Вагиз Мингазов
У самого Вагиза Мингазова есть интерес к «Вамин Арча», ведь Арский район его малая родина

«ВАМИН АРЧА» КАК НАГРАДА ЗА... ЧТО?

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на открытый аукцион выставлено имущество ООО «Агрофирма «Вамин Арча» — торги назначены на сегодня.

Напомним, эта компания входила в холдинг «Вамин Татарстан» Вагиза Мингазова. Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», в октябре 2012 года банк ВТБ, которому агрохолдинг задолжал более 400 млн. рублей, инициировал его банкротство. А затем банки-кредиторы вынуждены были вступить в ожесточенное противоборство с представителями семьи сенатора за имущество (7 молокозаводов и ряд предприятий, оцениваемых в 11 млрд. рублей) «Вамина», выведенное в преддверии его банкротства в ООО «Казан», принадлежащее родственникам экс-сенатора. Под натиском властей Татарстана и кредиторов Мингазов вернул имущество. За это правительство РТ решило отдать ему в аренду два актива: Арский молочный комбинат и «Вамин Арча». Эддакий «золотой парашют». По информации «БИЗНЕС Online», договор был подписан с ООО «Арча», которое в равных долях принадлежит детям Мингазова Минтимеру и Василе.

Но, судя по всему, «Арча» задерживалась с арендными платежами. Так, ОАО «Вамин Татарстан» в Арбитражном суде РТ взыскивало с этой компании 8 млн. рублей долга и 27 тыс. неустойки. В решении суда упоминается заключенный сторонами договор аренды: «Вамин» передал «Арче» во временное пользование неназванный имущественный комплекс. Арендная плата составила 5 млн. рублей в месяц. Судя по всему, речь шла об имуществе агрофирмы, ныне выставленном на продажу. Договор аренды был заключен 10 сентября 2013 года до 10 марта 2014-го, но позже его продлили до 10 сентября того же года. Действует ли этот договор в настоящее время? Совладелец «Арчи» Минтимер Мингазов, до которого дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», отказался комментировать ситуацию. Но есть основания предполагать, что компания детей Мингазова продолжает успешно эксплуатировать имущество «Вамин Арча». Так, по телефонам, ранее принадлежавшим этой компании, теперь откликается агрофирма «Арча». По данным системы «Контур Фокус», учредители агрофирмы «Арча» — все то же ООО «Арча» (50%) и некий Ленар Закиров (50%).

Насколько прибыльна аренда «Вамин Арча», неизвестно. Однако еще в апреле 2013 года Арбитражный суд РТ ввел в агрофирме процедуру наблюдения, что неудивительно с учетом банкротства материнского холдинга. Видимо, именно это обстоятельство привело к резкому падению показателей сельхозпредприятия. Согласно открытым данным, компания «Вамин Арча» завершила 2012 год с чистой прибылью по РСБУ в 5,76 млн. рублей, что в 2,34 раза меньше показателя прибыли годом ранее — 13,49 миллиона. Убыток от продаж в 2012-м вырос в 3,52 раза: с 162,58 млн. до 46,16 млн. рублей. Уже через считанные месяцы — 15 июля — агрофирма добралась до финальной стадии банкротства — конкурсного производства. А это неизбежные торги по распродаже имущества.

«Вамин Арча» - это 126 единиц недвижимого имущества стоимостью 165,5 млн. рублей (без учета земли)

КОРОВНИКИ, КАРТОФЕЛЕХРАНИЛИЩА И НЕФТЕБАЗЫ

Что представляет собой «Вамин Арча»? К аукционной документации приложено исследование стоимости владений этой агрофирмы. Его провела в марте прошлого года челнинская компания «Оценка и консалтинг». Это 126 единиц недвижимого имущества стоимостью 165,5 млн. рублей (без учета земли): коровники, телятники, зерно- и картофелехранилища, склады для семян и фуража, конюшни, нефтебазы, гаражи, ремонтные мастерские, столовые и даже пилорама. Все это расположено в населенных пунктах Арского района. Любопытный момент, который очевидно повлияет на конечную стоимость: на все объекты, кроме двух, права собственности не зарегистрированы. 7 объектов (свинарники, коровники, столярный цех), оцененные в 25,85 млн. рублей, заложены в ОАО «АК БАРС» БАНК. 13 коровников и телятников стоимостью 46,9 млн. рублей — предмет обеспечения по кредитам, выданным ОАО «Россельхозбанк». В этой же кредитной организации заложены 8 тракторов стоимостью 5 млн. 694 тыс. рублей. Кроме того, в лот предстоящего аукциона входит 33 авто общей стоимостью около 4 млн. рублей: «ВАЗы», «КАМАЗы», «УАЗы», Chevrolet Niva и так далее. 6 земельных участков «Вамин Арча» площадью чуть более 184 тыс. кв. метров и стоимостью 5,28 млн. рублей на момент оценки были в залоге у того же «АК БАРС» Банка. Есть и не обремененная поручительствами земля общей стоимостью 136 миллионов. Отдельно определена рыночная цена 2,318 тыс. голов скота. Коровы, бычки, телки и нетели, лошади и кобылы стоят 41,22 млн. рублей.

Отметим, что конкурсный управляющий «Вамин Арча» Рузиль Насыров пытается продать имущество агрофирмы с прошлого года — активы «Вамин Арча» выставляют на торги уже в четвертый раз. Первые два раза сельхозактив предлагали единым лотом как имущественный комплекс, но не было подано ни одной заявки. С таким же результатом прошел и третий аукцион, когда агрофирму разделили на два лота: производственно-технологический комплекс (ПТК) и дебиторскую задолженность. Начальная цена первого (основного) — 594,27 млн. рублей, шаг аукциона — 29,7 млн. рублей. Победителем должен был быть признан участник, предложивший наивысшую цену... Впрочем, это не означает, что желающих купить кусок имущества Вагиза Мингазова нет, возможно, вопрос в цене.

