Сегодня в Ново-Огарево Владимир Путин провел совещание по бюджетным проектировкам на 2016 год

ГОСТИ СЪЕЗЖАЛИСЬ НА ДАЧУ...

Все говорило о том, что сегодняшнее совещание по бюджетным проектировкам на 2016 год будет отнюдь не рядовым, и состав его участников стал лишним тому подтверждением. Помимо президента и премьера в дискуссии приняли участие глава администрации Кремля Сергей Иванов, спикеры обеих палат парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин, вице-премьеры Дмитрий Рогозин, Аркадий Дворкович и Ольга Голодец, три экономических богатыря — Алексей Улюкаев, Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина, а также глава Счетной палаты Татьяна Голикова. В общем, все власть предержащие государства российского и примкнувший к ним глава «Роснефти» Игорь Сечин как представитель нефтяного лобби.

Президент придал происходящему нужную тональность, сразу расставив акценты. «Необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость государственных финансов, существенно снизить зависимость бюджета от нефтяных цен, котировок», — заявил Владимир Путин, охарактеризовав ситуацию в экономике как «непростую, но не критическую». И теперь властям нужно принять «выверенные, правильные решения». К сожалению, большая часть совещания прошла за закрытыми дверями, но определенные выводы из сегодняшнего события сделать можно.

Впервые за многие годы сытая расслабленность окончательно покинула российских чиновников. Накануне стало известно, что в Белом доме всерьез обсуждается худший вариант, при котором нефтяные цены в 2016 году не превысят $30 - 35 за баррель. Как рассказали РБК два высокопоставленных правительственных чиновника, министр финансов Силуанов еще 11 сентября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева предложил подготовить «стрессовый» макропрогноз на 2016 год исходя из этих цифр. Там же звучали и другие схожие оценки: по версии министра экономики Улюкаева, плохой вариант предполагает не ниже $40 (впоследствии представитель МЭР подтвердил это), по мнению представителя ЦБ — $35 за бочку. Как ни странно, в тот же день Центробанк обнародовал свой официальный прогноз, сообщив, что «рисковый сценарий — сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже $40 за баррель в 2016 - 2018 годах». Информагентство объяснило такое разночтение высказыванием одного из подчиненных Набиуллиной. На «ковре» у Медведева тот пояснил, что регулятор действительно проводил стресс-тест на уровне $35 за баррель, но не стал называть цифру, чтобы «не пугать народ».

Впрочем, фигуры умолчания уходят в прошлое. Реальность не пожелала слушаться заклинаний Улюкаева и Силуанова, регулярно уверявших, что российская экономика прошла кризисное дно («БИЗНЕС Online» не раз высказывал сомнения по этому поводу). А теперь еще пришла пора верстать бюджет на следующий год, и розовые очки на глазах явно не улучшат его качество. С кого потом за это спросят, объяснять не надо, так что самое время подстелить соломку, да и населению пора привыкать к мысли, что бедность не порок.

Напомним, минэкономразвития в конце августа представило рабочий вариант прогноза на 2016 год, заложив цену на нефть в $55 за баррель и оценив рост ВВП в 1,8%. Но эти цифры в качестве базы для бюджетных расчетов признали слишком уж оптимистичными, после чего бочку быстро уценили до 50 баксов, а прирост национального продукта — до 1%. По словам Силуанова, дефицит федерального бюджета при этом окажется не больше 3% ВВП, и это требование сегодня вновь озвучил Путин.

Однако уложиться в эти рамки будет ой как непросто. На днях Госдума рассмотрела исполнение бюджета за прошлый год, который был исполнен с дефицитом в сумме 335 млрд. рублей, или 5% ВВП, хотя экономика России тогда пребывала в лучшем состоянии, нежели сейчас. Неудивительно, что правительство внесло в нижнюю палату, а законодатели в первом чтении (второе и третье запланированы на 25 сентября) приняли законопроект, позволяющий принять федеральный бюджет только на 2016 год, а не на 3 года, как обычно. Для этого предлагается приостановить до 1 января соответствующие положения Бюджетного кодекса.

Наконец, согласно действующей редакции кодекса, проект бюджета и все сопутствующие документы должны поступить в парламент до 1 октября. Но, скорее всего, дедлайн будет сдвинут до 25 октября — финансовый блок правительства должен определиться, за счет чего и кого деньги будут сэкономлены. И вот это самое интересное.

