Игорь Марченко: «Мы будем совместно с правоохранительными органами отслеживать, чтобы «наливайки» и бары прекратили свою деятельность»

«ПЫТАТЬСЯ ИЗМЕНИТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕСПОЛЕЗНО, ПРОЩЕ НАУЧИТЬСЯ ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД ТЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ»

В начале разговора руководитель Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко напомнил собравшимся в конференц-зале отеля «Рамада» 50 бизнесменам, что с 18 июня вступает в силу республиканский закон 10-ЗРТ, полностью запрещающий реализацию алкогольной продукции (в том числе и пива) во встроенных или пристроенных помещениях к многоэтажному жилому дому и в помещениях, расположенных на первых этажах жилых зданий. Исключение сделано только для кафе и ресторанов, лицензированных по соответствующему ГОСТу. Новый документ также запрещает торговать алкоголем на вынос с 22 часов до 10 часов утра.

«Мы будем совместно с правоохранительными органами отслеживать, чтобы «наливайки» и бары прекратили свою деятельность. Закон призван обезопасить местных жителей от больших скопищ лиц непрезентабельного вида, злоупотребляющих алкоголем, и поставить заслон в потреблении суррогатными напитками», — отметил Марченко.

«Пытаться изменить федеральное законодательство бесполезно, проще научиться подстраиваться под те условия, которые есть», — сразу попытался разрядить обстановку уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, предваряя вал вопросов на тему госрегулирования.

«Я НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ, НО ОБМАНЫВАТЬ ЗАКОН НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

Отвечая на вопрос Олега Данилова из компании «СБР», Марченко рассказал, какое заведение может гордо именоваться кафе или рестораном, а значит, избежать закрытия. По его словам, требования прописаны в соответствующем ГОСТе. Обязательное наличие в меню горячих блюд, приготовляемых на месте, наличие соответствующего количества посадочных мест, подсобных помещений, разделение кухни на зал для приготовления пищи и посудомоечную и т. д.

«Помещения бара нужно будет привести в соответствие с требованиями, предъявляемыми к кафе или ресторанам. После чего вы обращаетесь к нам с заявлением за переоформлением лицензии. Срок окончания действия переоформленной лицензии будет таким же, как в ранее выданной лицензии для бара. Госпошлина за переоформление лицензии составляет 3,5 тысячи рублей. Если вы хотите продлить срок действия лицензии, то необходимо будет доплачивать по нормативам, установленным Налоговым кодексом РФ, — 65 тысяч рублей за каждый год действия лицензии», — рассказал он.

«Реальное кафе должно быть или же можно будет обходить требования, как сейчас в так называемых барах?» — уже напрямую спросил один из бизнесменов. На что получил легко прогнозируемый ответ: «Конечно, кафе должно быть реальным». По словам Марченко, отслеживать выполнение требований ГОСТа по кафе и ресторанам будут структуры Роспотребнадзора, а в последующем предполагается проводить рейды прокуратуры РТ.

Он сообщил, что по согласованию с прокуратурой Госалкогольинспекция РТ в течение месяца не будет предпринимать жестких мер к владельцам баров, не будет отправлять документы в суд на аннулирование их лицензии, т. к. отведенных законом трех месяцев на перепрофилирование помещений оказалось недостаточно. «Но по отношению к забегаловкам и рюмочным санкции будут приниматься уже с завтрашнего дня», — пообещал Марченко.

— Могу ли я сейчас, пока на кухне идет ремонт, продолжать торговлю алкогольной продукцией? — задал вопрос один из бизнесменов.

— Нет, вы должны приостановить реализацию алкоголя. Ваша задача — как можно скорее провести реконструкцию помещения и подать документы на переоформление лицензии под кафе.

— А что продавать тогда? Жвачку? — растерянно ответил бизнесмен.

— Я на вашей стороне, но обманывать закон не получится, — «утешил» его Нагуманов.

Данилов спросил, обязательно ли подавать заявление о закрытии торговой точки. Заявление — это дополнительные расходы компании в размере 3,5 тыс. рублей, напомнил он.

