СОВЕТСКАЯ ПРИСЯГА В ТЕТРАДИ СОЛДАТА ВЕРМАХТА

Так получилось, что о Волжско-татарском легионе вермахта долгое время было не принято говорить, да и сейчас говорят с большой осторожностью. Документы были засекречены, и этот процесс возобновляется — гриф секретности снова ложится на личные дела даже героев-джалильцев. Режиссер Денис Красильников сделал фильм для тех, кто ничего не знает об истории Волжско-татарского легиона. И это понятно — таких людей большинство. Сегодня мало кто знает о тех, кто казнен вместе с Джалилем, что не только Муса Джалиль вел подпольную антифашистскую деятельность в тылу врага. Уложить всю историю в 45 минут невозможно, поэтому авторам картины пришлось пожертвовать многими интересными подробностями и деталями, которые могут раз и навсегда поставить точку в споре: кем были татары, присягнувшие Гитлеру, — врагами народа или героями.

Поэт Муса Джалиль, конечно, заслужил свое звание Героя Советского Союза и памятник в центре Казани. Но многие его соратники до сих пор даже не реабилитированы. Барельефы, поставленные за спиной у Джалиля, — это просто архитектурный объект. Эти люди не получили ни юридической, ни судебной реабилитации. Они до сих пор считаются врагами народа.

Когда я работал в архивах, то нашел ту самую солдатскую книжку, которая выдавалась каждому солдату вермахта. В том числе и легионерам Волжско-татарского легиона. Конечно, сам факт того, что у тебя был этот билет, — это факт предательства. Но этот предатель, владелец книжки, оказался в том самом батальоне, который освободил город Ле-Пюи-ан-Веле во Франции. И хотя здесь написано, что да, действительно, он принял присягу на верность фюреру, но результат-то какой? Кем его сегодня считать? Предателем с фашистским билетом в кармане или антифашистом? Это факт непростой, здесь нужно участие юристов, архивистов и спецслужб.

Или вот, например, у человека была самодельная тетрадка на немецкой бумаге, как и у Джалиля. Такая же «Моабитская тетрадь», только это словарь. Но в словаре есть и дневник. Причем какой! Ребята это не использовали в фильме, а зря. Какие там слова:

«Но нельзя позабыть полицейских.
Все ребята один к одному.
Один бьет, а другой добивает.
Умер. Вечная память ему».

Т. е. практически он описывает жизнь лагеря. Или вот еще отрывок:

«Нельзя позабыть и случайно
Людоеды явились тут.
Крали мясо людское кусками
И от голода все они жрут.
Гробарям тут работы хватало:
В день два раза, а может и три
С мертвецами подводы съезжались,
Где тянулись глубокие рвы».

Это что, литература? Это фантазия? Человек писал бы это все у себя в дневнике? Тем более что судьба этого человека известна. Он живой вернулся домой. Для чего изучал немецкий язык легионер? Обратите внимание, с чего начинается словарь: сначала «хлеб» и «вода», а потом — «лес», «река», «юг», «запад», «восток».

Или вдруг ни с того ни с сего в этом дневнике, который человек таскал с собой, он пишет свою советскую военную присягу. Зачем она предателю? А для того, чтобы напомнить себе, что он все-таки советский солдат. Если бы показали данный дневник в фильме, это было бы очень интересно.

Фрагмент картины «Перед приговором. Муса Джалиль», художник Харис Якупов (1954)
Фрагмент картины «Перед приговором. Муса Джалиль», художник Харис Якупов (1954)


СДАТЬСЯ В ПЛЕН, НО НЕ СДАТЬСЯ

Это был не коллаборационизм. Это была попытка выжить. И вот тут как раз наша задача, особенно в Татарстане, показать, что «Идель-Урал» по масштабам действительно был самым крупным, даже по сравнению со всеми остальными мусульманскими легионами. Но татары, армяне и грузины нашли общий язык и восстали. И во Франции были созданы русские батальоны, возглавляли которые армяне, заместителями были грузины, а все сержанты — татары. Вот вам и русский батальон.

