Назначение Фарида Абдулганиева (слева) на пост министра экологии республики для многих стало неожиданностью

1. ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ ЭКОЛОГИЕЙ ЕЩЕ В... ДЕТСТВЕ

Новый министр экологии Фарид Абдулганиев, судя по карьерной лестнице, никогда не имел отношения к проблемам экологии. Это типичный технократ и менеджер, способный системно подойти к любой проблеме. В этом и плюс, и минус подобных назначений. Считается, что такой министр должен уметь выстроить работу, а в специальных вопросах, мол, замы помогут разобраться. Безусловно, такой подход имеет право на жизнь, и в Тататарстане он реализован в целом ряде министерств (минкульт, минобрнауки, минземимущество и т. д.). Правда, всегда хочется спросить: а как министр-технократ ставит приоритетные задачи, все-таки требуется для этого знание и понимание отрасли?

Однако это не совсем относится к Абдулганиеву. Как удалось выяснить нашим корреспондентам, он был, оказывается, склонен к изучению экологии еще в детстве — учился в казанском экологическом лицее и был старостой класса. После его окончания, однако, поступил не на экофак Казанского университета, как можно было бы ожидать, а в КХТИ. Золотой медалист Абдулганиев сдал экзамены на факультет полимеров еще весной, так как медаль давала ему такую привилегию. После года учебы на специальности «переработка пластмассы» Фарид Султанович понял, что химия — это не его, и поступил на первый курс в Казанский финансово-экономический институт. Но жизнь нередко готовит нам крутые повороты: теперь в сферу ответственности нового министра войдет не только благополучие окружающей среды во всем Татарстане, но и воспитание любви и уважения к ней татарстанских школьников.

2. В БИЗНЕС ПРИШЕЛ В... 15 ЛЕТ

Эксперты «БИЗНЕС Online», хорошие знакомые с новым министром экологии, рассказали нам, что в бизнес он пришел необычно рано — в 15 лет. При этом совершенно самостоятельно выбрал сферу интересов и предложил вполне реализуемые, как затем выяснилось, рекламные проекты известной казанской фирме «Лариса». При этом наши эксперты отмечают, что уже тогда, в юности, Абдулганиев отличался быстрым мышлением, нюхом на перспективные новые направления в бизнесе и удивительной энергией. И как менеджер по рекламе быстро достиг успехов и сделал себе имя в рекламном бизнесе.

Все это позволило ему вместе с известным дизайнером Сергеем Насекиным создать в конце 90-х студию «Айбат». Здесь Фарид работал директором. Студия получала достаточно серьезные заказы в основном от небольших фирм, однако в числе ее клиентов были также «Казаньоргсинтез», КАМАЗ, татарстанская полиция.

Абдулганиев занимался регистрацией бренда «Казань — третья столица России» и сумел на несколько дней опередить Нижний Новгород

3. СДЕЛАЛ ШАГ В ГОССТРУКТУРЫ

В 2001 году, когда Абдулганиеву было только 25 лет, он стал директором городского фонда «Правопорядок». Муниципиальное учреждение занималось тем, что помогало семьям сотрудников МВД и МЧС. В фонд поступали деньги от штрафов за нарушения правил благоустройства. Предприимчивый и молодой директор сумел найти дополнительные способы заработка. Так, под крышей фонда работала целая сеть автошкол, а деньги, которые получал фонд, использовали на благотворительные нужды. Фактически тогда и началась карьера Абдулганиева как чиновника, хотя формально госслужбой работа в фонде не считалась, тем более директор конторы продолжал работать в рекламном бизнесе.

Но именно работа в этом фонде подтолкнула молодого бизнесмена на то, чтобы пойти в 2006 году на муниципальную службу. В городской исполком Абдулганиев попал уже во времена главы Казани Ильсура Метшина, тут, конечно, помогло экономическое образование. Абдулганиев стал начальником отдела стратегического планирования и территориального развития исполкома Казани, а также заместителем председателя комитета экономического развития.

