Анатолий Ливада подозревается в неуплате НДФЛ на 3 млн. рублей

ДЕЛО ВОЗБУДИЛИ — ДОЛГ ПОГАСИЛИ

Судя по тому, как разворачиваются события вокруг «Фона», этого стоило ждать давно. Но тем не менее сегодня, когда следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении директора ЗАО «Фон» Анатолия Ливады, для рынка это грянуло как гром среди ясного дня. Как сказано в официальном сообщении СК, 62-летний руководитель одной из крупнейших строительных организаций республики подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ. «По версии следствия, с января 2012 по декабрь 2013 года Ливада не исполнил в полном объеме обязанность налогового агента по своевременному удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физического лица, удерживаемого с заработной платы сотрудников, на сумму 3,2 миллиона рублей», — сказано в сообщении.

Конечно, глаз резанула инкриминируемая сумма. Для Ливады, легендарной фигуры стройрынка Казани, который был успешен еще в 90-е, а в нулевые был на пике могущества и успеха, просто смешна. 3 млн. для таких олигархов — это карманные расходы...

Как отметил газете «БИЗНЕС Online» Айнур Ялилов, партнер юридической фирмы «Шаймарданов и Партнеры», «вилка» наказания за подобное преступление довольна широка. Руководитель может получить либо штраф (100 - 300 тыс. рублей или в размере зарплаты от года до двух) либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Для тех, кто в теме, понятно, что Ливаде прислали «черную метку». Мол, терпение лопнуло, уважаемый... Или — или.

В самом «Фоне» корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что задолженность не просто в процессе погашения — после обеда весь долг мгновенно уже был перечислен. Кто бы сомневался! Дальше в компании как-то объяснить ситуацию отказались, мол, пока не готовы.

Однако обращает на себя внимание ситуация, в которой было возбуждено это дело. В начале сентября президент Татарстана Рустам Минниханов провел совещание по долевому строительству в республике. Тогда, как сообщала пресс-служба президента РТ, наибольшее внимание было уделено ситуации вокруг ГК «Фон» и ООО «Фирма «Свей» (четыре дома), присмотреться к деятельности которых президент попросил правоохранительные органы. ООО «Фирма «Свей» (ООО «МагСтрой») не окончило в Казани строительство четырех домов. Из них завершено строительство (кроме вопросов сетей и теплоснабжения) жилого дома по улице Космодемьянской/Бехтерева. Два дома в 68-м квартале находятся на стадии завершения. Жилой дом на улице Достоевского, 57 находится на стадии строительства, ожидается завершение работ до конца текущего года.

У «Фона» в списке значилось 24 проблемных жилых дома, в высокой степени готовности находилось пять домов. 4 сентября в Набережных Челнах в микрорайоне «Яшьлек» был сдан в эксплуатацию первый «проблемный» дом ГК «Фон» — 65/10 (2-й блок). Спустя еще неделю сдали в эксплуатацию дом №4 в ЖК «Молодежный» по Ноксинскому спуску. Его строительство началось во втором квартале 2013 года, сдать объект планировалось в конце прошлого года. Общая площадь дома — 12,4 тыс. кв. м, 231 квартира. В комплексе ЖК «Молодежный» предусматривается строительство пяти домов. Общая площадь составляет 53,4 тыс. кв. метров на 964 квартиры. Тогда же сообщалось, что в ближайшее время могли быть введены в эксплуатацию дом №2 (позиция 5) ЖК «Симфония», три блока секции (2 - 4) дома ЖК «Солнечный».

Причем источники, знакомые с ситуацией, говорят, что если в Казани дело с проблемными домами медленно, но движется («Фон», участники рынка считают, власти носят буквально на руках и идут на все преференции), то в Набережных Челнах оно застыло на мертвой точке и близко к выходу из-под контроля. На предлагаемые схемы «Фон» не соглашается уже долгое время. Безусловно, возбуждение дела можно связывать и с неким посылом Ливаде. Ранее сообщалось, что завершение строительства предполагалось с помощью Госжилфонда и его главы Талгата Абдуллина, который планировал вложить в «Яшлек» 80 млн. рублей.

Ранее завершение строительства проблемных домов ФОНа в Челнах предполагалось с помощью Госжилфонда и его главы Талгата Абдуллина (в центре)
Ранее завершение строительства проблемных домов «Фона» в Челнах предполагалось с помощью Госжилфонда и его главы Талгата Абдуллина (в центре)

НЕ ТОЛЬКО ПРЯНИК, НО И КНУТ?

