В НИЖНЕКАМСКЕ НЕ ПОСВЕЖЕЛО

Минприроды РФ по итогам 2014 года составило приоритетный список из 19 российских городов с наибольшим загрязнением атмосферы. Годом ранее аналогичный список включал 30 городов, однако теперь 14 муниципалитетов перешли из категории «Очень высокий уровень загрязнения воздуха» в категорию «Высокий», 3 города показали обратное движение в рейтинге. Среди исключенных из приоритетного списка — Нижнекамск.

Авторы опубликованного на сайте минприроды доклада «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2014 году» отмечают, что в прошлом отчетном периоде в азиатской части России, где и расположены города приоритетного списка, метеорологические условия не способствовали рассеиванию примесей в воздухе. Однако кроме благоприятной погоды в 2014 году авторы указывают и другой фактор, повлиявший на содержание списка, — смягчение требований к качеству воздуха. «Нужно отметить, что исключение большинства городов из приоритетного списка не связано с существенным улучшением экологической обстановки в них, — говорится в докладе. — Согласно постановлению главного государственного санитарного врача РФ от 17 июня 2014 года №37 были увеличены значения максимальной разовой и среднесуточной величин ПДК (предельно допустимой концентрации) формальдегида. В результате изменения ПДК формальдегида при сохранении уровня загрязнения оценки степени загрязнения воздуха городов в 2014 году резко снизились».

В Нижнекамске новость об исключении города из списка самых загрязненных была встречена крайне пессимистично — горожане опасаются, что теперь внимание к экологии вокруг нефтехимических предприятий со стороны республики и федерального центра ослабнет. Публикация о решении минприроды как в соцсетях, так на сайте «БИЗНЕС Online» вызвала шквал эмоций. Приведем некоторые из комментариев (орфография и пунктуация авторов сохранены).

«Год как уехал из Нижнекамска, и представьте.. я осознал, что можно жить и без головных болей...»

«Производственные мощности предприятий только увеличиваются, а экологическая обстановка в Нижнекамске чудесным образом улучшается?!?! Вот это да! Вот так новость! ))) Зачем народ обманывать? Все прекрасно знают, что там ужасная экология. И что заболеваемость среди населения страшная, и что уровень онкологических больных зашкаливает. Бежать нужно оттуда!»

«Даже смешно стало как-то!!!))) У составителей списка в число грязных городов вошли города, у которых «основными источниками выбросов являются тепловые котельные и ТЭЦ», а нефтехимические и нефтеперерабатывающие гиганты у них, видимо, производят чистый воздух!))). В общем, как обычно — кто честно отчеты пишет, тот и в рейтинге...»

«Попробуйте полюбить его (город — прим. ред.) на пересечении улиц Сююмбике и Менделеева, каждую субботу, около 5 часов утра, сразу станете импотентом от химического тумана, который поднимается до 6 этажа. После поездок за границы города приходится несколько дней адаптироваться к этой вони».

Однако в муниципалитете утверждают, что положительное движение Нижнекамска в рейтинге не скажется на финансировании целевых экологических программ.

Айдар Гареев
Айдар Гареев

«Все запланированное муниципалитетом по части экологии и природоохранных мероприятий остается в силе, — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Нижнекамска Айдар Гареев. — В этом году будет завершено строительство дороги до полигона ТБО, на которое потребуется более 35 миллионов рублей, и строительство полигона в Камских Полянах — 29 миллионов рублей. В общей сложности в этом году Нижнекамскому району выделено на природоохранные мероприятия из бюджета республики более 130 миллионов рублей».

ЗА 9 ЛЕТ ВЫБРОСЫ СОКРАТИЛИСЬ НА ТРЕТЬ

Напомним, по итогам 2013 года Нижнекамск попал в приоритетный список с ростом содержания в воздухе бензапирена, формальдегида и фенола. Фенол и бензапирен ядовиты, первый негативно влияет на нервную систему, слизистые глаз, дыхательных путей и кожу, а бензапирен аккумулируется в теле и окружающих объектах, оказывая мутагенное действие. Формальдегид же, допустимая ПДК которого повысилась и передвинула Нижнекамск в рейтинге, — это бесцветный токсичный газ, который, кроме прочего, влияет на гены и репродуктивные органы. По науке в атмосфере он появляется в первую очередь благодаря химическим предприятиям, хотя сами химики главным источником называют машины.

В 2013 году наблюдения за состоянием воздуха велись еще в двух городах Татарстана — Казани и Набережных Челнах. Если в них уровень загрязнения остался на отметке «Высокий», то Нижнекамск за 2013 год «дорос» до приоритетного списка. На район пришелся самый большой объем выбросов от стационарных источников (то есть от производств, а не автомобилей) — 20,7% от общего количества или более 61 тыс. тонн. По данным нижнекамского отдела государственной статистики, на каждого жителя района в 2013 году пришлось по 252 кг загрязняющих веществ. Для сравнения: это в 10 раз меньше, чем в Казани, и в 3,6 раза больше, чем в среднем по республике. Кстати, в шорт-листе «грязного рейтинга» Нижнекамск бывал и прежде — впервые он покинул приоритетный список в 2011 году, но лишь на двухлетнюю передышку.

Как сообщили в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в МЭПР РТ, несмотря на запуск ТАНЕКО и развитие других производств нижнекамского промышленного узла, годовое количество выбросов здесь за последние 9 лет сократилось с 90 до 60 тыс. тонн. Добиться снижения общей массы вредных веществ удалось за счет перевода части автобусного парка на газомоторное топливо, оборудования АЗС и нефтебаз системами улавливания и рекуперации паров нефтепродуктов, а также посадки 760 га леса в санитарно-защитной зоне промузла. Последние три года в районе реализовывалась региональная экологическая программа охраны окружающей среды, которая заканчивается в этом году.