ПО ЗАРПЛАТАМ УДАРЯТ СТАТИСТИКОЙ

Так называемые «майские указы» Путина долгое время считались неприкосновенными коровами для всех ветвей власти: не исполнить волю президента значит нарушить данные им обещания. Но к осени чиновники, похоже, нашли способ формально соблюсти букву некоторых указов, полностью исказив их суть.

Напомним, одно из программных положений 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютной величине, а в привязке к уровню средней зарплаты. Скажем, зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников к 2018 году должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а доход соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий — до 100%. Сам президент Путин не раз повторял, что ни кризис, ни прочие обстоятельства не должны помешать достичь поставленных целей.

С врачами и учителями вопрос отчасти решился благодаря специфике их профессий, позволяющей совмещать ставки. По данным РБК, средний коэффициент совместительства в медицине равен 1,5, что сразу улучшает статистику по зарплатам. Но этого оказалось недостаточно, поэтому в сентябре власти сделали новый «ход конем».

«Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика» гласит высказывание, приписываемое легендарному премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли. Не опускаясь до первых двух видов обмана, правительство решило поработать над третьим, приняв на прошлой неделе постановление «О совершенствовании статистического учета...» До этого средний заработок в экономике рассчитывался на основе зарплат работников крупных и средних предприятий, теперь в расчет планируется добавить доходы «наемников» в малом бизнесе, у индивидуальных предпринимателей и у частных лиц (доходы этих категорий работников на 25 - 30% ниже). Как следствие, и средняя зарплата россиян сразу станет ниже на 12%.

Документ рекомендует региональным властям учитывать новые расчеты при планировании индексации зарплат бюджетников, но обеспечить в следующем году номинальный уровень зарплат не ниже текущего. Это позволит не индексировать зарплаты бюджетников как минимум еще один год и сэкономить бюджету 150 млрд. рублей. Ранее планировалось индексировать зарплаты на 4% в 2016 и 2017 годах. Так как основные расходы на повышение зарплат — примерно 75% — несут региональные бюджеты, для них экономия окажется намного существеннее.

НЕФТЯНИКАМ ГРОЗИТ «РУБЛЕВЫЙ ВЫЧЕТ»

Но и этого слишком мало, чтобы залатать дыры в казне. Поэтому к сегодняшнему совещанию у Путина финансовый блок приготовил две идеи, позволяющие существенно сэкономить бюджетные расходы: одна — за счет самых незащищенных граждан, другая — за счет состоятельных нефтяных компаний.

С нефтяниками все достаточно просто: минфин предлагает повысить НДПИ и не снижать экспортную пошлину, фактически изъяв у компаний дополнительную маржу, полученную в результате падения рубля. Сейчас государству отходит через НДПИ и пошлину от 35% выручки (при цене на нефть ниже $40) до 48% (выше $110 за баррель). Если реализовать идею Силуанова, изъятия составят стабильные 45 - 47%, какими бы ни были нефтяные цены.

В частности, при расчете ставки НДПИ минфин хочет перейти к «рублевому вычету», рассчитывая его по фиксированному курсу доллара. Для этого предлагается использовать курс в 43,8 рубля в 2016 году, 47,1 рубля — в 2017 году и 49,8 рубля — в 2018 году. При подобном подходе вычет составит в 2016 году 657 рублей на баррель, в 2017 году — 707 рублей на баррель, а в 2018 году — 747 рублей на баррель. Дополнительные доходы бюджета за три года при этом превысят 1,6 трлн. рублей. И, похоже, такая идея пришлась Путину по душе. «Напомню, что мы приняли решение не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. Вместе с тем прошу правительство проработать вопрос направления в бюджет дополнительных доходов, получаемых нашими экспортерами в результате девальвации рубля», — заявил сегодня президент. Правда, тут же смягчил сказанное, уточнив: «Конечно, действовать тут нужно предельно аккуратно, чтобы не ослабить экономику компаний-экспортеров, сохранить их инвестиционные возможности».

К слову, в самом правительстве нет единодушия по столь щекотливому вопросу: перед началом совещания в Ново-Огареве министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сказал журналистам, что минприроды не поддержит предложения по увеличению НДПИ на нефть для добывающих компаний, это может привести к сокращению инвестиций в геологоразведку и отмене новых проектов.

