Гендиректор УК «Просто Молоко» неожиданно стал полновластным хозяином компании, нарастив свою долю с 1 до 63 процентов
Гендиректор УК «Просто молоко» неожиданно стал полновластным хозяином компании, нарастив свою долю с 1% до 63%

НЕТ АКТИВОВ, НО ЕСТЬ ФИНАНСОВЫЙ ПОТОК

Согласно данным СПАРК, запись об изменении сведений об участниках ООО «УК «Просто молоко» была внесена 23 июля 2015 года. Генеральный директор компании Марат Муратов нарастил свою долю с символического 1% до 63%. Доля же ОАО «Татагролизинг», на 75% контролируемого МЗИО РТ и на 25% — ИВФ РТ, соответственно, снизилась с 99% до 37%. На каких условиях была проведена сделка, не раскрывается.

Напомним, УК «Просто молоко» была создана в апреле 2013 года, а в мае кредиторы ОАО «Вамин-Татарстан», проходящего процедуру банкротства, приняли решение о передаче производственного комплекса компании ей в аренду, а незадействованные мощности — на ответственное хранение. Позже была создана вторая управляющая компания — ООО «Сэт иле», в которую отошло управление чисто сельскохозяйственными активами «Вамина» — агрофирмами и элеваторами. Что интересно, она пока что остается под контролем государства, то есть «Татагролизинга», у Муратова — все тот же 1% доли.

У недавнего приобретения Муратова практически нет собственных активов, однако через компанию проходит внушительный и быстро растущий финансовый поток. Так, по итогам прошлого года, согласно СПАРК, выручка УК «Просто молоко» выросла в 2 раза: с 5 млрд. рублей в 2013 году до 10 млрд. в 2014-м. Валовая прибыль увеличилась на 515 млн. рублей до 1,5 млрд., а операционная прибыль — в 6,5 раз до 856 млн. рублей. В итоге в прошлом году компания впервые вышла на чистую прибыль, которая составила 63 млн. рублей против чистого убытка 187 млн. годом ранее.

У компании практически нет собственных активов, однако через нее проходит внушительный и быстро растущий финансовый поток
У компании практически нет собственных активов, однако через нее проходит внушительный и быстро растущий финансовый поток

Существенное влияние на результат оказали прочие статьи: в 2014 году по ним компания выплатила 929 млн. рублей, что в 2,6 раза больше, чем в 2013-м. Вероятно, в основном это отчисления «Вамину», который из этих средств оплачивает налоги и сборы, а также теоретически должен гасить долг перед кредиторами.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Хотя перевод госактивов в пользу частного лица произошел больше трех месяцев назад, никакой публичной информации о нем не просачивалось. На запрос «БИЗНЕС Online» с предложением рассказать о мотивах сделки в пресс-службе УК заявили, что никаких комментариев от руководства компании на эту тему не будет.

Весьма нервно на вопросы корреспондентов «БИЗНЕС Online» отреагировали и в госструктурах, непосредственно связанных с компанией. В министерстве земельных и имущественных отношений РТ (учредитель «Татагролизинга») сначала заверили, что обязательно подготовят развернутый ответ, но через несколько дней выслали лишь короткое «без комментариев».

Гендиректор «Татагролизинга» Азат Зиганшин передал через своего секретаря, что комментариев от него не последует
Гендиректор «Татагролизинга» Азат Зиганшин передал через своего секретаря, что комментариев от него не последует

Генеральный директор щедро поделившегося с Муратовым своими процентами «Татагролизинга» Азат Зиганшин передал через своего секретаря, что комментариев от него также не последует. Та перенаправила корреспондентов к его заместителю Линару Сафину. «Я не могу комментировать, обращайтесь в «Просто молоко» — пусть они комментируют, в мои обязанности не входит давать комментарии!» — отреагировал на звонок Сафин. Однако на вопрос, по каким причинам подконтрольное государству предприятие передало или продало свою долю частному лицу, Сафин загадочно возразил: «А с чего вы взяли, что продало?» И тут же поспешил закруглить разговор.

В министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ («Татагролизинг» де-факто входит в круг подконтрольных минсельхозу компаний) вообще обнаружили полную неосведомленность в делах компании. Первый заместитель Марата Ахметова Николай Титов сообщил «БИЗНЕС Online», что в первый раз слышит о сделке, и поблагодарил за информацию. Пресс-служба ведомства перенаправила вопросы «БИЗНЕС Online» начальнику отдела земельных и имущественных отношений Александру Дружину. Но и он оказался несведущ: «Сейчас я связываюсь с генеральным директором «Просто молоко». У нас никаких сведений о том, о чем вы спрашиваете, нет. Меня все это удивляет, я в первый раз слышу об этом. Если бы вы не спросили, так и не узнал бы, хотя у нас и отдел земельных и имущественных отношений».

Замминистра сельского хозяйства Николай Титов сообщил, что в первый раз слышит о сделке и поблагодарил за информацию
Замминистра сельского хозяйства Николай Титов сообщил, что в первый раз слышит о сделке, и поблагодарил за информацию

ИЗ УПРАВЛЮЩЕГО В МОЛОЧНЫЕ КОРОЛИ ЗА 919 ДНЕЙ

Журналист по профессии Муратов (а он окончил факультет журналистики КГУ в 1993 году) начал свою карьеру в 1986-м оператором НПО «Союзнефтепромхим» — ныне ОАО «Научно-исследовательский институт по нефтепромысловой химии». Затем устроился директором по коммерческим вопросам газеты «Казанский телеграф», откуда плавно переместился в директоры ТОО «Фатум» (компания была зарегистрирована в Набережных Челнах) с последующим передвижением на должность директора научно-производственной фирмы «Интерпромхим».

Далее почти 6 лет Муратов трудился на ниве администрации Нижнекамского района, которую тогда возглавлял будущий мэр Казани Ильсур Метшин. Там он работал сначала просто заместителем, затем первым замом главы. Именно в то время будущий «молочный король», как считается, набрался опыта в сельском хозяйстве — в должности первого зама Муратов курировал в том числе и эту сферу.

Муратов 9 лет руководил практически всеми государственными СМИ РТ, успел поработать и первым замом руководителя аппарата президента
Муратов 9 лет руководил практически всеми государственными СМИ РТ, успел поработать и первым замом руководителя аппарата президента

В 2003 году карьера Муратова делает резкий поворот — он становится генеральным директором агентства по массовой коммуникации «Татмедиа», где долгие 9 лет руководит практически всеми государственными СМИ. Наконец, в 2012 году его назначают первым замом руководителя аппарата президента РТ, где он, однако, проработал недолго.

В начале 2013 года Муратова в пожарном порядке призвали чистить «авгиевы конюшни» в обанкроченной компании Вагиза Мингазова. 15 января он стал исполнительным директором ОАО «Вамин-Татарстан», спустя пару месяцев трансформировавшись в гендиректора УК «Просто молоко». Таким образом, с момента его прихода в «молочную империю» до приобретения контролирующей доли прошло 919 дней.

«НА 365 ДНЕЙ В ГОДУ 1400 СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ!»

О том, насколько непросто было спасать от полного развала и расчленения системообразующий для сельского хозяйства РТ холдинг, дававший работу 20 тыс. человек, сам Муратов рассказал полгода назад в интервью «БИЗНЕС Online».

В начале 2013 года Муратова в пожарном порядке призвали чистить «авгиевы конюшни» в обанкроченной компании Вагиза Мингазова
В начале 2013 года Муратова в пожарном порядке призвали чистить «авгиевы конюшни» в обанкроченной компании Вагиза Мингазова

«Давайте вспомним реальную ситуацию с «Вамином». Что было? Была зарплата в лучшем случае сливочным маслом вместо денег. Были полуживые коровы. Были огромные приписки по скоту и земельным участкам... При пересчете активов приходилось сталкиваться и с пожарами, и с потопами, и с укрывательством имущества, документации «Вамина», что уж говорить о большем...» — вспоминает Муратов.

