительное заседание по делу сразу же закончилось вынесением приговора. Молниеносность процесса объясняется тем, что еще в ходе предварительного следствия обвиняемая заявила ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. Это значит, что Ларина полностью призналась в совершении преступления, которое следователи квалифицировали по ч. 3 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

«СУДЯ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ, ЭТО ПРЯМО АНГЕЛ!»

В зал суда пришли 15 потерпевших, многие из них не могли сдержать слез, пока прокурор зачитывала обвинительное заключение. Каждый из них заявил во время процесса, что не возражает против рассмотрения дела в особом порядке. Не возражала против этого и представитель гособвинения Динара Зареева. Были озвучены положительные характеристики подсудимой от ее партнеров по бизнесу, а также соседей по месту жительства. Адвокат подсудимой попыталась приобщить к материалам дела действующие кредитные договоры, в том числе на разбившийся микроавтобус Mercedes Benz. С помощью этих документов защита, очевидно, намеревалась показать финансовое состояние Лариной, к которой четверо потерпевших предъявили иски о компенсации морального и материального вреда. Все потерпевшие вскочили с мест и заявили суду, что они против приобщения данных договоров. «Даже в данный момент ее интересуют только деньги!» — возмутилась одна из участниц процесса. Суд не стал приобщать кредитные договоры к материалам дела.

Когда суд перешел к прениям, гособвинитель попросила для Лариной 4 года в колонии общего режима. Потерпевшие в большинстве предпочли воздержаться от комментариев и согласились с мнением прокуратуры. В прениях высказаться предпочла Гульшат Фаттахова — мама 12-летней Эльвины Фаттаховой, погибшей в результате ДТП. «Я мама погибшей девочки. Как же такой добросовестный, судя по характеристикам, человек мог допустить водителя с улицы? Наказать в жесткой мере!» — дрогнувшим голосом со слезами на глазах потребовала Фаттахова.

Потерпевшая Ландыш Фатыхова согласилась с обвинением. «Единственное, я не могу понять, как преступление, которое повлекло смерть людей, маленькой девочки, может наказываться лишением свободы всего лишь на 4 года?!» — спросила женщина. «Поэтому у вас спрашивают ваше мнение», — ответил ей судья Муртазин. «Причиненный вред здоровью всех детей, которые были в автобусе, огромный. И это знаем только мы!» — сказала Фатыхова, которую поддержал потерпевший Ринат Миннивалеев, заявив, что «срок очень маленкий».

«Судя по характеристикам, это прямо ангел! — негодовал потерпевший Вячеслав Краснов, который вместе с внуком в момент ДТП находился в автобусе. — То есть нарушений никаких не было. Это отразилось только на нашей поездке, получается? Это что, какая-то провокация, или что? Я думаю, что она заслуживает более серьезного наказания, чтобы это было впредь уроком для остальных предпринимателей и гонцов за наживой. Мне хочется, самое главное — чтобы не повторилась наша трагедия с другими детьми. Я хочу, чтобы наказание было показательным и более строгим».

Адвокат Лариной Аида Газиева попросила суд обратить внимание на то, что к аварии привели все-таки действия водителя Эдуарда Гатиятова, уснувшего за рулем. «Речь идет не о перекладывании ответственности, а о причинно-следственной связи. Каким образом можно было подстраховать эту ситуацию? Мы думали, и такого решения, на самом деле, нет. Я полагаю, здесь сработал элементарный человеческий фактор», — заявила адвокат. В качестве наказания для подзащитной Газиева попросила суд назначить условное наказание, что спровоцировало волну негодования среди потерпевших. «Офиге-еть!» — вырвалось у одной из женщин.

Когда суд перешел к репликам, Краснов озвучил версию о том, что уснувший за рулем водитель автобуса не был профессиональным шофером. «Водитель второй не был профессионалом, со стройки его взяли. И ночь, насколько знаю, он до поездки не спал, сутки на стройке работал», — заявил потерпевший. «Вину она свою полностью признала, но в глазах сожаления я не вижу! На водителя перекинули всю вину, а кто нанял этого водителя, которого она никогда не видела и не знала? Есть еще божий суд!» — заявила одна из потерпевших...

Адвокат Лариной Аида Газиева попросила суд обратить внимание на то, что к аварии привели все-таки действия водителя Эдуарда Гатиятова, уснувшего за рулем

Выступая с последним словом, Ларина заявила, что ей очень тяжело осознавать последствия трагедии, и что с момента аварии она ни на минуту не забывала о пострадавших, а также полностью признает свою вину. Она рассказала, что, работая организатором перевозок, всегда старалась, чтобы автобус был снабжен всем необходимым. Подсудимая заявила, что обслуживала различные городские и республиканские мероприятия, в том числе Универсиаду. Ларина также сообщила, что автобус был взят в кредит, где поручителем выступила ее дочь, и теперь на ней огромный долг перед банком. «В мои годы очутиться в подобной ситуации — огромная трагедия, которая останется со мной до конца жизни. Еще раз прошу прощения у всех пострадавших», — заявила подсудимая и попросила суд с учетом всех обстоятельств назначить ей наказание, не связанное с лишением свободы. По реакции потерпевших было понятно, что они не верят в раскаяние подсудимой.

Выйдя из совещательной комнаты, судья огласил приговор, который полностью совпал с требованиями прокуратуры. Суд приговорил Ларину к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима.

«...С УЧЕТОМ ДВУХ ТРЕТЕЙ ОТ ДВУХ ТРЕТЕЙ»

После оглашения приговора у некоторых потерпевших случилась истерика. «Она не раскаивается!», «Только глазами просверлила нас и все!» — доносились отчаянные выкрики из толпы.

«Почему-то представителей уполномоченного по правам детей Астахова не было?! Почему?! Говорят, резонансное дело. А где они? Они вообще нас в курс дела не вводили, не спрашивали, что с нашими детьми...» — говорил, общаясь с журналистами, Краснов.

Потерпевшие также заявили, что недовольны приговором и ничего не знали о том, как рассматриваются дела в особом порядке, мол, следователи им ничего не разъяснили. Теперь потерпевшие намерены нанять адвоката и обжаловать решение районного суда в вышестоящей инстанции.

В аварии погибли три человека: 12-летняя Эльвина Фаттахова, тренер и председатель федерации карате РТ Искандер Шагин и второй водитель Алексей Платонов. 16 пострадавших были госпитализированы с тяжелыми травмами

Помощник прокурора Советского района Зареева, на которую также обрушился гнев потерпевших, объяснила журналистам, почему прокуратура потребовала для Лариной 4 года.

«Приговор назначался с учетом требований уголовно-процессуального законодательства. В силу того, что данное уголовное дело рассматривалось в особом порядке, а также имелись смягчающие вину обстоятельства, назначалось наказание с учетом двух третей от двух третей. Так как по данной статье предусмотрена ответственность до 10 лет лишения свободы, с учетом этого требования общий размер наказания не мог превышать 4,5 лет лишения свободы», — объяснила Зареева.

Самое интерсное, что о возбуждении уголовного дела в отношении самого уснувшего за рулем водителя Гатиятова пока ничего неизвестно. По делу в отношении Лариной он проходит в качестве свидетеля. Напомним, что ранее по решению Кстовского городского суда водитель был помещен под арест.