В 2006 году разговоры о том, чтобы продвигать Казань как третью столицу России только начинались. Никто всерьез об этом не думал, проект Универсиады лишь зарождался. Абдулганиев тогда отвечал за презентацию Казани на различных выставках и форумах. И на одном из заграничных форумов с подачи опытного рекламщика и маркетолога появился сначала лозунг «Казань — город в Европе», а потом он плавно трансформировался в бренд «Казань — третья столица России». Абдулганиев занимался регистрацией этого бренда, он сумел на несколько дней опередить Нижний Новгород и, более того, обосновать, что по ряду экономических показателей именно Казань — третий город России, как бы ни было обидно Нижнему, Екатеринбургу и Новосибирску, которые также хотели получить этот статус. На выставке недвижимости в Каннах столица республики уже была презентована как третья столица России. К слову, тогда значительно выросло качество полиграфии, которую стали презентовать на стендах Казани на различных выставках, появился и первый полноценный городской путеводитель, созданный, кстати, вместе с тем же Насекиным и студией «Айбат».

В исполнительную дирекцию Универсиады Абдулганиев попал по протекции Владимира Леонова (на фото)

4. СТАЛ МЭРОМ ДЕРЕВНИ УНИВЕРСИАДЫ, НО КВН ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ

Особый период в жизни Абдулганиева начался в декабре 2009 года, когда он стал заместителем генерального директора АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013» и мэром Деревни Универсиады (в скобках заметим, что Фарид отлично говорит по-английски и даже окончил программу MBA в «Сколково» на английском языке). Причем сюда он попал по протекции, понятно, мэра Казани Метшина, а также еще одного протеже мэра — Владимира Леонова, тогда гендиректора автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани». Оба — Леонов и Абдулганиев — учились в КГФЭИ в одно время, Абдулганиев старше нынешнего министра по делам молодежи и спорта всего лишь на год, но из-за одного «лишнего» курса учебы в КХТИ в институте он был старше своих ровесников и учился с Леоновым на одном потоке. Вопреки расхожему мнению, Абдулганиев не имеет никакого отношения к КВН...

Деревня Универсиады — особый мир и, надо сказать, немаленький. Общая ее площадь — 53 га, общая площадь жилых домов — 274 тыс. кв. метров. В Деревне 28 жилых домов, разделенных на три кластера, более 5 тыс. комнат. Максимальная вместимость — свыше 14,5 тыс. человек.

Работа в Деревне Универсиады имела свою специфику. Во время Универсиады в ней приняли 11,5 тыс. человек, она тогда была совершенной новой, хотя уже прошедшей небольшую обкатку казанскими студентами. Ключевой задачей мэра после Универсиады было сохранить Деревню до 2015 года в том же отличном состоянии, в каком она была в 2013 году. Часто в России строгость законов компенсируется их невыполнением. Однако в универсиадской деревне такого не было — с подачи мэра здесь разработали очень жесткие правила проживания. Кому-то режим объекта даже казался драконовским — после 23 часов на территорию невозможно попасть, курение на территории строго запрещено, в случае нарушения — немедленное выселение, не менее строгие санкции за распитие алкоголя. Казарменный режим, не иначе. Более того, студенты должны отчитываться, где они, если вдруг кто-то решил не прийти ночевать.

«После 23 часов студент должен быть у себя в студенческом доме, — рассказывал Абдулганиев в интервью радио «Эхо Москвы». — Если нет, для нас это недопустимо, потому что мы должны знать, где он. То есть если он днем предупредит, что я сегодня не возвращаюсь, меня можно по этому телефону найти, или, допустим, справку с места работы принес, что каждый день до трех утра работает, дежурит, допустим, тогда вопросов не возникает».

Были ли в Деревне ЧП за эти годы? Был как минимум один трагический случай, рассказал наш источник в органах, но тот факт, что он не попал в прессу, о многом говорит...

Несмотря на строгость мэра студенты всегда мечтали и мечтают попасть в Деревню. Тем более что ее жителям постоянно предлагают какие-то необычные акции (однажды сигареты в кампусе меняли на конфеты), проводят конкурсы, соревнования, есть даже сборные Деревни по разным видам спорта. Так что в работе на посту мэра явно давало о себе знать креативное мышление бывшего рекламщика... При этом работа в дирекции не ограничивалась управлением кампусом. После Универсиады Абдулганиев отвечал за аккредитацию и финансы, будучи замом директора организации.