«Если вы не подадите заявления о переоформлении лицензии или внесении изменений в действующую лицензию, то вы нарушите закон, что грозит штрафом в размере от 100 тысяч рублей и выше. Кроме этого, должностные лица компании тоже будут оштрафованы, — ответил Марченко. — Не надо доводить до этого, лучше обратиться в Госалкогольинспекцию о выведении данных торговых объектов из приложения к лицензии».

КТО ПЕРВЫЙ ВСТАЛ, ТОГО И ТАПКИ

Людмила из ООО «Даурия-2» подняла любопытную тему. Она уже несколько лет арендует 100 кв. м в офисном здании под бар, лицензия на который действует до 2017 года. «Недавно я случайно узнала, что рядом с нами открылся допофис автошколы на площади 15 квадратных метров. И вот на основании этого Госалкогольинспекция отзывает нашу лицензию, ссылаясь на закон, согласно которому питейные заведения должны находиться не ближе 50 метров от образовательных и лечебных учреждений. Я заплатила госпошлину за два года — эти деньги я потеряла? Мы не защищены!» — пожаловалась она.

«Мы не можем регулировать взаимоотношения собственников ваших помещений с теми арендаторами, которые приходят в соседние помещения, — констатировал Марченко. — Однако требования закона надо соблюдать».

«Но помещение закрыто, и они не ведут там работы!» — возразила Людмила.

«Понятно-понятно. Надо посмотреть, может, там помещение, не лицензированное для обучения», — с сомнением ответил глава Госалкогольинспекции РТ.

На защиту коллеги встала известный предприниматель Мария Горшунова — гендиректор ООО «ПФК «Майдан» (сеть кафе «Сытый папа»). Она попросила Нагуманова предпринять какие-то меры к решению этой проблемы, предложив ввести принцип: кто первый встал, того и тапки. «Тот, кто хочет открыть свое заведение, вступающее по закону в конфликт с уже существующим, не получит лицензию», — сказала Горшунова. Бизнес-омбудсмен пообещал подумать над этой темой.

«КАК МИНИМУМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ТОЧНО ПОЛУЧИТ»

Алексей Чернов из компании «Цимус» поднял вопрос о сроках рассмотрения документов. «Месяц назад я отправил все документы в Госалкогольинспекцию, после чего ваши сотрудники запросили в Росреестре записи о том, что договор аренды зарегистрирован. Там произошла техническая ошибка по вине специалиста Росреестра, и они прислали выписку из ЕГРП, где не числится договор аренды. Мы подали заявление на исправление технической ошибки и сами привезли в Госалкогольинспекцию новые выписки из ЕГРП. Тем не менее там продлили срок рассмотрения документов на выдачу лицензии еще на один месяц. Нам сказали, что у них свой регламент и свои сроки рассмотрения документов», — рассказал предприниматель, пожаловавшись на то, что несет потери, платя за аренду.

«Я думаю, что мы разберемся в этом вопросе. Я всегда настраиваю своих сотрудников на то, что при наличии всех документов нет необходимости выжидать отведенный регламентом месяц. Как минимум предупреждение начальник отдела точно получит», — пообещал Марченко.

«Регламентные сроки для предпринимателей — это камень преткновения, — прокомментировал тему Нагуманов. — Можно сделать за час, а говорят: жди 30 дней. Более того, многие прикрываются еще и прокуратурой, говорят, что если они выдадут документ быстрее, то прокуратура будет подозревать их в получении взятки».

Действительно, оказалось, что тема очень актуальная. Еще несколько предпринимателей рассказали о своих случаях мытарств: документы не поменялись, нужно всего лишь просто продлить лицензию, а все равно нужно ждать месяц.

«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА НА БИЗНЕС СЕЙЧАС НИКАК НЕ НУЖНА»

Следующий вопрос Нагуманов заранее охарактеризовал как самый часто задаваемый бизнесменами в ходе мероприятий «Откровенный разговор». «В этом году у нас поднялась госпошлина. Также в этом году хотели заставить нас считать бутылки, ставить дополнительное оборудование для ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная системаприм. ред.). То есть все нововведения приводят только к дополнительным расходам предпринимателей. А что-то делается для того, чтобы облегчить жизнь предпринимателей?» — спросил у главы Госалкогольинспекции РТ Данил Хасаншин из ООО «Фаэте».

