Здания комплекса завода Петцольда разрушаются на глазах, пока инвесторы и минкульт РТ выдвигают друг другу претензии
Здания комплекса завода Петцольда разрушаются на глазах, пока инвесторы и минкульт РТ выдвигают друг другу претензии

«СПОРЫ КОНЧАТСЯ ТЕМ, ЧТО ЭТО БУДЕТ КОЛХОЗ И СВАЛКА»

Меж двух огней оказались здания комплекса пивоваренного завода Петцольда в Казани. С одной стороны — инвестор в лице ЗАО «Эдельвейс Групп» братьев Хайруллиных, с другой — министерство культуры Татарстана. Обе стороны выдвигают друг другу претензии, которые в итоге приводят к тому, что восстановительные работы не могут начаться.

Здания комплекса пивоваренного завода Петцольда считаются образцом промышленной архитектуры конца ХΙX — начала ХХ века. С тех пор здание несколько раз меняло назначение. С середины XX века концерн «Красный Восток» производил на нем соки и воды, затем здание пустовало. Последняя реконструкция комплекса проведена в 1975 году.

Соглашение о реставрации комплекса зданий ЗАО «Эдельвейс Групп» подписало с исполкомом Казани в мае 2012 года. Этому предшествовала целая история: в конце 2011 года президент РТ Рустам Минниханов во время своих знаменитых прогулок по историческому центру заморозил целый ряд строек. В их число попал и ЖК на улице Муштари стоимостью порядка 700 млн. рублей, который строила подконтрольная братьям Хайруллиным компания «ЭнергоИнвестКапитал». Требованию «срезать» проекту два этажа они не подчинились и вступили в самую настоящую судебную войну с регулирующими органами, в какой-то момент добившись этим даже иска от исполкома Казани о полном сносе объекта как самовольной постройки.

В конце 2011 года президент РТ заморозил рад строек в центре, в их число попал и ЖК на ул. Муштари, который строила подконтрольная братьям Хайруллиным компания
В конце 2011 года президент РТ заморозил ряд строек в центре, в их число попал и элитный дом на улице Муштари, который строила подконтрольная братьям Хайруллиным компания

Однако через несколько месяцев между властями и Хайруллиными был достигнут компромисс, благодаря которому в июне 2012 года они получили все необходимые разрешения. По стечению обстоятельств произошло это на следующий месяц после того, как «Эдельвейс» обязался восстановить завод Петцольда. К слову, элитный дом на Муштари построен, трехкомнатную квартиру на вторичном рынке можно купить за 12 млн. рублей, то есть по 96 тыс. рублей за квадратный метр.

Что касается завода Петцольда, то он с самого начала застопорился. Лишь в январе 2014 года на деловом понедельнике в мэрии Казани было объявлено, что инвестор, наконец, пришел к соглашению с минкультом, проект реставрации дорабатывается с учетом замечаний. Был назван и срок его завершения — конец 2015 года.

После того, как «Эдельвейс» обязался восстановить завод Петцольда, Хайруллины получили все необходимые разрешения от городских властей на достройку своего жилого комплекса в центре
После того как «Эдельвейс» обязался восстановить завод Петцольда, Хайруллины получили все необходимые разрешения от городских властей на достройку своего жилого комплекса в центре

«Айрат Назипович Хайруллин делом доказывал состоятельность всей своей команды, но здесь они затянули, — мягко пожурил бизнесмена мэр Казани Ильсур Метшин. — Есть вопросы и к согласующим органам, но тем не менее мы надеемся, что лето 2014 года станет серьезным этапом по возрождению».

В апреле 2014 года компания-инвестор впервые подробно рассказала о планах разместить на отреставрированных площадях и территории новой застройки пивной ресторан, арт-кафе для молодежи, отель на 60 - 70 мест, а также жилые здания. Тогда на традиционной прогулке по историческому центру Минниханов одобрительно прокомментировал представленный архитектором Виталием Логиновым проект (проектировщик — ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»), тем не менее в довольно жестком тоне потребовал ускорить работу. «Пока инвестор что-то хочет делать, ваши споры кончатся тем, что это будет колхоз и свалка», — заявил тогда глава республики. Вслед за этим Минниханов дал поручение минкульту и мэрии согласовать этажность жилого комплекса, который планируется построить в едином комплексе с памятником старины.

Полтора года назад Рустам Минниханов одобрил презентованный ему архитектором Виталием Логиновым и братьями Хайруллиными проект, но в довольно жестком тоне потребовал ускорить работу
Полтора года назад Рустам Минниханов одобрил презентованный ему архитектором Виталием Логиновым и братьями Хайруллиными проект, но в довольно жестком тоне потребовал ускорить работу

На следующий день Метшин на деловом понедельнике поручил оформить разрешение на реставрацию пивоваренного завода Петцольда не позже конца июня.