В список, составленный по итогам 2014 года, вошли в целом по 3 города с предприятиями нефтехимической, химической промышленности и черной металлургии, 5 городов с предприятиями цветной металлургии и 9 городов топливно-энергетического комплекса. В Нижнекамске погоду делает, конечно, ПАО «Нижнекамскнефтехим» — по данным 2013 года, производство обеспечивает 43% всех загрязняющих атмосферу веществ.

Анатолий Самольянов
Анатолий Самольянов

Как заверил «БИЗНЕС Online» заместитель главного инженера по охране окружающей среды НКНХ Анатолий Самольянов, за последние 7 лет количество выбросов в атмосферу предприятие сократило вдвое — с 54 до 27 тыс. т в год. «Сокращение объема выбросов продолжается. За первое полугодие нынешнего года оно составило еще 416 тонн», — сообщил Самольянов. По его словам, перемещение Нижнекамска в рейтинге никоим образом не повлияет на выполнение собственных экологических мероприятий НКНХ и их финансирование. Напомним, в августе 2014 года совет директоров НКНХ принял экологическую программу до 2020 года, затраты на которую составят 7,2 млрд. рублей. Из этой суммы 4,3 млрд. рублей планируется пустить на реконструкцию и строительство новых объектов — в первую очередь биологических очистных сооружений (БОС). Программа, стартовавшая в этом году, стала уже четвертой для НКНХ. «Абсолютно ничего не изменится, — считает Самольянов. — Все, что запланировано в рассчитанной до 2020 года экологической программе, будет выполнено. Общая сумма финансирования 134 мероприятий остается прежней — 7,2 миллиарда рублей».

«НЕ БЫЛО БЫ НАШЕЙ РАБОТЫ — НЕ БЫЛО БЫ И ТАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ...»

Среди основных мероприятий, намеченных на этот год химиками, — замена старого насосного оборудования на новое герметичное, а также вторичное использование газовых сдувок ради сокращения выбросов в атмосферу. Однако приоритетом для предприятия воздух уже не является, на повестке дня стоит вода. Те же БОС компания грозилась реконструировать еще в рамках прошлой экологической программы, и министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров неоднократно журил химиков за долгие сборы. Из 7,2 млрд. рублей, заложенных НКНХ на экологию до 2020 года, БОС заберут 3,2 млрд. рублей. По словам Самольянова, в этом году для очистных доделают рабочую документацию, а с 2016 года НКНХ займется непосредственно реконструкцией. В частности, планируется оборудовать установку по улавливанию и утилизации запахов, на которые постоянно жалуются нижнекамцы.

«Если раньше первостепенной была задача сокращения выбросов в атмосферу, то в этом году стоит задача экономии воды, тем более что она дорожает, — рассказал Самольянов. — Сегодня мы используем 60 миллионов кубометров воды в год. Это большая цифра. Планируем сэкономить до 20 процентов забора воды из Камы за счет возврата используемой в производстве. Пока с помощью очистных установок мы возвращаем ежегодно порядка 5 миллионов кубометров. Приступили к очистке прудов от ила и реконструкции системы водоочистки».

Заместитель главного инженера считает, что именно проводимые НКНХ экологические мероприятия помогли Нижнекамску покинуть черный список. «Вряд ли на это оказало влияние изменение ПДК формальдегида, — заявил Самольянов. — ПДК увеличили незначительно — не на порядок и не в десятки раз. Но даже если принять во внимание этот факт, не было бы нашей работы — не было бы и таких результатов. Мы сократили объем бензапирена, формальдегида и фенола до минимума. Кстати, в общем объеме выбросов формальдегид занимает не столь значительную долю — максимум 1 процент. На предприятии за последние два года не зафиксировано ни одного превышения ПДК по формальдегиду, как и на БОС. Это вещество выделяют в основном автомобили — в Нижнекамске их сегодня порядка 90 тысяч».

«ПРОИСХОДИТ ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ, А НЕ БОРЬБА С УМЕНЬШЕНИЕМ ВЫБРОСОВ...»

На НКНХ за счет новой экологической программы планируют сократить выбросы вредных веществ в воздух на 2,8 тыс. т, сбросы в водные объекты — на 6,5 тыс. т, а спуск сточных вод в реки — на 55,1 млн. кубометров в год. Также предприятие намерено сократить объемы отходов: неутилизируемых — на 1,7 тыс. т, утилизируемых — на 20,7 тыс. тонн. Несмотря на все планы предприятия и позитивную статистику от минэкологии, в Роспотребнадзоре исключение Нижнекамска из приоритетного списка за счет корректировки ПДК формальдегида воспринимают как странность.

«Есть гигиенические нормы, их пока никто не отменял, — заявил «БИЗНЕС Online» начальник нижнекамского отдела Роспотребнадзора Рустем Изиятуллин. — Никакой логики в изменении ПДК формальдегида я не вижу, лучше или хуже вещество от этого не станет. Кроме того, есть один важный фактор, который почему-то не учитывается. Формальдегид — очень сильное канцерогенное вещество, оно вызывает онкологическую патологию. В первую очередь носоглотки, где происходит массивное поражение, потом печени, селезенки и всех важных органов. Вещество не перестанет быть канцерогенным только потому, что изменилась предельно допустимая концентрация по нему или он перешел из одного класса опасности в другой. Можно вообще все вредные вещества назвать парфюмом. От этого городу лучше не станет. Происходит подмена понятий, а не борьба с уменьшением выбросов...»

Александр Новиков