Ильдар Курманов
Ильдар Курманов не явился в суд, и судья приняла решение о его аресте до 13 сентября

МИДХАТ КУРМАНОВ ОБЖАЛУЕТ АРЕСТ: «РЕШИЛИ ЛИШНИЙ РАЗ НАПУГАТЬ!»

Сегодня в Вахитовском районном суде разыгралась своеобразная трагикомедия. Судья, узнав о том, что подсудимый Ильдар Курманов не явился в суд, принял решение о его аресте до 13 сентября. Ранее Курманов находился под домашним арестом — на каждое судебное заседание его доставляли из дома под конвоем. Но, по всей видимости, справки о том, что сын бывшего министра юстиции сломал руку, вызвали у судьи подозрение.

По словам отца подсудимого, экс-министра юстиции Мидхата Курманова, в СИЗО его сына сотрудники ГУ ФСИН забрали в 13:00. Никакого сопротивления Ильдар, по его словам, не оказывал.

— Его арестовали якобы из-за того, что он не пришел в суд, у него, во-первых, на руках больничный, во-вторых, каких-либо оснований для его ареста нет — вменяемые ему статьи не предполагают ареста, — объяснил «БИЗНЕС Online» отец подсудимого Мидхат Курманов. — Я считаю, это методы запугивания. Естественно, решение суда обжалую сегодня же в Верховном суде, я думаю, он разберется. Всем известно, что никакого уголовного состава преступления нет, просто лишний раз решили напугать. Воспользовались тем, что он находится на официальном больничном. Он ведь представил справку о том, что болеет, этого было достаточно. Суд его не допросил, не вызвал врача, не взял объяснения. Огульно вынесли такое решение...

Мидхат Курманов
Мидхат Курманов: «Я считаю, это методы запугивания. Естественно, решение суда обжалую сегодня же в Верховном суде, я думаю, он разберется»

По словам Мидхата Мазгутовича, его сыну поставлен диагноз «ушиб локтевого сустава». Долечиваться Курманов-младший теперь будет, по всей видимости, сидя в следственном изоляторе. Оттуда его продолжат возить на судебные заседания.

Разумеется, позиция потерпевшей стороны, представителей французской компании «Леруа Мерлен», разительно отличается.

— Судья отреагировал на неуважение к суду, — заявил «БИЗНЕС Online» Илья Мазуров — старший юрист компании. — Честно сказать, я не вижу, как травма руки может помешать человеку не явиться в суд! Это же рука, не нога, не голова. Если мы посмотрим, как вообще шел процесс: то «сухой глаз», то зубы у человека болели месяц, теперь травма руки. Ознакомление с делом, мягко говоря, затягивалось. В России есть дела на сотни томов, с которыми в итоге стороны знакомились гораздо быстрее. Считаю, что травма руки не является уважительной причиной для неявки в суд. Я не доктор, чтобы комментировать, симулировал кто-то или нет. Могу лишь сказать, что это не мы нанесли ему травму. Все мы работающие люди, мы летаем в суд из других городов, выполняем свой долг. А человек не может из дома прийти? Наша позиция по этому делу не меняется. Надеемся, после ареста дело пойдет быстрее.

В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ ЦЕЛЕЕ БУДЕТ?

Ранее Курманов действительно заявлял о других болячках. К примеру, долгий процесс ознакомления с материалами дела он списал на синдром «сухого глаза» — обвиняемый заявил, что процесс изучений 31-томного уголовного дела «в темном углу кабинета следователя» спровоцировал ухудшение его зрения. Только после многочисленных жалоб, по словам семейства Курмановых, следователь выдвинул стол к окну, открыл в своем кабинете жалюзи и отдал настольную лампу со своего рабочего стола.

Впрочем, и судьи Вахитовского райсуда ранее демонстрировали в подобных случаях свою принципиальность. История, которая произошла сегодня, один в один повторяет арест небезызвестного Сергея Руснака, осужденного впоследствии за громкое ДТП. Находясь под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, Руснак три раза не являлся в суд. Сначала он растянул ногу, затем угодил в инфекционную больницу с подозрением на сальмонеллез, который, впрочем, позднее не подтвердился. Третья неявка в суд была связана с бронхиальной пневмонией. В итоге судья Руфина Газизова решила поместить болезненного подсудимого под арест. Мол, в СИЗО целее будет...

