Разговор казанского архипастыря с журналистами начался с внешней политики

«ОТКРЫВАЕТСЯ НОВАЯ ЭРА МУЧЕНИЧЕСТВА ХРИСТИАН В СИРИИ»

Разговор казанского архипастыря с журналистами начался с внешней политики, которой сегодня до отказа наполнен любой выпуск новостей. И хотя владыка Феофан (Ашурков) сразу оговорился, что не любит политическим тем, он сам начал этот диалог — с упоминания того, что утром посетил генеральное консульство Турции «вместе с представителями ислама, чтобы выразить соболезнования по поводу злодеяния последних дней — теракта в Анкаре» (два взрыва, прогремевшие в турецкой столице 10 октября и унесшие жизни, по предварительным подсчетам, 97 человек — прим ред.).

Одиноко усевшись за столом спикеров и поставив тяжелый митрополичий посох в угол, Феофан в первые же минуты сформулировал, почему ему так важно общаться со СМИ: это не просто «часть пастырского служения», но и взаимодействие с теми, кто «формирует общественное мнение». А это сейчас очень важно для русской православной церкви.

«Перед человечеством стоит вызов: или катастрофа, или же разума хватит, чтобы пойти по пути объединения и консолидации для борьбы со злом, — заявил митрополит. — И в этом плане на представителях религиозных кругов, на руководителях лежит большая ответственность. Но без вас нам трудно», — сделал широкий жест владыка в сторону зала, ощетинившегося диктофонами и видеокамерами.

После такого заявления было бы логичным спросить мнение главы казанской епархии о сирийских военных событиях, что корреспондент «БИЗНЕС Online» и сделал. Тем более что в 1999 - 2000 годах нынешний митрополит Казанский и Татарстанский состоял представителем МП в Сирии — при патриархе Антиохийском и всего Востока. Но Феофан не стал предаваться воспоминаниям.

«Этот вопрос лучше всего адресовать Владимиру Путину и другим политикам, — рассудил он. — В любом случае то, что там сейчас происходит, недопустимо. Когда открывается новая эра мученичества христиан в Сирии, когда христиане становятся вне закона, когда их убивают...»

В отношении боевиков террористической группировки «Исламского государства» (организация запрещена в ряде государств, в том числе в России) владыка был более категоричен. «Я не назову их даже носителями ислама, — высказал свое мнение Феофан. Для меня непонятна эта конгломерация — ИГИЛ. Ведь убивают не только христиан, но и мусульман. Ясно одно, что такому движению, которое идет к своей цели через кровь, слезы и разрушения, в первую очередь разрушение человеческой жизни (я не говорю уже о культурных ценностях), нет места в планетарном масштабе».

Появление самолетов российских ВКС митрополит охарактеризовал уже знакомой фразой, которая последнее время часто мелькает в высказываниях политологов: врага надо бить на дальних подступах. «Иначе в нашем общем доме будет происходить то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке. Вот этого нам не надо. А если люди, зараженные смертоносной бациллой, придут сюда, хорошего будет мало», — заключил Феофан.

«Верно ли, что Запад служит Сатане, как говорят некоторые священники?» — спросили из зала.

«У нас 2,5 миллиона абортов в России ежегодно. А мы кому служим?» — эмоционально отреагировал Феофан. И благосклонно вспомнил про канцлера Германии Ангелу Меркель за то, что она «сказала хорошую фразу, когда пошла шумиха с беженцами: для того, чтобы не исламизироваться, надо возвращаться в христианство».

Из далекого от европейских столиц казанского пресс-центра митрополит Феофан обратился к странам Старого Света: «Возвращайтесь в христианство». По его мнению, Европа и США давно взяли курс «на дехристианизацию и секуляризацию». «Это кризис цивилизационный, — определил владыка. — Мы сейчас видим, как расплачивается Запад за разгул демократии в восточных странах. Фундамент там взорвали, а построить новый не смогли. Это складывалось веками, тысячами жизней. Но, с другой стороны, религиозное самосознание растет. Человечеству в целом надо опомниться».