За приведенными выше цифрами финансовых показателей, как отмечает гендиректор, стоит большая работа: «Мы сделали почти все, как нам кажется, от нас зависящее. Активы собраны, приведены в порядок, агрохолдинг работает, продукция выпускается, она узнаваема, она качественна — это подтверждено многочисленными наградами различных продовольственных выставок. Производство отлажено, все понятно и прозрачно».

И действительно, компания провела успешный ребрендинг, запустила новую линейку продукции, существенно расширила ассортимент и умудрилась выйти за пределы Татарстана. Все это параллельно с юридическими баталиями: «Совместно с конкурсным управляющим Сергеем Кондратьевым проведена работа по выявлению имущества банкротного предприятия на сумму более 15 миллиардов рублей. Осуществлен возврат в конкурсную массу выведенных активов должника на сумму 11 миллиардов рублей. Мы совместно участвуем в судебных процессах, инициированных кредиторами в обеспечение защиты интересов должника, в том числе в части увеличения текущей и реестровой задолженности банкротного предприятия. Это 310 судебных дел за 2 года. На 365 дней в году приходится более 1400 судебных заседаний!» — рассказывал Муратов.

Компания провела успешный ребрендинг, запустила новую линейку продукции, существенно расширила ассортимент и умудрилась выйти за пределы Татарстана
УК «Просто молоко» провела успешный ребрендинг, запустила новую линейку продукции, существенно расширила ассортимент и вышла за пределы Татарстана

ДОЛГИЕ БОДАНИЯ С КРЕДИТОРАМИ

Однако наиболее горячим фронтом борьбы стали взаимоотношения с кредиторами, часть которых настаивала на схеме распродажи холдинга по частям. «В кулуарных разговорах представители Россельхозбанка обозначают свою готовность закрыть долги уничтожением всего поголовья КРС — путем сдачи на мясокомбинаты. Долг закрыт, и остальное их не волнует», — рассказывал Муратов.

До предела ситуация накалилась, когда кредиторам стало понятно, что платить за взятое в аренду имущество УК «Просто молоко» не спешит. В результате накопились долги на сумму 421 млн. рублей. На этом основании банки-кредиторы намеривались обанкротить УК. Муратов, чтобы потянуть время, выставил арендодателям встречные претензии на сумму свыше 1 млрд. рублей — дескать, за «ответственное хранение» имущества «Вамин» должен еще и приплачивать.

Спасением стал решительный шаг государства: в августе прошлого года «Татагролизинг» выкупил долю долгов «АК БАРС» Банка, выплатив за них 3,5 млрд. рублей. Отказавшись при этом от прав на заложенное имущество, государство получило контроль над советом кредиторов, что дало возможность отозвать иск о банкротстве УК «Просто молоко».

Банки-кредиторы намеривались обанкротить УК. Муратов, чтобы потянуть время, выставил арендодателям встречные претензии на сумму свыше 1 млрд. рублей
Банки-кредиторы намеривались обанкротить УК. Муратов, чтобы потянуть время, выставил арендодателям встречные претензии на сумму свыше 1 млрд. рублей

Сейчас в реестр кредиторов «Вамина» входят пять банков: Россельхозбанк, «Зенит», Сбербанк, Татфондбанк и Банк ВТБ. Между тем, какой будет дальнейшая схема банкротства «Вамина», сейчас неизвестно. Изначально предполагалось, что имущественный комплекс, которым управляет Муратов, выставят на торги единым лотом. Дело оставалось за малым — разобраться, какие залоги каким банкам принадлежат. В августе 2014 года на совете кредиторов уже под контролем «Татагролизинга» даже была определена минимальная стоимость продажи — не менее 4,5 млрд. рублей. При этом, напомним, общий долг компании составлял 12,6 млрд. рублей. Приобретателем имущества должна была стать УК «Просто молоко», которой для этих целей пришлось бы взять кредит. В принципе, такой вариант мог бы устроить всех: Муратов получал полноценный актив в собственность своей компании, кредиторы — пусть часть, но все же «живых» денег.

