Арина Судакова
Арина Судакова: «Работать я начала рано — с 17 лет — промоутером по продвижению различных брендов. Тогда я хорошо прочувствовала, что деньги не даются легко»

«МЫ УШЛИ ОТ СТАРОГО СОБСТВЕННИКА В СТОПРОЦЕНТНОМ СОСТАВЕ»

— Арина Алексеевна, как появилось ваше креативное агентство?

— В 2008 году, когда было построено уже несколько этажей казанского IT-парка, руководителю проекта — на тот момент Арсену Хуснутдинову (один из основателей прим. ред.) — пришла в голову идея об аккумулировании некой группы творческих ребят, которые будут заниматься продвижением всего этого проекта, создадут логотип, коммуникационную стратегию, интерьер и прочее. В то время об IT в республике знало очень мало людей, это была абсолютно новая сфера. На тот момент я была советником генерального директора в «Ак Барс Холдинге» и ходила на занятия спортом вместе с Азатом Тухватуллиным(совладелец Evolutionприм. ред.). Во время тренировки в бассейне Азат спросил меня, чем я занимаюсь и хочу ли быть причастна к новому проекту. Естественно, я согласилась.

В конце 2008 года появилась компания ЗАО «Эво-Ру», толчок к развитию которой дали IT-парк и Арсен Хуснутдинов. Мы заходили в новую, интересную сферу с хорошими бюджетами и изначально создавались под проект технопарка. Рабочая группа состояла из 6 человек. С этого проекта и до сих пор нашим арт-директором является Оскар Сайфутдинов — талантливейший человек с идеальным чувством прекрасного. Он отвечает за всю визуальную составляющую наших проектов.

Первым внешним заказом был конкурс, объявленный «Ак Барс Холдингом» на редизайн «Пестречинки» (сеть продуктовых магазинов прим. ред.). Мы предложили оставить название и изменить лишь цветовую гамму логотипа и гамму всей упаковки. С середины 2009 года агентство начало работать с рыночными заказчиками не в полную силу, но уже на 40 процентов. Холдинговая компания «Ак Барс», «Ак Барс Аэро», «Пестречинка», инвестиционно-венчурный фонд с венчурными ярмарками — это были первые клиенты, которые в нас поверили. Так организовалось наше агентство, которое сегодня выросло до 20 сотрудников.

— Когда компания была переименована из «Эво-Ру» в Evolution?

— В 2010 году. Мы стали Evolution, потому что поменялся состав собственников компании. Точнее, мы ушли от старого собственника в стопроцентном составе и создали новую компанию.

— Почему ушли?

— Я бы сама как бизнесмен очень хотела иметь с десяток подобных нам компаний и ничего при этом не делать, не принимать участия в их жизни, а лишь получать дивиденды. Я была бы гениальнейшим бизнесменом, если бы было так. Я бы посещала лучшие музеи Европы, училась в лучших заведениях мира, путешествовала. Но не каждому это удается. Если управленческая команда компании сильная, она рано или поздно начнет задавать вопросы собственнику: за что мы тебе платим деньги? В нашем случае все произошло именно так. Когда мы поняли, что все можем делать сами, мы не взяли ничего, оставили оргтехнику, все прочее и остались только той группой людей, которая работала. Так как все знали нас как «Эво-Ру», мы стали Evolution. Мы стали эволучше.

«БАРС МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО В БЕЛОМ ЦВЕТЕ!»

— В каких направлениях сейчас работает компания?

— Неформально мы поделены на несколько блоков — графический дизайн, интерьерный дизайн и event-отдел, связанный с различными выставками, мероприятиями, событийным маркетингом. Графические дизайнеры разрабатывают логотипы, выполняют буклеты, концепты, презентации. Интерьерщики создают ту красоту, которую можно посмотреть в IT-парке в Набережных Челнах, Казани, МФТИ, аэропорту Бегишево. В работе — концепт редизайна центрального офиса КАМАЗа в Москве. Еще мы работали над гостиницей «Тимерхан» (в ней есть и номерной фонд, и общепит), кальянными клубами Shisha. Работали также над жильем физических лиц.

