К новому сезону Татарский государственный академический театр им. Камала обновил не только репертуар, но и концепцию внешнего вида и на этой неделе презентовал новый логотип, новые афиши, а также планы на будущую реконструкцию здания... Директор театра Ильфир Якупов в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает, почему важно жить сегодняшним днем и почему современному храму Мельпомены важнее начинаться не с вешалки, а с ребрендинга.
Сейчас логотип театра — это трапеция, напоминающая по форме здание театра |
«НАМ ГОВОРИЛИ, ЧТО ЕСЛИ ПОМЕНЯТЬ ЛОГОТИП, ТО ТЕАТР ПЕРЕСТАНУТ УЗНАВАТЬ»
Татарский государственный академический театр им. Камала за 110 лет своего существования неоднократно менялся. Он никогда не стоял на месте — рос и расширялся. Вместе с нами растет и зритель. Я это вижу, когда захожу в зрительный зал перед спектаклем. Меня в этом плане очень порадовали январские гастроли в Москве — я увидел в зрительном зале много молодежи. И здесь, в Казани, на наших постановках около половины зрителей — это молодые люди. То есть будущий зритель у нас уже есть, он состоялся. И надо идти ему навстречу.
Новый логотип театра существенно отличается от старого. Мы специально подняли архивные афиши и фотографии, чтобы проследить весь длительный путь изменений, потому что менялась не только форма спектаклей, но и внешний вид, а вместе с этим всегда происходили изменения афиш и эмблемы театра — всегда делалось все, чтобы отвечать потребностям зрителя. Например, сейчас мы указываем на афишах и в программках спектакля время — сколько спектакль идет, а раньше писали, когда он заканчивается, потому что в то время это было важнее и интереснее, но сейчас все по-другому — зрителю нужно знать хронометраж постановки.
Последний логотип до ребрендинга (слева) и новый (справа) |
Нам говорили, что если поменять логотип театра, то его не будут узнавать. Но логотип, а также дизайн афиш и самого театра всегда менялись. Изначально вообще была только фотография здания, на заре истории в качестве узнаваемого символа театра использовали изображение Галиасгара Камала. В какой-то момент появились квадрат и занавес внутри, потом логотипом стал круг, затем появилось название в круге, спустя еще какое-то время появился внутренний водяной знак в виде ромбика. Так год за годом и «лепили» одно поверх другого. Мы решили от этого отказаться. Сейчас логотип театра — это трапеция, напоминающая по форме здание театра.
Последний раз смена дизайна произошла в 2000-х, а со старыми афишами мы работали 8 лет. Ребрендинг в театре проходил примерно раз в 5 - 10 лет, просто раньше не знали такого слова и об этом было не принято говорить, а мы хотим объяснить зрителю и вместе идти вперед.
«МЫ ПРИГЛАСИЛИ ДИЗАЙНЕРА ИЗ МОСКВЫ, РАБОТАВШУЮ ДО ЭТОГО НАД РЕБРЕНДИНГОМ БДТ»
Союз театральных деятелей РФ провел конкурс дизайнеров, на который был приглашен и наш театр. Главный художник театра Сергей Скоморохов отобрал художницу, которая, по нашему мнению, справилась с поставленной задачей. Ею стала Наталья Агапова, работавшая до этого с крупными российскими театрами, в том числе она проводила ребрендинг театра БДТ им. Товстоногова. Наш театр она изучала почти год: смотрела афиши прошлых лет, прочла большой объем материала по истории, проникалась духом и атмосферой, царящими в театре. Это очень важно.
Раньше не знали слова «ребрендинг» и об этом было не принято говорить, а мы хотим объяснить зрителю и вместе идти вперед |
Трансформация внешнего облика театра — процесс не одного дня, он, естественно, будет растянут во времени. Мы поменяли эмблему, теперь нам нужно произвести ее замену на здании театра, но пока финансовая ситуация не позволяет реализовать единовременно весь комплекс запланированных работ. Естественно, бесплатно никто ничего не сделает. Я бы не сказал, что полный ребрендинг обошелся нам очень дорого. Допустим, новый дизайн афиши и полная разработка проекта ребрендинга вышли в 60 тыс. рублей. Но это деньги прошлого года, естественно, сейчас была бы совершенно другая сумма.
В утвержденном проекте по обновлению внешнего вида театра предусмотрены новые тумбы, в планах на ближайшее будущее — поменять афишу у автостоянки и обновить интерьер в кассовом зале. Мы хотим внести существенные изменения и в фойе. Я пока не могу до конца себе представить, какие изменения ждут фойе, но в своем проекте Агапова уже предложила нам некоторые варианты. Из самого простого — поменять скамейки, заменить буфетные столы и разместить их по-другому.
