МЫ ЖИВЕМ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ, А МОСКВА ЖИВЕТ ПОНЯТИЯМИ

Была ль то песнь, рожденная мечтою,
Иль песнею рожденная мечта, —
Не знаю я, но в этот миг со мною
Роднилися добро и красота.

От светлых дум сомненья исчезали,
Как легкий дым от гаснущей золы;
Я был далек от сумрачной печали,
От злых обид и дерзостной хулы.

Я мир любил, и был любим я миром;
Тая в душе неугасимый свет,
Я в бездне бездн носился по эфирам,
С толпою звезд, за сонмищем планет.

И видел я пленительные тайны
Бессмертного, божественного сна...
Я постигал, что зло и смерть случайны,
А жизнь с добром — и вечна и сильна.

Я ликовал смущенною душою,
И жар молитв сжигал мои уста...
Была ль то песнь, рожденная мечтою,
Иль песнею рожденная мечта?..

Константин Фофанов (1888)

156005c5baf40ff51a327f1c34f.jpg
«Крым и Донбасс требовали всего-то учесть национальные интересы русских и татар, а также признать особенности регионов. Киев отказался...»

Последние выборы в Великобритании в мае месяце показали рост числа депутатов от Шотландской национальной партии. Националисты (в европейском нейтральном смысле) не только в Шотландии, но и по всей Великобритании завоевывают симпатии. В России этот факт прошел незамеченным, события на Украине и другие мировые процессы заслонили собой итоги выборов в Великобритании, хотя их не назовешь случайным эпизодом, это долговременная тенденция для ряда европейских стран, и она однажды может добраться до медвежьих углов российской политической жизни. Только в самое последнее время мы видели усиливающуюся поддержку каталонцев в Испании, курдов в Турции, причем со стороны не только самих каталонцев и курдов, но в целом испанцев и турок. Моральная поддержка избирателями интересов национальных партий означает предпочтение ими парламентских форм решения непростых вопросов. Люди не хотят силовых решений и требуют учета региональных интересов. Это общеевропейский тренд. Другой путь предпочли в Украине. Крым и Донбасс требовали всего-то учесть национальные интересы русских и татар, а также признать особенности регионов. Киев отказался... Альтернатива парламентаризму оказалась явно неудачной.

В самом факте подъема влияния шотландской партии в Великобритании существенен не столько национализм, сколько права Шотландии, ее позиция, ориентированная на расширение самостоятельности своей территории демократическим путем. Сохранивший власть премьер-министр Кэмерон поспешил объявить, что он будет и дальше расширять права Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Это все происходит в стране с давними имперскими традициями, где не хотят даже слышать слово «федерализм» как американское изобретение. В Великобритании считается, что либерализм, прочно укоренившийся не только в законодательстве, но и в сознании способен решать политические проблемы без федерализма. В чем-то они правы, там действительно не озабочены, вроде наших политиков, тем как превратить республики в губернии, в Великобритании территории просто называются Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, Бермудские острова. Эти территории (кроме Англии) имеют свои парламенты в силу того, что так пожелало население, их статус регулирует собственное законодательство и соглашения с Лондоном о разграничении полномочий (в Великобритании нет Конституции).

У нас же переименование главы субъекта превратили в политическое шоу, пытаются убедить население, будто совпадение названия главы страны и республики унижает статус президента России. Теперь у населения Татарстана появилась серьезная проблема, оставлять ли старое название или переименовать главу в башкана, хана, раиса, хакима... (последнее слух ласкает, ибо созвучно с моей фамилией, хотя к названию «президент» уже привыкли). Зачем, спрашивается, заниматься экономикой, есть темы поважнее, ее нам подбросила Москва и требует привести в соответствие. Только вот в соответствие с чем? Мы-то живем по Конституции РФ, а Москва живет понятиями... Кстати говоря, исконное название главы Руси было не президент и царь (т.е. Кесарь от «Цезарь»), о чем напрочь забыли наши доблестные депутаты, его называли Великим каганом и его столицей был Киев. И губернаторов в прошлом не было, это все петровское «латинство», на Руси были не губернаторы, а князья да воеводы, а у татар — ханы да беки. Может быть, не только наименование глав субъектов, но и главу Российской Федерации надо привести в соответствие с исторической традицией и отказаться от противного латинского слова «президент», вернувшись к исконно русскому названию «каган». Между прочим, звучит свежо...