«Безусловно, нас этот вопрос тоже очень беспокоит, — согласился Марченко. — Мы понимаем, что дополнительная нагрузка на бизнес сейчас никак не нужна». По его словам, кое-какие подвижки все-таки есть. Так, отложили введение журнала учета с 2015 года пока до 1 января 2016 года. «Мы стараемся работать с федеральным регулятором, чтобы и дальше отложить введение новых требований. И президент РТ Рустам Минниханов этим тоже озабочен. Он уже повторно обратился в адрес премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с просьбой снизить госпошлину за розничную реализацию алкогольной продукции либо дифференцировать ее в зависимости от типа населенного пункта. А то сейчас и в Казани, и в отдаленном селе предприниматели платят одинаковую пошлину», — рассказал он.

По словам руководителя Госалкогольинспекции РТ, этот вопрос был передан в правительственную комиссию, возглавляемую Александром Хлопониным, и есть надежда, что какое-то решение вскоре будет принято. Введение ЕГАИС для розничных продавцов алкоголя также было перенесено на 2017 год, причем с формулировкой, что оно будет возможно только в том случае, если бизнес к этому будет готов. Это решение, по словам Марченко, было принято опять же после того, как к Медведеву обратился Минниханов.

Жирную точку в мероприятии поставила Мария Горшунова, которая подняла вопрос взаимодействия Госалкогольинспекции с налоговыми органами

«НАВЕРНЯКА МОЖНО ЧТО-ТО ПРИДУМАТЬ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Жирную точку в мероприятии поставила Горшунова, которая подняла вопрос взаимодействия Госалкогольинспекции с налоговыми органами.

«При подаче документов на получение или при продлении розничной лицензии на алкоголь часто возникает ситуация, когда налоговый орган по запросу Госалкогольинспекции дает сведения о наличии задолженности по налогам», — рассказала она. Причем в большинстве случаев это какие-то копеечные пени по просрочке уплаты основных налогов, которые невозможно отследить в момент подачи документов на лицензию. В этом случае соискатель не получает лицензию и теряет госпошлину в размере от 65 до 190 тысяч рублей. «Нельзя ли немного изменить внутренний регламент Госалкогольинспекции РТ — если при запросе в налоговый орган обнаруживается задолженность, немедленно информировать бизнесмена об этом и через неделю повторить запрос в налоговую?» — спросила Горшунова.

«Это острый вопрос. Мы очень часто отказываем в выдаче лицензии в связи с наличием задолженности. Хотя мы постоянно предупреждаем, чтобы предприниматели перед подачей документов проверили наличие задолженности по налогам, штрафам и пени. Получая ответ из налоговых органов, мы не видим, какая там сумма задолженности на день подачи заявления — 3 рубля или 3 миллиона. Для закона это все равно», — объяснил свою позицию Марченко.

«Разумеется, мы проверяем, но налоговая инспекция на момент подачи документов еще не знает, есть ли задолженность на тот момент или нет», — ответила Горшунова.

Марченко предложил подавать документы через пять дней после того, как налоговая обновит свою базу. «Это происходит раз в месяц, даты четко прописаны. Сделайте запрос в налоговую после этой даты и подавайте документы нам», — посоветовал он.

Нагуманов заинтересовался этим вопросом и пообещал взять его на контроль — изучить нормативную документацию и регламенты взаимодействия, пригласив представителей Госалкогольинспекции РТ и налоговых органов. «Наверняка можно что-то придумать в рамках действующего законодательства», — сказал он.

Подводя итоги дискуссии, Марченко отметил, что за пять месяцев этого года к нему поступило более 8 тыс. жалоб на предпринимателей и 80% из них оказались обоснованными. Он посоветовал не ждать подобных мероприятий и приходить к нему на прием. «Развитие бизнеса — это развитие нашей республики. Я всегда открыт для предпринимателей и готов конструктивно обсуждать и решать ваши проблемы», — подчеркнул он.