Эту историю, этот факт боятся освещать историки и военные, потому что они подходят формально: раз ты нарушил присягу, значит, ты предатель. Все. А то, что ты винтовку ни за что бы не получил, если бы не подписал эту бумажку, это неважно? А как бы ты ее получил в глубоком тылу? Пытались, конечно, пленные (и это упоминается в фильме) бежать. Но они погибали тут же. Десятки или даже сотни тысяч. Вот почему сегодня, мне кажется, данный фильм — это только начало огромной работы документалистов, историков, архивистов. Сейчас в живых осталось очень мало людей, участвовавших в тех событиях. И с той, и с другой стороны.

Да — был в легионе, да — носил немецкую форму да — принял присягу. Ну и что? А дальше-то что было? Этот вопрос я задал как-то на пресс-конференции генералу КГБ Калимулину. Факт службы в легионе является предательством? Генерал КГБ в советские времена мне отвечал: «Нет. Сам факт предательством не является. Надо разбираться в каждом конкретном случае, к чему это привело». Если это привело в полицию и карательные органы, тогда понятно — он предатель. Но если это его привело в партизанский отряд, в какой бы форме он ни воевал, то разве он не борец с фашизмом?

В фильме сказано, что доброе имя джалильцам и курмашевцам вернул писатель Симонов, опубликовав стихи Джалиля в «Литературной газете». Но неужели вы верите, что Симонов смог бы своей властью опубликовать это, если бы ему не разрешили спецслужбы? Реабилитация Джалиля и Курмашева произошла не потому, что так захотел Симонов, а потому, что этим занялся генерал КГБ Токарев — министр госбезопасности ТАССР. Он знал Джалиля с детства и знал, что тот занимался в плену не самодеятельностью, а четко запланированной, продуманной и разработанной антифашистской резидентской деятельностью. У него были документы на руках. Генерал КГБ связал бы свою карьеру с каким-то предателем? Ведь он занимался реабилитацией Джалиля еще при живом Сталине. Этих деталей в фильме нет, а это тоже, согласитесь, немаловажно.

И опять пролетело мимо то, как Джалиль это сумел сделать. Как стихами убедить 30 тысяч человек рискнуть жизнью? Какими стихами? Про корову, про любовь, про Волгу и березку? Да ты хоть 30 тысяч раз прочитай мне про корову и березку, я не пойду рисковать жизнью. Зачем?

Но была шокотерапия стихами. Она зафиксирована в «Моабитских тетрадях». Помните самый сильный стих из этого цикла? Это «Варварство». Он до сих пор бьет по мозгам. Нам говорят, что расстрелы женщин и детей — это про то, как фашисты расстреливали евреев или членов семей красноармейцев. Но подумайте, разве разрешили бы немцы читать такие стихи со сцены пленным? О своих расстрелах в Бабьем Яру в Киеве?

Давайте почитаем оригинал. Там написано четко: «Отрывок из пьесы. Напоминание о 1919 годе». Какие фашисты? Какие евреи? 1919 год — это гражданская война. И расстреливал там не майор. И это может прочесть каждый, кто знает арабский, — «мадьяр» там написано. Это венгры. В 1919 году грязной работой занимались мадьяры: венгры, чехи, поляки — пленные с Первой мировой. И об этом помнили все, кто жил в 30 - 40-е. У нас это было в 1920 году. Перестреляли и сожгли несколько деревень в Черемшанском нынешнем районе, Заинском районе. Сожгли всех: и женщин, и детей. Разговор идет о том, что Джалиль читал стихи, которые можно было считать антисоветскими, но результат какой был? Я встречался с очевидцами. Со слушателями тех концертов. Дед моей жены Сагидулла Набиуллин при нашей первой встрече сказал: «Видел я вашего Джалиля. В чистеньком костюмчике выступал со сцены. Нам стихи читал про расстрелы. Но я что, дурак после этого идти с партизанами воевать? У меня уже жена и дочь были за Волгой. Пока я до них с этим немецким штыком допрусь, что с ними сделают?»

Вот почему 30 тысяч пошли куда угодно, только не к фашистам.

Это иллюстрация того, что можно было рвануть на себе рубаху со словами «Стреляй, гад!», как это сделал сын Сталина Яков Джугашвили, который кинулся на колючую проволоку и погиб. Это подвиг, конечно. Но что было бы в итоге, если бы все эти 30 тысяч рванули бы рубаху и погибли? Кому от этого польза? А то, что они потом с оружием в руках появились в нужном месте, с немецким оружием, но вовремя и против фашистов. Это спорный вопрос, но его надо обсуждать. Что важнее: погибнуть как герой или обмануть врага?