Event — это достаточно крупные мероприятия по представлению Республики Татарстан на международных выставках. Мы не просто рисуем стенд, а делаем концепцию под ключ — от идеи до реализации, вплоть до цвета туфель, лака для ногтей у девушек на стенде, подсветки, расстановки мультимедийных носителей. Прорабатываем все, поэтому почти всегда выезжаем большой командой. Мы выезжали на выставки в Азербайджан, Туркменистан, в рамках России — в Сочи, Санкт-Петербург, Москву. Разработанные нами концепции уже без нашего выезда использовались в Каннах, Иране, Саудовской Аравии.

Пробовали работать в web, но у нас не очень хорошо получилось, а мы привыкли делать свое дело очень хорошо.

— Правда ли, что и фирменный стиль Татарстана — во многом ваша работа?

— В 2010 году меня пригласили на встречу в кабмин на обсуждение вопроса о необходимости стилизации или приведения к общему порядку всех визитных карточек госслужащих. Нашей задачей было прописать определенные нормативы, опираясь на законодательную базу республики.

К примеру, самая большая ошибка, совершаемая дизайнерскими компаниями, и нами она совершалась тоже, — искажение герба. Барс может быть только в белом цвете! А у дизайнеров может быть и черный! В итоге мы визуализировали закон, чтобы он был понятен в использовании на электронных носителях, в полиграфии, сувенирной продукции. Этим мы занимались два с половиной года.

Не только наша компания занималась данной работой. Это был титанический труд департамента юристов, аппарата президента, кабинета министров. Итогом нашей работы стал паспорт визуальных стандартов фирменного стиля Татарстана, в котором четко прописаны правила использования государственной символики республики: где мы используем гимн, флаг, что нельзя использовать штандарт президента на визитках представителей малого и среднего бизнеса, а мы и такое видели. Книга тиражирована, загружена в электронном виде на портал правительства, все могут ей пользоваться.

«Нельзя использовать штандарт президента на визитках представителей малого и среднего бизнеса, а мы и такое видели»

«КОГДА ПРОХОДЯТ КОЛЛЕГИИ, ОЧЕНЬ ЧАСТО ОБРАЩАЮТСЯ К НАМ»

— Не первый год на коллегиях министерства информатизации и связи Татарстана можно увидеть буклеты с отчетами, выполненные Evolution…

— Так повелось, что, когда проходят коллегии различных министерств и ведомств республики, очень часто обращаются к нам. Нашей визитной карточкой был буклет министерства информатизации и связи. Изначально он был придуман Николаем Никифоровым (на тот момент министром информатизации и связи РТприм. ред.), контент мы не придумывали. Буклет состоит из трех блоков: «Что сделано?», «Какие есть проблемы?» и «Как их решить?». Начиная с 2011 года структура буклета неизменна, легко отметить осуществленные и неосуществленные проекты, сделанный объем работ. Был опыт работы с прокуратурой, министерством транспорта и дорожного хозяйства. В этом году мы впервые попробовали помочь при подготовке коллегии агентства инвестиционного развития.

— С кем еще сотрудничали в области графического дизайна? Какими работами гордитесь больше всего?

— Мне очень нравится логотип «Ак Барс Аэро», и жаль, что компания перестала существовать. Очень часто мне нравятся концепты, которые у нас не принимают заказчики. Нравится логотип для Казанского энергосервисного центра, «Булко».

Мы создавали логотип и фирменный стиль для дней культуры Республики Татарстан в Турции, Москве, Туркменистане, для федерального Сабантуя. Делали логотип проекта «Автодория» (система видеофиксации нарушений — прим. ред.), IT-парка, Иннополиса, Адмиралтейской слободы, большое количество логотипов для малого и среднего бизнеса.

— Для кого выполняли дизайн интерьеров? Может быть, сотрудничали с татарстанскими VIP'ами?

— Нет. Для VIP'ов, чиновников высокого уровня мы квартиры по ряду причин не делали. Например, мы не работаем с дорогими дизайнерскими вещами. Если вы вставите в жилое пространство, например, диванную группу именитых немецких дизайнеров, то вам не нужен дизайнер интерьера, потому что эта мебель уже сделает все.

