Алексей Семин
Алексей Семин, по словам пресс-секретаря ASG, вовсе не скрывается, Семин официально предоставлял информацию о своем местонахождении в адрес следствия (фото: Елена Сунгатова, art16.ru)

ПОПРОСИЛИ НА ВЫХОД С ВЕЩАМИ

Сегодня следственный комитет РФ разорвал очередную информационную «бомбу» в рамках дела о сгоревшем ТЦ «Адмирал». Ведомство объявило о том, что миллиардер Алексей Семин теперь официально разыскивается.

«В рамках расследования уголовного дела председатель совета директоров «УК «АС Менеджмент» Алексей Семин объявлен в розыск, — говорится в сообщении. — Также наложен арест на имущество ЗАО «УК «АС Менеджмент» — владельца административного задания торгового центра «Адмирал», а именно более 400 объектов недвижимости и земельных участков на территории Российской Федерации.

Позже пресс-секретарь следственного комитета России Владимир Маркин выступил с разъяснениями. По его словам, у следствия есть данные, что, являясь председателем совета директоров «АС Менеджмент», Семин в действительности осуществлял оперативный контроль за деятельностью этой фирмы.

— Поэтому за те события, которые произошли 11 марта этого года в торговом центре «Адмирал», ему тоже придется отвечать и не в последнюю очередь, — заявил Маркин. — Он обвиняется сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса, среди которых нарушение требований пожарной безопасности, злоупотребление полномочиями и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, санкция которой, кстати, предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

По словам Маркина, следствие предпримет все меры, чтобы Семин, по оперативным данным, находящийся за пределами России, был выдан и ответил по всей строгости закона.

— Мы надеемся, что наши коллеги за рубежом не будут препятствовать этому, а, наоборот, окажут содействие в привлечении к уголовной ответственности человека, причастность которого к совершению перечисленных преступлений у следствия не вызывает сомнений, — продолжает пресс-секретарь СК РФ. — Следствие активно работает по установлению лиц из ряда контролирующих и надзорных органов республики, действие или бездействие которых тоже повлияло на эту трагедию.

«СЕМИН ПРЕДОСТАВЛЯЛ СЛЕДСТВИЮ ИНФОРМАЦИЮ О СВОЕМ МЕСТОНАХОЖДЕНИИ»

Пресс-секретарь ASG Татьяна Славкина в разговоре «БИЗНЕС Online» подчеркнула, что владелец компании вовсе не скрывается: «Следует заметить, что Алексей Семин официально предоставлял информацию о своем местонахождении в адрес следствия». Что касается ареста имущества, то пока это никак не повлияло на компанию: «Сотрудники продолжают работать в текущем режиме и по-прежнему всемерно способствуют расследованию, в частности, представляют необходимые документы и информацию».

Сам миллиардер на телефонные звонки и письма пока не отвечает. Ранее он несколько раз подтверждал, что находится за границей, а именно во Франции, где проживает в своем замке Левевилль.

Как ранее писал «БИЗНЕС Online», Семин предлагал следствию допросить его дистанционно, по Skype. Однако начальник четвертого отдела (по расследованию особо важных дел) СУ СК РФ по РТ Станислав Столяров заявил, что «с точки зрения закона такой вариант допроса невозможен». Присутствие подозреваемого на допросе необходимо, в том числе для подписания следственных документов, отметил он.

Еще один неясный момент в сообщении СК связан с арестом недвижимости. Известно, что сама УК «АС Менеджмент» собственностью не владеет, а лишь управляет. Владельцем же является ПИФ «Казанский земельный инвестиционный фонд», который СК даже не упоминает.

За трагедию в ТЦ «Адмирал», Семину грозит 10 лет лишения свободы

«МЫ БУДЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕСЬ АРСЕНАЛ ЗАЩИТЫ»

Ранее в интервью «БИЗНЕС Online» Семин говорил, что находится за границей как в связи с делами, так и с лечением. Однако от следствия скрываться не собирался.

«Если бы я хотел эмигрировать, я сделал бы это очень давно, — заявил он. — В настоящее время вопрос о моем невозвращении в Россию однозначно не стоит, безусловно, я вернусь. Если к тому времени какие-то вопросы ко мне у следствия останутся, я, безусловно, буду готов на них ответить. И я сейчас полностью открыт для ответов на любые вопросы, связанные с этой трагедией, посредством любых современных средств связи. И как только позволит состояние здоровья, я обязательно вернусь в Россию».

Однако это интервью он дал еще до того, как на него вышли следователи. Вместе с тем Семин выразил сомнения, что инкриминируемые ему обвинения устоят в иностранном суде, где их предстоит подтвердить для экстрадиции.

«Как можно будет в Европейском суде объяснить, что по должностному преступлению привлекают к ответственности недолжностное лицо? Наверное, (следователи) к этому тоже готовы, наверное, какие-то есть уже аргументы, но пока еще ни один юрист не сказал, что да, можно. Единственные оговорки, что в России все можно», — сказал он.