Но это была не стихийная деятельность одиночек-общественников. Легионеры не были джалильцами. Очень многие не знали Джалиля, когда попали в легион, и тот же Курмашев в подполье начал участвовать задолго до того, как Джалиль попал в плен, хотя они были знакомы и до войны.

Все было с точностью до наоборот — это члены группы Курмаша привлекли Мусу Джалиля к работе и воспользовались его авторитетом в глазах татар всего Советского Союза. Воспользовались его именем. Конечно, тут дочь Джалиля Чулпан Мусаевна права: отец был самым авторитетным, с помощью его имени получилось достичь таких масштабов разложения легиона. Курмашева же никто не знал и не должны были знать как агента разведки, но это никак не умаляет его заслуг. Одинаковые по своему значению подвиги совершили что Курмаш, что Симай, что Саттар. А что о них известно сейчас?

ШАЙМИЕВ ПЕРВЫМ ИЗ ПОЛИТИКОВ ПРИЗНАЛ ЗАСЛУГИ УЧАСТНИКОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ

На меня регулярно пишут заявления в прокуратуру, будто я пытаюсь реабилитировать врагов народа, власовцев и подлецов. Буквально сейчас опять идет разбирательство после очередного моего выступления в СМИ. Родственники погибших на фронте считают, что именно те полицаи перестреляли их родных. Засекреченность темы привела к тому, что наш народ до сих пор считает, что вся вторая ударная армия перешла к врагу. Хотя никто толком не знает предателя номер один — Каминского. Того самого, у кто действительно руки по локоть в крови, который сам сжигал ту самую деревню Хатынь.

Я русский по паспорту, и мне легче сказать о роли татар и в плену, и в легионе, и в Сопротивлении. Во французском и любом другом. Потому что как только кто-то из татар начинал поднимать эту тему, его сразу обвиняли в национализме. Но речь о том, что засекречивать нужно конкретные имена предателей, чтобы это не повлияло на судьбу его потомков. Морально это правильно. Зачем засекречивать судьбу героев, у которых живы дети и внуки? Зачем, если доказано четко, что он воевал с фашизмом. Неважно где: в Африке, во Франции или в Бельгии. Зачем засекречивать конкретные подвиги не литературных героев, а конкретных наших людей? Я понимаю, когда имеет смысл засекретить какие-то постыдные страницы истории — про каннибализм в блокадном Ленинграде, например. Это страшно и стыдно. А у нас с любого экрана в художественном кино это показывают. От этого детей никто не бережет. Французы знают о татарском легионе — памятники поставили, немцы об этом знают, поляки знают, я уже не говорю о голландцах, чехах и так далее. А на родине у этих самых татар никто ничего не знает и не хочет знать. Боятся знать, потому что приказано молчать. Стыдно почему-то до сих пор генералу армии Гарееву сказать правду, хотя он сидит в Москве. Кто мешает?

Я считаю, что надо судить обо всем по результату. Как написано и в Коране, и в Библии: «Суди не по словам, а по делам». Вот того самого Мусу Джалиля судят по словам. И за стихи его же сейчас и оклеветали, якобы он написал поэму, восхваляющую Гитлера, — «Атилла». Вы думаете Гитлер читал на татарском? Сильно сомневаюсь. И сомневаюсь, что за татарские стихи Гитлер мог дать квартиру в Берлине какому-то писателю, которого он в глаза не видел. Хотя прописка у Джалиля в Берлине в 1943 году все же была — это факт. Все же надо подумать в первую очередь о том, зачем Джалиль писал эти стихи и какие были результаты его концертов. А результаты были конкретные. 30 тысяч легионеров оказались не в боях с партизанами, а на их стороне. Чувствуете разницу? В немецкой форме, с винтовками, с пушками, с боеприпасами. Причем на эту тему сейчас, слава богу, говорят бывшие полковники КГБ. Это, например, Ровель Кашапов, который выступал в фильме. Эту тему уже сейчас даже специалисты спецслужб признают.

Почему не было депортации на Волге в 1944 году? В Калмыкии была, на Кавказе была, а у нас не было. Да потому что у нас был Джалиль, его единомышленниками работа была успешно проведена.

