Равиль Зиганшин

«ЗИГАНШИНА ПЫТАЮТСЯ ВЫВЕСТИ ИЗ ЭТОГО ДЕЛА»

На новый виток вышел конфликт между доцентом КФУ, координатором группы «Город без границ» Искандером Ясавеевым и гендиректором ПСО «Казань» Равилем Зиганшиным. Вчера днем Ясавеев был вызван в ОП «Япеева», где ему предъявили постановление об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»). После этого координатор «Города без границ» тут же подвергся административному задержанию и был доставлен в Вахитовский районный суд Казани в компании полицейского.

Дело рассматривала судья Рузалия Багавова, известная, в частности, тем, что в прошлом году оштрафовала на 10 тыс. рублей лидеров КПРФ за шествие 1 мая и сторонников Алексея Навального, которые в 2013 году вышли протестовать против приговора по делу «Кировлеса».

Краеугольным камнем обвинения стали письменные заявления начальника службы охраны ресторанного комплекса «Кантина» Андрея Капаева и его подчиненного по фамилии Царев, которые утверждают, что в ответ на их вежливые просьбы спуститься с парапета Ясавеев разразился нецензурной бранью. Интересы Ясавеева в суде взялся представлять руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов.

«Он не нарушал общественный порядок, никого не оскорблял, а фотографировал по своей общественной деятельности отсутствие пандусов для инвалидов», — заявил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Шолохов.

По словам руководителя КПЦ, судья даже не опросила охранников, хотя у Шолохова к ним были вопросы. «Потому что их [охранников] объяснения не сходятся, хоть и написаны под копирку. В них имеются противоречия, так как они были выдуманы. Когда человек выдумывает, он каждый раз говорит по-новому. Если человек говорит правду, он всегда говорит одно и то же», — считает руководитель КПЦ.

Сам Ясавеев в разговоре с «БИЗНЕС Online» назвал дело «полнейшим абсурдом», а показания охранников — недостоверными, так как оба эти человека находятся в подчинении Зиганшина и действовали по его указанию.

В итоге судья после несколько затянувшегося перерыва признала Ясавеева виновным в мелком хулиганстве и оштрафовала на 600 рублей за нецензурную брань в общественном месте. Отметим, что ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа от 500 до 1 тыс. рублей или же административный арест на 15 суток. Так что Ясавеев еще легко отделался. Впрочем, теперь активист и его защита намерены обжаловать решение Вахитовского райсуда в Верховном суде Татарстана.

Помимо нарушений процессуального характера Шолохова удивляет, с какой скоростью заявления охранников были приняты для рассмотрения в суде: «Ясавеев тоже написал заявление о том, что Зиганшин порвал ему рубашку. Но об этом заявлении пока ничего не слышно. Видимо, приоритеты были определенным образом расставлены».

«Зиганшина вообще пытаются вывести из этого дела», — поделился своим мнением о судебном процессе Ясавеев.

Искандер Ясавеев

«Я ЕМУ ВОЗРАЗИЛ, ЧТО НАБЕРЕЖНАЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ГОРОЖАНАМ»

В пресс-службе ПСО посоветовали обратиться за комментарием в правоохранительные органы. «Я не могу прокомментировать ситуацию, потому что мы не участвуем в этом процессе. Это вопрос к правоохранительным органам, которые должны установить и оценить действия Ясавеева на основе закона», — сообщил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь ПСО «Казань» Шамиль Садыков.

Напомним, конфликт между Ясавеевым и Зиганшиным произошел на набережной реки Казанки 23 июня. Ясавеев пришел туда, чтобы сфотографировать лестницу без пандуса для инвалидов — ранее он неоднократно получал обращения граждан, которые указывали на этот недостаток. Для лучшего обзора общественник залез на парапет, но фотосессия не задалась: в этот момент мимо проезжал черный Range Rover Зиганшина — гендиректора и владельца компании ПСО «Казань», ведущей все работы на набережной. Он вышел из машины и, как сообщает «Вечерняя Казань» со слов Ясавеева, грубо спросил: «Что ты тут делаешь?»

Ясавеев объяснил цель своей съемки: «После этого он заявил: «Ноги твоей здесь больше не будет!» Я ему возразил, что набережная принадлежит горожанам».

Затем, по словам обвиняемого, Зиганшин сел в свой автомобиль и поехал, а сам доцент сфотографировал эту машину «с тем, чтобы выяснить, не является ли нарушением нахождение автомобиля в пешеходной зоне».

