«АЛЛА НИКОЛАЕВНА, МЫ БЛАГОДАРНЫ ВАМ»

Сегодня в столице Татарстана славили педагогическую профессию, причем на самом высоком уровне. Церемония открытия финала конкурса «Учитель года России-2015» проходила в театре им. Камала, а среди ее гостей были президент РТ Рустам Минниханов и федеральный министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Примечательно, что сам известный конкурс проводится в 26-й раз, а День учителя в нашей стране отмечается в этом году в юбилейный, 50-й раз.

Все испытания первого и второго очного туров конкурса можно увидеть в прямой трансляции на сайте форума. Три дня в рамках тура №1 конкурсантам в количестве 78 человек будут давать уроки по предметам. По итогам жюри определит шорт-лист из 15 финалистов, которым предстоит пройти через испытания второго очного тура: «Мастер-класс», «Образовательный проект» и «Педагогический совет». Исходя из данных тендера, размещенного минобразом РТ в конце августа, в качестве подарков всем финалистам достанется по планшету со встроенной памятью не менее 16 Гб и глянцевым экраном.

«В связи с традицией проводить смотр лучших учителей на родине предыдущего победителя, в этот раз выбор пал на столицу Татарстана, — отметил министр образования РФ Ливанов. — Учительница биологии из Нурлат Алла Головенькина стала лучшей в конкурсе в прошлом году». Федеральный чиновник отметил, что приехавшие со всей страны педагоги уже стали лучшими в своих регионах и показали высочайший уровень профессионализма. Но еще предстоит сложный и интересный финал. Когда ведущие торжественного открытия стали перечислять те регионы, преподаватели из которых прибыли в Казань, стало понятно, что участвует в смотре творческой педагогики вся Россия, начиная от Камчатки и Калининграда, заканчивая Крымом и Севастополем.

«Алла Николаевна, мы благодарны вам», — отметил достижения педагога из Нурлат и по совместительству блогера «БИЗНЕС Online» в ответной речи Минниханов, обращаясь к прошлогоднему учителю года. — Если бы не ваша победа, мы бы такого количества талантов у нас не увидели. И нам важно показать, что такое Татарстан! Я уверен, что мы создадим все условия, чтобы конкурс был и интересным, и продуктивным. Вдруг, если так окажется, что в следующем году опять придется всероссийский конкурс проводить в Казани, мы сильно возражать не будем».

Слева направо: Дмитрий Ливанов, Рустам Минниханов и Алла Головенькина

2 октября в ТРК «Корстон» будет объявлена пятерка лучших учителей России. А завершится многоступенчатый и длительный конкурс 5 октября в Москве в государственном Кремлевском дворце. Дело в том, что министр Ливанов пообещал в прошлом году, что отраслевой праздник педагогов будет отныне всегда отмечаться в Кремле, поэтому вручение хрустального пеликана — главного приза — будет проходить именно там. Редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, которому предстоит вести московскую церемонию, отметил, что «мы не хуже военных, налоговиков и работников других профессий, которые отмечают отраслевые праздники с размахом». Кстати, помогать в конферансе ему будет та самая Головенькина, из-за которой и случился весь этот «сыр-бор» в Казани.

Нужно отметить, что минобраз РТ на проведение конкурса потратил 21,8 млн. рублей — на организацию заключительного этапа «Учителя года России-2015». Согласно техническому заданию, размещенному ранее на сайте госзакупок РТ, количество участников (имеется в виду не только конкурсанты, но и жюри, и т. п.) — 180 человек, которых в Казани на 9 дней заселят в гостиницы классом не менее четырех звезд с трехразовым питанием. В информации приводится даже меню завтраков, обедов и ужинов. Также известно, что передвигаться в свободное от конкурса время все участники будут на комфортабельных автобусах, и организаторы обещают им экскурсии в Кремль, Свияжск, Раифу, а также походы в местные театры.