Сегодняшний поход спорящих сторон к главному «арбитру» страны, похоже, закончился ничьей. За которой неизбежно последует «переигровка», если исходить из слов Силуанова. «Вопрос о дополнительном изъятии ресурсов нефтяного сектора обсуждался. Министерство финансов высказало свои предложения по уточнению расчета НДПИ, но окончательного решения пока принято не было. По экспортной пошлине также обсуждались различные сценарии. Это будет рассматриваться в одном ключе, и будет приниматься решение с учетом различных вариантов развития событий», — так прокомментировал глава минфина итоги совещания.

Министр энергетики Александр Новак (слева) и министр экономического развития Алексей Улюкаев

СТРАСТИ ПО ПЕНСИЯМ: РАБОТАТЬ ДОЛЬШЕ, ПОЛУЧАТЬ МЕНЬШЕ

Оппонентам Силуанова удалось отбить его атаку и на другом направлении. Не секрет, что государство оказалось в шаге, мягко выражаясь, от непопулярных шагов и пока только не может определиться, в какую сторону идти. Выбор, который сегодня минфин хотел предложить Путину, — жесткий (при котором сберегается 3,6 трлн. рублей за 3 года) или очень жесткий вариант (почти 6 трлн. рублей) экономии на пенсионных пособиях.

Предполагается, что индексация пенсий в обоих случаях в 2016 - 2018 годах будет заморожена на уровне 4%, разница лишь в ее сроках — с 1 февраля или с 1 октября. «Я, безусловно, сторонник изменения подходов к индексации. Индексация на 4 процента представляется мне разумной мерой, которую я бы поддерживал», — заявил ранее Улюкаев.

Другая мера затронет работающих пенсионеров. В первом варианте тех из них, кто зарабатывает более 1 млн. рублей в год, предлагают лишить страховой пенсии с 2017 года (экономия — 61 млрд. рублей). При более жестком раскладе пенсию перестанут платить тем, кто получает 500 тыс. и более, причем уже со следующего года (экономия — 266 млрд. рублей в 2016 году и 559 млрд. рублей в 2017-м).

Другой болезненный вопрос — повышение пенсионного возраста, к которому чиновники готовили все последние месяцы с помощью информационных вбросов. В июне минфин уже предлагал повысить с 2018 года пенсионный возраст всем гражданам до 63 лет (сейчас он составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). С тех пор ведомство Силуанова стало еще более беспощадно. Теперь минфин хочет отодвинуть «отставку» для россиян до 65 лет, запустив процесс уже в 2016 году. В первом варианте пенсионный возраст будет расти на 6 месяцев в год (экономия — 113 млрд. в 2016 году, 235 и 271 млрд. в 2017-м и 2018-м), а в другом — форсированно, на один год ежегодно (что позволит бюджету сохранить 256 млрд. рублей в следующем году и свыше триллиона — в 2017 - 2018-х).

Наконец, постоянно муссируется в верхах возможность заморозки накопительной части пенсий, которую минфин рассматривает фактически как свой резерв. На прошлой неделе Силуанов излучал уверенность, что сегодня Путин примет его сторону. «У нас есть разные точки зрения в правительстве. Социальный блок имеет одну позицию, экономический — другую. Но руководство страны рассудит нас», — заявил он журналистам, добавив, что это решение будет принято.

Но, похоже, курирующая социальные вопросы Голодец и ее единомышленники сумели дать бой экономическому блоку правительства. По окончании заседания у Путина Силуанов ничего не сказал о заморозке накоплений и ответил коротким нет на вопрос, обсуждалось ли повышение пенсионного возраста. Зато глава минфина развернуто прокомментировал ситуацию с индексацией.

«Нашу позицию вы знаете. Она заключается в том, что в условиях, когда мы в номинальном выражении будем наращивать расходы бюджета, нам можно идти несколькими путями: осуществлять индексацию тех обязательств, которые предусмотрены законодательством, и сокращение других расходов, можно осуществлять индексацию и увеличивать расходы, когда мы останемся без резервов и вынуждены будем привлекать финансирование, что неприемлемо, и тогда инфляция съест все социальные расходы. Есть предложение, по которому идет большинство стран, о том, чтобы новые обязательства не наращивать в сложный для страны период. Поэтому вопрос темпов индексации — это как раз вопрос выбора из тех вариантов, которые сегодня рассматривались. Окончательное решение не было принято. Были выслушаны все стороны. Была дискуссия по этому вопросу», — сказал журналистам Силуанов, которого цитирует РИА «Новости».

