В 1436 год по мусульманскому летоисчислению, в 9-й день месяца Зуль-Хиджа, иначе: 23 сентября 2015 года — новая Соборная мечеть распахнула свои двери для верующих и гостей со всего мира

ФСО ОТКРЫЛА ДВЕРИ ДЛЯ ПОСЛА США, НО НЕ ХОТЕЛА ПРОПУСКАТЬ ИМАМА

Церемония открытия Соборной мечети, приуроченная к празднику Курбан-байрам (его ожидают мусульмане всего мира уже завтра), началась с опозданием примерно на час и в то же время с опережением практически на целый год. Такой парадокс объясняется тем, что изначально мечеть планировали открыть в мае 2016 года, но затем решили ускорить работы, чтобы не выйти за рамки празднования 70-летия Великой Победы. Это удалось: в 1436 год по мусульманскому летоисчислению, в 9-й день месяца Зуль-Хиджа, иначе: 23 сентября 2015 года — новая мечеть распахнула свои двери для верующих и гостей со всего мира. И распахнула, как никогда, вовремя для России, мусульман и Путина — с учетом того, что сейчас происходит в мире и прежде всего в Сирии, куда — в военный конфликт — явно втягивается наша страна.

Торжество предварительно намечалось на 10 часов, но уже в семь утра у входа в мечеть начали собираться многочисленные журналисты, аккредитованные на церемонию. Корреспондент «БИЗНЕС Online» тоже заблаговременно выехала из дома, зная, что Москва — столица не только России, но и пробок. Тем более за несколько дней до открытия мечети близлежащие к храму улицы перекрыли. Каково же было удивление нашего корреспондента, когда к моменту официального закрытия прохода для прессы представители СМИ продолжали уныло стоять около металлических рамок. Не впускали никого. Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник в пресс-службе совета муфтиев России (СМР), проблема была связана с тем, что ФСО каким-то чудесным образом потеряла аккредитационные списки.

Тем временем через VIP-проход мимо грустных и уже уставших журналистов последовательно проходили гости с особыми приглашениями. Спустя полчаса даже среди них образовалась весомая очередь. Досмотр был очень строгим. Наличие приглашения еще не означало «зеленый свет», если гость не мог подтвердить свою личность паспортом.

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин (в центре)

Жертвой недоразумения стал, к примеру, даже имам Соборной мечети, председатель ДУМ Москвы Ильдар Аляутдинов. Эфэсошники ни в какую не хотели пропускать его, пока тот не предъявит паспорт. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» неизвестно, чем закончилась эта история, но хочется верить, что муфтий все-таки попал на торжество, к которому он имел самое прямое отношение.

Через «лазейку» для VIP'ов также пропускали послов разных — не только арабских — стран. Наш корреспондент заметила среди приглашенных посла США в России Джона Теффта. Накануне дипломат как раз заверял СМИ, что счастлив будет увидеть новый мусульманский храм, который так важен для всех «приверженцев мирного ислама». И вот теперь Теффт, предъявив дипломатический паспорт, не спеша занимал свое место в рядах бархатистых кресел, установленных на специальной площадке.

В числе первых гостей оказались бывший тренер ФК «Рубин» Курбан Бердыев (справа), президент АПМ РФ Марат Кабаев (слева) и гендиректор ООО «Булгар-Синтез» Фарид Мифтахов

Дружной вереницей проходили думские депутаты. Радостный Фатих Сибагатуллин проследовал на почетное место в первом ряду. Очередь пришлось отстоять и полпреду РТ в РФ Равилю Ахметшину наряду с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным. Среди VIP'ов также были замечены журналистка и совладелец медиакомпании «Апостол» Тина Канделаки, известный телеведущий Дмитрий Киселев, отец гимнастки Алины Кабаевой, президент АПМ РФ Марат Кабаев, певец Ринат Ибрагимов, генерал Махмуд Гареев. Уже около мечети корреспондент «БИЗНЕС Online» застала экс-мэра Казани Камиля Исхакова, депутата Марата Бариева, лидера ЛДПР Владимира Жириновского с соратниками, первого зампредседателя СМР Рушана Аббясова.

Ждали президентов России, Турции и Палестины, но они, как всегда, запаздывали.

