КОРДОНЫ К «АХМАТУ»

Осенью в Грозном стоит дикая жара, как на пике лета в Казани. Носить шорты в городе категорически нельзя (поэтому все и идут в борьбу и футбол), находиться днем на улице очень утомительно. В городе нелюдно не только вечером, но и днем. Возле главной мечети республики «Сердце Чечни» — ни души. Накануне дня города несколько работников подравнивают кусты, подкрашивают заборы, подметают дорожки парка, но просто отдыхающих или гуляющих в центре города не так много, хотя до матча несколько часов.

До «Ахмат-Арены» из центра добираться меньше 10 минут. Точнее — до ближайшего кордона охраны. Два БТРа закрыли дорогу на расстоянии около 2 км от стадиона, тщательно проверяя все машины и просматривая аккредитации. Всем, кто едет на стадион без бейджа, приходится разворачиваться.

— Везу комментатора матча и журналистов из Казани, — говорит таксист и получает добро на проезд.

Через буквально 200 м еще один кордон, у которого вскакивает охранник и показывает жест, призывающий остановиться.

— Дальше нельзя. Журналисты на выход, а ты разворачивайся, — говорит он.

На стадион действительно нельзя подъехать, если только у тебя есть специальный доступ или, может, если автомобиль тебе подарен лично президентом.

КЛЮЧИ К САДАЕВУ

«Рубин» никогда не проигрывал на «Ахмат-Арене» (причем ни «Тереку», ни «Зениту» с «Локомотивом») и накануне дня города все в Грозном ждут, что серия прервется.

Динияр Билялетдинов во время разминки наблюдает за занятием от скамейки и осматривается по сторонам. Стадион лениво заполняется, трибуны за полчаса до стартового свистка полупустые.

— Как вам Грозный?

— Да нормально. Поле отличное, стадион прекрасный, соперник сильный.

— То есть это не самый плохой выезд?

— Нет. Самый худший выезд, по-моему, это Томск. А в Грозном есть, конечно, минусы, но в целом не так уж и плохо.

— «Рубин» тут не проигрывает.

— Да? Наверное, все говорят, что мы теперь проиграем, мол, день рождения Кадырова, слив. Ну посмотрим, статистика — не самое главное.

И после 20 минут матча «Терек» по-настоящему «сливает» «Рубин» и ближе чем когда-либо к первой победе над Казанью на новой арене. Заур Садаев, не делая ничего особенного, дважды оказывается в нужный момент в нужном месте: подкарауливает отскок от штанги и глупейшую ошибку Сергея Рыжикова. Возможно, еще в перерыве ему вручили ключи от Hyundai Solaris.

Валерий Чалый все это время слегка обреченно и неподвижно стоит у бровки. Решение созрело к окончанию тайма. Владимир Дядюн в перерыве активно разминается, получает какие-то наставления от тренера Дмитрия Кузнецова и меняет провалившего очередной матч Игоря Портнягина. Вряд ли эта замена ключевая, но во втором тайме «Рубин» преобразился. Перевод мяча на правый фланг от Дядюна спустя несколько минут приводит к голу Магомеда Оздоева, которого приехали поддержать болельщики из Ингушетии. Оздоев высматривает их на трибунах, потом эмоционально взмахивает руками так, когда наконец-то что-то получилось после долгих мучений. Показалось даже, что «Рубин» близок как минимум к ничьей.

ЛЕЗГИНКА НА ТРИБУНАХ

— В перерыве я постарался сказать, чтобы они забыли результат 2:0, — сказал наставник хозяев Рашид Рахимов после матча. — Я говорил, чтобы мы начинали все сначала. Но, наверное, психология сыграла. Игроки хотели сыграть осторожнее, сберечь счет. В каких-то эпизодах нам повезло...

Действительно, гости активно включились во втором тайме и по-настоящему возили «Терек», который явно расслабился после легких мячей. Также легко хозяева могли это преимущество упустить. Ход матча легко читается по реакции трибун «Ахмат-Арены» — возможно, самого эмоционального и горячего стадиона премьер-лиги. Пока «Рубин» на чужой половине, зрители свистят, гудят. Стоит хозяевам завладеть мячом и перешагнуть центр поля, местные гонят и орут так, что во время каждой острой атаки нужно затыкать уши. Абсолютно любое судейское решение сопровождается воплями, ором и свистом, словно судья хочет удалить полкоманды.

Ближе к концовке, когда «Терек» на контратаках несколько раз не реализовал опасные подходы к воротам Рыжикова, промах после удара провоцирует у зрителей настоящий вал каких-то яростных криков, стуков по столу, кто-то от злости даже швыряет стаканчики с чаем. Но все меняется с финальным свистком судьи: вместо волны по трибунам, которые приняты на большинстве стадионов, чеченская публика под местные мотивы танцует лезгинку и обнимается. Праздник в честь дня рождения президента и столицы теперь точно удастся.

«ДОСТАЛО ПРОИГРЫВАТЬ»

Чалый и Кузнецов не отходят от поля несколько минут. Они жмут руки каждому игроку, треплют голову грустного Карлоса Эдуардо, выгоняют с поля Максима Канунникова и обнимаются с Рахимовым, который, в свою очередь, дожидался судей и что-то активно им доказывал. Затем проводил бригаду в коридор, стадион к этому моменту уже опустел. Чалый же уже прибыл в зал для пресс-конференции.

— Какие впечатления по матчу?

— Впечатлений нет никаких. Два тайма были разными. Так сложилось, что пропустили два гола вначале и во втором тайме не смогли дожать соперника. План на игру в первом тайме был — присмотреться к сопернику, сыграть осторожно сзади, но когда мы пропустили, то пришлось изменить свою игру.

— Оцените момент со вторым голом и ошибкой Рыжикова.

— У каждого бывают ошибки. Не стоит акцентировать внимание на ком-то. Когда будем делать анализ, тогда и поговорим.

Возле главного выхода со стадиона, который ведет на парковку, водители клубных автобусов уже завели двигатели. Игроки «Рубина» с усталым видом не особо настроены на разговор с журналистами.

— Магомед, можно задать вам несколько вопросов по матчу?

— Неа, — качает головой Оздоев и идет минуту обниматься с Садаевым.

Один из игроков казанцев, стоя возле автобуса, также отказывает в интервью, но бросает фразу, которая объясняет больше, чем пресс-конференции тренеров.

— Ну а чего тут говорить? Честно, достало уже проигрывать...

По сигналу одного из начальников службы безопасности все игроки и тренеры забегают в автобус, усаживаются по местам и уезжают. Игроки «Терека» еще несколько минут делятся эмоциями, ковыряются в телефонных поздравлениях и вальяжно забивают автобус. Как только автобус покидает парковку, где-то за пределами арены доносятся радостные крики и свист. Город получил первый подарок.

Фото: rubin-kazan.ru