Наоборот, мы любим работать с IKEA, причем брать оттуда не какой-то стандартный товар, а дорабатывать его, добавляя столешницы, ручки, решения в виде авторских светильников или декоративных панно.

Вообще интерьерное направление — не основное, сразу оговорюсь, что мы не работаем с заказчиком, который диктует нам или которому диктуем мы. Мы помощь, помогаем сформировать мысли. Высший пилотаж работы дизайнера — когда хозяин жилья говорит, что это он все придумал, а не дизайнер навязал ему что-то. Поэтому моя квартира находится в состоянии недоремонтированности, все время что-то хочется улучшить.

«Мы всегда находимся в поиске баланса и прекрасно понимаем, что не уникальны, а компаний, умеющих провести крупные мероприятия, много на рынке»

«ПЕРЕПИСКА ПО ПРИДУМЫВАНИЮ НАЗВАНИЯ ИННОПОЛИСА ВИСИТ У НАС В РАМОЧКЕ»

— Какие именно работы выполняете для Иннополиса? В СМИ звучало, что даже название будущего города «Иннополис» придумала ваша компания.

— В 2010 году статус проекта был «IT-деревня», нам в лице руководства министерства информатизации и связи республики (тогда его возглавлял Николай Никифоров) была поставлена задача подумать о названии. Было около 100 вариантов. Название «Иннополис» придумал наш копирайтер Ринат Галиев. Вся переписка по придумыванию названия у нас даже распечатана и висит в рамочке: «Название «Иннополис» — стоит о нем подробно подумать». Логотип, первые презентации тоже выполняли мы. Контент для презентаций нам давался, а мы его визуализировали.

Задание было дано не только нам, но и еще нескольким компаниям, которые пробовали себя в нейминге. Нам повезло — мы предложили то, что устроило.

— Что еще в Иннополисе сделано вами?

— Первые эскизы университета были выполнены внутри нашей компании, когда еще не было отдельно выведенной компании — ООО «Иннополис Архитект». Большую работу по Иннополису, созданию его визуального облика, концептуальную часть — я не говорю про проектировочную — выполняет мой партнер Азат Тухватуллин. Он курирует всю работу, связанную именно с Иннополисом. С ним работают молодые архитекторы — ребята, окончившие Казанский архитектурно-строительный университет, которые будут рассказывать детям, что это они нарисовали — внешний облик города, дизайны всех интерьеров, а строители и проектировщики построили город. Это очень здорово!

Конечно, есть «Казанский Гипронииавиапром», выполнивший огромный пласт работ, есть много проектных компаний, которые воплощали город в жизнь. «Иннополис Архитект» — это только внешний облик города, маленький кусочек пирога, самый нарядный. Все остальное — титаническая работа строителей.

Вообще мы никогда не берем себе лавры, мы всегда немного позади. Мы не публичные, и даже на интервью у вас я соглашалась полтора года. У нас нет иллюзий по поводу того, что мы крутые и это все сделали мы. Мы лишь маленький механизм в огромной системе.

— Как оцениваете сам проект — будет ли он успешным?

— Я считаю, что Иннополис — уникальный проект, и до сих пор верю в него с трудом. Я рада, что мое неверие каждый раз опровергается огромным пластом работ, выполненным строителями. Проект феноменальный — три года назад на этом месте ничего не было, а сейчас приезжаешь, там стоят невероятный технопарк, спорткомплекс, университет, кампусы. Надеюсь, что читатели «БИЗНЕС Online» и жители республики уже летом смогут поехать туда и посмотреть, как за три года в чистом поле построена грамотная инфраструктура.

«Интерьерное направление — не основное, и сразу оговорюсь, что мы не работаем с заказчиком, который диктует нам или которому диктуем мы. Мы помощь, помогаем сформировать мысли»

«МОСКОВСКИЕ КОМПАНИИ ДАВЯТ МЕДИЙНЫМИ ПЕРСОНАМИ…»

— Какова доля крупных и небольших заказчиков в вашем портфеле?