В БРИТАНИИ ГОТОВЫ ОБСУЖДАТЬ ЛЮБЫЕ ПРАВА РЕГИОНОВ

Демократия — это не власть большинства, а защита меньшинства.

Альбер Камю

В Лондоне не пугаются передачей полномочий в регионы — бери столько, сколько сможешь исполнить. Например, на Бермудских островах введена собственная валюта — бермудский доллар, поскольку он оказался удобнее бермудского фунта и британского фунта. В Подмосковье фермер, уставший от безумных процентных ставок банков, решил ввести «калеоны» — суррогат не валюты, а договорных отношений, мелких сделок, так его решили засудить за подрыв финансовой системы страны. В России высокие проценты и есть устои страны, иначе за счет чего же будут процветать московские банки? До революции в Казанской губернии многие сделки совершались без заключения письменных договоров — ударили по рукам, и считалось, что сделка состоялась. В качестве свидетеля выступал Всевышний. Так работали честные предприниматели («ак байлар»). Надо бы Госдуме принять закон о запрете подобных честных сделок, иначе экономика начнет развиваться семимильными шагами без помощи банков. Что тогда станет с Россией?

На Бермудах время от времени возникает вопрос об отделении от Великобритании, в 1995 году даже был назначен референдум о независимости. Он не состоялся, поскольку экономисты подсчитали, что расходы увеличатся, поэтому политики решили, что выгоднее остаться под сенью британской короны. Причем цена независимости для них измерялась примерно в 500 тыс. фунтов, для небольшого населения заморской территории это оказалось ощутимой суммой. Вообще, для британцев характерна меркантильность. Помню, как-то мне довелось участвовать на британско-российской конференции по проблемам федерализма, она прошла по инициативе МИДа Великобритании в ее стенах. Эта конференция очень быстро поделилась на две совершенно самостоятельные дискуссии: одна — российская — превратилась в спор «федералов» и «регионалов» о разграничении полномочий с ярко выраженной риторикой об имперском духе федерального центра с одной стороны и мерзком поведении субъектов-сепаратистов вроде Татарстана с другой. Британская площадка оказалась чисто экономической, они спорили только на одну тему: как поделить бюджет между Лондоном и территориями, им все равно как это называется — федерализмом или субсидиарностью, или еще как-то...

В Британии готовы обсуждать любые права регионов без угроз, обвинений и насилия. Шотландия самостоятельно голосует в Европарламенте, выходит с законодательными инициативами на европейский уровень и там к ней прислушиваются. Например, европейский законопроект о морском рыболовстве был инициирован именно Шотландией. Помнится, как-то я предложил внести правку в проект одного российского документа по чисто грамматическим соображениям, так на меня все зашикали: «Пусть написано не по-русски, но их проект трогать НЕЛЬЗЯ!» В Британии демократия существует в самой либеральной форме. Шотландия даже пригрозила Великобритании, что она выйдет из ее состава, если сама Великобритания выйдет из Евросоюза.

В конкретных делах Великобритания более федеративная, чем Российская Федерация, но там не хотят слышать о федерализме, как, впрочем, и в России. При этом с каждым годом федерализм на Британских островах все больше становится реальностью. Дело доходит до того, что возрождается забытый шотландский (кельтский) язык, чьими носителями являются всего-то около 60 тыс. человек. Было время, когда Актом об образовании 1872 года было запрещено преподавать на шотландском и даже просто говорить на нем. Сегодня это официальный язык, а в 2005 году открылась первая средняя школа на шотландском языке, идут теле- и радиопередачи. Конечно, пока что он, скорее, признак национальных чувств, чем реальный инструмент в государственных делах и в бизнесе, в конкретных делах английский удобнее, но национальное достоинство тоже чего-то стоит, не все же мерить фунтами, долларами и евро. Время работает на шотландцев. В таком же положении когда-то был и валлийский язык Уэльса. Сегодня им владеют более 20% населения Уэльса, в 1991 году их было 18,5%. По акту 1993 года английский и валлийский стали равными. Телевизионный канал S4C, вещающий только на валлийском, в значительной мере содействовал распространению валлийского языка. Помню, один из экспертов из Уэльса объяснял мне, как важно иметь телеканал, вещающий круглые сутки только на родном языке, тогда у слушателя возникает ощущение, что он находится в языковой среде, и лучше его усваивает. Татарстану это не нужно...