В фильме сказано, что легионеры-подпольщики только листовки распространяли. Авторы — молодцы, конечно, нашли тот самый вариант листовки, о котором рассказывали легионеры. Представьте, приезжает Джалиль, и вдруг распространяются листовки с подписью «От Советского информбюро». За это мгновенно расстреляли бы любого. Оказывается, оригинал этой листовки был с разоблачением. Они немцев убедили напечатать листовки с подписью «Совинформбюро» и неким разоблачением. Как в «Мастере и Маргарите»: фокусы показывать разрешили, но обязательно с разоблачением. Они сидели в рейхканцелярии Гимлера, слушали радио и печатали на татарском языке. С разрешения и на деньги немецкого командования. И когда стукач приносил листовку со словами: смотрите, что они распространяют, у Джалиля был оригинал, мол, мы тут ни при чем, у нас все согласовано. Вообще в фильме многие факты подтверждены документально. Ребята нашли свидетелей во Франции, в Польше. Этот фильм — не треп стариков, а реальные факты. Вот они, могилы, вот они, свидетели. Игровых вставок никаких нет. Только воспоминания. Они даже нашли живого легионера, хотя сегодня их уже почти не осталось.

Мы в начале 90-х, когда работали с Амиром Галимьяновичем Утяшевым (последователь группы Кумашева и Джалиля), успели начать реабилитацию около 5 тысяч живых на тот момент татар. Это было сделано, конечно, только благодаря Минтимеру Шаймиеву. Он тоже выступает в фильме, правда, получилось так, что Шаймиев в фильме говорит одни только общие фразы. Вот если бы он там четко сказал, что он как президент выступил, что это участники Сопротивления. А там этого нет. Минтимер Шарипович — прекрасный политик, и он должен был сказать о том, что он сделал. А он сделал много: реабилитировал всех бывших пленных, живших тогда в Татарстане, в том числе легионеров, до того, как это было сделано в России. Ельцин продублировал его указ два года спустя. Первым, кто это сделал юридически, политически и законно, был первый президент Татарстана.

НАШИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРАВДУ

Фильм «Война непрощенных» очень своевременный. И это только маленькая вершинка айсберга. Это та самая табличка, под которой потом, я очень надеюсь, тот же самый Денис Красильников, снявший в прошлом году фильм «Незаметные герои неизвестной войны» о солдатах-татарах в годы Первой мировой войны, или кто-то другой захочет продолжить разговор на эту обширную и непростую тему. Потому что речь сейчас идет о чести народа. Может, это и громко прозвучит.

Нередко почему-то представители власти борются сегодня не с фашизмом, а с думающими людьми, как это было в 30-е годы в Германии. Но это отдельная тема. Вот почему сейчас этот фильм очень бы хотелось раскрутить и показать не только на телевидении, но и в школах. Чтобы детям объяснить, что их предки не были ни фашистами в немецкой форме, ни выдуманными Штирлицами, а были борцами-партизанами. С оружием в руках они воевали с фашистами. И если бы они не восстали вовремя в августе 1944 года, второй фронт союзников Францию так бы бескровно не освободил. Война бы затянулась, и в апреле 1945 года до Германии мы вряд ли бы дошли. Счет шел на дни.

Кроме того, сейчас нужно поднимать и другую важную тему: мусульмане на службе России. Не только татары, но и народы мусульманских национальностей всего СССР. Какую роль они сыграли, а сыграли они существенную роль. Гитлер очень надеялся сделать из них смертников. Вот почему он был так взбешен, узнав о переходе легионеров-татар к партизанам и в феврале 1943-го, и в августе 1944 года.

Если этого не рассказывать сейчас, то дети так и не будут понимать, кем был Гитлер и что такое фашизм. План «Ост» до недавнего времени был засекречен. Мы не знали, что фюрер планировал оставить в живых из 198 миллионов советских граждан только 50 миллионов. Это еще одно доказательство того, что мы не знаем историю Второй мировой. Мы засекретили и ее почетные страницы, которыми надо гордиться, которые надо раскручивать и в мире, и в Европе, и перед своими детьми особенно, чтобы они не считали своих дедов предателями.

Будем надеяться, что при поддержке главы Республики Татарстан Рустама Минниханова удастся этим фильмом что-то изменить. Этот фильм только первая страница, вводный урок. И хотелось бы верить, что люди наконец-то поймут: героями были не только казненные джалильцы, антифашисты в подполье легиона «Идель-Урал» были и до них, и после их казни.

Михаил Черепанов