Оказывается, почта не имела права взимать с отправителей деньги за наклеивание марок на письма и нанесение на них специальных печатей, свидетельствующих об оплате. Рассмотрение соответствующего дела против «Почты России» завершилось накануне в управлении федеральной антимонопольной службы по РТ. Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись во мнениях, кто прав в споре, но, судя по всему, почте может угрожать многомиллионный штраф.
ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ
В управлении федеральной антимонопольной службы по РТ вчера закончилось рассмотрение дела в отношении ФГУП «Почта России». Почтальонам вменяется в вину взимание с отправителей писем платы за нанесение государственных знаков оплаты услуги, проще говоря, за наклеивание марок на письма или нанесение на них специальных печатей, свидетельствующих об оплате (франкирование).
Сегодня на почте отправитель отдельно платит за отправку письма и отдельно — за наклеивание марок. Если, конечно, он закажет такую услугу, а не наклеит все марки самостоятельно. Вопрос и в том, сообщат ли ему, что можно отказаться от этой услуги. Корреспондент «БИЗНЕС Online» зашел в одно из почтовых отделений, где ему сообщили, что отправка одного письма в 20 г обойдется примерно в 40 рублей. Услуга по наклеиванию марки — около 3 рублей, ее стоимость зависит от количества марок, а они — от веса письма. Тут же один из предпринимателей, стоящий с пачкой писем у окошка, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «проще отдать десятку, чем возиться с марками».
Как сказано в ответе для «БИЗНЕС Online» от УФПС «Татарстан почтасы» (местное подразделение «Почты России»), в 2014 году минкомсвязи РФ утвердило положение о том, что наклеивание почтовых марок на письменную корреспонденцию входит в обязанность отправителя. «В случае, если отправитель не желает наклеивать почтовые марки самостоятельно, ему может быть оказана услуга по наклеиванию марок за дополнительную плату», — сказано в ответе. Однако законность именно этой процедуры и поставили под сомнение антимонопольщики Татарстана. Они уточнили газете «БИЗНЕС Online», что рассматриваемое дело ведется в интересах двух категорий: простых граждан, которые пользуются марками, и организаций с крупным оборотом корреспонденции, которые для этих целей пользуются услугами франкирования. При этом рассматриваются действия «Почты России» только в Татарстане, так как тарифы устанавливаемые филиалами, отличаются друг от друга. Так, стоимость наклеивания марок в РТ установлена в 2 рубля 37 копеек, франкирования — в 2 рубля 20 копеек (в «Татарстан почтасы» подтвердили данные расценки). При этом, по данным УФАС, за аналогичные услуги в Санкт-Петербурге взимается всего 40 копеек.
Отметим, что на сайте УФПС «Татарстан почтасы» указано, что им в 2013 году принято свыше 30,7 млн. единиц письменной корреспонденции. Методом грубого подсчета можно предполжить, что в год спорные услуги по наклеиванию марок приносят татарстанской почте 67 млн. рублей. Как пояснили «БИЗНЕС Online» юристы, за данные нарушения почте может грозить штраф в двукратном размере полученной выручки от реализации услуги. То есть копеечное по своей сути дело может обернуться штрафом свыше сотни миллионов рублей.
Руслан Биктимиров: «Если почта не стремится добровольно улучшать свои правила, это будет приходить через боль и страдания» |
«ЧТО ХОТИТЕ У СЕБЯ РИСУЙТЕ...»
Если отправитель оплатил услугу отправки письма, то больше его ничего волновать не должно, заявил заместитель руководителя УФАС по РТ Руслан Биктимиров. Такой вывод сделан на основе письма из Роскомнадзора по РТ о том, что «наклеивание либо нанесение машиной» — это составная часть универсальной услуги почтовой связи, связанной с приемом и обработкой письменной корреспонденции. При этом необходимо учитывать, что деятельность «Почты России» регулируется законом о связи, а Роскомснадзор — орган, контролирующий исполнение данного закона.
Представитель «Почты России» Ленар Ахметов с доводами, конечно, не согласился, заявив, что Роскомнадзор не правомочен давать такие заключения. Ахметов сослался на письмо из федеральной службы по тарифам, где «четко прописано»: данные услуги в тариф не входят. Сомневаться в верности данных ФСТ не приходится, поскольку оно само эти тарифы и устанавливает, сказал он. То есть плата за наклеивание марок должна взыматься дополнительно. Представители УФАС на это возразили, что в таком случае должны быть отдельно установленные тарифы, например, тариф с наклейкой марок и без них. Затем антимонопольщики задумались, а вообще нужны ли простым клиентам «Почты России» наклеенные марки и штампы? Одна из членов комиссии рассудила: «Я деньги заплатила, у меня есть чек, вы обязаны оказать мне услугу связи. И что хотите, то там у себя рисуйте». То есть, по сути, марки необходимы только почтальонам, чтобы они поняли — оплачено ли письмо, которое к ним пришло. А потребителю эти тонкости неважны, предположила она.