Однако, несмотря на всю эту тяжелую артиллерию, воз и ныне там — согласованного минкультом проекта нет, работы не начаты.

«ПОЛТОРА ГОДА НАПРЯЖЕННОЙ РАБОТЫ УШЛИ НАСМАРКУ»

В «Эдельвейс Групп» газете «БИЗНЕС Online» рассказали подробности спорного проекта, назвав его главным принципом «насыщение исторического типа застройки современными функциями». Он получил название «Loft-квартал «Красный Восток» (общая площадь — около 50 тыс. кв. метров). Конференц-зал, арт-галерею, ресторан, развлекательный центр, а также офисы и loft-апартаменты планируется разместить в исторической части комплекса. А в новой части будет жилье, офисные помещения, торговля, общественное питание, а также, возможно, гостиница, рассказал гендиректор ОАО «Гипермаркет Кольцо» Ильяс Ганиев (курирует в компании работы на объекте).

Ильяс Ганиев объяснил, почему реконструкция зданий завода обойдется в разы дороже нового строительства и посетовал на отсутствие каких-либо льгот для инвесторов
Ильяс Ганиев объяснил, почему реконструкция зданий завода обойдется в разы дороже нового строительства, и посетовал на отсутствие каких-либо льгот для инвесторов

«Известно, что восстановление и приспособление памятника обходятся в разы дороже, чем новое строительство, а в нашем случае под гражданские требования надо приспособить еще и памятник промышленного строительства. Большая глубина зданий, маленькие окна, небольшая или, наоборот, неоправданно большая высота некоторых помещений, рассчитанных под «закрытую» технологию производства пива, огромные подвалы для хранения льда с озера Кабан существенно ограничивают функционально дальнейшее использование», — объясняет сложность задачи Ганиев.

Он пеняет на отсутствие каких-либо льгот для инвесторов: в получении техусловий на подсоединение к коммунальным сетям города никакие «поблажки» для памятников не предусмотрены. Аналогичная ситуация с платежами в бюджет: затраты на реконструкцию станут налогооблагаемой базой, что делает реставрацию еще менее выгодной, чем новое строительство.

Окончательная сумма инвестиций, как говорится в ответе «Эдельвейса» на запрос «БИЗНЕС Online», не определена, но, по расчетам 2014 года, ориентировочная стоимость всего проекта — свыше 1,5 млрд. рублей. При этом даже при таких докризисных ценах срок окупаемости компания оценивает в 25 лет.

Воз и ныне там — согласованного минкультом проекта нет, работы не начаты
Воз и ныне там — согласованного минкультом проекта нет, работы не начаты

Тем не менее в том, что проект так и не стартовал, инвестор винит исключительно нерасторопность чиновников. «8 мая 2014 года президент Татарстана поручил министерству культуры РТ внести изменения в границы памятника. Почти год мы не могли получить постановление об изменении границ, поэтому не могли приступить к разработке проекта приспособления объекта культурного наследия для современного использования, — рассказывают в «Эдельвейс Групп». — После разработки проект приспособления был направлен в министерство культуры, и он до сих пор не согласован. И это несмотря на то, что проект выполнялся в соответствии с замечаниями и рекомендациями министерства. Получается, что полтора года напряженной работы ушли насмарку».

В компании всячески дают понять, что добрая воля с их стороны проявлена: «На свой страх и риск мы разработали проектную документацию по первым трем зданиям из 14 и вновь направили в Госэкспертизу на рассмотрение, — упоминается в комментарии. — Надеемся, что в ближайшее время все разногласия будут преодолены и мы сможем приступить к реставрации объекта культурного наследия, который будет выполнять функцию одной из важнейших туристических точек нашего города, а также современного выставочного, офисного, торгово-развлекательного комплекса в исторической среде города».

В «Эдельвейсе» признают, что состояние зданий-памятников неудовлетворительное: есть корпуса аварийные, большинство близки к саморазрушению
В «Эдельвейсе» признают, что состояние зданий-памятников неудовлетворительное: есть корпуса аварийные, большинство близко к саморазрушению

В «Эдельвейсе» признают, что состояние зданий-памятников неудовлетворительное: есть корпуса аварийные, большинство близко к саморазрушению. «Разработанные проектировщиками мероприятия по аварийно-спасательным работам были направлены на согласование в министерство культуры и после продолжительного рассмотрения были отклонены. Поэтому гарантировать сохранность памятника мы не можем», — подводится резюме в ответе.

«ОДНАКО СОБСТВЕННИК ХОЧЕТ ЗАНЯТЬСЯ НОВЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ»

У минкульта РТ своя правда. «Все документы, которые представлены инвестором для реставрации объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс пивоваренного завода Петцольда», были рассмотрены, часть документации была согласована, по некоторым вопросам есть замечания, которые инвестор до сих пор не устранил», — говорится в ответе пресс-службы министерства.