— Он выбежал, схватил меня за рубашку, порвав ее возле воротника, тут же подошли два человека. Один из них позже представился как начальник службы безопасности Андрей Капаев. Зиганшин дал им указание задержать меня за то, что я — это слова Зиганшина — «ломал деревья, ругался матом». После чего я сообщил, что подам встречное заявление о том, что он порвал на мне рубашку.

Существенно отличающуюся версию конфликта изложил «БИЗНЕС Online» сам Андрей Капаев. Он утверждает, что Зиганшин Ясавеева вообще не трогал, а лишь сделал ему замечание, после чего вызвал охрану. «Человек стоял на парапете, к нему подошел Равиль Хабибуллович, сделал ему замечание. Он на замечание не отреагировал, потом Равиль Хабибуллович вызвал меня как начальника охраны, сказал, чтобы я навел порядок, то есть пресек противоправные действия, направленные на порчу имущества, — говорит Капаев. — Я к нему [Ясавееву] подошел, сделал предупреждение. Сказал, что здесь ходить нельзя, «пожалуйста, спуститесь с парапета». Он мне стал хамить, грубить, угрожать. Я залез на газон, пытался вывести его с парапета, взял его левой рукой за рубашку. Он дернулся обратно — рубашка порвалась. Потом он спрыгнул, я тоже сошел с газона и вызвал полицию».

Напомним, поначалу к урегулированию резонансного конфликта подключилась помощник президента РТ Наталия Фишман. Она заявила, что вместе с представителями ПСО и «Города без границ» проведет обход набережной. «Пожелания общественности по доступности для маломобильных групп населения будут зафиксированы и доведены до сведения компании, — рассказала она. — В случае необходимости будут привлечены эксперты, и, если недостатки действительно есть, компания рассмотрит возможность их устранения».

Обход, к слову, должен был состояться вчера, но был перенесен. Официально из-за занятости Фишман, которая вчера должна была участвовать в лекции урбаниста Эдуарда Моро и последующем обсуждении темы развития общественных пространств вокруг озера Кабан.

Отметим, что Ясавеев изначально готов был взаимно отозвать заявления при условии, если Зиганшин принесет ему свои извинения. Тогда конфликт, общественные симпатии в котором явно не на стороне крупного бизнесмена, был бы исчерпан и о довольно мелком происшествии, вероятно, вскоре бы все забыли. Теперь же, когда дело поставлено на судебно-правовые рельсы, скандал может напоминать о себе месяцами, а спор приобретает принципиальный характер. Того ли хотел владелец ПСО «Казань», когда вкладывал в строительство набережной, ставшей местом событий, свой личный миллиард рублей?

«ЯСАВЕЕВ — ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ МОРАЛЬНЫХ АВТОРИТЕТОВ НАШЕЙ ЭПОХИ»

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Насколько я знаю, Ясавеев что-то фотографировал на набережной, подъехал Зиганшин и дал команду своей службе безопасности остановить и задержать гражданина Ясавеева. То есть задерживали его не сотрудники правоохранительных органов. Здесь уже есть спорный момент. Причем, насколько я понимаю, здесь затронут интерес господина Зиганшина. У нас все, что связано с водой, со всех сторон принадлежит господину Зиганшину, насколько я знаю. И здесь нужно выяснить, насколько правомерно службе безопасности задерживать гражданское лицо? Они же его задерживали до приезда полиции? Наделены ли они такими правами? Какая была опасность от его поведения? И другой вопрос: насколько соответствуют действительности их показания о том, что он ломал деревья?

Сейчас Ясавееву надо комплексно подойти к этим вопросам. Во-первых, обжаловать само решение суда о штрафе. Во-вторых, обжаловать через суд задержание его сотрудниками службы безопасности. И, в-третьих, подать заявление в органы полиции на неправомерные действия сотрудников службы безопасности. И, наверное, ему теперь нужно искать свидетелей, которые могли быть в то время на набережной, и дать показания в его пользу.

Антон Райхштат — заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль», кандидат социологических наук:

— Я не могу комментировать решение суда, потому что не был свидетелем. Зная Ясавеева, я с трудом могу себе представить, что этот человек будет ругаться матом в общественном месте. Я вообще считаю, что это один из немногих моральных авторитетов нашей эпохи. Такая новость, мне кажется, граничит с абсурдом. Думаю, что Искандер Габдрахманович займет ту позицию, которая ему покажется правильной и важной. По Зиганшину ничего не могу сказать, лично с ним не знаком. Сама ситуация мне кажется, мягко говоря, странной.