Представитель антимонопольного комитета рассказала, что в ходе подготовки к заседанию она специально зашла на почту отправить письмо, и с нее «уже ничего не взяли на наклейку». На что представитель другой стороны неожиданно парировал: «Почта России» уже наказала всех тех, кто с вас не взял деньги». Аргументирована ремарка была тем, что есть документы, на основании которых функционирует почта, но даже «в совершенно новых правилах оказания услуг почтовой связи» никаких изменений в этой части не внесено. «Как поправят, тогда и мы будем работать по-другому. А пока мы по этим документам работаем», — заявил представитель почты. На это антимонопольщик Биктимиров заметил, что это неправильно, и если почта не стремится добровольно улучшать свои правила, это будет приходить «через боль и страдания».
В итоге антимонопольный орган признал ФГУП «Почта России» нарушившим закон о защите конкуренции и выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Также материалы дела будут переданы «должностному лицу» для принятия решения о возбуждении административного производства, которое уже может завершиться наложением штрафа. Как сообщили в пресс-службе «Татарстан почтасы», решение «по обжалованию» будет принято руководством по итогам изучения мотивирующей части решения УФАС.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
«БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением экспертов об этом в какой-то мере курьезном деле.
Эмиль Гатауллин — адвокат коллегии адвокатов «Раскин и партнеры»:
— Есть такое понятие, как легальное разъяснение акта органом, который его выпустил. Федеральная служба по тарифам в данном случае выглядит авторитетнее, поскольку речь идет о его документе. Но я думаю, что «по жизни» здесь прав ФАС. Потому что можно дробить и дальше эту услугу, например, на услуги по отрезанию марок, по стряхиванию с них пыли и подобное. Наверное, одна универсальная услуга должна включать совершение всех этих действий. Если плата за услугу взимается одновременно со взиманием соответствующего тарифа, то это не является отдельной услугой. Тут нужно подходить с точки зрения здравого смысла. Не придет же человек на почту только для того, чтобы ему наклеили марку — столь абсурдная ситуация и в жизни не возникает... При отправке писем я на такие моменты внимания не обращал. Мне это не нужно, так как все письма, которые я высылаю, связанны с моей работой и почтовые услуги оплачивает клиент.
Наталия Мокеева —заместитель директора департамента юридического агентства «Юнэкс»:
— В соответствии с законом, плата за услуги почтовой связи определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе, за исключением универсальных услуг почтовой связи. Тарифы на оказание универсальных услуг почтовой связи утверждаются ФСТ России, тарифы на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи (ФГУП «Почта России» и ее филиалами) и могут взиматься на договорной основе... Спор состоит в том, насколько услуга по наклеиванию марок входит (или не входит) в состав универсальных услуг. Универсальные услуги почтовой связи — это услуги почтовой связи по доступным ценам для удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации. Управление Роскомнадзора, в свою очередь, в рамках услуг связи осуществляет лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензионных условий и требований. Поскольку именно ФСТ России уполномочен регулировать тарифы на услуги связи «Почты России» и осуществлять контроль за их применением, суд может сделать вывод о превышении полномочий антимонопольного органа по привлечению к ответственности за нарушение ценообразования. Однако административная ответственность за нарушение порядка ценообразования в данном случае может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере полученной выручки от реализации такой услуги за период не более одного года.
Айрат Гатин — генеральный директор ООО «Юридический Центр «Правосудие»:
— Роскомнадзор является подведомственным органом минкомсвязи. Указанным министерством же в 2014 году издан приказ об утверждении правил оказания услуг почтовой связи, в соответствии с которым наклеивание почтовых марок на письменную корреспонденцию на сумму стоимости услуги почтовой связи входит в обязанность отправителя. ФСТ же является самостоятельной службой, подчиняющейся непосредственно правительству России. Однако руководствоваться все же необходимо позицией Роскомнадзора, так как взимание дополнительной платы при оказании услуг почтовой связи сверх установленных тарифов рассматривается как нарушение порядка ценообразования услуг, что подтверждает и судебная практика. Также нельзя обусловливать приобретение одних услуг приобретением других услуг.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.