ПЛАН Б ПРОВАЛИЛСЯ?

Однако грянул кризис — и о схеме выкупа долгов с дисконтом пришлось забыть. Мало того, в рядах самих кредиторов появились разброд и шатание. В марте Муратов рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, что с банками велись переговоры о разных вариантах расшивки задолженностей, в том числе о выкупе долгов с дисконтом за счет привлечения кредитных средств. «Но медлительность, а иногда и нерешительность отдельных кредиторов усложняет процесс принятия решений, — констатировал топ-менеджер. — В то время, когда «Просто молоко» «давит на газ», умудряясь получать положительную динамику в банкротном холдинге, кредиторы «давят на тормоз».

Тогда Муратов перешел к плану Б: он разослал всем кредиторам письмо с предложением по альтернативному решению долговой проблемы. При этом он откровенно предупредил, что рассчитывать на возврат денег кредиторам нечего: «Проведенный анализ показывает, что обслуживание и возврат кредита на выкуп имущества банкротного предприятия за счет текущей деятельности ООО «УК «Просто молоко» и ООО «Сэт иле» (специально созданная производственная компания, куда вошли агрофирмы, элеваторы «Вамина»прим. авт.) в условиях макроэкономической ситуации и процентных ставок по кредитам невозможны».

«В то время, когда «Просто молоко», «давит на газ», умудряясь получать положительную динамику в банкротном холдинге, кредиторы «давят на тормоз», - сетовал Муратов
«В то время, когда «Просто молоко» «давит на газ», умудряясь получать положительную динамику в банкротном холдинге, кредиторы «давят на тормоз», — сетовал Муратов

В качестве выхода Муратов предложил классическую схему замещения активов: «После двух несостоявшихся торгов банк принимает на свой баланс залоговое имущество банкротного предприятия. Затем банк приобретает долю в уставном капитале ООО «УК «Просто молоко» путем оплаты указанным имуществом». Далее компания должна была подвергнуться реорганизации с последующим созданием на ее базе акционерного общества, а кредиторы становились держателями акций нового ОАО. Долю участников в уставном капитале нового акционерного общества предлагалось разделить согласно процентам их голосов в реестре требований кредиторов. При этом контрольный пакет (51%) должен остаться за государственным «Татагролизингом». Остальные 49% распределялись бы следующим образом: Россельхозбанк — 18%, «Зенит» — 12%, Сбербанк — 12%, Татфондбанк — 4%, Банк ВТБ — 3%. По прогнозам Муратова, к 2025 году новое ОАО могло выйти на выручку в 50 млрд. рублей, что, как предполагалось, не могло не заинтересовать кредиторов.

Судя по всему, предложением Муратова потенциальные пайщики не заинтересовались. Например, как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель управляющего Банка Татарстан Сбербанка России Арсений Колобов, банк рассматривал предложение Муратова, но не принял его: «Потому что у нас другая стратегия работы с заемщиками, а акции предполагают владение активом, который можно продать, который приносит доход, в данном случае пока этого не произошло. Та схема, которая предлагалась, могла завершиться хорошо, а могла — плохо». Он также отметил, что в настоящее время банк не отслеживает ситуацию вокруг банкротного холдинга, так как в марте текущего года долги «Вамина» перед Сбербанком были проданы его «дочке» — ООО «Сбербанк Капитал», которая занимается санацией и управлением заложенными в банке активами. Выяснить ее позицию «БИЗНЕС Online» не удалось.