Однако после этих положительных новостей пошли совсем другие сообщения, видимо, власти устали действовать методом пряника и взяли в руки кнут. Тем более закончились выборы, а вместе с ними запрет на плохие новости.

На прошлой неделе МВД сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении руководства ООО «Фирма «Свей», заподозрив их в мошенничестве на 4 млн. рублей (тоже смешная сумма для хозяина компании Рашита Аитова, но тут главное — чтобы коготок увяз...). Следователи считают, что субподрядная организация (по нашим данным, это ООО «МеталлСтрой») с июня 2012 года по июнь 2014 года выполняла для «Свея» на одном из строительных объектов работы на 3,85 млн. рублей. Рассчитаться с ней застройщик должен был трехкомнатной квартирой в доме №23 на улице Ульянова. Однако затем выяснилось, что предоставленная квартира располагается на мансардном этаже, является общей долевой собственностью и продаже не подлежит. В связи с этим Регпалата отказалась выдавать свидетельство о праве собственности. В итоге партнер «Свея» оказался не только при своих интересах, но еще и в минусе: стоимость квартиры (те самые 3,85 млн. рублей) превышала стоимость работ, поэтому разницу фирма-субподрядчик успела перечислить «Свею» на расчетный счет. В сообщении МВД по РТ уточняется, что в мошенничестве подозреваются «руководители и один из учредителей» ООО «Фирма «Свей». Согласно базе данных «Контур», в числе владельцев компании, находящейся в процедуре банкротства, три человека: Рашид Аитов (34%), Леонид Осмоловский (33%), Роберт Абдульменев (33%). Компания проходит процедуру банкротства. Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, близкий к следствию, из этой троицы у следователей больше всего вопросов именно к Аитову, это и понятно, ведь именно он всегда выступал в роли главного хозяина бизнеса.

По нашим данным, в правоохранительных органах вынесено решение о задержании Рашида Аитова, который, предположительно, сейчас находится за границей
По нашим данным, в правоохранительных органах вынесено решение о задержании Рашида Аитова, который, предположительно, сейчас находится за границей

Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «БИЗНЕС Online», что в настоящее время Аитов находится за границей. Причем уехал весьма срочно. По нашим данным, в правоохранительных органах вынесено решение о его задержании. Час назад пресс-служба «Свея» получила от нас запрос на предмет того, где находится Аитов и правда ли, что он уехал за границу? Оперативно ответить сотрудники «Свея» не смогли, поэтому редакция «БИЗНЕС Online» ждет, когда господин Аитов с нами свяжется и прокомментирует ситуацию, сложившуюся вокруг него.

Таким образом, можно расценивать, что ситуацию с проблемными домами в Татарстане не просто держат на контроле — правоохранительные органы рассматривают под лупой каждый шаг застройщиков, чтобы иметь рычаги и довести объекты до сдачи. Даже несмотря на огромные долги...

«ФОН» ПЕРЕДАСТ 1,15 МЛРД. НА СТЕКЛО

Напомним, что крупнейшим кредитором «Фона» являлся Сбербанк, который выдал компании в общей сложности кредитов как минимум на 2,5 млрд. рублей. Однако впоследствии банк передал проблемные долги ООО «СБК Стекло». «Сбербанк неоднократно проводил мероприятия по урегулированию проблемного актива ГК «Фон». Дважды (в 2009 и 2013 годах) были заключены мировые соглашения, которые с конца 2014 года не обслуживаются должниками, — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе кредитной организации. — Банк всегда заинтересован в мирном урегулировании любой проблемной ситуации. Учитывая наличие необслуживаемой просроченной задолженности более 90 дней, банк был обязан инициировать судебный порядок урегулирования долга (весной этого года прим. ред.). В июле 2015 года Сбербанк передал задолженность ООО «СБК Стекло» для возможного урегулирования».

ООО «СБК Стекло» является дружественной организацией Сбербанку. Согласно базе данных «Контур», его учредителем является московское ООО «Сбк Проект», которым, в свою очередь, владеет ООО «Сбербанк Капитал». Получить комментарии ООО «СБК Стекло» нашей газете не удалось.

