ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕФТИ РАСТЕТ С «БЕШЕНОЙ СКОРОСТЬЮ»

Рубль, как привязанный, следует за нефтью. Сегодня с утра на Лондонской бирже североморская смесь Brent опустилась до $49,17 за баррель. Вслед за ней пошел и рубль. За доллар вновь дают в районе 65 рублей, несмотря на явные усилия Банка России остановить падение национальной валюты.

Правда, для этого в ход идут пока в основном словесные интервенции. Например, в отчетах международного энергетического агентства (МЭА) очень многим хотелось бы увидеть прямые указания на скорый рост цен на нефть. В вышедшем только что очередном отчете МЭА большинство российских чиновников и экспертов именно это и рассмотрели. Речь касается выводов агентства о том, что по итогам этого года мировой спрос на нефть вырастет аж на 1,6 млн. баррелей в сутки. Это будет самый большой рост за последние пять лет. Для сравнения: в минувшем году спрос на топливо увеличился только на 0,7 млн. баррелей в сутки.

Сама нефть, однако, на этот позитив отреагировала слабо. Баррель смеси марки Brent так и остается на уровне ниже $50 и даже продолжает снижаться. Все дело в том, что в докладе МЭА есть и другая, отнюдь не способствующая росту нефтяных котировок информация. Дело в том, что предложение нефти растет еще быстрее, чем спрос на нее. А именно, как выражаются эксперты МЭА, с «бешеной скоростью». Во втором квартале избыточное предложение черного золота на рынке достигло 3 млн. баррелей в сутки. Как видно, рост потребления покрывает лишь половину этой «лишней» нефти. Потому оснований для роста цен на нее, а значит, и для укрепления рубля нет никаких. По крайней мере до конца года.

«Перспективы нефти в среднесрочном периоде не внушают оптимизма, — отмечает старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб. — Рынки ожидают окончательного снятия эмбарго с Ирана и выход этой страны на нефтяной рынок с объемами порядка 1 миллиона баррелей в день. По прогнозам Всемирного банка, это может понизить среднегодовые цены в будущем году еще на 10 долларов за баррель. В этих условиях можно ожидать дальнейшего ослабления рубля, хотя и не такими темпами, как это происходило последние дни».

Кстати, расчеты МЭА не учитывают иранский фактор. Между тем для полного восстановления добычи и экспорта нефти Ирану понадобится от 6 месяцев до года. При этом трейдеры уже сейчас закладывают в цены угрозу еще большего переизбытка черного золота, что неизбежно ведет к ослаблению сырьевых валют, к числу которых относится и рубль.

Тем не менее большинство аналитиков склоняются к умеренному сценарию на рынке нефти, а значит, и к небыстрому ослаблению рубля, на что также будут влиять регулирующие действия ЦБ. «В настоящее время фьючерсные контракты на нефть сорта Brent зацепились за психологически значимый уровень 50 долларов, — говорит старший аналитик банка „Образование“ Виталий Манжос. — Условно можно считать, что в сложившихся условиях цена ниже 50 долларов — это негатив, выше 50 долларов — позитив. Вероятно, в течение ближайших недель эти контракты удержатся выше январского минимума (45 долларов). Просадка ниже указанной отметки и в техническом, и в психологическом плане может стать весьма негативным сигналом. Вероятность такого варианта развития событий можно оценить в 30 процентов».

Исходя из этих прогнозов, вероятным кажется повторение прошлогоднего сценария, когда пик падения национальной валюты пришелся на конец года. Впрочем, есть сценарии, согласно которым обвал произойдет уже в августе и курс опустится до уровня 70 рублей за доллар. По крайней мере, рыночные факторы делают такой сценарий весьма вероятным. Но тут в игру рыночной стихии может вмешаться ЦБ РФ.

ПОЛОВИНА ВАЛЮТНЫХ ДОЛГОВ — ДОЛГИ САМИМ СЕБЕ?

Сказанные президентом РФ Владимиром Путиным на встрече с председателем ЦБ РФ Эльвирой Набиуллиной слова о том, что ЦБ много делает для поддержания рубля, можно трактовать как косвенное указание регулятору активнее реагировать на события. Официально ЦБ не регулирует курс рубля, в отличие, например, от Народного банка Китая, о котором речь пойдет ниже. С ноября прошлого года на сайте Банка России в графе «Интервенции» стоят прочерки. Считается, что ЦБ занят снижением инфляции и поддержанием экономического роста, отправив рубль в свободное плавание. Однако на практике это, конечно, далеко не так.