Сергей Руснак
Сергей Руснак три раза не являлся в суд. Сначала он растянул ногу, затем угодил в инфекционную больницу... В итоге судья поместила подсудимого под арест

А судебное следствие по делу Курманова будет продолжено. Возможно, теперь процесс действительно станет более динамичным. Напомним, согласно обвинительному заключению, сыну бывшего министра юстиции РТ инкриминируются мошенничество, легализация имущества, полученного преступным путем, растрата, преднамеренное банкротство, а также злоупотребление полномочиями. По версии следствия, в декабре 2011 года Курманов, используя свое служебное положение и злоупотребляя доверием представителей «Леруа Мерлен», заключил договоры по оказанию консультативных услуг и производству строительных работ, связанных с подключением строящегося торгового центра к электрическим и тепловым сетям. При этом Курманов получил в качестве аванса более 47 млн. рублей якобы в связи с оплатой работ по договорам. В обеспечение своих обязательств Курманов согласился предоставить банковскую гарантию на сумму 27 млн. рублей.

С декабря 2011 года по сентябрь 2012 года Курманов, не предоставив банковские гарантии и не выполнив договорных обязательств, использовал полученные денежные средства по своему усмотрению. При этом, создавая видимость исполнения взятых на себя обязательств, он подготовил проектную документацию, затратив около 600 тыс. рублей. В дальнейшем часть похищенных денежных средств на сумму чуть более 37 млн. рублей Курманов, по версии следствия, легализовал путем совершения финансовых операций от имени подконтрольного ему ООО «СЭМ», приобретая транспортные средства и кабельно-проводниковую продукцию. Своими действиями сын бывшего министра юстиции РТ привел фирму к финансовой несостоятельности и, зная о которой, незаконно продал имущество компании, присвоив вырученные деньги. В результате в ноябре 2013 года по заявлению кредиторов ООО «СЭМ» было признано банкротом.

Подробности резонансного проекта можно прочитать в спецпроекте «БИЗНЕС Online».

ТАКАЯ ПРАКТИКА ИМЕЕТ МЕСТО ДОВОЛЬНО ЧАСТО

Насколько часто в судебной практике применяется арест, если дело затягивается? За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Вениамин Чубаренко — председатель коллегии адвокатов «Чубаренко и партнеры»:

— Возможно, человек действительно болеет. Мы ведь с вами медицинских документов не видели. Суд правомочен принять такое решение, насколько я понимаю, ходатайствовал обвинитель. Видимо, процесс несколько раз переносился, в связи с этим суд пошел на эту меру, посчитав, что он уклоняется. Такая практика имеет место и довольно часто.

Какие положительные дивиденды затягивание приносит подсудимым? Я бы не сказал, что данное конкретное дело желательно затягивать, тут все на виду, все открыто. Момент интересен тем, что у них гражданский спор, но почему-то завели уголовное дело, но это дело органа обвинения. Само по себе затягивание процесса не является отягчающим обстоятельством при вынесении окончательного решения суда. Сами адвокаты, как правило, не сторонники затягивания процесса.

Эрик Валеев — адвокат:

— Если подсудимый не приходит на судебное заседание по уголовному делу, то суд в праве его арестовать, такая практика есть. Прокурор заявляет ходатайство об изменении меры пресечения подсудимого в связи с тем, что он нарушает ранее избранную ему меру пресечения. Поскольку находиться под стражей в изоляторе не в интересах подсудимого, то обычно люди стараются являться на процесс. Когда подсудимый находится в изоляторе, то в суд его конвойные доставят в любом случае по требованию суда. Основываться на том, что подсудимый затягивал процесс, либо признавать затягивание отягчающим обстоятельством при вынесении приговора судья не имеет права.

Читайте также:

Спецпроект Дело Курманова