Сегодня УК «Просто молоко» продемонстрировала журналистам очередной виток войны за свою интеллектуальную собственность. Контрольная закупка изготовленного в подпольных цехах масла и сыра на Ново-Савиновском рынке наткнулась на воинственных продавцов и их хозяев — все могло кончиться печально: полицию ждали полтора часа. Впрочем, зря переживали: вскоре на рынок, как по заказу, явились судебные приставы и решили вопрос радикально. Весь рынок закрыт полностью за огрехи в пожарной безопасности.
МЫЛО ВМЕСТО МАСЛА, ИЛИ БОРЬБА ЗА ЧИСТОТУ БРЕНДА
Сегодня очередную контрольную закупку с участием прессы организовала компания «Просто молоко». Цель — поймать за руку нечистоплотных во всех смыслах торговцев, которые пользуются раскрученным брендом выдавая свою продукцию за чужую.
Как рассказал собравшимся сегодня у входа в офис молочной компании журналистам заместитель начальника службы безопасности Виктор Коваль, только на прошлой неделе его сотрудниками было проведено 9 таких рейдов. Пристальному вниманию подверглись рынки на улицах Товарищеской, Портовой, рынок «Даурия» и магазин «Светофор» на Технической улице. И каждый раз выявлялся контрафакт. Видимо, случаев стало так много, чтобы продемонстрировать процесс под телекамеры.
Мало того что вместо масла покупателям продают спред, больше похожий на маргарин, а вместо голландского сыра — сырный продукт, по словам Коваля, изготавливают контрафакт, как правило, в совершенно неприспособленных для производства пищевых продуктов местах. Когда один из таких подпольных цехов удалось накрыть сотрудникам полиции, там царила полная антисанитария, не было даже туалета.
При этом предприимчивые «фермеры» «окучивают» не только рынки. Они принимают активное участие в тендерах на поставку продуктов в детские сады в районах, рассказывал Коваль. После этого, разумеется, детишкам вместо масла к завтраку достается только спред. Но и это не предел. В одной из пачек, продававшейся под видом масла от «Просто молоко», вместо растительных жиров были использованы вещества, использующиеся для производства мыла...
ПОЛИЦИЯ НЕ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ СЫРОВАРАМ
Тем временем у Коваля наконец-то звонит телефон — подчиненные сообщают, что в ходе контрольной закупки на Ново-Савиновском оптово-розничном рынке они приобрели две пачки поддельного масла и головку сыра. Едем туда, но сразу поговорить с продавцами не удается. Сотрудники Ново-Савиновского РУВД, вызванные в 9:30 утра, подъехали только в 10:50. Да и то после того, как им позвонили еще и уставшие от бесцельного ожидания журналисты...
Пока ждали доблестную полицию, Галина Маратканова — начальник лаборатории Мамадышского сыромаслодельного комбината, рассказывает, что масло здесь приобрели по 60 рублей за пачку, а голландский сыр — по 235 рублей за килограмм. И это при том, что «оригиналы» этих товаров продаются в магазинах по 69 - 70 рублей за пачку масла, а отпускная цена сыра с завода — 360 рублей за килограмм. То есть доверчивые люди покупают спред фактически по цене качественного масла и сырный продукт вместо сыра, явно переплачивая!
ИЗГОТОВИТЕЛИ КОНТРАФАКТА БОЯТСЯ СЛОВА ИЗ ТРЕХ БУКВ
Начальник производственного отдела УК «Просто молоко» Юлия Тарасова рассказала, как отличить подделку. Оказывается, на контрафактной пачке масла указаны не все заводы, которые входят в холдинг, а только один — казанский. И рядом с проколотой перфорацией даты нет буквы, обозначающей один из заводов. Как ни странно, производители контрафакта, как черт ладана, боятся трех букв ЕАС, которые сам производитель смело пишет на блестящей обертке. А вот нарушителям закона этот единый знак обращения товаров на территории Таможенного союза почему-то стоит прямо-таки поперек горла. На их упаковке его не найти. По ее словам, имитацию масла можно легко определить даже на вид, как правило, там часто видны ярко-желтые сгустки непромешанного жира.
По словам наших собеседников, по крайней мере масло их конкуренты делают где-то в одном месте — у всех пачек характерно закруглены два передних угла пачки. Коваль говорит, что цена подобной упаковочной линии — около миллиона рублей. Купил такой старенький автоматизированный станок для упаковки — и укладывай спред в красивые брикеты, гребя при этом деньги лопатой, если найдешь сбыт.
Тем временем рядом с рынком наконец-то появляется полицейский. Вместе с ним мы направляемся к контейнеру с облупленной краской. На крыше надпись «Масло, сыр», тоже не блещущая новизной. Именно здесь подставные покупатели управляющей компании приобрели головку якобы голландского сыра.
ВИЗИТ НА РЫНОК ЗАКОНЧИЛСЯ ПРИЕЗДОМ ОРГ
Вместе с полицейским просим продавщицу показать накладные на товар. Та обещает, что через 10 минут все нужные бумаги подвезет хозяин, но нормального разговора не получается. В небольшое помещение буквально врывается мужчина и пытается вытолкать оттуда журналистов. Армен Манукян, как идентифицировали его личность полицейские, кричит, что он брат владельца «точки» и на этом основании пытается командовать даже людьми в форме. Ему вторит «группа поддержки» из местных южан, также возмущенных присутствием на рынке журналистов.
