Сегодня после реставрации должна открыться казанская синагога, празднующая 100-летний юбилей

ИУДЕЙСКАЯ ОБЩИНА ПРОСИТ ЗЕМЛЮ...

Религиозная организация «Казанская иудейская община», возглавляемая раввином Ицхаком Гореликом, обратилась в Арбитражный суд РТ с жалобой на комитет земельных и имущественных отношений (КЗИО) исполкома Казани. Организация потребовала передать им в аренду земельный участок в 282 кв. м, расположенный по соседству со зданием общины и синагоги Хабад-Любавич. Здание располагается по адресу ул. Профсоюзная, 15, а земельный участок, на который они претендуют, на Профсоюзной 13/16.

Кадастровая стоимость земли оценивается в 3,3 млн. рублей. С учетом того, что это самый центр города, место можно смело назвать землей обетованной. Камень преткновения заключается в том, что КЗИО готовит земельный участок для выставления на открытые аукционные торги, на которых будут разыгрываться права на аренду.

Между тем представители синагоги хотели бы получить эти права вне конкурса, в чем комитет им отказал. По словам представителя религиозной организации Ильнара Хамидуллина, претензии на землю обоснованы тем, что здание казанской иудейской общины является объектом культурного наследия, а спорный земельный участок относится к его территории. В качестве подтверждения своих слов он ссылается на охранное обязательство, датированное 20 декабря 2012 года и подписанное заявителем и министерством культуры РТ. Хамидуллин добавил, что к документу прилагается схема, где «четко указан» спорный земельный участок.

Представители КЗИО на суде заявили: они не отрицают тот факт, что спорный участок вошел в границы территории объекта культурного наследия, однако отмечают, что охранное обязательство не дает преимущественного права на заключение договора аренды без проведения торговых аукционов. Свой отказ чиновники аргументируют тем, что на аренду земельного участка так же претендует антикварная фирма «Лигия», расположенная как раз по адресу ул. Профсоюзная, 13/16. Таким образом, «право на заключение договора его аренды возможно лишь с аукционных торгов», подчеркивают в комитете.

На спорный участок претендуют антикварный салон и иудейская община

Открытая в 1997 году «Лигия» является одним из крупнейших предприятий на антикварном рынке Татарстана и соседних регионов. Наибольшая доля в компании принадлежит Александру Пономареву (40%), еще по 20% — у Людмилы Пономаревой, Кирилла Пономарева и НО «Фонд развития и поддержки высшего и среднего профессионального образования «Лига» (согласно базе данных «Контур»). Отметим, что Александр Пономарев также является исполнительным директором союза антикваров Татарстана, а также некоторое время фигурировал в качестве председателя отделения не существующей ныне партии «Союз правых сил» в РТ.

Интересна и предыстория этого дела. По словам Хамидуллина, с просьбой о предоставлении им данного земельного участка они обращались к КЗИО еще в 2012 году. Тогда они планировали арендовать этот участок под автостоянку, однако в комитете им в этой просьбе было отказано. На просьбу судьи точнее обозначить цель приобретения данного участка в аренду сейчас, истец слегка замялся. «Фактически, если это объект культурного наследия, то мы там автостоянку разместить не можем, соответственно, это благоустройство земельного участка, охрана площади объекта культурного наследия, чтобы был в чистоте, и так далее», — пояснил он затем. В заключение КЗИО попросил суд привлечь к участию в споре «Лигию» в качестве представителя заинтересованного лица.

В конфликт вступает не столько антикварный салон, сколько Институт социальных и гуманитарных знаний, расположенный по адресу ул. Профсоюзная, 13/16

...НО АНТИКВАРАМ ОНА ТОЖЕ НУЖНА

Параллельно с этим процессом в апелляционной инстанции рассматривался иск «Лигии» к исполкому Казани и КЗИО также с требованием признать права на участок за ними. У «Лигии» — своя правда. Причем в конфликт вступает не столько антикварный салон, сколько Институт социальных и гуманитарных знаний, расположенный по адресу ул. Профсоюзная, 13/16. Поясним, что само здание принадлежит антикварной фирме «Лигия», а институт это здание у нее арендует. Учредителем фирмы и ректором института является все тот же Александр Пономарев. Сам институт, основанный в 1991 году, является старейшим негосударственным вузом Татарстана и, согласно информации на сайте, имеет филиалы в Набережных Челнах, Астрахани, Елабуге, Мензелинске и Канаше.

