ОТКУДА ЭТА ФАНТАЗИЯ?!

С утра в парке тихо, редкие посетители не спеша прогуливаются мимо образцов военной техники. Что нового в этом железном ряду? Конечно, это танк Т-34-85 — красивый, грозный, он установлен в начале экспозиции бронетанковой техники. Остальные машины вновь покрашены и приведены в порядок. Но, думается, лишним было красить у них катки и крылья в белый цвет — в войсках такое никогда не практиковалось, но, наверное, устроители экспозиции думали, что так красивее.

Авиационную часть открывает отремонтированный вертолет Ми-8. И тут бросается в глаза несоответствие пассажирских окон и балки неуправляемых ракет — видимо, очень хотели сделать машину военной... К вертолету Ми-2 претензий почти нет. Су-7 покрасили серебрянкой — что ж, терпимо. А вот МиГ-17 сделали белой птицей, пушки же покрасили красным, и это совершенно нереально. По-2 весьма похож, пусть и макет. Так же, как и макет Пе-2. Однако покрашены макеты абстрактно, то есть весьма приблизительно. Красили Пе-2 тетеньки кистями и уж, конечно, не по стандартным схемам камуфляжа.

Ладно, я в свое время уговорил отрезать трубы, торчавшие из коков винтов этого Пе-2, а то ответственные за самолет были уверены, что это пушки. В реальности это должны были быть имитаторы храповиков для запуска двигателей от автомобильных стартеров. МиГ-27К покрасили в серый цвет. Но так эти самолеты красили только в Шри-Ланке, у нас они всегда были камуфлированы. Но это еще не все. Стал вчитываться в аннотации к экспонатам и ахнул. «МиГ-27 стоял на вооружении Китая». Никогда! «Двигатели к По-2 изготавливались на 16-м заводе в Казани». Никогда! «Масса пустого Пе-2 — 15 863 килограмма». Реально — 5 840. И несть числа таким ошибкам...

К артиллерии вопросов нет, а вот к автомобилям... Установлены в парке два «УралЗиС-5»: один — как «Катюша», другой — как грузовик. Но реактивные установки «Катюша» на этих двухосных машинах никогда не устанавливались! Сначала их устанавливали только на трехосных автомобилях «ГАЗ-ААА» и «ЗИС-6», а позднее — на ленд-лизовских GMC, «Студебеккерах» и прочих. Видимо, дело в том, что «ЗИС-6» уже не найдешь, а «ЗИС-5» еще встречаются... Вторую же машину «обозвали» АМО. Почему АМО? Откуда эта фантазия? Срочно замените информацию!

СКОЛЬКО ПРОДЕРЖАТСЯ БОЕВЫЕ МАШИНЫ?

Почему авторам экспозиции не полюбопытствовать, как самолеты и вертолеты выглядели в реальности? Тем более в интернете иллюстраций достаточно. Впрочем, такая же ситуация с музейными экспонатами и в других городах — и там красят абы как... Конечно, можно красить в реальные цвета и делать адекватные аннотации. И для этого необязательно приглашать специалистов-историков — достаточно полчаса посидеть в интернете. Было бы желание. Вот с ним проблема. Если судить по тому, как окрашены машины-памятники в других городах, беда с реализмом почти везде.

В чем дело? Считается, что памятник — это не реальный прототип, а лишь символ, как бы исторический образ, необязательный в точности воспроизведения. Но тогда в аннотациях к памятникам надо честно писать, что это, например, не реальный Пе-2, а макет, созданный тогда-то и тем-то, окрашенный в примерные цвета такого-то времени. Или что этот памятник «Катюше», в целом похожий на настоящую боевую машину БМ-13...

Не сочтите этот текст за брюзжание старого ворчуна, мне просто хочется, чтобы уважали историю и относились к экспозиции парка более внимательно, тем более что выглядит она вполне прилично.

Теперь о том, что понравилось. Авиационная техника огорожена — быть может, это укоротит пыл вандалов. А вандализм присутствует везде: в относительно благополучных странах Запада самолеты тоже жгут и ломают. Казанцы, наверное, еще помнят печальный пример с некогда установленными в городе Ту-124 и Ан-10. Кстати, почти все Ту-124, которые в советское время поставили как памятники, были уничтожены — не осталось ни одного!

В парке Победы за время его существования было сломано почти все что можно. На вертолетах Ми-2 и Ми-8 было выбито остекление, а внутри них делали то, о чем писать не хочется. На Пе-2 отломали имитаторы «пулемета» и винты. Долго сопротивлялся «антивандальный» По-2, но и он сдался. Без охраны сохранить памятники целыми невозможно...

Равиль Вениаминов
Фото автора