— К сожалению, доля крупных заказчиков очень большая — 65 процентов. Это выставки, различные мероприятия с большими бюджетами. Для меня это огромная угроза: если делать матрицу угроз и возможностей, то понятно, что все риски исходят из того, что крупные предприятия могут уйти к другим компаниям. Для нас в таком случае это будет большой ущерб в финансовом плане, поэтому мы всегда находимся в поиске баланса и прекрасно понимаем, что не уникальны, а компаний, умеющих провести крупные мероприятия, много на рынке.

Тем более посмотрите, что сейчас происходит с нашей столицей. Работающие в Москве компании из-за нехваток бюджетов идут в регионы и наступают нам на пятки своим авторитетом, медийными персонами, опытом работы с транснациональными компаниями.

— А вы сами работаете за пределами Татарстана?

— Мы пробовали работать с Москвой, Екатеринбургом, Нижним Новгородом, но я бы не сказала, что эти начинания увенчались успехом. Это очень сложно, потому что есть момент, когда ты должен оперативно приехать к заказчику, а мы не можем за 20 - 30 минут приехать в Москву, только устроить конференц-колл. В нашем бизнесе важно общение с заказчиком.

— Как компания получает крупные заказы? Участвуете в тендерах, конкурсах?

— Да, участвуем. Зарегистрированы на различных торговых площадках. Выбираем интересные для себя проекты и предлагаем свои решения. Например, участвовали в конкурсе по разработке нового логотипа и фирменного стиля для концерна «Калашников», но, к сожалению, не выиграли его (этот проект в итоге осуществила компания «Апостол» Тины Канделаки, которая также разработала бренд «Наследие Татарстана» — прим. ред.).

Другие проекты, названные мной, — это негосударственные заказы. Это крупные акционерные общества, и выбирать подрядчика — их прерогатива. Мы принимаем участие в открытых тендерах не на электронных площадках и готовим свои коммерческие предложения. Мы двигаемся по ценам, у нас нет стандартного ценообразования. Мы готовы давать дисконты, нас очень легко замотивировать на работу.

— Компании выходят на вас самостоятельно, зная вас, вашу репутацию?

— Да, и достаточно часто. Но бывает, что некоторые компании сразу говорят нам: «Вы слишком дорогие, мы не будем с вами работать».

— Сколько составляет оборот компании?

— По итогам 2014 года — более 40 миллионов рублей.

«Нашей компании 7 лет, и я до сих пор не могу сказать, что у нас есть определенные стандарты работы»

«У ДИЗАЙНА НЕТ СТАНДАРТОВ — ЭТО ВКУСОВЩИНА»

— На что ориентируетесь в творчестве?

— Нашей компании 7 лет, и я до сих пор не могу сказать, что у нас есть определенные стандарты работы. Мне стыдно об этом говорить, потому что по основному образованию я инженер-менеджер управления качеством, но стандартизировать деятельность творческой группы из 20 человек не могу. Почему? Потому что есть определенные работающие факторы. Мы пробовали использовать карточки клиентов, CRM, но у нас это не работает.

Задачу мы обсуждаем все вместе на мозговом штурме — этот рабочий инструмент ни разу не дал сбоя. Мозговой штурм может произойти за чашкой чая, или кто-то может кинуть идею в общую переписку.

Дизайн не первичен. Сегодня для потребителя главное — качество продукта. Например, вы приходите и говорите, что выпускаете, допустим, молочную продукцию и хотите настолько крутую упаковку в соответствии с последними тенденциями дизайна, чтобы все думали, что вы в тренде, а продажи увеличились на 40 процентов. Мы никогда не возьмемся за такой проект. Мы не собственники бизнеса и не можем повлиять на момент покупки. Пока в системе продаж не настроена коммуникация по ретейлу, мы не можем это исправить. Возможно, ваши читатели в комментариях будут писать, что я ничего не понимаю, но по своему опыту я могу сказать, что у дизайна нет стандартов — это вкусовщина. Моя задача как руководителя компании — прийти к определенному консенсусу со своим заказчиком, но никто не говорит, что предложенное нами — это догма. Это творчество.

