Фото из открытого публичного аккаунта "Парк Урицкого" в соцсети "ВКонтакте"

ДАМИР ФАТТАХОВ: «ЭТО ЧП, Я ПО-ДРУГОМУ НАЗВАТЬ НЕ МОГУ»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» глава Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов рассказал, что о случившемся он узнал практически сразу — люди начали звонить, писать во всех социальных сетях. Районная комиссия вместе с главой и председателем комитета внешнего благоустройства исполкома Игорем Куляжевым немедленно выехала в парк и остановила работы, но ретивые «лесопильщики» уже проделали серьезный объем работ.

По его данным, специалистами аварийными из 9 спиленных деревьев были признаны 6, в том числе и самое крупное: «Главная боль — это символ парка, дерево возле ДК имени Урицкого, — передал Фаттахов тревоги звонивших казанцев. — Мне как человеку, родившемуся и выросшему в Московском районе, понятно, что чувствуют люди. Однако конкретно это дерево, к сожалению, действительно аварийное: ствол нависал над озером, переходом, дерево уперлось в конструкции ДК...»

После всех ураганов, которые прошли в городе и республике, совместно было принято решение о сносе аварийных деревьев, объяснил глава предысторию драмы. В связи с тем, что парк — место массового скопления людей, появились и предписания соответствующих органов. Районные власти собирались уведомить людей, обсудить вместе с экологами, что можно сделать, может быть, провести какую-то обрезку или что-то еще. Но получивший документ подрядчик вышел на работы, пустив под топор заодно еще и три здоровых дерева.

«Они сейчас там внутри разбираются, кто какие кресты поставил, кто дал команду и так далее, — рассказал Фаттахов. — Но наряду с аварийными деревьями, как бы они ни выглядели вековыми и крепкими, они все равно опасны, снесли и вполне здоровые. Подрядчик объяснил это тем, что по плану благоустройства там проходит пешеходная и беговая дорожка. И он подумал, что эти деревья, что называется, идут под снос в том числе...»

Дамир Фаттахов
Дамир Фаттахов

Субподрядчик в результате отстранен от работ. Кроме того, будет определен ущерб. «Мы обяжем подрядчика восстановить ущерб, произвести компенсационную посадку ив вокруг всего озера. Акцию эту мы проведем осенью вместе с жителями. Понятно, что 50 - 100-летнее дерево подрядчик не посадит, но хорошие, крупномерные ивы высадить можно и нужно», — считает Фаттахов.

По его словам, генподрядчику предстоит не просто возместить ущерб в 10-кратном размере, но и проследить, чтобы вновь высаженные ивы действительно прижились. Вместе с тем он выразил уверенность, что парк им. Урицкого в ближайшее время в рамках разработанного проекта планировки станет уникальным местом отдыха казанцев. В нем появятся новые детские площадки, дорожки, он будет по-прежнему уютным для жителей.

«Это ЧП, я по-другому назвать не могу, еще один звонок, чтобы посмотреть на подрядчиков, на систему их отбора, усилить систему контроля, — добавил глава районов. — По большому счету все было сделано в рамках всех согласительных регламентов, но — раз это произошло — необходимо поменять систему работы, чтобы в будущем этого не было. В то же время не снимаю с себя и моих коллег ответственность за случившееся. Мы должны сделать выводы и усилить систему контроля на всех этапах проведения работ. Искренне сожалею о случившемся, еще раз прошу прощения у наших жителей и благодарю их за бдительность».

Столетняя ива была символом парка Урицкого (фото из архива «БИЗНЕС Online»)

ПОДРЯДЧИК ОТМАЛЧИВАЕТСЯ...

Собственно, кто же проводил работы? Как стало известно «БИЗНЕС Online», генеральным подрядчиком реновации парка им. Урицкого является ООО «УК «Волга Автодор». А непосредственным исполнителем работ — подрядчик ООО «Протек». Как раз последнего-то и отстранили от работы. А генподрядчику придется возмещать ущерб, сажать деревья и следить, чтобы они выросли.

По данным справочно-информационной системы «Контур-Фокус», учредителем компании «УК «Волга Автодор» является Галина Рыжакова. Ее директор Максим Титов ранее работал начальником ИК-3 в Марий Эл. Уставный капитал компании — 10 тыс. рублей, среди видов деятельности — строительство, земляные работы и прочее. Компания принимает активное участие в работе по госконтрактам — всего выиграно тендеров на 435 млн. рублей. Что до ООО «Протек», то в Казани компания с таким названием зарегистрирована недавно — 27 февраля 2015 года, и данных по ее деятельности в «Контур-Фокусе» пока нет.

Связаться с Титовым «БИЗНЕС Online» не удалось. Как пояснили в офисе, директор бывает в конторе по утрам, сейчас он на выезде. Номер сотового телефона дать отказались. В общем, подрядчик не разобрался, покрушил все подряд, а извиняться приходится чиновникам. Объяснить общественности, что происходит, бизнес не удосужился ни в какой форме.

НАТАЛИЯ ФИШМАН: «СЛУЧИВШЕЕСЯ — ВОПИЮЩЕЕ ВАРВАРСТВО»

Не скрывает возмущения инцидентом в парке им. Урицкого помощник президента РТ Наталия Фишман, правда, по ее данным, аварийными были признаны не 6, а 5 деревьев.