5. КОРЕЙСКОЕ МЯСО, ИЛИ КАК УЛАЖИВАТЬ КОНФЛИКТЫ

Еще перед Универсиадой мэр Абдулганиев постарался сделать так, чтобы вообще устранить почву для конфликтов в Деревне. Сам он рассказывал: «Мы столкнулись с нашим особым, российским менталитетом... Мы ведь пока не всегда готовы оказывать сервис на высоком уровне. Начинать пришлось с того, чтобы научить... улыбаться... Еще одним условием в ходе тренингов по улыбчивости выдвинули требование: нельзя между собой разговаривать. Если надо о чем-то срочно переговорить или посоветоваться — отойдите в сторону. Третье условие одно из главных: встреча приезжающих участников соревнований должна проходить так, чтобы человек понял — именно его сегодня сильно ждали здесь все! Ну вот и он, любимый ближайший родственник, только живет очень далеко. «Молодчина! Как же здорово, что ты приехал! Чем можно тебе помочь? Проходи, будь как дома!» — так мы старались встретить каждого участника казанской Универсиады».

Прививали новые навыки обязательной вежливости и горничным. Был, скажем, курьезный случай, когда горничные возмутились тем, что иностранные спортсмены в своих номерах бросали полотенца на пол: как это так?! Вроде культурные люди приехали — немцы, французы, а чистые полотенца на пол кидают?! Мэру пришлось объяснять: это знак, если гость повесил на место — стирать не надо, бросил на пол — значит в стирку. Таковы негласные нормы мировой гостиничной практики.

Забавный случай произошел в дни Универсиады с корейскими спортсменами. Делегация из Южной Кореи была большая — 250 человек. И вдруг они перед въездом в Деревню объявляют: «Не будем заезжать!» «Почему? В чем дело?» «Вы нам запрещаете есть нашу еду!»

Пришлось объяснять, что запрещен пронос еды в целях исключения пищевых отравлений непроверенными продуктами. Это обговорено правилами, об этом были заранее предупреждены все главы делегаций. «Предлагаем корейцам пройти в столовую Игр. Заводим пару человек — попробуйте азиатскую кухню, — рассказывал мэр. — Знаю, что кухня отличная, нам об этом с удовольствием говорили все участники Универсиады. Заходят, молча пробуют. «Да, очень вкусно, еда нормальная», — соглашаются. «Так заезжайте же!» Но опять двадцать пять: «Нет, не будем...» И, наконец, признались: спортсмены южнокорейской команды едят мясо, приготовленное по своему рецепту — замоченное в особом соусе, кисло-сладком на вкус: «Это мясо дает нам силы, а ваше дать не может».

Работавшие в Деревне Универсиады вместе с Абдулганиевым говорят, что он крайне редко повышает голос

Руководство Деревни пошло на компромисс: ни в коем случае не запрещаем есть вашу еду, но кушайте ее в любом другом месте, кроме Деревни Универсиады. В итоге корейцы сняли квартиру — специально только для хранения привезенных припасов своего таинственного особого мяса. Жили они в Деревне, а кушали свой чудо-продукт перед соревнованиями за пределами Деревни. Видимо, все же что-то такое особенное в этом мясе было...

К слову, работавшие в Деревне Универсиады вместе с Абдулганиевым говорят, что он крайне редко повышает голос. Но выбирает такие слова и по ситуации так меняет тембр голоса, что его практически невозможно не слушать.

6. ПРЕПОДАЕТ В КФУ И ЗАНИМАЕТСЯ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ

Абдулганиев — доктор экономических наук, доцент. На сайте КФУ мы нашли его (а также написанные в соавторстве) научные труды:

  • «Оценка инвестиционных проектов муниципальных предприятий», учебное пособие, авторы — С. И. Сабиров, М. М. Кораблев, Ф. С. Абдулганиев, Казань, 2011.
  • «Анализ социально-экономического эффекта от проведения Универсиады 2013 для муниципального образования города Казани», авторы — Ф. С. Абдулганиев, М. М. Кораблев, 2012.
  • «Актуальные вопросы модернизации экономики региона», автор — Ф. С. Абдулганиев, Казань, 2012.

Предметы, которые Абдулганиев преподавал студентам: «Маркетинг муниципального образования», «Управление закупками и продажами для муниципальных нужд», «Управление муниципальным заказом». Наши эксперты сообщили, что Фарид Султанович по-прежнему преподает в КФУ, правда, только по субботам.

В сети также имеется автореферат докторской диссертации Абдулганиева «Формирование и развитие таксономической концепции экономического пространства в условиях перехода к постиндустриальному технологическому укладу». В середине сентября по его диссертации пришло подтверждение, и он буквально за несколько дней до того, как стать министром, официально получил степень доктора наук.