«САМ ПОКРЕЩУ И РАСКРЕЩУ ТОГО, КТО НЕ ПОКРЕСТИЛ»

Богатой церкви не может быть в бедной стране — считается, что приблизительно такой точки зрения, распространенной среди критиков РПЦ, придерживается и один из столпов официального православия митрополит Феофан. По крайней мере, он известен своими призывами к скромности и воздержанию, обращенными не в последнюю очередь к собственным подчиненным — церковному клиру. Известно, что вскоре после своего назначения главой казанской епархии владыка провел собрание духовенства, на котором укорил священников за то, что они ездят на слишком дорогих иномарках.

— Удалось пересадить казанских пастырей на более скромные автомобили? — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online» у митрополита.

— Удалось, — улыбнулся Феофан. — Удается...

— На какие марки, если не секрет?

— Это вы у них спросите, — пожал плечами владыка. — Я же не тайная полиция. Но в крайнем случае уже хотя бы не демонстрируют... Хотя особенно машину не скроешь — все равно на ней куда-нибудь поедешь. Но я еще договорюсь с Миннихановым-старшим (начальник управления ГИБДД МВД РТ прим. ред.) о том, чтобы мне списки давал, у кого какие автомобили. Шучу, конечно, а то вы сразу напишете...

Не приветствует Феофан и то, что большинство таинств православной церкви, как и главное из них — крещение, осуществляется исключительно за деньги. «Если кто-то придет в церковь и скажет: мне нечем заплатить, но я хочу покрестить ребенка, или захочет покреститься взрослый, а ему откажут по причине его безденежья — обращайтесь прямо ко мне, — предложил митрополит. — Я во-первых, сам покрещу, а во-вторых, раскрещу того, кто не покрестил».

Впрочем, как оговаривается владыка, церковь не может существовать в сказочном, лишенном денег пространстве. Она все равно вступает с государством и людьми в определенные финансовые отношения. «Вот живет священник, у него семья, храм, — рассуждает архипастырь. — Никто нам не дает свет и тепло бесплатно, и даже полы никто бесплатно не придет и не помоет. Поэтому существует такое понятие, как пожертвование...»

«МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ МЕНЯ ВРАГОМ»

Несмотря на свою кажущуюся суровость, митрополит Феофан так и не произвел в Казани кадровой чистки, которой от него многие ждали (одни со страхом, другие со злорадством). На пресс-конференции архипастырь так и заявил: «Кадры не ушли. Кадренки, может быть...» Уточнять имена «кадренков» владыка не стал, но известно, что в Ульяновск вместе с предыдущим митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием, получившим после своей отставки симбирскую кафедру, переехали четверо служителей РПЦ из столицы РТ. Самый известный среди них — личный секретарь Анастасия, иеромонах Филарет Кузьмин, бывший настоятель храма Кирилла Казанского.

Какое-то время, правда, по Казани гуляли слухи, что отставку вот-вот может получить настоятель Раифского Богородицкого монастыря архимандрит Всеволод, также известный своей близостью к Анастасию. Но Феофан в резкой и ироничной форме отмахнулся от этих «сплетен» и даже процитировал на пресс-конференции Высоцкого: «Ходят слухи тут и там, а беззубые старухи их разносят по умам...»

«Все когда-то куда-то уйдем, — рассудил митрополит. — В вечность. Но пока отец Всеволод живет и здравствует — пусть трудится».

Как бы между прочим Феофан упомянул и о том, что поддерживает отношения с нынешним митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием. «Немного опоздал сюда, потому что разговаривал по телефону с Анастасием, поздравлял его с днем ангела, давал рекомендации по Симбирской епархии, — признался владыка. — Он не может быть для меня врагом. Ну меняют митрополитов, что в этом удивительного?»

IMG_9195.jpg
Феофан упомянул и о том, что поддерживает отношения с нынешним митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием

«НАДО ВОССОЗДАТЬ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ И КАЗАНСКУЮ ДУХОВНУЮ АКАДЕМИЮ»

Намерения осуществить в Татарстане постепенную реституцию церковного имущества митрополит Феофан не скрывает.