«Случившееся — вопиющее варварство! — заявила она. — Есть четкий процесс, который регламентирует вырубку деревьев. В комитете внешнего благоустройства исполкома Казани есть эксперты, которые определяют, какие деревья можно срезать, какие нет. В заключении по парку им. Урицкого аварийными были признаны пять деревьев. Они действительно опасны, особенно в случае сильного ветра. А в Казани это часто происходит. Но вчера на площадку вышел прораб и самовольно срубил четыре дерева. Огромные, хорошие, не аварийные деревья! Одно из которых — символ парка... Это вопиющий случай! Как так можно взять и срезать, просто потому что тебе они мешают? О каком Годе парков мы можем говорить, когда происходят такие вещи? Такие подрядчики и близко не должны работать на таких объектах, как парки...»

Разумеется, подрядчик компенсирует утраченные насаждения, выразила уверенность Фишман. Хотя, конечно, потерю до конца это не заменит, но со временем новые молодые ивы станут украшением парка, надеется она.

DSC_9619.jpg
Наталия Фишман

Кроме того, по ее словам, принято решение о создании общественного совета, в который войдут известные в городе специалисты, дендрологи. «Возглавит совет кандидат биологических наук Сергей Александрович Мурзов, — уточнила помощник президента РТ. — Ни одна организация не будет иметь права приступить к валке деревьев в парках, пока не получит разрешение от данного совета помимо акта от комитета внешнего благоустройства».

К большому несчастью, это не спасет срубленные деревья, но поможет избежать вопиющих случаев в дальнейшем, считает Фишман. Спасет ли создание совета от «эксцессов исполнителя» на низовом уровне, впрочем, тоже вопрос.

Местные жители восприняли потерю ивы как личную трагедию (фото из архива «БИЗНЕС Online)

ЛЮБУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ НАДО ОБСУЖДАТЬ С ЛЮДЬМИ

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Борис Гришанин — краевед:

— Это полнейшее безобразие, потому что деревья эти очень старые, но крепкие. Распил ствола показывает, что они могли еще сто лет стоять, а самую старую иву я помню с 1962 года. Для людей, которые спилили деревья в парке, они ничего не значат. Нужно создать комиссию, которая бы следила за спилом деревьев в городе, этого нет, нужен закон, который бы защищал от самоуправства и наказал виновников.

Любая реконструкция должна выноситься на общественные слушания, должны учитываться интересы местного населения с сохранением всех деревьев. Хотя в последнее время власти что-то делают, а нас ставят только перед фактом. Показателен пример застройки Новосибирского Академгородка, где дома размещали так, чтобы деревьев было снесено как можно меньше.

Фото Натальи Михалевой из открытого публичного аккаунта "Парк Урицкого" в соцсети "ВКонтакте"

Сергей Мурзов — ландшафтный дизайнер, директор компании «Парк-Сервис»:

— Дерево дереву рознь. Да, бывает, что дерево аварийное и недалеко до беды. Подчеркну, что никакой прораб, никакая организация не может самостоятельно принять решение о вырубке дерева. У нас есть комитет внешнего благоустройства, это единственная официальная организации, которая может выдать разрешение на утилизацию и спил деревьев в нашем городе. При этом всегда стараются обойтись малой кровью: если дерево все-таки жизнеспособно и у него немного пострадала, допустим, крона, то проводится омолаживающая обрезка. Только если дерево аварийное и угрожает жизни и здоровью населения, его могут утилизировать, но только с официальным разрешением — никто в городе не имеет права самовольно вырубить ни одно дерево.

Неужели это та ива, которая растет у самого здания ДК? Не может этого быть! Это единственное место, под которым живет и размножается колония уток. Я не побоюсь этого слова, но спиливать эту уникальную иву, которая всегда была центром притяжения водоема, — уголовное преступление. Да, это обычная белая ива, но она была настолько живописная, что только благодаря этому дереву весь водоем представлял собой жемчужину водного ландшафтного дизайна. В тех странах, где берегут природу, даже берега набережных подстраивают под такие деревья, чтобы их сохранить: дерево огораживают, защищают, вокруг делают прогулочную зону. Кому оно здесь помешало? Да, в этом парке напротив есть пара деревьев, тоже белая ива, они больные. Я соглашусь, что с ними надо поработать, может быть, обрезать, но потерять эту иву — катастрофа для парка.

ELG_1745.jpg

В редких случаях, когда самое главное дерево парка по плану мешает, например, проложить дорогу, собирают специальную экспертную комиссию для решения подобных вопросов. Эта уникальная ива, тот самый единичный случай, требующий особого внимания. Да, дороги, тротуары, скамейки в парках нужны, но в этом случае надо принимать отдельное решение. Я уверен, что комитет внешнего благоустройства не в курсе, потому что я не знаю, кто может дать такое разрешение. По уму должны были создать комиссию, есть в Казани хорошие специалисты-дендрологи, мы могли бы на этом месте собраться и принять другое решение, если речь идет о необходимости сделать дорогу, но сохранить при этом главное дерево парка имени Урицкого.