Джон Теффт
Джон Теффт (слева) и Павел Астахов

«МУСУЛЬМАНСКОМУ МИРУ НАДО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ ВОКРУГ РОССИИ И ПУТИНА»

Среди СМИ ходили слухи, что опаздывает на этот раз не президент РФ Владимир Путин, а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который якобы только-только сел в самолет. А ведь, как известно, из Анкары путь в Москву не близок — как минимум часа два.

Тем временем к мечети прибыли делегации лидеров российских мусульманских республик — президента Татарстана Рустама Минниханова, главы Чечни Рамзана Кадырова и главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Минниханов и Кадыров, о чем-то переговариваясь, заняли места по соседству, при этом чеченский лидер по-братски приобнял татарстанского коллегу. Абдулатипов же нашел время, чтобы выйти под свет телевизионных софитов.

Фатих Сибагатуллин, Марат Бариев, Рустам Минниханов

Как заявил глава Дагестана в прямом эфире телеканала «Россия», он давно считает Путина защитником ислама и всех мусульман — не только российских, но и принадлежащих к большому арабскому миру. По словам Абдулатипова, в то время как США и страны западной культуры вносят раздор и смуту в среду мусульман, Россия и Путин неизменно встают на их защиту. «Ирак был спокойной страной, которая ни с кем не ссорилась и не воевала в последние годы, но США оккупировали ее территорию и казнили президента Саддама Хусейна», — напомнил дагестанский лидер. Впоследствии эта страшная эстафета, запущенная американцами, была продолжена в Иране, Сирии и Ливии, прошла по мусульманскому миру инспирированной извне «арабской весной». «И везде защитником традиционного ислама неизменно выступала Россия, — считает Абдулатипов. — Поэтому мусульманам, если они хотят сохранить свои ценности, надо объединяться вокруг Путина и вокруг нашей страны».

Тем временем очередь из прессы все-таки начала двигаться сквозь рамки металлоискателей. Под строгим надзором эфэсошника журналистов порциями провожали в огороженный пресс-центр. В специально оборудованном шатре с накрытыми столами сотрудникам медиа пришлось ожидать начала торжественной церемонии.

Равиль Гайнутдин первым делом прошел в шатер для СМИ

Приблизительно в 11:00 к мечети прибыл российский муфтий шейх Равиль Гайнутдин и сразу же обрадовал журналистов тем, что первым делом прошел в шатер для СМИ. «Я искренне благодарю вас за ваше внимание, за ваше уважительное отношение к той работе, которую мы выполняли в течение 10 лет со дня получения разрешения на реконструкцию и строительство Московской соборной мечети. Сегодняшний день для мусульман Москвы, России и для мусульман всего мира — исторический день. Это праздник, это эпохальное событие», — сказал муфтий.

Гайнутдин с удовольствием отметил, что прежняя мечеть была рассчитана только на 900 молящихся, а нынешняя — на 10 тысяч. «Эта мечеть — главная мечеть нашей страны. Сюда приезжают главы государств и правительств... Это представительская мечеть, откуда звучат выступления муфтия, откуда распространяются обращения муфтия. Отсюда мы направляем посыл всему миру», — заявил шейх. Новая Соборная мечеть, уверен муфтий, достойна Москвы. Отдельно Гайнутдин поблагодарил и строителей, и меценатов, обратив внимание на вклад дагестанского предпринимателя, члена Совета Федерации Сулеймана Керимова. «Я ради достижения только милости Аллаха сделаю все, выделю столько, сколько понадобится, чтобы величественная красивая мечеть была отстроена», — процитировал сенатора и мецената Гайнутдин. Как уже писал «БИЗНЕС Online», вклад Керимова в мечеть стоимостью $170 млн. был самым весомым.

Также глава СМР поблагодарил президента Турции за то, что тот еще в самом начале строительства мечети пообещал от имени народа своей страны сделать свой вклад, а также Махмуда Аббаса, который от имени детей Палестины внес в возведение храма $25 тысяч. «Они также хотели быть соучастниками строительства Соборной мечети», — добавил Гайнутдин.

В заключение, поблагодарив еще и прессу, муфтий спешно удалился в соседний шатер, где, видимо, собирались самые почетные гости. На церемонию тем временем в числе прочих прибыл мэр Москвы Сергей Собянин, который сел по правую руку от Минниханова.

В 11:20 на площадке перед мечетью стремительно появился Путин. Его сопровождали чудом возникший из самолета президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а также несменяемый государственный лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев и глава Палестины Махмуд Аббас.