Во-первых, Центробанк еще в июле прекратил регулярные покупки валюты в объемах $200 млн. в день. Одно это уже можно считать интервенцией в поддержку рубля. Во-вторых, динамика изменения международных резервов ЦБ говорит о том, что курс на скупку валюты и до этого был не более чем декларацией. Скажем, за июль резервы снизились с $361,571 млрд. до $357,6 млрд или на 1,1%. За первое полугодие они упали на 6,2% или на 23,88 миллиарда.

Таким образом, валютная «подушка безопасности» становится все тоньше. На решение сразу двух задач — поддержание курса и выплату внешнего долга — ее может и не хватить. Косвенным подтверждением этого служат попытки ЦБ подправить бухгалтерию. На днях Банк России опубликовал скорректированной график выплат по внешним займам российских банков и корпораций, предстоящих в сентябре-декабре. Суть маневра заключается в попытке убедить игроков валютного рынка в том, что спрос на доллары и евро осенью-зимой не выйдет за разумные рамки.

Формально сумма погашения внешнего долга в ближайшие 4 месяца должна составить $61 миллиард. Однако в ЦБ решили, что реально выплатить придется только 35 миллиардов. Дескать, остальное — это долги российских банков и компаний самим себе. То есть речь идет о выплате задолженности российских резидентов перед офшорами, которым сплошь и рядом принадлежат наши компании. По уверениям ЦБ, эти долги имеют «высокую вероятность пролонгации и рефинансирования». Иными словами, в Банке России надеются, что многие российские заемщики поступят в соответствии с принципом «Кому должен, всем прощаю».

График предстоящих платежей по внешним долгам 30 крупнейших нефинансовых организаций до конца 2015 года

Показатели Сен Окт Ноя Дек
Предстоящие выплаты по данным паспортов сделок (основная сумма долга), млн. долларов США 9 070 4 306 3 163 6 358
Чистые выплаты (по результатам опроса), млн. долларов США 2 398 1 764 2 903 3 293
Доля внутригруппового финансирования 74% 59% 8% 48%
Источник: ЦБ РФ

Видимо, с основными должниками достигнута джентельменская договоренность о том, чтобы повременить с выплатой внутригрупповых долгов, которая, по сути, является формой вывоза за границу капитала. Вопрос в том, будет ли эта договоренность соблюдаться, если на валютном рынке, как и в конце прошлого года, начнутся паника и массовое бегство от рубля.

ПОСЛЕДНЕЕ КИТАЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

И последнее, что может повлиять на российский валютный рынок, — это ситуация у наших главных торговых партнеров Евросоюза и Китая. Правда, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», ни разрешение (по крайней мере временное) долговой проблемы Греции, ни девальвация Народным банком КНР юаня принципиально ситуацию с рублем не изменят. Соглашение Афин с кредиторами привело к незначительному укреплению евро по отношению к доллару. Однако непосредственно российскую валюту это затрагивает слабо.

Виталий Манжос уверен, что условно благополучный перенос греческих долговых проблем на отдаленное будущее стал трагедией, которая не состоялась. Тот факт, что сценарий немедленных крупных финансовых потрясений в еврозоне оказался отменен, представляется позитивом для нефтяных котировок. Вместе с тем греческий фактор не имеет ключевого значения для процесса ценообразования на нефтяном рынке.

Китайский фактор более весом. За три дня директивными методами ЦБ КНР снизил так называемый справочный курс юаня на 4,6%. В перспективе это должно поддержать китайский экспорт, а значит, и спрос предприятий КНР на нефть и другие энергоносители. Однако, когда этот эффект последует, предсказать невозможно. Да и девальвация по-китайски оказалось весьма скромной. То ли дело рубль, который за год девальвировался на 50%!

По мнению Антона Сороко, аналитика ИХ «Финам», решение Народного банка Китая — вынужденная мера, которая может быть одним из первых шагов к свободной конвертации валюты страны для последующего включения в состав резервных валют МВФ. Для сырьевых активов эта новость нейтрально-позитивна — в долгосрочной перспективе дополнительное стимулирование экономики Китая может поддержать спрос как на энергоносители, так и на ключевые промышленные металлы. Локально же инвесторы опасаются дальнейшего замедления темпов роста китайского ВВП — к девальвации приступают только тогда, когда реальный сектор не может поддерживать существующие темпы роста, а менее кардинальные методы либо уже исчерпаны, либо неэффективны.

