«НАМ НРАВИТСЯ, ЧТО КАМАЗ ИСПОЛЬЗУЕТ ДВИГАТЕЛИ И КАБИНЫ MERCEDES»

Турецкая компания Koluman Otomotiv Endustri A.S. которая в мае 2014 года подписала договор аренды 4 тыс. кв. метров с КИП «Мастер» в Набережных Челнах, на сегодня вложила в площадку $1,5 млн. и планирует инвестировать еще столько же на этапе закупки и установки оборудования. Об этом сообщил «БИЗНЕС Online» директор по продажам ООО «Колуман Рус» Али Йалчын в рамках встречи руководителей холдинга и администрации автограда, прошедшей на этой неделе. Руководитель исполкома Челнов Наиль Магдеев на ней заявил, что рад видеть в Челнах турецких инвесторов, и поинтересовался достигнутыми договоренностями компании с КАМАЗом, который гости посетили в рамках поездки в автоград.

«Мы встретились с замдиректора КАМАЗа по продажам и сервису Сергеем Афанасьевым, КАМАЗ предложил нам несколько вариантов сотрудничества, — сообщил председатель правления турецкой компании Мустафа Колуман. — Мы производим навесное оборудование, подходящее для шасси КАМАЗа, и для нас КАМАЗ очень важен. Я уверен, что через 10 лет он будет производить по 500 тысяч грузовиков (на самом деле, согласно стратегии КАМАЗа, к 2020 году компания должны производить 60 - 70 тыс. автомобилей прим. ред.). Нам как акционерам завода Mercedes-Benz в Турции нравятся отношения между КАМАЗом и Daimler. Нам нравится последнее соглашение, которое они подписали, о том, что КАМАЗ будет использовать двигатели и кабины Mercedes. Я 50 лет работаю с Daimler, для меня это символ качества. Сейчас мне 84 года, и я хочу увидеть все наши планы реализованными в течение 5 лет».

Поясним, что Колуман имеет в виду новый модельный ряд КАМАЗа, кабина для которого варится автогигантом самостоятельно, но изначально является разработкой Daimler. Двигатель на этих машинах также используется от Mercedes Benz. Обратив внимание на этот факт, Колуман сообщил, что хотел бы участвовать во взаимоотношениях между двумя глобальными автопроизводителями. В Турции холдинг держит 7% акций Mercedes-Benz Turk A.S., а в Челнах планирует устанавливать надстройки не только на «КАМАЗы», но и на шасси других брендов, в частности — на продукцию СП «Даймлер КАМАЗ Тракс Восток». Нетрудно догадаться, что приход турецкого инвестора в Челны на площади КИП «Мастер» — пожелание немецких партнеров КАМАЗа. На встрече с Магдеевым Колуман также подчеркнул, что компания у них семейная. «Вы можете быть уверены, что политика Koluman не сменится вместе с топ-менеджментом, потому что у руля вы всегда увидите Колумана», — отметил председатель правления.

На КАМАЗе к новому партнеру демонстрируют бережное отношение. «Вообще, мы зовем к себе всех зарубежных производителей, которые имеют конкурентоспособный продукт, приглашаем их локализовывать производство автокомпонентов в Набережных Челнах или России, которое мы могли бы использовать, — заявил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. — Только так можно привлечь современные технологии. Koluman мы особенно рады, их приход означает, что они высоко оценивают потенциал нашего рынка спецтехники, и очень хорошо, что в России ее будут производить на шасси «КАМАЗа».

ДЛЯ ТАКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЦЕНА ОГОВАРИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО

Открытие производства «Колуман Рус» на площадке КИП «Мастер» запланировано на 3 сентября. К концу года компания собирается отправить 30 человек рабочих и ИТР на обучение в Турцию, своих же специалистов в Челны Колуман, как он сообщил Магдееву, привозить не планирует — разве что для дальнейшего обучения персонала. В перечне навесного оборудования, которое Koluman намерен ставить на шасси «КАМАЗа», основным видом называется вакуумно-подметальная машина KRS 70, аналогов которой в Росси на данный момент, по заявлению компании, не производится. Также в планах производство строительной и аэродромной спецтехники. Своей «фишкой» Koluman называет автомобиль со сменными сезонными надстройками.

В феврале этого года компания уже показала образец так называемого «пылесоса» на шасси «КАМАЗа-53605» на выставке NAIS&CA 2015 в Москве. Одновременно была продемонстрирована и плужно-щеточно-продувочная машина, установленная на шасси Mercedes-Benz Actros 2041 AS. На сегодня в России бренд Koluman представлен дорожными уборочными машинами — они обслуживают аэропорты Сочи, Твери и Хабаровска, но только на шасси иностранных производителей — все того же Mercedes-Benz и Ford. По плану инвестора, установка вакуумно-подметальной машины на шасси «КАМАЗ-53605» (именно эта модель интересует турков в первую очередь) удешевит как сам автомобиль, так и его послепродажное обслуживание.

Для КАМАЗа турецкое производство в КИП «Мастер» будет означать стабильную продажу примерно 100 шасси в год. «Сколько именно камазовских шасси мы будем закупать, точно не скажу, — сообщил «БИЗНЕС Online» Йалчын. — Дело в том, что основное направление, в котором мы хотим использовать КАМАЗ, — это вакуумно-подметальные машины, то есть коммунальная техника, которая продается через государственные тендеры. По нашим расчетам, через 3 года мы будем выпускать примерно по 50 таких «пылесосов». Кроме того, будут бетономиксеры, бетононасосы — в общей сложности около 100 машин на шасси «КАМАЗа» и еще около 100 единиц других брендов. Среди них продукция СП «Даймлер Камаз Тракс Восток», причем не только Mercedes-Benz, но и Fuso, на который можно навешивать небольшие надстройки».