«Я дал задание провести ревизию всего имущества, которое было у православной церкви в Казани, — заявил он на пресс-конференции. — В первую очередь должны быть возвращены храмы. Есть закон, который обговаривает условия такого возвращения (очевидно, подразумевается ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», подписанный в 2010 году — прим. ред.)». Упреждая вопрос журналистов по поводу возвращения РПЦ Архиерейского дома в казанском Кремле, Феофан высказывается более осторожно: «Меня спросят: а как же быть с митрополичьим домом? Отвечу сразу: мы не будем ломать копья. Но это не значит, что не будем пытаться его возвращать».

Кроме реституции казанской епархии предстоят и активные реставрационные и восстановительные работы, в частности, в Богородицком монастыре, месте обретения Казанской иконы Божией Матери, где ныне хранится ее Ватиканский список. По словам Феофана, он уже беседовал о возрождении Богородицкого монастыря с Минтимером Шаймиевым. «Если мы возродим собор, который был, приведем в порядок корпуса, где будут размещаться службы и паломники, от этого выиграет Казань и Татарстан в целом, — говорит владыка. — Поедет народ сюда — будет больше, чем в любой Лавре. Со всего мира поедут. Это будет жемчужина Татарстана и образец того, как живут в республике носители разных религий».

Кроме этого, предстоит возродить Казанскую духовную академию, как об этом и заявлял Феофан с первого дня в Татарстане. В этом вопросе митрополит заручился, по его словам, поддержкой президента РТ Минниханова. «Духовные академии есть в Москве и Петербурге, и в Казани, претендующей на звание третьей столицы, такая академия тоже должна быть», — резюмировал Феофан. И напомнил, что мусульмане как раз накануне объявили об открытии с нуля Исламской академии в Болгаре. «Что же мешает воссоздать славную Казанскую духовную академию?»

48327.jpg
По словам Феофана, он заручился поддержкой президента Татарстана в вопросе возрождения Казанской духовной академии

«ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА МНОГОЕ ДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ»

В непростом деле воссоздания и реставрации храмов Феофан рассчитывает не только на помощь специалистов, но и на собственные силы церковной общины. «Представим, что необходимо реставрировать старый храм, — стал излагать «на пальцах» владыка. — Нужны люди, которые смогут сами работу делать. Я всегда исхожу из того, что и в церковной среде должен быть круг людей-специалистов: Петя, Ваня, Мурат, Таймураз — национальность неважна. Один может кирпич класть, другой по крышам специалист, третий — по дереву. И тогда мы бы не бегали за какими-то фирмами, а могли бы многое сделать своими руками. Это и есть разумное хозяйствование, как это всегда было при храмах».

Кроме идеи создания собственных бригад Феофан поделился с журналистами намерением (от которого, как он выразился, «кто-то вздрогнет») открыть при митрополии реставрационную мастерскую. «Суть: чтобы эта мастерская имела бы специалистов и лицензию для реставрации памятников федерального значения, — рассказал архипастырь. — Где выгода? Непосредственно было бы легче контролировать процесс реставрации. Мастерская могла бы участвовать в конкурсах и тендерах. Разумно будет, если специалисты станут работать при митрополии и выполнять дело, необходимое церкви. Сейчас ведь что бывает: реставрация производится людьми, совсем далекими от церкви. Для них это просто объект. Но в храме нельзя курить, материться и прочее. Приходится это объяснять...»

По словам казанского владыки, подобная практика была у него в Ставропольской и Владикавказской епархии.