Ему вторит и Иосуб: «Говорить сейчас о том, что девальвация юаня приведет к новому витку валютных войн, несколько преждевременно. В конце концов, величина этих девальваций была достаточно скромной. Многие мировые валюты достаточно регулярно совершают такие движения в течение дня, и никто их не характеризует как валютные войны».

Очевидно, что на рубль по-прежнему ключевое воздействие оказывают цены на нефть и график выплаты внешнего долга. Исходя из бюджетных ориентиров, заложенных на 2015 год, — 50 долларов за баррель и 61 рубль за доллар (то есть 3 050 рублей за баррель) — в текущем положении рубль, скорее, перепродан: 65 рублей за доллар при 49,2 доллара за баррель (3 198 рублей за баррель). Впрочем, власти могут не спешить со стабилизацией рубля для сохранения более выгодного с точки зрения бюджета курса в условиях экономии резервов, которые понадобятся для расплаты по долгам. Однако печальный опыт ноября-декабря говорит о том, что увлекаться игрой в девальвацию не стоит — доверие к ЦБ и заявлениям властей были основательно подорваны уже тогда. А значит, длительное бездействие может в очередной раз перевести плавный процесс девальвации во взрывную валютную панику.

«К КОНЦУ АВГУСТА ДОЛЛАР МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ В ДИАПАЗОНЕ 65 - 67 РУБЛЕЙ»

Вадим Иосуб — старший аналитик «Альпари»:

— Снижение российского рубля обусловлено в основном комбинацией двух факторов: падением цен на нефть и продлением режима санкций. С мая к ним можно было прибавить ежедневные покупки валюты Центробанком в объеме 200 миллионов долларов, однако недавно регулятор приостановил эту практику.

Урегулирование греческой ситуации непосредственно на рубль влияния не оказало. Единственным последствием, которое заметно нашим согражданам, стал рост евро относительно доллара с 1,0850 до 1,1200, соответственно, более высокие по сравнению с долларом темпы роста евро к рублю.

Девальвация юаня может немного увеличить экспорт Китая, но качественно на торговый баланс это не повлияет. Решение Китая направлено в первую очередь на восстановление своих экспортных позиций на основных рынках сбыта — США, ЕС, Японии. При этом, если Китаю и удастся благодаря девальвации нарастить продажу туда товаров, произойдет это с существенным временным лагом и не так уж сильно в абсолютном выражении. В этих условиях прямого влияния произошедшего на стоимость рубля нет.

Точно так же нормализация ситуации с греческим долгом и девальвация юаня практически не влияют на нефтяные цены. Китайский фактор, безусловно, присутствует на нефтяном рынке, но действует не через девальвацию юаня, а через замедление темпов роста экономики и, как следствие, снижение спроса на энергоносители.

В результате к концу августа доллар может оказаться в диапазоне 65 - 67 рублей, евро — 72 - 75 рублей. До конца года возможен рост доллара до 70 - 72 рублей, евро — до 78 - 80 рублей.

Виталий Манжос — старший аналитик банка «Образование»:

— Основным фактором, влияющим на курс рубля, по-прежнему выступает динамика фьючерсов на нефть сорта Brent. На фоне этого определяющего стимула греческие долговые проблемы и девальвация юаня представляются лишь косвенными внешними сигналами, не имеющими ключевого значения. По нашему мнению, намного более значимым событием стала недавняя внутренняя новость о понижении ключевой ставки ЦБ РФ c 11,5 процентов до 11 процентов годовых, что представляется непосредственным поводом для ослабления рубля по отношению к основным иностранным валютам.

В целом ослабление юаня является сигналом в пользу соответствующего удешевления «сырьевых» валют, к которым относится и российский рубль. Дальнейшая девальвация юаня не исключена до того момента, когда она не начнет приносить ожидаемый от нее стимулирующий эффект в виде оживления китайской экономики и экспорта.

Что же касается иранской нефти, то она может начать официально поступать на мировой рынок в существенных объемах не ранее чем через несколько месяцев. Кроме того, решение о снятии нефтяного эмбарго с Ирана на текущий момент еще окончательно не принято.

К завершению августа ожидаем: USD/RUB — 65 рублей, EUR/RUB — 73 рубля. К завершению 2015 года: USD/RUB — 73,5 рубля, EUR/RUB — 86 рублей.