Что касается неотложных противоаварийных работ, проект которых, по данным «Эдельвейса», отклонен, то здесь у министерства сведения противоположные: «Инвестором не начаты работы по выведению объекта из острого аварийного состояния по неизвестным нам причинам. Никаких препятствий для того, чтобы начать укрепление памятника, нет».

Олеся Балтусова практически прямым текстом заявила, что камнем преткновения стало желание братьев Хайруллиных не столько восстанавливать памятники, сколько строить новые здания
Олеся Балтусова практически прямым текстом заявила, что камнем преткновения стало желание братьев Хайруллиных не столько восстанавливать памятники, сколько строить новые здания

Помощник президента РТ Олеся Балтусова, комментируя ситуацию «БИЗНЕС Online», практически прямым текстом заявила, что камнем преткновения стало желание братьев Хайруллиных не столько восстанавливать памятники, сколько строить новые здания. «Надо быть честными, во-первых. Комплекс зданий пивзавода нуждался в обыкновенной реставрации, однако это не устраивало собственника из-за недостаточного количества квадратных метров. Исходя из пожеланий заказчика, проектанты осложнили работы на комплексе активным включением нового строительства на территории памятника, — объяснила она. — Не один раз научно-методический совет в минкульте республики рассматривал проект реконструкции памятника и застройку его территории и давал свои возражения. Однако замечания учтены не были. Собственник и автор проекта нового строительства продолжают настаивать на сильнейшем воздействии на памятник новой архитектурой».

В «Эдельвейс групп» рассказали подробности спорного проекта, назвав его главным принципом «насыщение исторического типа застройки современными функциями»
В «Эдельвейс Групп» рассказали подробности спорного проекта, назвав главным его принципом «насыщение исторического типа застройки современными функциями» (Чтобы загрузить полностью, нажмите)

По словам помощника президента, исторические корпуса завода вместе с тем в очень тяжелом состоянии. «Никто не мешает проведению противоаварийных работ на памятнике, однако собственник хочет в первую очередь заняться новым строительством, а уже потом спасать то, что осталось, — говорит она. — Госорган не может взять на себя ответственность за последствия такого нарушения. Кроме того, новое строительство в центре должно быть рассмотрено на градсовете при главном архитекторе и далее на межведомственной рабочей группе при мэре Казани. После этого проект будет рассматриваться на комиссии президентом Татарстана. Но даже на градсовет проект представлен не был».

По данным «БИЗНЕС Online», сегодня участников спора соберут за одним столом, чтобы прийти к общему знаменателю. Удастся ли избежать превращения памятника в «колхоз и свалку», покажет время.

Чтобы загрузить полностью, нажмите

СТАРО-ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА НУЖДАЕТСЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ЦЕНТРА

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Ренат Мухитов — завкафедрой реставрации и реконструкции архитектурного наследия КГАСУ:

— Территория в рамках развития Старо-Татарской слободы, конечно, нуждается в формировании нового крупного — социокультурного, развлекательного — центра. Тут многие интересы сопряжены, поэтому, наверное, все это возможно. А степень сложности работ на объекте зависит от наличия доступности финансовой стороны.

Чтобы загрузить полностью, нажмите

Андрей Питулов — основатель лофта «Фабрика Алафузова»:

— Формат зданий «лофт» становится все более популярным. Мы провели в этом году ряд мероприятий на Фабрике Алафузова, и я был удивлен, как реагируют казанцы — полный восторг. Не знаю, как все будет происходить в комплексе зданий Петцольда, потому что там гораздо больше площадь, в лофтах, подобных территориях очень важны дух, жизнь, которая запускается. Это один из самых сложных моментов. Условиями для популярности такого формата является также то, что надо дать возможность развиваться креативным сообществам. Для этого надо дать им форму — минимальная арендная ставка, вовлечение в общий процесс реставрации, организации внутренних пространств. Важен также подбор будущих арендаторов, жителей — они формируют наполнение пространства. Словом, все зависит от вовлеченности собственников и истинного намерения сделать то, что они заявляют. Очень многие сегодня просто спекулируют этой темой — «а мы сделаем типа креативного кластера», а на самом деле реализуют просто свои коммерческие планы, прикрываясь красивыми и модными словами.

Что касается конкуренции, чему быть, того не миновать. Завод Петцольда никто бы и не дал разрушить, а раз его нельзя сломать, значит, надо каким-то образом ревитализировать. Думаю, у собственников завода Петцольда проблем еще больше, чем у нас, начиная от проектирования, согласования фасадов и заканчивая получением необходимых документов. У них, конечно, больше возможностей и денег, но бюрократизм у нас сложно сломать.

1.jpg
Чтобы загрузить полностью, нажмите
10-12.jpg
Чтобы загрузить полностью, нажмите
2.jpg
Чтобы загрузить полностью, нажмите
14.jpg
Чтобы загрузить полностью, нажмите