Сверстанная в новом дизайне афиша будет еще дорабатываться — мы будем слушать конструктивные пожелания зрителя |
«МЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА ПО МАКСИМУМУ»
Зато новый сайт театра уже работает. Прежде чем начать его разработку, мы учли многочисленные пожелания зрителей. Татары живут не только в нашей республике и в других регионах России — их много по всему миру. Например, мне в Facebook писали люди, живущие в Австралии, и все просят записи спектаклей.
Подумав, мы решили сделать на сайте театра интернет-магазин. Для этого нужно было поменять движок. И когда меняешь движок — зачем оставлять старый дизайн? Одно изменение тянет другое. И действительно, на сегодняшний день лично я считаю сайт удобным и современным. Продажа билетов осталась, появляются новые разделы. Мы, наверное, единственный театр в России, который лицензирует видеосъемки спектаклей в министерстве культуры России. Мы правообладатели видеоверсий, которые можем продавать. Это сложная работа. За три года нами было сделано четыре видеоверсии спектакля. Сначала мы выясняли, как это все делается, готовили целую стопку документов. Плюс к этому необходимо соблюсти этику — каждый спектакль должен предварительно протитроваться на русский язык. На гастролях мы показываем премьеры, а все спрашивают старые спектакли — например, «Старика из деревни Альдермеш», который шел в театре на протяжении 25 лет. Сейчас мы его лицензировали, любой желающий за определенную плату может его скачать и смотреть в любое удобное время. Можно купить право просмотра на месяц, на два, на три или полностью выкупить и скачать в высоком качестве.
У нас много дисков выходит по линии «Поют артисты театра Камала» — мы их тоже размещаем в интернет-магазине на своем сайте. Выпускается очень много книг про наших артистов, про историю театра и так далее. Их в формате pdf тоже можно скачать на сайте и читать. Я считаю, надо использовать те ресурсы, которые нам даны. Интернет проникает в любой дом в любой стране.
Кто-то говорит, что прежний сайт был теплым, а новый — холодный. Но теплым сайт делает содержание, а не оформление |
При модернизации сайта мы изучили много сайтов других театров — как зарубежных, так и наших. Мы опирались на опыт Мариинского и Большого театров. Специально для прессы сделали несколько разделов с фотографиями высокого качества. Наша задача — организовать оперативную работу и сделать это максимально удобно и современно. Периодически я говорю своим помощникам, что я работаю и живу сегодня. История и прошлое, безусловно, важны, но сейчас самое главное — дать информацию первым. Только в этом случае можно быть интересным в современном мире, только так можно быть впереди.
На сегодняшний день мы единственный театр в РФ (и это я могу сказать точно), который продает со своего сайта билеты на гастрольные спектакли. То есть сейчас можно зайти на наш сайт и увидеть там схемы, например, уфимских залов, где у нас пройдут гастроли в ближайшее время. На сегодняшний день только через наш сайт куплено 150 билетов на уфимские гастроли. Разрабатывается также мобильная версия сайта.
В утвержденном проекте по обновлению внешнего вида театра предусмотрены новые тумбы, в планах на ближайшее будущее — поменять афишу у автостоянки |
«НАМ ВАЖНА КРИТИКА — МЫ ГОТОВЫ ЕЕ УЧИТЫВАТЬ»
Кто-то говорит, что прежний сайт был теплым, а новый — холодный. Я на это отвечаю, что теплым сайт делает содержание, а не оформление. Форма важна, но контент первостепенен. На сайте и на афише стало больше воздуха. Если сравнить афишу старого и нового образца, то воспринимать информацию сейчас, на мой взгляд, стало легче. Мы еще внесем в афишу некоторые коррективы — может быть, сделаем чуть меньше по размеру даты и, наоборот, чуть увеличим шрифт в названии спектаклей. Люди как читают? Допустим, их интересует спектакль «Банкрот». Некоторые выбирают по спектаклю, некоторые — по дате. Когда они свободны, идут в театр.
Сверстанная в новом дизайне афиша тоже еще будет дорабатываться — мы будем слушать конструктивные пожелания зрителя: что было бы ему удобно, а что — нет. Но корректировки афиши будут носить эпизодический характер, утвержденная форма останется неизменной. Репертуар, который будет идти на малой сцене, мы специально выделили на новой афише, потому что раньше она терялась. Теперь она наравне с основным репертуаром. Мы хотим обогатить малый зал новыми интересными спектаклями.
Все изменения, которые сейчас идут в театре, будь то экспериментальные спектакли или смена логотипа, — это демонстрация того, что Татарский государственный академический театр им. Камала — живой организм, которому есть что предложить своему зрителю.
Ильфир Якупов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.