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ПОЛИТИКИ ЯВНО ПЕРЕИГРЫВАЮТ

Аналогичные процессы происходят и в Северной Ирландии. По белфастскому соглашению 1998 года помимо английского официальными языками региона были признаны ольстерско-ирландский и ольстерско-шотландский. Специальный фонд, учрежденный правительством Великобритании, финансирует развитие ирландского языка. Отдельным пунктом стало признание шотландского и ирландского языков глухонемых, в 2004 году их проживало 3,5 тыс. с шотландским языком жестов и 1,5 тыс. человек — ирландским. Для поддержки шотландского языка в Северной Ирландии была создана Ольстерская академия шотландцев. И т.д. и т.п.

Не мешает особо подчеркнуть, что речь идет о Великобритании — сердце англо-саксонской культуры, которая завоевывает весь мир. Европейские страны бьют тревогу в связи с засильем английского языка и культуры. Английский язык по всему миру признан языком делового, политического, научного, культурного общения, а в Великобритании он не может до конца ассимилировать, казалось бы, умирающие языки, чьим носителем осталась кучка стариков в горной местности. Значит, у национализма гораздо больший потенциал, нежели предполагали конструктивисты всех мастей. Объясняется это просто: национализм (в европейском, а не российском смысле) всегда имеет моральное преимущество перед шовинизмом и патриотизмом.

1993.jpg
«Для татар Крым и есть земля обетованная. Они выстрадали свое желание говорить, писать, учиться на родном языке» (Крымцы. Гравюра XIX века)

На фоне общемировых тенденций странной выглядит ситуация в Крыму, где крымско-татарский признан по Конституции государственным, но теперь хотят его любыми (в том числе и законодательными) путями ограничить. Можно играть в политику, но только не с целым народом, испытавшим трагические лишения на пути обретения своей Родины. Их путь можно сравнить разве что с историческим Исходом евреев из Египта в землю обетованную. Для татар Крым и есть земля обетованная. Они выстрадали свое желание говорить, писать, учиться на родном языке. В качестве контраргумента приводят странный довод, что, мол, придется признать и украинский язык, а он как бы вне закона только потому, что он украинский, т.е. язык братского народа. Суперпатриотизм российских, как, впрочем, и украинских политиков, похоже, лишает их не только элементарной логики, но и здравого смысла. На Украине запретили русский язык и не хотят слышать о федерализме, а в России не принимают украинский язык, требуют федерализма для Донбасса и знать не хотят ни о каком федерализме в Российской Федерации. Российско-украинские политики явно переигрывают, превращая трагедию в фарс.

ДЛЯ ЛЮДЕЙ ВАЖЕН НЕ САМ ПАТРИОТИЗМ, А ИЛЛЮЗИЯ О СЧАСТЛИВОМ БУДУЩЕМ

Опираться можно только на то, что сопротивляется.

Блез Паскаль

Мы вступили в эру глобализации, всемирного замещения национальных языков английским, китайским и испанским. Многие политики и лингвисты предсказывают другим языкам участь мертвых или региональных, включая, кстати, в этот список и русский, а не только татарский язык. Англосаксонские культурные стандарты становятся доминирующими во всех уголках планеты. Но в ответ идет сопротивление со стороны национальных культур, не желающих добровольно умирать. Предсказания конструктивистов о скорой смерти малых народов, языков и культур не сбываются. На этом фоне общей обеспокоенности за будущее национальных культур (даже немецкой или французской) странным выглядит поведение защитников русской культуры — они уверены, что прошлое величие им гарантирует спокойную жизнь в будущем или даже позволит ассимилировать татарский и другие языки. Ничего не получится! Нужно думать не столько об ассимиляции других, сколько о сохранении собственной культуры. Русская культура уже перестала быть привлекательной, поскольку она сегодня просто подражает западному китчу, отвергнув «дум высокое стремленье». Напрочь забыты те удивительные искания мысли и художественных форм, которыми отличалась русская культура в ХIХ - ХХ веков. Русским и татарам перед угрозой засилья англо-саксонского китча надо бы объединиться во взаимной поддержке друг друга, на практике же происходит обратное.