«ВОТ МЫ СИДИМ С МИННИХАНОВЫМ. ПО РЮМОЧКЕ? НЕТ — ПОСТ»

Об обязательном введении в программу казанских школ основ православной культуры митрополит Феофан высказывается уже не так категорично, как в самом начале. «ОПК — это вопрос непростой, но в этом направлении я работаю, — говорит он. Я иду к цели не через конфронтацию, а через диалог. Что я и буду делать: стараться убедить. Я не буду говорить, но делается много уже на настоящем этапе...» Пока же приходится решать более насущные вопросы по миссионерской работе, к примеру, среди кряшенов, у которых ощущается нехватка православного духовенства. По словам Феофана, он уже «присмотрел с десяток ребят-старшеклассников из кряшенского народа для семинарии».

Еще одна интересная новость: в московском Институте перевода Библии уже практически готов перевод священного писания на татарский язык. В этом нет ничего удивительного: ведь и Коран, по замечанию владыки, переведен на русский язык. «У меня самого дома Коран лежит, я его часто почитываю, — говорит Феофан. — Нормальный цивилизованный человек основные религиозные постулаты своих собратьев-единобожников должен знать».

Но основная миссионерская проповедь, по мысли митрополита, должна сейчас звучать не среди иноверцев, а среди самих славян. «Прежде чем идти к другим народам, лезть в чужой огород, у себя надо разобраться, среди своего народа, который корнями был православным. Поле деятельности — выше крыши», — резонно замечает казанский митрополит.

В вопросе соблюдения постов и обрядов Феофану, по его признанию, нравится мусульманский подход. «Вот мы сидим с Миннихановым, — начинает откровенничать высокопоставленный священнослужитель. — По рюмочке? Нет, никакой рюмочки — пост. Это нормальное здоровое явление. Это традиции народа, той веры, в которой эти люди выросли. А мы немного вроде как подмигиваем: вот здесь мы православные, а вот когда в какой-то иной среде окажемся, атеистической или иноверческой, сразу сдаемся: я, дескать, православный, но не практикующий. А душа-то скорбит и хочет быть практикующей».

Впрочем, митрополиту нравится не только верность традициям, существующая в РТ, но и сам татарский язык, который он даже собирается выучить. «Голова, правда, старая стала, — признается Феофан. — Но когда приезжает какой-нибудь иностранец и несколько слов на ломаном русском скажет — в 10 раз к нему больше симпатии появляется. Думаешь: молодец какой! Так что знание языков — это не только способ общения, но и приобретения друзей».

«НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРАВОСЛАВНОГО СТАЛИНИЗМА. ЕГО ВЫДУМАЛИ ЖУРНАЛИСТЫ»

В заключение митрополит Феофан по просьбе «БИЗНЕС Online» выразил свое отношение к советскому прошлому, которое ныне принято идеализировать. «Помните, один из советских лидеров сказал, что в 1980 году покажет по телевизору последнего российского попа? — спросил аудиторию владыка и, подняв к потолку голову в тяжелой митре, неожиданно обратился прямо к духу Хрущева. — Никита Сергеевич! Он слышит, знает, он тем более мой земляк, — подмигнул митрополит залу. — Вот я сижу здесь, а на дворе уже 2015 год. Потому что, как сказано было в свое время апостолу Павлу: трудно идти против рожна. Против Бога невозможно бороться, потому Бог является и Творцом, и Хранителем».

По мнению Феофана, не существует никакого «православного сталинизма», которым в последние годы размахивают как знаменем некоторые патриотические круги. «Эту терминологию создали журналисты, — владыка зачем-то кивнул на корреспондента «БИЗНЕС Online». — Я вырос в семье глубоко верующих православных людей. Мой отец никогда не вступал в колхоз, при этом был замечательным столяром и единоличником. Он отвергал политическую систему СССР, потому что считал ее неприемлемой. Он даже не вступал в профсоюз, ведь на каждом из них было написано: «Профсоюз — это школа коммунизма». Поэтому я, выросший в православной семье, никогда не буду идеализировать советское прошлое. Это молодежь, которая ничего на своем опыте не знает, может идеализировать. Даже хрущевская оттепель стала для православных тяжелейшей холодной зимой».

Как заметил митрополит Феофан, если «какой-то патриот с вывихнутой психикой начинает воспевать Сталина, он не может выражать мнения всего православного сообщества».