«РОССИЯ — ПРАВОПРЕЕМНИЦА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Торжественная часть церемонии началась с исполнения шести аятов из суры «Аль-Фатиха», кстати, недавно запрещенных Южно-Сахалинским городским судом. Но об этом судебном конфузе на открытии мечети предпочли не вспоминать: когда завораживающее молитвенное пение умолкло, на трибуну близ мечети поднялся Гайнутдин.

В целом его публичное выступление повторило «речь для прессы» с тем отличием, что теперь Гайнутдин имел возможность напрямую обращаться к сидевшим перед ним высокопоставленным слушателям. Муфтий так и сделал: подняв глаза на расположившегося в первом ряду российского лидера, он с ударением на произносимых фразах заявил, что именно Путин впервые официально назвал Россию мусульманской страной, чего прежде не делали ни цари, ни партийные генсеки. Именно Путин определил Россию как одну из опор мусульманского мира. «Мы правопреемники не только Киевской Руси, Московского царства, Российской империи и Советского Союза, — возвысил голос Гайнутдин. — Мы правопреемники Волжской Булгарии, Золотой Орды и кавказских государственных образований, создававшихся сподвижниками пророка Мухаммеда».

4093443.jpg
Юнус-бек Евкуров, Рамазан Абдулатипов (слева направо)

По словам муфтия, внешний облик Соборной мечети, совместивший в себе черты Спасской башни с контурами башни Сююмбике в Казанском кремле, подчеркивает стремление России к своим духовным корням и евразийским основам.

Интересно, что выступление Гайнутдина очень быстро нашло понимание у ученых-историков (а таковые присутствовали на церемонии, например, директор Эрмитажа, арабист Михаил Пиотровский), признавших, что сегодняшнее событие действительно беспрецедентно для российской истории. Когда более 100 лет назад в тогдашней императорской столице Санкт-Петербурге тоже открывали большую мечеть, на церемонии отсутствовал император Николай II, среди гостей были замечены только члены царской семьи. Теперь же вся официальная Россия собралась на торжестве, чтобы своим присутствием подчеркнуть значимость происходящего.

БОЛГАРСКАЯ ИСЛАМСКАЯ АКАДЕМИЯ СТАНЕТ КРУПНЕЙШИМ ЦЕНТРОМ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

Следом за российским муфтием последовали короткие выступления Аббаса и Эрдогана. Президент Палестины назвал Москву «одной из самых влиятельных мировых столиц, которая определяет будущее мира и человечества», а турецкий лидер неожиданно процитировал Льва Толстого, когда говорил о волне беженцев с Ближнего Востока.

«Я хочу воззвать к миру словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который сказал: «Людям кажется только, что они живы заботой о себе, а живы они одной любовью», — сказал Эрдоган. И напомнил, что в одном из толстовских рассказов подожженный дом спалил всю деревню. «За то, что происходит на берегах Средиземного моря, должно быть стыдно всему человечеству, — заявил президент Турции. — Пламя пожара на Ближнем Востоке мы должны стремиться потушить своей любовью, добром, справедливостью, слушая голос совести». В заключение Эрдоган добавил, что Турция приняла сотни тысяч беженцев, искавших спасения у ее границ.

Владимир Путин

Наконец, на трибуне перед мечетью, на фоне нового «канадского» гранита, облицовывающего фасад храма, появился Путин. Его речь тоже была лаконичной и по-военному четкой. Российский лидер начал с того, что сердечно поздравил всех с открытием Соборного мусульманского храма, заметив, что он воссоздан на историческом месте. По мнению Путина, «современный великолепный вид» мечети достоин «столицы единой, многонациональной и многоконфессиональной страны, достоин России, в которой ислам по российскому закону является одной из традиционных российских религий и его последователями считают себя миллионы граждан». Президент РФ считает, что Россия изначально создавалась как многонациональная и многоконфессиональная страна, в этом ее своеобразие и сила. «К примеру, мусульманская община Москвы сложилась еще в Средневековье, свидетельство тому — татарские корни у названий многих улиц нашей столицы», — многозначительно подчеркнул Путин.

В новой постсоветской РФ произошло возрождение ислама: только последние 20 лет количество культурных и культовых мусульманских учреждений выросло в разы, констатировал президент. «Просто удивительные по своей красоте мечети появились в Татарстане, Башкортостане, Чечне, в других регионах Российской Федерации. С 2003 года наша страна является постоянным наблюдателем и в Организации Исламская Конференция. Тысячи паломников из России совершают хадж, стало значительно больше медресе и школ при мечетях», — заметил лидер российского государства.