На тот момент миллиардер, похоже, вообще не верил, что процесс зайдет так далеко: «Я глубоко убежден, что до этого вообще не дойдет. Мне хочется верить, что генезис всей этой страшной для нас проблемы заключается не в преследовании Семина, не в желании свести счеты, а в том, что надо разобраться, что же произошло».

При этом миллиардер, что называется, успел «подстелить соломку». ASG располагает мощной командой юристов, однако в области уголовного права или политических репрессий они не специализируются. В интервью Семин не стал скрывать, что для защиты как своей, так и своих сотрудников он привлек специалистов как в Москве, так и в Европе.

«В бой сейчас ежедневно вводятся все новые и новые силы, но они не будут пока воевать, а будут только изучать дело. Сегодня воевать рано. Сегодня мы уверены в том, что все-таки здравый смысл победит. Не нужны ни европейские специалисты по правам человека, ни московские маститые адвокаты, ни казанские лучшие специалисты для того, чтобы увидеть элементарные вещи, которые знает любой юрист, кто за что должен отвечать. Но если этого увидеть не захотят — тогда уж мы будем использовать весь арсенал способов защиты, предусмотренных действующим законодательством как России, так и международным правом», — говорил тогда Семин.

Теперь, видимо, час для того, чтобы «воевать», пробил. План Б владельца ASG, видимо, станет понятен в ближайшее время.

ЧТО ПРОДАЕТ ASG: 5 БИЗНЕС-ЦЕНТРОВ, 9 УЧАСТКОВ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Что касается ареста имущества, то отметим, что пока сообщается лишь о недвижимости, а не о счетах компании. «Если бы были арестованы все расчетные счета, тогда, безусловно, компания не смогла бы заключать сделки, проводить рублевые, валютные операции, то есть вести хозяйственную деятельность. Если же речь идет об аресте активов в виде недвижимого имущества, то это не приостанавливает работу компании, если нет иной санкции суда. То есть компания продолжает работать. Но отчуждать каким бы то ни было способом недвижимое имущество невозможно. Как правило, это делается для того, чтобы в случае предъявления исков облегчить возможность компенсации причиненного ущерба», — пояснил «БИЗНЕС Online» Шота Горгадзе, адвокат, председатель Общественной палаты Московской области.

Тем не менее удар для ASG чувствительный, ведь именно купля-продажи недвижимости — одно из основных для компании направлений деятельности. Согласно официальному сайту «Единой арендной системы» (под этим брендом работает на рынке «АС Менеджмент»), компания выставила на продажу 5 бизнес-центров суммарной стоимостью 870 млн. рублей. Самый дорогостоящий — 309 млн. рублей — расположен на улице Васильченко, 1 (площадь — 10 тыс. «квадратов»). Кроме того, есть бизнес-центры на улице Журналистов, Проточной, Кулагина и Московской. В Набережных Челнах на продажу выставлено офисное здание, известное в автограде как бывший административный комплекс «Челныгорстрой», а в Нижнекамске — бизнес-центр на Студенческой.

Продается 9 земельных участков суммарной стоимостью 817 млн. рублей и общей площадью 96,9 тыс. кв. м: на Кулагина, Оренбургском тракте, проспекте Победы, Минской, Гладилова.

Стоит добавить, что общая площадь недвижимости, принадлежащей ГК ASG, составляет 400 тыс. кв. м, а также земельные участки общей площадью 25 тыс. гектаров. Более 20 млн. кв. м из них расположено в границах города Казани, 22 тыс. га — в пригороде. Совокупная рыночная стоимость активов группы оценивается более чем в 45 млрд. рублей.

Например, компания владеет торгово-деловым комплексом MEGGAPARK (Сибирский тракт, 34), торговым центром MEGGA (Сибирский тракт, 34, корпус 1), бизнес- и торговыми центрами «Проточная», «Авангард», «Алтын», «Грани», несколькими торговыми помещениями на улицах Баумана и Нариманова. Кроме того, в собственности несколько производственно-складских комплексов (на улицах Гладилова, Мухамедьярова, Ибрагимова, Московской, Горьковском шоссе).

Ряд объектов Семина относится к категории «исторические здания» — дом Ажгихина (Пушкина, 38/1), жилой дом XIX века (Татарстан, 10), усадьба «Шакир-солдата» (Тукая, 16), номера Михайлова (Лобачевского, 3/24), усадьба Юнусовых (Тукая, 85-87) и др.

После ареста имущества продать все это богатство не удастся.

ЭКСТРАДИЦИЯ МОЖЕТ ТЯНУТЬСЯ МЕСЯЦАМИ

Что означает арест имущества для компании и какими будут шаги по розыску миллиардера? За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам в юридической области.