Согласно документу, опубликованному на сайте госзакупок, подрядчик должен обеспечить сопровождение конкурсантов и по Москве на автомобиле не ранее 2005 года выпуска и не менее С класса с ж/д вокзала, автовокзала, аэропорта до места проживания и обратно. При этом никто из государственного Кремлевского дворца не уйдет без букета живых цветов.

Минобраз РТ на проведение конкурса потратил 21,8 млн. рублей

ЖЕНЩИНАМ-ПЕДАГОГАМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МУЖЧИНАМ

Каждый из участников приготовил свою индивидуальную программу, по которой будет проводить уроки. «У жюри есть свой оценочный лист, и мы не сможем далеко откланяться от него, выставляя оценки», — рассказала в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» москвичка Юлия Макасиева, одна из членов жюри. «Главное, чтобы участник все сделал красиво, во всех смыслах слова. В плане глубины, передачи того, что он умеет, чтобы через выполнение конкурсных заданий чувствовалась любовь к профессии», — дала совет Макасиева.

По словам учителей, чтобы попасть в финал, нужно потратить массу энергии и сил, и некоторые опасаются, что после таких бурных событий в их творческой карьере может наступить опустошение. Но каждый спасается от этого по-своему. «Моя семья — лучший релаксатор, — говорит учитель английского языка из соседней Чувашии Светлана Ильина. — Дети, объятия мужа — и понимаешь, что ты не только успешный учитель, но и успешная мама и любимая жена. Это очень важно в нашей работе, и мне почему-то кажется, что женщинам-педагогам немного легче, нежели мужчинам». Кстати, конкурс по-прежнему преимущественно имеет женское лицо — из 78 участников только треть составляют представители сильной половины.

«Мужчинам нужно дать почувствовать себя именно как мужчине в педагогике, — говорит Андрей Пархоменко, приехавший из города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа. — Профессия учителя все-таки женская, и мужчины-педагоги часто вынуждены мимикрировать. Мужики подтянутся в учителя тогда, когда почувствуют свою гендерную принадлежность в отрасли, и это действительно очень важно». Сам он приехал на север с Украины, из Черниговской области, на время, на заработки, но так и остался в непривычном для себя климате, и теперь 30 лет преподает музыку. «Тут не только мы обучаем, но и идет непрерывный процесс самообразования, — заявляет Пархоменко. — Каждый приехал из своего региона, со своими находками и опытом, а те, кто организуют конкурс и судят его, вдыхают в нас новую жизнь. Я даже после летнего установочного семинара в Москве в сентябре зашел в класс и по-другому начал работать. После такого общения появляется другой взгляд на общение с детьми и на саму профессию. Педагогика не стоит на месте, нам необходимо самим меняться, чтобы в бурно меняющемся времени наших непостижимо меняющихся детей все-таки связать с традициями, культурой и дать вектор на дальнейшее будущее».

Есть свои секреты и у Максима Ряписова из Камчатского края, поселка Термального. Он совмещает сразу три предмета — ОБЖ, обществознание и историю, но на конкурс приехал как историк: «Если предмет напичкать большим количеством понятий и дат, дети будут очень плохо его усваивать. А когда ты выстраиваешь понятийный аппарат в удобном восприятии, то все нормально. Поэтому стараюсь в своей работе использовать информационные технологии и различные гаджеты. Детям всегда удобно, планшеты и сотовые всегда находятся под рукой, дети знают, где нужно что посмотреть и проанализировать. Сложность в том, как огромный объем информации уместить в доступный для понимания ребенка формат». Учитывая непростую сегодняшнюю политическую обстановку и то, как по-разному трактуются события даже недавно минувших лет, педагог с Камчатки выработал для себя определенную структуру преподавания. «Я стараюсь не делать однозначных выводов по поводу практически всех исторических событий. Дети должны воспринимать альтернативные точки зрения, знать, что может быть и по-другому, с разных сторон взглянуть на проблему, — говорит Ряписов. — Поэтому часто я отказываюсь использовать учебник, ибо там, как не крутите, слишком много воды».