Добавим, что 19 августа и 20 августа Арбитражный суд Татарстана по двум делам вынес решение о взыскании с ООО «Фон» и ООО «Фон-Строй» в пользу СБК «Стекло» 1,15 млрд. и 1,3 млрд. рублей соответственно. Сегодня в ГК «Фон» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что со «Стеклом» было подписано мировое соглашение. Детали соглашения на момент написания материала не раскрывались.

ВВИДУ ПРОБЛЕМ КАЗНЫ ФИСКАЛЬНЫЕ ВЕДОМСТВА АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают дело против «Фона» из-за неуплаты НДФЛ малоперспективным — оно больше похоже на акт устрашения.

Эдуард Зяббаров — управляющий партнер юридического агентства «ЮНЭКС»:

— Сумма в размере 3,1 миллиона рублей может быть признана крупной, соответственно, подпадать под уголовное деяние при условии, что она превышает 10 процентов, подлежащих уплате сумм налогов. Статья 199.1 УК РФ при неисполнении обязанностей налогового агента, совершенном в крупном размере, предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до двух лет. Уголовное наказание может наступить, только если доказано, что лицо не выполнило обязанности налогового агента намеренно и с умыслом, а также в личных интересах. При этом лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом полностью уплачены суммы недоимки, пени и штраф, предусмотренные НК РФ. Учитывая изложенное, считаю уголовное преследование директора ЗАО «Фон» малоперспективным.

Для строительной компании сумма в 3 млн. рублей не является проблемной
Для строительной компании сумма в 3 млн. рублей не является проблемной

Айнур Ялилов — партнер юридической фирмы «Шаймарданов и Партнеры»:

— Следует отметить, что в настоящее время следователи могут возбудить уголовное дело и без материалов налоговой проверки, что серьезно повышает риски для бизнеса. Практика последнего периода показывает, что ввиду проблем казны фискальные ведомства активизировались. Возбужденное уголовное дело с учетом российских реалий, обусловленных сильным обвинительным уклоном, в подавляющем случае всегда ведет к обвинительному приговору.

Однако в соответствии с частью 2 статьи 199 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклоняющимся от уплаты налогов, которое вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней и штрафов. Иначе говоря, налогоплательщику законодатель сам делает предложение, от которого сложно отказаться. Либо ты борешься с целой системой, где процент оправдательных приговоров на уровне статистической погрешности, либо оплачиваешь доначисленные налоги, согласен ты с ними или нет.

Михаил Золотухин — гендиректор ООО ЖСК «Комфортное жилье»:

— Для нормального застройщика 3 миллиона не деньги, это цена одной квартиры. Но все зависит от состояния компании. Я так понимаю, к Ливаде слишком много вопросов из-за долгого ввода жилья с кучей сопутствующих проблем. С одной стороны, какие бы сейчас ни были отношения с дольщиками, наверное, все-таки, уголовные дела — это перебор. В последнее время мы почему-то хозяйственные споры решаем за счет других процессов, и уголовных в том числе. Это действительно вызывает вопросы.

С другой стороны, может быть, там речь идет о зарплате в конвертах. Кроме того, важным нюансом в таких вопросах может быть наличие денежных средств на счету работодателя. Само по себе умышленное неперечисление денег в бюджет в особо крупном размере влечет за собой не административное, а уголовное наказание. А особо крупный размер начинается от миллиона. Так что по большому счету если бы я месяца три-четыре не перечислял денег в бюджет, тоже, наверное, уголовное дело завели бы. Но, откровенно говоря, иногда даже обидно, что мы теряем свою конкурентоспособность из-за того, что мы, в отличие от конкурентов, налоги платим. В этой ситуации я на самом деле только приветствую ужесточение этих процессов — не надо налоги увеличивать, надо всех заставить их платить. Вместо этого разговоры идут о росте налогов, пенсионного возраста, о том, как сильнее затянуть гайки. А если болт сломается? Нефтяникам других государств налоговое бремя снижают из-за падения цены на нефть, а нашим, значит, надо увеличить. Так что налоги надо взимать, пусть даже через возбуждение уголовных дел.

P.S. После того, как материал был опубликован, к редакцию «БИЗНЕС Online» поступило сообщение от компании «Свей». «Рашит Аитов в настоящее время проходит очередной плановый курс лечения за границей, который начался задолго до возбуждения уголовного дела. Работы на всех объектах ООО «Фирма «Свей» продолжаются в текущем режиме», - сказано в сообщении.