Единственный вход в институт как раз со стороны спорного участка

Помощник ректора по административным вопросам Тимур Кормушкин рассказал, что представители иудейской общины обратились в КЗИО с просьбой о выделении им данного участка в 2012 году, в чем им было отказано. «После этого туда с аналогичной просьбой обратились мы. Нам также отказали, и мы пошли в суд, чтобы обжаловать решение КЗИО, то есть иудейская община не стала оспаривать данный отказ. Мы его обжаловали — было вынесено решение в нашу пользу о том, что данную землю нам должны предоставить в аренду». Кормушкин показывает выписку из решения ФАС ПО, подтверждающую его слова. Однако появилась еще одна загвоздка: оказалось, что участок не сформирован — де-факто он существует, а де-юре его нет, то есть земля не поставлена на кадастр, данные о ней не предоставлены в органы регистрации. Таким образом, суд обязал КЗИО сначала поставить участок на кадастр. Сейчас он уже имеет свой кадастровый номер, и спор за землю продолжился — по этому участку параллельно идут несколько судебных дел.

Представители института подчеркивают, что придерживаются определенной логики: на оспариваемом участке находится центральный вход в их учебное заведение, и больше у всех стоящих рядом зданий на эту территорию нет ни входа, ни выхода. Проректор по административно-хозяйственной части Олег Лавров показывает архивные документы, датированные 1857 годом. «Наше строение — это дом купца Суслова, где на плане показана вся придомовая территория. Она вся имела отношение к этому дому, на спорном участке были надворные постройки, которые целиком и полностью примыкали к зданию иудейской общины. Синагога выходов во двор никаких не имела, — подчеркивает он. — И то, что сейчас они получили какие-то охранные обязательства мы, видимо, будем оспаривать в суде, почему часть нашего домовладения вошла в зону охраны памятника?»

Открытая в 1997 году «Лигия» является одним из крупнейших предприятий на антикварном рынке Татарстана и соседних регионов

СХОД СНЕГА ВЫЗВАЛ СУДЕБНУЮ ЛАВИНУ

По словам представителей института, весь конфликт, случившийся между «Лигией» и казанской иудейской общиной, — «банальный соседский спор», но с яркими участниками. Его причиной стала история со сходом снега в 2013 году. «Синагога на протяжении всей зимы не чистила свою крышу, и в один прекрасный момент снег — слава богу, он сошел в воскресенье — снес четыре машины во дворе, раздавил их просто всмятку. Если бы это был понедельник и там стояли студенты, которые выходят во двор на переменах, — это была бы просто катастрофа», — эмоционально вспоминает Лавров. «Снег сошел, раздавил машины, мы подали в суд на восстановление материального ущерба, выиграли эти суды, и вот после этого они стали излагать свои претензии на землю. Якобы мы не запускаем их во двор и они не смогли очистить крышу», — рассказывает проректор института.

Несмотря на многочисленные аргументы, не последнюю роль и для представителей «Лигии», и для представителей казанской иудейской общины играет возможность оставлять на участке свои автомобили. Вопрос парковки вставал и на судебных слушаниях, и позднее — когда директор еврейского центра «Хэсэд Моше» в Казани Анна Смолина рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «институтские» не пускают представителей еврейской общины даже во двор, «все стоит в их машинах». Последние же парируют тем, что перед синагогой есть ответвление — карман — специально для постановки четырех-пяти машин, где к тому же стоит знак, что парковка предназначается исключительно для автомобилей еврейской общины.

Анна Смолина рассказала, что «институтские» не пускают представителей еврейской общины даже во двор, «все стоит в их машинах»»

«Весь спор заключается только в этом, они пришли, сказали: мы хотим ставить сюда машины. А дворик очень маленький, у нас на свои машины мест не хватает», — рассказывает Лавров. Кроме того, по словам представителей администрации, у них есть около 6 заявлений от студентов-инвалидов, которые учатся на очном отделении и просят о том, чтобы заезжать на территорию института на машинах. «Троим мы разрешили за счет того, что сокращаем свои места. У нас рядом есть платная парковка — часть своих машин мы переместили туда», — добавляет Кормушкин. К слову, на территории двора действительно может поместиться не больше 10 автомобилей.