— Есть ли проблема кадрового голода в вашей отрасли?

— Кадровый голод есть только в моей голове. Как стратег могу сказать, что, когда кто-то жалуется на кадровый голод, это только его представления. Чтобы найти хороших сотрудников, надо менять сферу общения, в которой ты присутствуешь. Когда кажется, что все замкнуто, это означает, что не там ищешь.

Как руководитель я всегда хотела бы видеть рядом с собой сотрудников умнее меня. Окружаю себя теми, кто на голову выше, например, теми, кто знает три языка.

— Повышаете квалификацию своих сотрудников, отправляя, например, на международные семинары по дизайну?

— Обязательных поездок на всевозможные мастер-классы и подобное нет. Если человек хочет сам, он находит учебу, приходит ко мне и согласует только стоимость. Моя задача — растормошить человека, чтобы у него созрела потребность. Чтобы стоять на месте, нужно хорошо бежать, поэтому мы постоянно обучаемся. Конечно, ездим в Artplay, недавно ребята вернулись с конференции из Питера, посещаем мероприятия в Казани, Нижнем Новгороде, Саратове.

«Задачу мы обсуждаем все вместе на мозговом штурме — этот рабочий инструмент ни разу не дал сбоя»

«МЫ НИКОГДА НЕ БРАЛИ НИКАКИХ ГРАНТОВ, НАМ БЫЛО БЫ СТЫДНО»

— Есть ли в Татарстане предпосылки для появления креативного кластера? Сейчас эта тема стала трендом, недавно был проведен форум по креативным индустриям.

— Главное — это не управление креативным кластером, а формирование среды. Но я не отвечу на вопрос, какой должна быть среда. Я много общаюсь с такими же, как и я, предпринимателями малого и среднего бизнеса в некой креативной индустрии. Даже определения «креативной индустрии» вам никто не даст. Это дизайнеры, или модельеры, или те, кто открывает новые форматы мест принятия пищи, либо те, кто развивает некие коворкинги? А неужели в создании нового вида молочной продукции не нужен креатив? В моем понимании креативность — это качество, навык, который развивается внутри каждого человека постоянно.

В 2013 году в Казани появляется первый коворкинг «Клевер» Артема Фатхуллина и Константина Шишкина. Они молодцы, с прекрасным опытом работы не только в России. Но как бизнесмены они не смогли вытянуть проект — он оказался слишком дорогостоящим. Высокая арендная плата оттащила всю идейность проекта назад. Коворкинг Вячеслава Бушуева — с прекрасной идеей — тоже закрылся. Хочется надеяться, что новые проекты будут местами притяжения для ребят, где они смогут познакомиться с нужными людьми.

Приведу пример — на днях всей семьей мы поехали в магазин «Лавка». Это совершенно новый стандарт продажи сувениров и интерьерных вещиц. Я увидела, что рынок в Казани, Татарстане пока глобально к этому не готов. Это штучное производство, но не бизнес. Ребята еще не скоро заработают первые миллионы, но занимаются творчеством.

Я очень рада тому, что происходит в городе, что правительство Татарстана обратило на это внимание. Мы отстаем от Питера, Нижнего Новгорода. Но суть в том, что в Новгороде, например, вся прослойка творческих людей формировалась самостоятельно, не приходила к государству. Неправилен подход, когда ребята пытаются получить гранты, субсидии. Мы никогда не брали никаких грантов, нам было бы стыдно.

— Но при этом во многом работаете на госзаказе…

— Я была удивлена, когда недавно услышала, что похожая на нас компания подходит к некоторым госструктурам и спрашивает, почему какими-то проектами занимается только Evolution. Занимайтесь, предлагайте решения! Но ведь никто не предлагает контррешений! Никто не пришел к руководству Иннополиса и не предложил себя как агентство с нестандартным подходом. Предлагайте — они все открыты. Проще всего сказать: «Мы бедные, несчастные, нам не дают работать». В нашей компании, структуре собственников нет ни одного аффилированного лица. Все прозрачно и понятно. Наше место под солнцем, которое мы сейчас занимаем, очень тяжело нам давалось.