Жена у Фарида Султановича — потомственный врач по профессии и также доктор наук

7. КАК В ОДНОЙ СЕМЬЕ УЖИВАЮТСЯ ДВА ДОКТОРА

Жена у Фарида Султановича — потомственный врач по профессии и также доктор наук, но только медицинских, она работает в РКБ и заведует кафедрой госпитальной терапии КГМУ. У них две дочки. Конечно, у занятого министра будет не слишком много времени, чтобы с ними общаться, но, как рассказывают знающие его люди, он очень любит супругу и дочерей и с удовольствием проводит время вместе со своей семьей. И старается выкроить часок-другой на свои увлечения, а это большой теннис, плавание и волейбол. Причем теннисом он занимался с 1998-го и уделял раньше тренировкам чуть ли не 5 дней в неделю. Студенты, живущие в Деревне Универсиады, рассказывают, что неоднократно видели своего мэра на корте.

8. КАК ВПАСТЬ В ТРАНС, ИЛИ СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ

Еще в самой ранней юности благодаря одному из своих друзей будущий министр экологии стал настоящим меломаном. Первая юношеская и неугасимая до сих пор его любовь — к пионерам электронной музыки из Германии, группе Kraftwerk («Электростанция»). Она была образована еще в 1970 году двумя музыкантами: Флорианом Шнайдером и Ральфом Хюттером, но известной стала как квартет, когда в нее вошли Вольфганг Флюр и Карл Бартос. Первое название группы было Organisation. Ральф Хюттер рассказывал: «Динамика машины, душа машины — это самая важная часть нашей музыки. Постоянное повторение вызывает состояние транса, а каждый индивидуум ищет возможность впасть в транс — в сексе, в развлечениях, в мире чувств... Но только машины изготовляют абсолютно безупречный транс».

В середине 90-х Абдулганиев даже некоторое время вел передачу на «БИМ-радио» про электронную музыку.

Еще одна подмеченная у Фарида Абдулганиева склонность — предпочтение ярких галстуков

9. ПРЕДПОЧИТАЕТ ЯРКИЕ ГАЛСТУКИ

Еще одна подмеченная у Абдулганиева склонность — предпочтение ярких галстуков. Один наш эксперт считает, что это в некотором роде бзик нового министра. Что ж, яркий в жизни и работе человек имеет полное право на яркие детали одежды, которая, впрочем, у Фарида Султановича отличается элегантностью и строгостью.

10. ЧЕЙ ЧЕЛОВЕК ИЛИ СДЕЛАЛ СЕБЯ САМ?

Чей человек новый министр экологии РТ? Похоже, он сделал себя сам, поскольку в 15 лет самостоятельно принял решение пойти в бизнес, сам выстроил свою жизнь, занялся наукой.

Однако, напоминают наши эксперты, Абдулганиева поддерживал бывший руководитель исполкома Казани и экс-министр по делам молодежи и спорта РТ, ныне депутат Госсовета РТ Рафис Бурганов, помогал мэр Казани Метшин, который рекомендовал его в Деревню Универсиады, поддерживал нынешний министр по делам молодежи и спорта РТ Леонов. То есть у нового министра экологии выстроены отношения с разными политическими силами. Но в целом однозначно сказать, чей он человек, наши эксперты так и не смогли. Многовекторный!

При этом ряд наших экспертов, пересекающихся с Абдулганиевым по работе, предупредили, что он достаточно закрытый человек. И хотя был рекламщиком, распространяться о себе самом не особо любит.

44.jpg
Абдулганиеву помогал мэр Казани Ильсур Метшин, который рекомендовал его в Деревню Универсиады

Пост министра экологии — отнюдь не синекура. Здесь человек находится между молотом и наковальней. Но, судя по мнению наших экспертов, Абдулганиев для этой должности подходит, у него в характере удачно сочетаются твердость, умение отстаивать свою точку зрения, но одновременно и гибкость, которая позволит умело лавировать между властью, капиталом и бескомпромиссными защитниками природы. Те, кто помнит, какие скандалы сотрясали эту отрасль (одни острова на Волге чего стоят!), понимают, что министр экологии должен сочетать в себе несочетаемое, чтобы политически выжить и быть все же эффективным...