Слева направо: мэр Москвы Сергей Собянин, член Совета Федерации России от Дагестана Сулейман Керимов, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, Владимир Путин, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и Президент Государства Палестина Махмуд Аббас
Слева направо: Сергей Собянин, Сулейман Керимов, Реджеп Тайип Эрдоган, Владимир Путин, Равиль Гайнутдин и Махмуд Аббас

Крупнейший ученый центр мусульманского мира вскоре появится и в Татарстане, напомнил Путин. «Мною поддержано предложение руководства РТ и ведущих духовных управлений мусульман о создании Болгарской исламской академии». Это особенно важно для того, «чтобы мусульманская молодежь воспитывалась на традиционных исламских ценностях, чтобы пресекались попытки навязать чуждые нам мировоззренческие установки, которые не имеют ничего общего с подлинным исламом». В качестве примера «извращенного ислама» Путин привел Исламское государство, подчеркнув, что «их идеология построена на лжи».

В заключение российский президент поздравил всех с наступающим «светлым праздником» Курбан-байрамом и пожелал мусульманам «добра, счастья и процветания», подчеркнув, что государство будет и впредь помогать воссозданию отечественной мусульманской богословской школы, своей системы религиозного образования.

«САМЫЙ ДОРОГОЙ ПОДАРОК» ОТ РАМЗАНА КАДЫРОВА

Соборная мечеть стала считаться действующей ровно с того момента, как только Путин и Гайнутдин сдернули с мемориальной доски, украшающей стену храма, символическое покрывало. На доске, кстати, оказались запечатлены их имена — как «первооткрывателей» самого значительного в Европе мусульманского храма. После этого все, кто присутствовал на церемонии, пошли осматривать мечеть.

Фарит Фарисов

Советник председателя СМР Фарит Фарисов вместе с Кадыровым поднялись на один из верхних этажей храма, где разместился музей российского ислама. «Кадыров, рассматривая подарки Путина и остальных, подошел к одному из постаментов и говорит: «Что здесь?» — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Фарисов. — А там пустая колба из бронированного стекла. Я ему говорю: «Здесь должен быть самый дорогой подарок». Кадыров говорит: «Самый дорогой подарок мой. Я дарю этой мечети волос пророка». Как выяснилось, этот волос ему подарил король Саудовской Аравии».

Среди тех, кто осматривал новую мечеть, корреспондент «БИЗНЕС Online» встретила Самигуллина и попросила его поделиться впечатлениями о церемонии. «Очень понравилось, что Владимир Путин поддержал создание Болгарской исламской академии, — сказал Камиль хазрат. — Таким образом, не осталось никаких разночтений по поводу того, где разместится академия: в Москве или Татарстане. Президент страны поставил точку в этом вопросе. Мы долго думали над названием, а тут оно само пришло — Болгарская исламская академия. Глава государства сам ее уже красиво назвал. Это первое, на что я обратил внимание в речи президента».

А второй момент, по словам татарстанского муфтия, связан с впечатлением, которое произвела на него архитектура мечети. «Создается ощущение, что старая мечеть как будто не разрушена, а расширена в 20 раз, — говорит Самигуллин. — Вы наверняка заметили, что в архитектуре вроде Спасская башня проглядывается, а вроде — Сююмбике. Смотрим: купола как будто на московские церкви похожи, но тут же — турецкая каллиграфия, индо-арабский стиль. То есть некая мозаика культур сочетается в одной мечети. Это символично, ведь страна многонациональна и многоконфессиональна. Это все красиво сочетается. Прекрасно, что такая большая мечеть появилась все-таки в Москве, многие не верили. Будем надеяться, что мусульманских храмов в столице будет еще больше».

Со второй половины дня Соборная мечеть открыла свои двери не только для почетных гостей, но и для всех верующих. Завтра «БИЗНЕС Online» опубликует подробный фоторепортаж (как же все-таки выглядит один из главных символов российской уммы), а сегодня уже можно начинать осмысливать принципиально новую реальность, где оказались мусульмане страны, в адрес которых ВВП послал массу четких сигналов и фактически на весь мир признал их одной из несущих опор России.