Из сказанного можно сделать вывод: Путин вовсе не горит желанием, чтобы его имя ассоциировалось с такими непопулярными и радикальными идеями ни среди широких масс, ни у нефтедобытчиков. Впрочем, он дал понять, что пенсионную систему каким-то образом менять все же придется. «Конечно, необходимо продолжить работу над повышением эффективности бюджетных расходов на социальную сферу. В этой связи прошу ускорить переход на адресную социальную поддержку наиболее уязвимых категорий наших граждан», — сказал президент на сегодняшнем совещании.

Так что бюджетная коллизия, которую минфин не смог преодолеть нахрапом, далека от развязки. По словам Силуанова, кабмин проведет свое совещание по итогам обсуждения бюджета с Путиным. И после этого направит президенту новые предложения.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты оценили подготовленные минфином предложения и возможность их реализации.

Путин вовсе не горит желанием, чтобы его имя ассоциировалось с непопулярными и радикальными идеями ни среди широких масс, ни у нефтедобытчиков

«РОСТ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА»

Александр Разуваев — директор аналитического департамента компании «Альпари»:

— Министерство финансов разработало два варианта секвестра бюджета на следующий год. Первый вариант экономит 769,3 миллиарда рублей расходов, второй — 1,3 триллиона рублей. Оба варианта секвестра предусматривают предельно аскетичную индексацию пенсий: с 2016 по 2018 год включительно индексация не превысит 4 процентов.

На первый взгляд, у российских властей нет выбора. Система налогообложения нефтяных компаний в России построена в интересах бюджета, а не частных акционеров. Соответственно, от падения цен на черное золото в большей степени пострадали доходы бюджета, а не нефтяников. Теоретически, курс рубля можно опускать на неограниченную величину, тогда бюджет избежит секвестра при любой цене на нефть. Однако падение рубля ведет к инфляции, росту процентных ставок и обесцениванию сбережений. В рамках действующей экономической модели российские власти, министерство финансов и ЦБР делают разумный выбор между ослаблением рубля и секвестром бюджета. При этом Владимир Путин неоднократно заявлял, что социальные расходы являются приоритетными. Вероятно, будет выбран первый вариант секвестра. Не стоит также забывать, что рост социальных расходов является источником внутреннего спроса, поддерживает экономику в трудные кризисные времена.

В заключение стоит сказать, что, с нашей точки зрения, нефть близка к развороту, а значит, ситуация с бюджетом в России скоро улучшится. Возможно также ослабление санкций, то есть возвращение РФ на международный долговой рынок капитала. Отношение суверенного долга к ВВП у России одно из самых низких в мире.

«НУЖНО ЖИТЬ ДАЛЬШЕ ВО ВСЕ БОЛЕЕ ПЕЧАЛЬНЫХ, УХУДШАЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ»

Александр Виноградов — ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:

— Насколько я знаю, вариант с 30 - 35 долларами за баррель рассматривается все-таки как стрессовый. Сегодня рассматривались предварительные наметки на бюджет с разными вариантами его секвестра. По одному варианту — на 600 миллиардов рублей с небольшим, по другому — на 1,3 триллиона рублей. Что касается цены на нефть как таковой, то названные цифры вполне вероятны. Тут дело в следующем: Иран готовится выплескивать на рынок свои запасы. В 2003 году после забастовки в нефтяной отрасли Венесуэла нарастила добычу нефти на 2 миллиона баррелей всего за 4 месяца. Ливия после свержения Каддафи стала выдавать на 1 миллион баррелей больше за полгода. Соответственно, для Ирана, который был все это время под санкциями и работал не на полную мощность, выдать лишние 1,5 - 2 миллиона баррелей в сутки достаточно нормально. Кроме того, определенный запас у него есть, а нефтяной рынок у нас сейчас рынок покупателя, а не рынок продавца. Покупатель диктует цену.

Риторика чиновников и изменилась именно потому, что произошла ситуация, о которой говорят «Когда нам казалось, что мы достигли дна, снизу постучали». Ситуация, как оказалось, не выправляется. Значит, нужно жить дальше во все более печальных, ухудшающихся условиях.