Сегодня на продажу выставлены эти же два лота. ПТК — это почти все имущество агрофирмы: 146 единиц недвижимого имущества, 19 земельных участков, 33 единицы автотранспорта, 55 единиц сельхозтехники, 432 наименования основных средств (машины и оборудование), 1251 наименование товарно-материальных ценностей, 11 единиц основных средств (сооружения и оргтехника), 9337,3 центнера семян. На продажу выставлено и 4 тыс. 817 голов крупного рогатого скота. Много это ли мало? Для сравнения: все поголовье КРС в Арском районе на 1 октября прошлого года насчитывало чуть более 39,3 тыс. голов. Иначе говоря, на аукцион выставлено 12% районного скота. Начальная цена ПТК снижена на 60 млн. — до 534, 84 млн. рублей... Во второй лот входят права требования к 13 дебиторам с номинальной стоимостью 24 млн. 414 тыс. 305 рублей с начальной ценой в 39 тыс. 996 рублей. Размер задатка — 10% от начальной цены, шаг аукциона — 5%. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену... Отметим, что задолженность «Вамин Арча» перед кредиторами (львиная доля требований — 97,6% — принадлежит Россельхозбанку, 1,7% — ФНС) на 21 января достигла 1,83 млрд. рублей.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» помощник конкурсного управляющего «Вамин Арча» Валерий Крапивин, у организаторов торгов осталась последняя попытка продать сельхозактив как ПТК. В случае неудачи его можно будет дробить, распродавая по частям. В целом может быть предпринято 7 попыток продажи. Но после шестых торгов новый владелец агрофирмы может определиться уже путем публичного предложения — на понижение стоимости (в отличие от аукциона, где ставки растут).

НИКТО НЕ ПОЗВОЛИТ МИНГАЗОВУ ВЕРНУТЬ АГРОФИРМУ?

Крапивин рассказал «БИЗНЕС Online», что не знает, есть ли крупный игрок, заинтересованный в покупке предприятия. «Можно подождать, пока цена немного упадет, — считает он. — Не у каждого есть деньги, чтобы купить комплекс полностью, нужна серьезная компания. Может быть, кто-то подождет снижения цены и купит все разом». Знакомый с ситуацией источник «БИЗНЕС Online» полагает, что имущество «Вамин Арча» может быть интересно близлежащим хозяйствам. В объявлении о торгах так и говорится: преимущественное право приобретения имеют лица, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, прилегающими к участку «Вамин-Арча». Однако с учетом того, что все ваминовские агрофирмы находятся в банкротстве, претендент на территории Арского района, по его мнению, остается только один — холдинговая компания «Ак Барс», у которой там также располагается хозяйство. Более того, источник уверен, что именно этот холдинг, за которым стоит республика, и станет в итоге покупателем. Скорее всего, он ждет, когда торги пойдут на понижение, чтобы приобрести актив по наиболее привлекательной цене. «Все ликвидные активы ваминовских агрофирм с большим дисконтом получит «Ак Барс холдинг», — убежден собеседник нашего издания. В этом случае холдинг просто расширит границы своих владений в Арском районе. В пользу такого варианта, по его словам, говорит и специфика продажи имущества сельскохозяйственных предприятий в республике: «Безусловно, могут появиться желающие купить, скажем, скот. Конечно, в том случае, если имущество агрофирмы продается не единым лотом. Купить-то его купят, но никакой инвестор не сможет вывезти коров за пределы района. Глава этого не допустит. Полиция просто развернет машину с животными на границе района обратно. Рыночные механизмы в этом случае не действуют». По словам источника, это негласное правило, и все прекрасно о нем знают.

Разумеется, у самого Мингазова тоже есть интерес к этим хозяйствам. Напомним, Арский район — малая родина бывшего парламентария. Он родился в деревне Хасаншаих Арского района, и его рабочая деятельность долгие годы была неразрывно связана с арской землей. Будущий сенатор начинал в 1978 году главным зоотехником в совхозе «Ватан», где вырос до директора. Затем он трудился в арском же совхозе-гиганте «Северный», после чего резко пошел на повышение — стал начальником районного управления сельского хозяйства и продовольствия, первым секретарем Арского райкома КПСС, председателем райсовета и, наконец, в 1992 году — главой Арского района, занимал эту должность вплоть до 1998 года. Поэтому неудивительно, что именно Арский молкомбинат и «Вамин Арча» Мингазов попросил у правительства РТ в виде отступного.

То, что у семьи Мингазовых есть интерес к арским сельхозактивам, подтверждает и источник «БИЗНЕС Online»: «Известно, что люди ведут беседы за Мингазова в ряде агрофирм», — отмечает он. Конечно, экс-сенатор, имеющий огромные долги, напрямую не может заявиться на участие в аукционе. Но это может с легкостью сделать близкая ему компания. Источник «БИЗНЕС Online», близкий к правительству Татарстана, говорит, что именно Мингазов и должен выкупить свой «золотой парашют»: «Думаю, средства у него есть». Другой осведомленный источник, близкий к банкам-кредиторам, напротив, считает, что шансы бывшего владельца ничтожны: «Никто не позволит Мингазову забрать агрофирмы обратно. Это политика».