«Значит, есть что скрывать», — меланхолично отмечает один из коллег, и нам остается только с ним согласиться. Окружившие контейнер южане явно не считали нужным допускать здесь какие-то проверки. Кстати, к уже названному Манукяну, действия которого явно подпадали под статью «хулиганство в общественном месте», а также к другим таким же активным гражданам полицейские не предприняли никаких мер. Они не были задержаны.
Визит на рынок закончился приездом оперативно-разыскной группы, изъятием продукции и направлением ее на экспертизу. Как пояснила журналистам юрист УК «Просто молоко», материалы дела будут направлены в Роспотребнадзор. Нарушителям грозит административная ответственность по статьям «Обман потребителя» или «Незаконное использование товарного обозначения».
ПОСЛЕ ВИЗИТА КОМПАНИИ «ПРОСТО МОЛОКО» РЫНОК ОПЕЧАТЫВАЮТ ПРИСТАВЫ
Напомним, что это далеко не первое «масло-шоу», которое Марат Муратов устраивает в битве за чистоту бренда «Просто молоко». В январе 2014 года точно такую же контрольную закупку служба безопасности компании организовала не где-нибудь, а в агропромпарке. Тогда группа покупателей во главе с начальником отдела производства и контроля УК «Просто молоко» Юлией Тарасовой приобрела несколько упаковок масла, которое точно так же насторожило своей подкупающе низкой ценой. Масло оказалось контрафактным, продавщица укрылась в кабинке туалета. А один из владельцев подозрительной «точки», как оказалось, и раньше грешил подобными деяниями, за что привлекался к административной ответственности. Агропромпарк, впрочем, отреагировал как-то странно: служба безопасности рынка сперва пустила в ход угрозы и руки, от журналистов потребовали убрать камеры: «Это государственный объект, в котором съемка запрещена!» Потом, правда, директор агропромышленного комплекса «Казань» Олег Власов извинился за подчиненных.
В ОАО «Ново-Савиновский оптово-розничный рынок» (компания, к слову, принадлежит казанской казне) «БИЗНЕС Online» не смогли прокомментировать ситуацию. «Руководство занято и ответить не может», — сказали корреспонденту газеты на другом конце провода — и бросили трубку. Как раз сегодня здесь начались исполнительные действия по приостановке деятельности рынка. Процесс исполнения решения суда, по предположению главного специалиста, эксперта отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со СМИ Арсения Галиева, продлится до вечера. Так что проблему, волнующую компанию «Просто молоко», прокуратура и приставы, сами того не зная, решили радикально. По крайней мере, на одном отдельно взятом рынке.
ЗАЩИТА БРЕНДА — ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, ОСОБЕННО В КРИЗИС
Прокомментировать «защиту Муратова» корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.
Марс Исмагилов — председатель совета союза потребителей РТ:
— Руководство рынка к торговле вообще отношение не имеет — они сдают в аренду площади, насколько я знаю. Контроль за качеством своей продукции — обязанность самого правообладателя. Сама компания-производитель вправе обращаться в контролирующие органы и вовремя выявлять контрафактную продукцию.
Защита бренда — дело недешевое. Если бы это было что-то дорогостоящее, например, коньяк или икра, то можно было бы вводить дополнительные меры защиты, как акцизная марка. Важно понимать, что если это введут, то сразу поднимается стоимость товара. Сейчас все и так борются за снижение стоимости продуктов первой необходимости, к которой, в принципе, относится продукция УК «Просто молоко». Любая дополнительная защита — это удорожание продукции.
Какие есть меры по защите? Помимо собственных возможностей компания может заключить договор с общественными организациями, которые будут этот вопрос контролировать. Но это опять же не бесплатно. Когда уже полиция выявляет и находит тех, кто подделывает продукцию, тогда через суд нарушителя штрафуют на определенную сумму, с которой он должен возместить расходы обладателю бренда. Компания, в свою очередь, из этой суммы должна отблагодарить те организации, которые помогали выявить контрафактную продукцию, это международная практика. У нас же в стране это остается головной болью компаний, и каждый из такой ситуации выходит по-своему.
Вениамин Чубаренко — казанский адвокат:
— В этой ситуации важно отметить следующие моменты. В каком количестве продавался контрафакт? Как он продавался? Это было частное лицо или индивидуальный предприниматель? В принципе, руководство рынка такие вопросы не отслеживает. Если вину переводить на руководство, то нужно установить связь, что оно знало об этом и принимало в этом активное участие. Я думаю, что, скорее всего, это не так, ведь рынок просто организовывает торговые места.
Тут важно указать еще и тот факт, что «Просто молоко» не просто туда пошло, извините за каламбур, видимо, были какие-то сигналы по качеству или же это была плановая проверка. Опять-таки важно понять, в какой форме это был контрафакт: либо это просто использование этикетки и бренда, либо само масло не масло! Очень прискорбно, к слову, что подделывают именно этот продукт, потому что я сам пользуюсь этим маслом. Подделка именно масла — это старая технология, развитая еще в советское время.
В данном случае уголовная ответственность за малое количество не наступает. Единственное, можно предъявить в порядке гражданских правоотношений, — незаконное использование бренда и подрыв имиджа. А вот такие иски имеют место довольно часто.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 98
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.