«НЕВАЖНО, КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ КОМПАНИЯ, ГЛАВНОЕ — КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ»

То, что УК «Просто молоко» из государственной компании стала частной, теоретически может повысить ее инвестиционную привлекательность. Комментируя схему замещения активов, адвокат Эмиль Гатауллин обратил внимание, что кредиторы должны поверить в то, что новым бизнесом будут управлять активные, имеющие опыт люди, причем на долговременной основе: «Марат Муратов — замечательный управленец, у него все отлично получается. Он хороший, но наемный менеджер! Никто не может гарантировать, что он под свое слово, под свою репутацию и дальше будет обеспечивать ведение этого бизнеса. В наше время ситуация может стремительно поменяться в кадровом отношении».

Что ж, теперь можно не сомневаться, что «чудотворец» Муратов никуда не убежит, а степень его мотивации многократно вырастет. «Возможно, Муратову делегируется больше ответственности за судьбу компании, — высказал свое мнение Колобов. — Как известно, частные инвесторы несут больше ответственности за свой личный бизнес, стараются делать его более эффективным. Вероятно, эту ответственность делегировало государство, убедившись, что Муратов — эффективный руководитель». Помимо этого Колобов полагает, что передача контроля над компанией Муратову — это способ мотивации на дальнейшее развитие предприятия. К слову, и в самом Сбербанке, по признанию заместителя управляющего, Муратова считают эффективным менеджером.

С момента прихода Муратова в «молочную империю» до приобретения контролирующей доли прошло 919 дней
С момента прихода Муратова в «молочную империю» до приобретения контролирующей доли прошло 919 дней

«В целом же, если абстрагироваться от госфинансов, частный собственник обычно более эффективно управляет бизнесом, так как он, в отличие от назначенного государством менеджера, прямо заинтересован в сохранности и преумножении инвестированного капитала», — уверен финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин.

Арбитражный управляющий, заместитель директора ООО «Юридический центр «ПРИС» Екатерина Крахмалева полагает, что цель банкротства уже достигнута: «Мухи от котлет отделены — я имею в виду «кредиторку» с большим количеством нулей и вполне жизнеспособные производственные активы. Государство вновь пришло на помощь крупному бизнесу, передавая все в частные руки. Вполне закономерно, учитывая масштаб холдинга и количество людей, которые в нем работают по всей республике».

Ситуацию вокруг увеличения Муратовым своей доли в УК «Просто молоко» нужно рассматривать через призму судьбы имущества «Вамина» — такую точку зрения высказал управляющий партнер казанского юридического центра Джаудат Латыпов. «Пока «Просто молоко» не станет реальным держателем активов, размер ее долей в уставном капитале не имеет столь уж существенного значения, — полагает он. — Основные управленческие решения, в том числе и по распределению прибыли, принимает генеральный директор, а роль участника или акционера многими переоценивается». Впрочем, как считает Латыпов, все зависит от того, на какую схему отчуждения имущества согласятся кредиторы и будет ли это действительно отвечать их интересам. «По моему опыту, спрос на активы, аналогичные активам «Вамина», есть», — добавил эксперт.

А заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев вообще философски отнесся к новости о смене собственника компании: «Да неважно, кому принадлежит компания — государству или частному лицу. Главное — качество управления».

Несмотря на отсутствие каких-либо комментариев по поводу сделки от официальных лиц, ясно, что в Татарстане такие решение не принимаются без согласования с руководством республики. И, вероятно, мотивы в его пользу были вескими — в конце концов, государству выгоднее иметь в республике быстро развивающийся агрохолдинг, чем компанию-пустышку, которая сама по себе ничего не стоит без грамотного управления.

Тем не менее для самого Муратова стать владельцем УК «Просто молоко» означает резкое повышение в статусе. После всех перипетий своей карьеры сам он любит называть себя солдатом — сегодня на один участок «фронта», а завтра на другой. Что ж, похоже, солдат, с точки зрения командования, наконец, заслужил награду. Остается надеяться, что теперь он не повторит траекторию своего предшественника — некогда главы Арского района Мингазова, которому в конце 90-х Минтимер Шаймиев доверил компанию «Татарстан сэте», позже ставшую «Вамином» при схожих в известной степени обстоятельствах и мотивах.