По словам Афанасьева, 100 шасси — это хороший показатель. «Надо понимать, что у них очень специализированные надстройки, для которых такое количество нормально, — пояснил Афанасьев. — Даже массовые надстройки, такие как кран-манипулятор, часто производятся по 2 - 4 тысячи в год, а тут речь идет об очень дорогих машинах, их очень выгодно производить и продавать. К примеру, аэродромное оборудование в России вообще не производится, поэтому приход Koluman в любом случае означает развитие отечественного рынка и производства». Объем планируемых закупок камазовских шасси в рублях на КАМАЗе не сообщают, объясняя это тем, что для таких производителей, как Koluman, цена всегда оговаривается отдельно. Судя по предложениям на рынке, сегодня шасси «КАМАЗ-53605» уходит в розницу и оптом по ценам от 1,3 до 2 млн. рублей. Можно предположить, что годовой товарооборот между партнерами будет никак не меньше 130 млн. рублей на первом этапе.

Турецкая компания займется не только сборкой, но и продажей и обслуживанием спецтехники. В Турции Koluman Holding A.S. входит в сотню крупнейших корпораций по товарообороту, реализует в год более 10 тыс. единиц транспорта на внутреннем рынке и обслуживает за год порядка 60 тыс. машин. Холдинг объединяет 7 дочерних компаний, они занимаются модификацией шасси, продажами и обслуживанием транспорта, строительством, страхованием и управлением недвижимостью. Коммунальную технику, производимую в Челнах, турки планируют продавать сами, а в реализации строительной техники по регионам рассчитывают на помощь дилерской сети как КАМАЗа, так и Daimler, заявил «БИЗНЕС Online» Йалчын. Он отметил и некоторые авансовые договоренности о поставках, так, на аэродромную спецтехнику Koluman уже претендует корпоративный аэропорт «Газпрома» Остафьево. Афанасьев по поводу задействования камазовской дилерской сети сказал, что от реализации интересного востребованного продукта их дилеры никогда не откажутся.

«У НАС КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ И ГЕРМАНИИ, А У KOLUMAN — ИЗ ТУРЦИИ. ВОТ И ВСЯ РАЗНИЦА»

Между тем в 2011 году КАМАЗ уже заявлял о международном сотрудничестве в области производства коммунальной техники. СП «Бошунг Кама» со швейцарской компанией «Бошунг Холдинг» создавалось после суровой зимы, когда сугробы стали главной характеристикой города и в то время мэра Василя Шайхразиева. В 2013 году СП, размещенное также на площадях КИП «Мастер», представило на суд общественности образцы новой коммунальной техники, оборудование которой так же, как сегодня заявляется турецкой компанией, могло меняться в зависимости от сезона: зимой это были емкости с противогололедными смесями, летом — как раз таки «пылесосы» и поливные системы. Вскоре после создания СП «Бошунг Кама» организовало поставку 51 снегоуборочной машины в Казань. Ставилась техника Boschung на то же шасси «КАМАЗ-53605», а также на «КАМАЗ-6522».

Как выяснил «БИЗНЕС Online», на сегодня мощности «Бошунг Камы», которому найден конкурирующий сосед по КИП «Мастер», не загружены, хотя полная мощность действующего СП даже выше, чем сегодня предлагают турки. По словам гендиректора ООО «Бошунг КАМА» Владимира Сенина, швейцарской техники на КИП «Мастер» может производиться до 300 единиц в год, однако задействовано мощностей «гораздо меньше половины». «Вся наша жизнь — конкурентная борьба, — не расстраивается Сенин. — Здесь прямая аналогия с санкциями: есть санкции — и хорошо, мы их будем использовать для мобилизации. Мобилизация требуется всегда. Ну не было турецкой фирмы — рынок же от этого не пустовал. Есть пара-тройка сильных российских предприятий, которые по качеству нисколько не хуже, чем Koluman. Стало одним конкурентом больше, только и всего».

По словам Афанасьева, сколько бы производителей не пересекалось на рынке, они находят свою нишу. «Что касается конкуренции, то мы считаем: чем больше будет качественной техники, тем лучше, — заявил руководитель пресс-службы КАМАЗа. — От того, что спецтехнику будут производить и «Бошунг Кама», и «Колуман Рус», выиграют все, здесь нет никакого антагонизма. У нас много изготовителей спецнадстроек с одинаковыми продуктами. Те же мусоровозы делают на нашем шасси несколько заводов, пожарные машины — несколько, краны — несколько, КМУ — несколько. У каждого своя ниша и свои потребители. Лучше ведь, когда есть выбор».

С посылом о том, что турки станут первым отечественным производителем коммунальных «пылесосов» на КАМАЗе соглашаются, объясняя это тем, что другие производители, в том числе и «Бошунг Кама», устанавливают на шасси импортированную технику, а Koluman собирается производить ее в Челнах. Однако Сенин ставит под сомнение данную заявку. «Я сомневаюсь, что турецкая компания сразу организует полную сборку. Скорее всего, это будет такая же крупноузловая сборка, как у нас, а основные комплектующие будут импортироваться. У нас они приходят из Швейцарии и Германии, а у Koluman будут приходить из Турции — вот и вся разница».

«Колуман Рус» тем временем заявляет на ближайшую перспективу 30-процентую локализацию производства. «Но в производстве «пылесосов» процент будет расти до 70, — уточнил «БИЗНЕС Online» директор по продажам Йалчын. — Нам придется, раз мы хотим участвовать в тендерах».