Сейчас основной разговор идет о недоиндексации пенсий. Скорее всего, они будут индексированы менее чем на инфляцию предыдущего года. Кроме того, достаточно предметно прорабатывается вопрос о повышении пенсионного возраста. Вообще, в целом будут резать социалку и уже идут разговоры о том, что удар будет нанесен даже по «священной корове», то есть оборонке. Дело не в том, что ее будут сокращать, скорее, растягивать заказы по времени.

«ПРИШЛО ВРЕМЯ ПЕРЕВЕСТИ ПЕССИМИСТИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ В БАЗОВЫЕ»

Евгений Гольдфайн — заслуженный экономист России, бывший главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ»:

— 30 - 35 долларов США за баррель нефти — это и мой прогноз. Я недавно давал интервью одной из газет и там назвал почти те же самые цифры — 30 - 40 долларов США за баррель. Ну максимум 50 долларов, и то с малой вероятностью. Это реальные цифры, которые я вывожу из масштабов возможной продажи нефти и потребности в ней. Эти цифры посчитаны не мной, а уважаемыми мировыми авторитетами в этой области, и я думаю, что наши специалисты вынуждены с ними согласиться.

С другой стороны, эти цифры уже несколько месяцев фигурируют в наших же экономических прогнозах как пессимистические. Видно, пришло время перевести их из пессимистических в базовые. Они будут базой для реальных расчетов, чтобы не ошибиться, чтобы потом опять не говорить: «Ой, мы ошиблись!», «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Что произойдет с бюджетом республики, если эти цифры станут реальностью? Нужно смотреть долю бюджета, которую мы получаем от нефтяных доходов. Смотреть, как можно отработать эти отклонения. Татарстан, в отличие от регионов, которые в основном занимаются экспортом, часть нефтепродуктов может переработать в том же самом Нижнекамске. Кроме того, нужно посмотреть, что идет на экспорт, а что идет на внутрироссийское потребление. Ведь, как это ни парадоксально, мировые цены на нефть особо не отразились на стоимости нефтепродуктов в Российской Федерации... Исходя из этого я думаю, что кардинальных, больших потерь бюджет Татарстана может избежать.

«УРОВЕНЬ В 30 ДОЛЛАРОВ ЗА БАРРЕЛЬ ВРЯД ЛИ ДОСТИЖИМ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— Полагаем, что экономический блок правительства правильно делает, что в негативном сценарии учитывает действительно плохой вариант развития событий. Раньше же консервативный вариант развития событий выглядел как чуть-чуть ухудшенный базовый, что, по нашим оценкам, неправильно. На то он и негативный сценарий, чтобы учитывать и подготовиться к возможному негативу. По нашим оценкам, наиболее вероятным все же выглядит базовый вариант развития событий, при котором рост экономики РФ начнется уже в 2016 году, а цены на нефть в ближайшее время начнут постепенно расти. Уровень в 30 долларов за баррель марки Brent вряд ли достижим в долгосрочной перспективе, скорее, такое развитие событий возможно в краткосрочном движении, с последующим возвратом котировок к текущим ценовым уровням.

«ЦЕНА НА НЕФТЬ — РЕЗУЛЬТАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РАСКЛАДОВ»

Елена Машкова — кандидат экономических наук, директор центра маркетинговых исследований и аналитики, профессор кафедры управления Института управления (Набережные Челны):

— Я слышала разные пессимистические прогнозы, но чтобы с такой ценой на нефть... Если такой прогноз ($30 за баррель прим. ред.) будет представляться правительством Путину, значит, внешняя политика сохранит тот тренд, который имеет. Значит, они хотят сохранить ровно ту политику, которая сейчас имеется. Потому что цена на нефть — это, в том числе, результат политических раскладов, политических решений. У нас в Татарстане такая цена на нефть приведет к урезанию расходов, в том числе и на социальные нужды. Те программы, за которые в Татарстане борются наше правительство и наш президент, с такой ценой на нефть будут секвестированы. В том числе программы по поддержке малого бизнеса, поддержке градостроительных проектов. Будут сохраняться негативные макрофакторы. Я тоже считаю, что из-за этого не будут индексироваться пенсии. А из-за этого упадет покупательская способность населения, беднее и хуже будут жить пенсионеры. Но ни к каким протестам или к социальному взрыву это не приведет, по-моему.