— Кого на рынке считаете конкурентами?

— Это, однозначно, компания «Лориен», где работают гениальные ребята, которые делают отличные мероприятия не только в республике, но и по всей стране. Универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта — их проекты. Это «Оригами», которые работают с «АК БАРС» Банком, с заказчиками вне республики. Это «Лариса», которая является нашим конкурентом по некоторым event-мероприятиям.

— Сейчас на рынке всем хватает работы? Компании уменьшают бюджеты в кризис...

— Конечно, бюджеты уменьшаются, и такие компании, как мы, будут реагировать и работать за меньшие деньги. Когда у такой компании, как наша, не будет денег, чтобы платить сотрудникам зарплату, она перестанет существовать. Максимум, что у тебя останется как собственника бизнеса, — это пустое, холодное здание.

Я не гениальный предприниматель. Если бы я была им, я бы продавала воздух. Гениальнейший пример — есть ребята в Америке, которые продают продукт, убивающий запах в мусорном ведре. По составу это оказывается обычная сода, но они ее упаковывают, придумывают коммуникацию. Жизненный цикл этого продукта — один день, а добавленная стоимость — порядка 300 процентов. Я, к сожалению, не такая.

В кризис такие компании, как мы, не смогут держать рамку и говорить: если что-то не нравится, идите к другим. Я буду работать как китайцы — штамповать, буду выживать. Да, я буду работать за меньшие деньги, если такие условия будет диктовать рынок.

— В этот кризис будет тяжело?

— Однозначно, да. Но, с другой стороны, кризис — это прекраснейшее время для новых возможностей. Я очень жалею, что в 1991 году мне было всего 9 лет. Если бы мне было хотя бы 18, я бы придумала невероятное количество бизнесов, направлений. Посмотрите, кто выжил в девяностые-нулевые. Это были не люди творчества, а те, кто мыслил по-другому, разворачивал ситуацию и смотрел не с точки зрения «государство все развалило, экономика ужасная», а выживал как мог. Они продавали джинсы на рынке, ездили в Турцию, им было очень нелегко. Это адский труд, когда хрупкая женщина везет на себе 25 тюков одежды и кормит полрайона. Таких примеров очень много, поэтому кризис — прекрасная возможность, чтобы посмотреть на бизнес по-другому.

— Каковы планы развития компании? Есть стратегия развития?

— Для меня это самый сложный вопрос. Я не сижу и не думаю каждый день, куда расширять компанию. Придумать «голубой океан» — это самое сложное. Придумать его могут единицы. Я больше плыву по течению, и мы вместе принимаем какие-то решения. Это не стратегические, а тактические решения. Решение, принятое сейчас, может сыграть в рамках стратегии года через три большое значение. Но на самом деле то, что делается, — это некое чутье. Либо ты его чувствуешь по ветру, либо нет. Поэтому я не понимаю, когда говорят: «А давайте формировать предпринимателей». Человек либо может, либо не может быть продавцом. Это дар от Бога — либо предприниматель, либо нет. Если нет, ничто не мешает тебе быть специалистом и развиваться. Я не столько специалист, сколько предприниматель, иногда себя за это корю. Я бы очень хотела быть узконаправленным специалистом. Эталон для меня — хирурги.

Мы ищем сейчас новые направления. Что мы можем предложить для рынка, что было бы в рамках каких-то антикризисных мер? У нас есть ряд проектов, о которых в скором времени мы сообщим публично. Но мы не идем к государству и не просим денег.

«Неформально мы поделены на несколько блоков — графический дизайн, интерьерный дизайн и event-отдел, связанный с различными выставками, мероприятиями, событийным маркетингом»

«ЗВАНИЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ ГОДА» БЫЛО КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ»

— Где вы учились?