Порой у меня спрашивают, откуда я знаю столько русских поэтов? Но ведь я родился в семье поэта, где всегда не просто уважали, но и знали русскую поэзию, в доме была богатая библиотека русской поэзии. Конечно, у нас Пушкин был и на татарском (кстати, довольно удачные переводы), а моя дочь вначале его сказки слушала на татарском, а когда подросла, стала читать на русском. Знать русскую литературу в нашей семье было столь же естественным, как дышать чистым воздухом. Но когда меня спрашивают, откуда я знаю русскую поэзия, в самом вопросе звучит еще другой оттенок: «А зачем тебе это надо?!» К сожалению, эта меркантильность в отношении русской культуры, причем со стороны самих русских, просто убивает. Ведь вместе с культурой умирает и дух государственности, он замещается соблазном мессианства (как говорил Николай Бердяев), а само государство становится обыкновенной машиной для насилия.

Культурное разнообразие человечества — естественное состояние, а унификация — изобретение эпохи стандартизации, конвейерных технологий, глобализации. Природа борется с унификацией, ибо сама эволюция человечества возможна только через расширение разнообразия. Глобализация имеет две стороны. Наряду с унификацией и гегемонией развитых стран она ведет к распространению новых технологий по всему миру, что позволяет даже небольшим народам, странам, регионам осваивать новейшие достижения человечества и становиться в ряд передовых наций. Это ведет к росту самосознания и национальной гордости. Вот почему регионализация в Европе набирает все больше сторонников.

В Европе вслед за Бельгией федерализацией охвачена Испания, север Италии и Венеция, теперь этот процесс проявился в полную силу в Великобритании. Впрочем, любое экономическое развитие сопровождается расширением демократии, прав регионов и народов. Россия, если действительно желает стать процветающим государством, будет вынуждена считаться с мировыми трендами. У России нет другого пути кроме федерализации. В воображении можно представить альтернативный путь с пропахшими нафталином царями, ханами, князьями, псевдореформаторами типа Столыпина, святыми мощами, бородой Пророка, мумией Ленина, вся эта торжествующая какофония религии и власти во главе с Великим Петром — Сталиным — путь в НИКУДА. В Москве кое-кто надеется, что Россия пойдет своим путем, сумеет вернуть имперские традиции, показать всем «кузькину мать» и создать исключительные условия для процветания вне мировых тенденций. Однако никакая империя (ни русская, ни татарская) назад не возвращается, просто потому что стрела времени не имеет обратного хода.

Действительно, патриоты имеют массовую поддержку «НАШИХ», верящих в возвращение мощного централизованного государства с добрым «царем-батюшкой». Это массовая иллюзия, позволяющая людям оставаться нормальными в перманентно ухудшающихся условиях. Для людей важен не столько сам патриотизм, сколько иллюзия о счастливом будущем даже через обращение к фантастическому прошлому. Раньше верили в Град небесный, затем в коммунизм и так спасались от серых будней, теперь место утопий пытаются занять православие и ислам, но у них ничего не получится, поскольку религии лишились своей важнейшей составляющей — веры, они все свели к ритуалам, а потому стали элементом сферы услуг. Религии в России приобрели рыночную стоимость как любая другая услуга, но человеку этого мало, ему кроме ритуалов нужна вера в волшебство, идеалы, возвышенное. Иллюзия в застойном обществе становится не способом восприятия реальности, а частью этой самой реальности. Как часть реальности иллюзия тоже приобретает рыночную стоимость, именно поэтому процветает «фабрика грез» в Голливуде, с которой не способна конкурировать религия. Впрочем, это уже другая тема.

Вы относитесь к нам,
Как волосатая ного-рука обезьянки,
Обожженная неведомым богом-пламенем,
В руке мыслителя, спокойно
Управляющей вселенной,
Этого всадника оседланного рока.
Больше того: мы основываем
Общество для защиты государств
От грубого и жестокого обращения
Со стороны общин времени.
Как стрелочники
У встречных путей Прошлого и Будущего,
Мы так же хладнокровно относимся
К замене ваших государств
Научно построенным человечеством,
Как к замене липового лаптя
Зеркальным заревом поезда.

Велимир Хлебников. Воззвание председателей земного шара