Шота Горгадзе — адвокат, председатель Общественной палаты Московской области:

— В случае, если гражданин будет обнаружен правоохранительными органами в России, ему грозит арест. Далее суд будет решать вопрос о мере пресечения. Как правило, если человек скрывался от правоохранительных органов и если правоохранительные органы для его обнаружения были вынуждены объявить его в розыск, суд такого человека арестовывает. Такова сложившаяся практика. Если человек находится за границей и у правоохранительных органов есть информация о его местонахождении за пределами Российской Федерации, он объявляется в международный розыск. И на территории той страны, в которой он будет обнаружен, гражданин задерживается правоохранительными органами страны, где он пребывает. После этого решается вопрос о его экстрадиции в Россию.

Как долго может длиться процедура в случае экстрадиции? Это зависит от того, насколько быстро будет принято решение в стране пребывания гражданина РФ. Насколько быстро его задержат, не будет ли попыток скрыться в третьей стране, не откажет ли страна пребывания в экстрадиции. Как правило, процедура длится несколько месяцев, а то и до года. Из громких дел можно вспомнить дело Полонского (Сергей Полонский — владелец одного из крупнейших московских девелоперов «Миракс Групп»авт.), Камбоджа отказалась выдавать его. При этом его очень долго «искали», хотя всем было известно, где он находится...

Айрат Хикматуллин — адвокат адвокатской фирмы «Юстина-Казань»:

— Для того чтобы экстрадировать подозреваемого в Россию из-за границы, сначала суд должен принять решение об экстрадиции. Затем прокуратура или следственный комитет сделают запрос в соответствующие органы предполагаемой страны пребывания гражданина. Суд оценит достаточность аргументов в пользу экстрадиции и может как удовлетворить запрос российских правоохранительных органов, так и отказать в выдаче подозреваемого. Также суд может усмотреть наличие политической подоплеки или, к примеру, принять решение, что просьба об экстрадиции связана не с уголовным преследованием, а с отъемом активов, и отказать российской стороне.

Что касается арестованного имущества, сложно сказать, сможет ли фирма продолжать деятельность. Если наложен запрет на регистрационные действия, то есть продажу компании, то это не сможет повлиять на деятельность «АС Менеджмент». Если же запрещена деятельность активов, то есть по делу выявлены нарушения, из-за которых решено приостановить, допустим, эксплуатацию конкретных зданий, то компания, конечно, не сможет продолжать работу. Скорее всего, речь идет именно о запрете на регистрационные действия — то, что мы и называем арестом.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Есть несколько видов розыска: местный, федеральный и международный. В какой именно объявлен Алексей Семин? Если мы будем исходить из того, что он объявлен в международный розыск, то существует определенная процедура: составляются определенные документы, предусмотренные протокольными соглашениями с Интерполом, и даются данные об этом гражданине. Также предоставляется информация о преступлении, по которому он привлекается в качестве обвиняемого или подозреваемого — чаще всего речь идет именно об обвиняемом. Далее называются причины и сообщаются данные о том, что этот гражданин находится за переделами Российской Федерации. В связи с тем, что юрисдикция РФ не распространяется на эти страны, следствие обращается в Интерпол, чтобы он предпринял меры к розыску и задержанию указанного человека.

В состав этой организации входят несколько стран, в том числе и Российская Федерация — все ее члены платят определенные сборы. У нас есть представительство Интерпола в Москве, даже в Казани. Если наши следственные органы пошли на этот очень серьезный шаг, связанный с международными институтами, то, я думаю, у следствия вполне достаточные для этого основания.

В рамках международного права есть соглашение об экстрадиции между определенными государствами. Насколько я помню, у нас есть соглашение по данному вопросу с Францией, где, насколько мне известно, мог находиться Алексей Семин. Человек задерживается органами полиции суверенного государства, об этом ставится в известность инициатор розыска — Российская Федерация. Дальше вступает в силу процедура экстрадиции, то есть передачи с юрисдикции одного государства — Франции — в Россию. Экстрадицией занимаются органы прокуратуры. Время экстрадиции зависит от того, как будут переданы все необходимые документы. Важно отметить, что бывает, когда в рамках розыска человек был задержан, но экстрадиция не происходит, поскольку правоохранительные институты страны, где человек задержан, начинают разбираться, действительно ли человек подлежит экстрадиции, то есть носит ли преследование уголовный характер, а не политический, религиозный или конфессиональный. Я думаю, по Семину эти моменты изначально отпадают — политической мотивации тут нет. Экстрадиция обычно осуществляется в течение месяца, максимум двух, но все зависит от того, в какой розыск он объявлен.

Арест недвижимости заключается в том, что в Регистрационную палату вносится определенное письмо — постановление суда о том, что по этим объектам недвижимости нельзя проводить те или иные действия: их нельзя продать, заложить, подарить и т.д. Они работают и выполняют свои функции, но не могут быть переданы другому собственнику.