«Это же для себя делаем! Мы же не в Кировской области, не в Марийской, это делается в Татарстане!» — стыдил сегодня дорожников и контролирующих их чиновников на совещании в кабмине РТ Рустам Минниханов. По мнению врио президента РТ, дорожные дела в республике не соответствуют тем расходам, которые несет бюджет: 1 км простой дороги обходится минимум в 20 млн. рублей. А эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что одна из причин низкого качества как раз в экономии.
«КУДРЯШОВ, ВЫ РАБОТАЕТЕ?»
Сегодняшнее традиционное субботнее совещание в кабмине РТ под председательством врио президента Татарстана Рустама Минниханова запомнилось ярким критическим спичем главы республики в адрес руководителей дорожного хозяйства. На трибуне находился министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, докладывавший «об итогах работы за две недели по программе дорожных работ». По словам главы ведомства, «дорожники работают по всем фронтам, в рамках тех графиков, которые мы установили». В рамках программы за счет муниципального дорожного фонда для выполнения работ в муниципальных образованиях из выделенных 600 млн. рублей уже освоено 523 млн., т. е. выполнение составило 87%. И здесь неожиданно в доклад министра вмешался врио президента республики.
«Я просил, чтобы качество работ, технологические требования, скрытые работы, особенно... Мы же там видим верхнюю часть!..» — Минниханова явно не устроили бодрые рапорты ответственного чиновника. После чего он обратился к руководителю инспекции государственного строительного надзора РТ Василию Кудряшову: «Кудряшов, вы работаете? По дорожникам надо внимательно смотреть. Три года проходит — верхний слой асфальта изнашивается!»
«Работаем, Рустам Нургалиевич. Согласно вашему поручению мы дважды проводили комплексные проверки, вся информация находится в минтрансе, и выявленные замечания сейчас устраняются», — ответил глава инспекции строительного надзора. «Они очень щедрые люди, поэтому на их щедрость не рассчитывайте», — так оценил человеческие качества татарстанских дорожников Минниханов.
Василий Кудряшов: «Мы дважды проводили комплексные проверки, вся информация находится в минтрансе, и выявленные замечания сейчас устраняются» |
И далее поделился, причем довольно эмоционально, своими размышлениями относительно состояния дорожного хозяйства республики: «Мне очень неприятно, когда у нас через три года колея появляется, через три-четыре года верхний слой изнашивается. Значит, мы что-то не докладываем, значит, что-то мы не так делаем. Или волнистость появляется. Это же огромные деньги! Километр дороги, простой дороги, минимум 20 миллионов стоит».
После чего врио президента РТ в компанию к руководителю строительного надзора Кудряшову поднял с места и директора ГКУ «Главтатдортранс» Эдуарда Данилова: «Заказчик дорожной службы Данилов, значит, Кудряшов. Мы тратим большие деньги, у нас очень большие деньги идут на дорожные дела. Не везде мы соответствуем тем расходам, которые мы тратим, поэтому обратите внимание. Не надо со мной спорить и оправдываться, я же не враг вам, не враг себе! Это же для себя делаем! Мы же не в Кировской области, не в Марийской, это делается в Татарстане. Узебез эчен эшлибез (ради себя работаем — прим. ред.). И только жесткая дисциплина, требования ваши, постоянно человек ваш должен смотреть, какой щебень он привез, как песок кладет, подготовил ли он площадку под эту работу, какой технологический цикл, какого качества асфальт, все это надо смотреть».
Любопытно, что в апреле тему новых дорог, на которых «колея появляется», поднимал на своей пресс-конференции брат главы республики, руководитель ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов. Тогда речь шла о том, что с 15 апреля по 15 мая 2015 года в Татарстане вводились временные ограничения движения по автодорогам регионального значения транспортных средств, нагрузки на ось которых превышают предельно допустимые. Он тогда подчеркнул, что многие дороги в республике строились давно и по старым нормативам — в пределах нагрузки до 10 тонн. А большегрузы, которые по ним ходят, могут оказывать нагрузку по 11 - 15 т на каждую ось. «К сожалению, сегодня мы имеем дороги, где колейность достигает 8 сантиметров», — заявил Минниханов и продемонстрировал на слайдах глубокую колею, в том числе на дорогах, которые, по словам главного автоинспектора, были отремонтированы к Универсиаде.
Правда, тогда дорожникам была выписана «индульгенция». «Дороги строят нормальные, их эксплуатируют плохо, — посчитал глава ГИБДД. — Пока мы не наведем порядок в системе перевозки грузов по весу, дорог у нас не будет». Получается, сегодня врио президента РТ несколько скорректировал позицию властей по этому вопросу.
Источник «БИЗНЕС Online» в дорожной отрасли на условиях анонимности в качестве одной из причин быстрого износа дорог назвал экономию средств. Деньги на ремонт, особенно в преддверии крупных мероприятий, «размазываются» по большому перечню улиц. В результате их зачастую хватает лишь на текущий, а не капитальный ремонт — рабочие фрезой срезают и заново закатывают лишь верхний слой асфальта, а основание не трогают. Понятно, что такой ремонт дает косметический эффект на пару-тройку лет, но долговечным быть не может.
«У НАС ЖЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ НА ВСЕМ ЭКОНОМЯТ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о главных проблемах отечественного дорожного хозяйства.
Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:
— Мне кажется, одна из самых таких больших проблем — это то, что дорожники во многом перестали соблюдать ГОСТы, делают все наспех, невзирая на погодные условия. Думаю, пора уже даже вводить общественный контроль дорожного ремонта. Скажем, сейчас очень много можно найти видеороликов, снятых бдительными жителями, когда наши дорожники кладут асфальт что в снег, что в дождь, как хотят, наплевав на ГОСТы.
Мне кажется, уже просто нужно прикреплять общественных инспекторов к каждому конкретному участку, на котором ведутся работы. Действительно нужно подключать общественность. Например, все универсиадские дороги, на которые нам давали гарантию не менее пяти лет, на них уже образовалась колея. Это же ненормальная ситуация. Как это все делалось и что в итоге получилось.
Фердинант Гарипов — предприниматель, руководитель транспортного предприятия:
— Это как машина. Пока она новая, на ней можно ездить, не заглядывая под капот. Но через какое-то время она начинает «капризничать» и за ней надо следить. Так и с дорогами. Это не то, что сдал объект и теперь можно жить спокойно. Нужно эксплуатировать ее, следить за состоянием. Я не так давно был в Германии, еду по трассе, вижу какой-то парад машин. Оказалось, что 7 огромных агрегатов занимаются тем, что заделывают одну только ямку в дороге. Одна нагревает асфальт, другая штампует его — все четко и, видимо, эффективно. У нас же при строительстве дорог на всем экономят. Что-то не докладывают, что-то не доливают. Смотришь на скандинавские дороги, а они лучше наших в несколько раз. А климат там гораздо суровее нашего...
Тимур Ямашев — блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт»:
— Если сравнивать дороги Татарстана с соседними областями, то в этом сравнении в республике все же дороги неплохие. Если с теми же европейскими автобанами, то качество заметно ниже. Наши дорожники часто кивают на климат, что из-за перехода температуры дороги быстро разрушаются. Но совершенно недавно видел рейтинг качественных дорог Европы, где после Германии сразу же идет Финляндия. А там климат гораздо суровее. Так что этот аргумент в данном случае не действует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.