Я училась в самой обычной школе — 126-й. Сейчас она стала литературной гимназией. После школы я поступила в химико-технологический институт (КНИТУ-КХТИ прим. ред.). Мои родители не принимали никакого участия в выборе учебного заведения. Я была лауреатом премии имени Лобачевского со вторым местом по России и с медалью имела безбилетный пропуск на филфак Казанского университета. Но я выбрала нефтяной факультет умышленно, потому что изначально понимала, что хочу иметь навыки производственника. Я одна из первых выпускниц новой специальности «управление качеством». В группе 4931 нас было 15 человек, все были медалисты. Можете представить, как было тяжело учиться. Сдать экзамен на три было позором!

После этого я была выпускницей президентской программы подготовки управленческих кадров. Я училась и стажировалась в Японии, Китае, Латвии, Европе. Училась в Высшей школе экономики в Москве. Я также грантополучатель программы «Алгарыш», но не смогла им воспользоваться, поскольку уже ждала первого ребенка.

В будущем мне бы очень хотелось получить научную степень, но пока я к этому не готова. Считаю неправильным получать научную степень сразу после окончания вуза. Меня могут заклевать за мои суждения, но если в твоей работе не будет практического применения, то ни о какой новизне не может идти речи. А мне бы хотелось защитить кандидатскую на основе моего опыта. Через несколько лет я займусь этим, выберу себе очень сильного научного руководителя. Скорее всего, я бы хотела написать о нематериальных активах как элементе капитализации компании — брендах и тому подобное — на практике Казани, Татарстана. Пока я не могу найти пример, кроме группы Nefis — это гениальные ребята.

— Какой опыт работы имели до основания компании Evolution?

— Я из очень обычной семьи, мой папа — старший прапорщик, мама — учитель начальных классов, и у меня еще есть старшая сестра. Мы никогда не жили в том достатке, который обеспечивал бы все желания ребенка, когда оплачиваются все спортивные секции, различные репетиторы и прочее. Поэтому работать я начала рано — с 17 лет, когда окончила школу, — промоутером по продвижению различных брендов. Тогда я хорошо прочувствовала, что деньги не даются легко. Моя первая зарплата была выше суммарного ежемесячного дохода обоих родителей. Проработав так год, мы с приятельницей, которая сейчас живет в Америке, решили организовать свое агентство с такими же промоутерами. Проработали год, и я продолжила учиться в институте.

Я работала в магазине «Мегаполис» на улице Чистопольской — администратором модного отдела Mexx. Затем в Dynamite Gym. После этого ушла работать на один из заводов «Ак Барс Холдинга», где получила прекрасные знания с точки зрения производства, устройства крупной компании. Работала около двух с половиной лет в Москве с Игорем Ганжой (директор стратегического департамента компании LMH Consulting, завкафедрой Международного института рекламыприм. ред.). Наконец, вернулась в Казань, в холдинговую компанию «Ак Барс», где работала советником гендиректора по стратегическому маркетингу и коммуникациям.

Хочу сказать, что нужно вдохновляться, развиваться и верить в себя, не ждать, что для тебя кто-то что-то сделает. Многие молодые девушки, которых я знаю, думают, что выйдут удачно замуж и муж откроет им бизнес, но лучше надеяться на себя. Надо иметь внутреннее уважение к себе.

Когда в конце 2014 года мне дали звание «Руководитель года», для меня это было как снег на голову. Я этого не ждала. Мне было до слез приятно, что члены экспертной комиссии назвали мое имя. Это определенный показатель моего внутреннего стремления к саморазвитию.

— Есть ли у вас увлечения, хобби?

— Я очень люблю спорт, йогу, восточные медитации, прогулки. Хобби — я вяжу. Ни в одну командировку я не еду без спиц. Недавно в Шардже мужчина попросил сфотографировать мои руки и кусок шарфа, который я связала. Он был удивлен, что молодая девушка сидит и вяжет. Вязание — это огромный кладезь времени, которое женщина посвящает самой себе. Когда ты занимаешься этим, не можешь думать ничего плохого. Все, что я вяжу: шапки, шарфы — раздариваю.

— Назовите три секрета успеха в бизнесе.

— Люди, люди и еще раз люди.