Свои доводы представители института подкрепляют новым ФЗ от апреля 2015 года, согласно которому каждая организация, где имеется большое скопление людей, должна предоставить в органы госбезопасности так называемый паспорт объекта, в котором указано, что огранизация имеет защищенную территорию. «И сейчас, получается, мы не можем оформить этот паспорт, потому что у нас территория не защищена, не стоят ворота преграждающие, как положено, — сетует Лавров. — Мы хотим, чтобы территория официально, законно закрепилась за нами, чтобы мы могли поставить какие-то хорошие ограждения, плодотворно охранять ее». Кормушкин добавляет, что при получении участка в аренду, они собираются облагородить его брусчаткой, поставить скамейки.

В заключение представители института рассказали «БИЗНЕС Online», что, в свою очередь, подали запросы на присвоение дому купца Суслова статуса регионального культурного наследия.

СЪЕЗД ЕВРЕЕВ ВСЕГО МИРА

Примечательно, что спор между антикварным салоном и иудейской общиной проходит перед большим для казанских евреев праздником — сегодня в столице РТ пройдут мероприятия, посвященные празднованию 100-летия Казанской синагоги, той самой, что граничит со спорным участком. Иудейская община даже обратилась в Арбитражный суд РТ с заявлением об ускорении дела, мотивируя это тем, что «вынесение судебного акта в сентябре 2015 года не позволит к запланированной дате выполнить все необходимые работы». Однако арбитраж отказал представителям казанской иудейской общины в удовлетворении иска, аргументируя это тем, что «значимость мероприятий, способы и сроки строительства не являются основанием для ускорения рассмотрения дела и сокращения сроков рассмотрения дела». Для урегулирования спора в кратчайшие сроки заявителю было предложено заключить мировое соглашение.

Как сообщала ранее газета «БИЗНЕС Online», врио президента РТ Рустам Минниханов выделил синагоге 30 млн. рублей на проведение реконструкции здания и благоустройства территории. «Проектом занимается специальная реставрационная мастерская. После того как он пройдет экспертизу, будет произведена реставрация фасада и всех прилегающих дворовых территорий согласно тому, как это было до революции», — рассказал председатель татарстанской еврейской национально-культурной автономии Михаил Скоблионок. Еще 20 млн. рублей еврейская община собрала на ремонт молельного зала. «В будущем нам нужно будет отремонтировать подвальные помещения. Но пока средств на это нет, поэтому делаем три этажа синагоги — как снаружи, так и внутри», — подытожил Скоблионок.

Михаил Скоблионок (слева) и Ицках Горелик (справа)

Дом был построен в 1914 году, торжественное открытие состоялось в марте 1915 года. В 30-е годы прошлого века дом еврейской общины был закрыт и открылся лишь в конце 80-х. В нем разместился клуб еврейской культуры, который с 1993 года именовался как казанский центр «Менора». В 1996 году после длительного ремонта евреям вновь был возвращен их молитвенный дом.

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказались эскизы обновленного проекта. Здание будет насыщенно-коричневого цвета, с двумя центральными входами округлой формы, с витражными узорчатыми дверьми. Колонны будут выкрашены в бежевый цвет. Преобразится и пристрой к зданию — вместо железного забора там появится аккуратная округлая арка, боковую стену здания украсят три окна, застекленных в форме звезды Давида. Крыша здания будет выкрашена в темно-серый цвет.

Планируется, что в торжественных мероприятиях примут участие врио президента РТ Рустам Минниханов, главный раввин России Берл Лазар, главные раввины Израиля Давид Лау (ашкеназы) и Ицхак Йосеф (сефарды), 50 раввинов из России и зарубежья, посол Израиля в России, а также представители мировых еврейских организаций.

Как знать, возможно, посреди торжеств видные представители еврейского сообщества найдут способ решить и проблему с парковкой у единственной Казанской синагоги?